История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 59 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Языкознание. Его место в системе других наук. Разделы.
Языкознание – наука, изучающая все, когда либо существовавшие, существующие и все могущие существовать в будущем языки, а тем самым, человеческий язык вообще.
Объект изучения – язык. У языкознания свои методы. Это самостоятельная наука. Но языкознание тесно связано с другими науками: точными (математика, кибернетика, программирование и семантика – наука от знаковых системах), естественными (анатомия, физиология, физика, техника), гуманитарными (филология, история, археология, этнография, диалектология, логика).
Основные разделы языкознания:
1)фонетика (учение о звуках),
2)лексикология (наука о слове)
3)фразеология
4)семасиология (наука о значениях слов)
5)ономастика(наука об именах собственных)
-топонимика(о географических названиях)
-антропонимика(об именах)
6)этимология (наука о происхождении слов)
7)грамматика (наука о строении языка)
-морфология (о формах слов)
-синтаксис (о словосочетаниях и предложениях)о
8)диалектология (о наречиях - говорах).
Сущность языка как предмета языкознания.
Сущность языка очень сложна. Во-первых, по функции это важнейшее средство общения. Эта функция называется коммуникативной. Вторая функция – функция воздействия: при помощи языка говорящий выражает свою мысль, экспрессивная – выражение эмоций, эмотивная – функция возбуждения, познавательная, накопительная, знаковая.
Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся важнейшим средством общения людей.
|
Речь – деятельность говорящего, применяющего язык для общения.
Язык впервые разграничил швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр: «Если язык – система средств, то речь – её реализация».
Языкознание делится на общее, частное, синхроническое (исследование языка в данный момент) и диахроническое (исследование языка в истории).
Возникновение языка и происхождение конкретных языков: интеграция и дифференциация.
Точки зрения:
-божественная теория происхождения языка,
-человеческое происхождение языка:
1)биологическая теория (естественная): язык – естественное природное свойство человека,
2)теория трудовых выкриков: возникновение языка в связи с совместным трудом людей.
3)теория звукоподражаний: называя предметы, люди подражают звукам, которые они издают,
4)теория социального договора: для того, чтобы получать новые материальные ценности, собрались в круг и решили создать язык.
По мнению современной науки вопрос о происхождении труда тесно связан с вопросом о происхождении человеческого языка:
-нельзя решать этот вопрос без вопроса о происхождении человека,
-научно доказать нельзя, можно лишь построить гипотезу,
-вопросы не должны решать только лингвисты, но и историки, физиологи, антропологи, лингвисты,
-язык появился тогда, когда возникла потребность коммуникации,
- язык появился сразу как звуковой, более 1млн. лет назад люди уже начали использовать примитивные орудия руда, и в совместном процессе у них появилась потребность что-то сказать друг другу.
Возникновение конкретных языков связано с территориальным расселением людей: чем дальше члены племени оказываются друг от друга, тем более отдаляются их языки и появляются отдельные говоры. Большие государства поглащают малые, заставляя их отказаться от собственного языка.
Основные процессы развития языков: интеграция и дифференциация.
Ни один язык не остаётся неизменным, любой из них развивается на всех уровнях: звуковом, грамматическом, лексическом. Изменения происходят закономерно:
|
-внутренние (собственно лингвистические) закономерности – не зависящие от воли человека,
- внешние (экстралингвистические) – зависят от воли и желания людей(заимствования, профессиональные термины).
Процессы в развитии языка:
- интеграция (схождение) – постепенное накапливание общих явлений,
-дифференциация (расхождение) – постепенное накапливание различий в языке,
- скрещивание – язык победителя (завоевателя) поглощает язык побеждённого:
1)субстрат (черты побеждённого языка при скрещивании),
2)суперстрат (черты языка победителя при скрещивании).
Фонетическое членение речи.
Речь представляет собой звуковой поток – цепь звучаний, которая состоит из отдельных звеньев, самое крупное из них – фраза – самая крупная фонетическая единица. Фразы отделяются одна от другой паузами – остановками речи, во время которых говорящий вдыхает воздух, нужный для продолжения речи. Фразы являются интонацией.
Предложение – понятие синтаксиса, а фраза – фонетики.
Фраза распадается на такты. Такт – часть фразы, объединённая одним ударение. Такты распадаются на слоги – части такта, состоящие из одного или нескольких звуков.
Не все звуки могут образовывать слог. Словообразовательные – гласные. Звуки могут быть ударными и безударными, открытыми и закрытыми. Звук – самое маленькое деление звуковой цепи.
Звук – часть слога, произносимая за одну артикуляцию.
Интонация и её элементы.
Интонация – просодический элемент языка.
Интонация:
- тембр (окраска высказывания),
- мелодика (повышение или понижение тона),
- интенсивность речи (сила или слабость произношения),
- темп (скорость или медленность),
- ритм (соотношение долгих и кратких, ударных и безударных слогов),
- паузы (остановки).
Интонация – ещё и средство выражения грамматического значения.
Алфавит и графика.
Алфавит – буквы какой-либо письменности, расположенные в общепринятом порядкею
Каждая буква в алфавите имеет своё название.
Однако, для того, чтобы научиться читать и писать, нужно знать ещё приёмы передачи сочетания звуков свои для каждого языка, а также – добавочные знаки.
|
Графика – приёмы передачи сочетания звуков и употребление добавочных значков.
Ригатура – слияние букв.
Часто особенности графики в языке связаны с его историей.
Славянский алфавит возник в конце 9 – начале 10 века. Создание азбук связано с именами Кирилла и Мефодия.
Совпадение звуков и букв является неполным; имеется много расхождений между звуком и буквой, что и вызывает появление правил чтения (графических правил) и правил написания слов (орфографических правил).
В алфавите буквы получают звуковое значение каждая в отдельности, в графике – в сочетаниях букв, в орфографии – в составе слов.
Лексикология и её разделы.
Лексикология – наука многоаспектная, то есть в её состав входит много более частных дисциплин:
Семасиология – наука о значениях слов.
Фразеология – наука об устойчивых сочетаниях слов.
Ономастика – наука об именах собственных.
Лексикография – наука о составлении словарей.
Этимология – наука о происхождении слов.
И некоторые, более мелкие.
Лексикология (греч.- наука о словах) – наука о словарном составе языка.
Обобщающая функция слова.
В любом лексическом значении есть обобщение, так как любое слово не соотносится с целым классом однородных предметов, степень обобщения у разных слов различна.
Слово как название понятия.
Любое слово – название вещи (действия, чувства, явления).
Общая предметная соотнесённость – слово охватывает большой класс предметов; частная предметная отнесённость – конкретный предмет; предметная отнесённость определяется только в контексте.
Группы слов по предметной отнесённости:
- слова, имеющие только частную предметную отнесённость (имена собственные);
-слова, выступающие как в общей, так и в частной предметной отнесённости в зависимости от контекста (нарицательные),
-слова, имеющие только общую предметную отнесённость (местоимения).
Слово называют понятием, если оно имеет общую предметную отнесённость, оно всегда выражает понятие.
Понятие – обобщение предметов и явлений. Понятие всегда абстрактно.
Лексическое значение слова не тождественно понятию, слово только выражает понятие, но само таковым не является.
|
Если возникает отождествление слова и понятия, возникает «табу».
У первобытных оно связано с религиозно-мистическими представлениями. Табу являются обозначения смерти, болезни, названий опасных животных.
Эвфемизмы – разрешённые слова-заместители, употребляемые вместо табу.
Мотивированность – обоснование звукового облика слова. Это необязательный признак слова. Она может быть не только реальной, но и фантастической.
Мотивированность – внутренняя форма слова.
Язык и мышление.
Язык и мышление - 2-а неразрывных понятия. Мышление - форма отражения объективной реальности в сознании человека. Три вида процесса мышления как способности мыслить, рассуждать и давать оценки: 1) практически-действительное, 2) наглядно-образное, 3) словесно-логическое. Язык - материальная опора, средство и орудие всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего словарным составом. Мысль только тогда становиться мыслью, когда она высказана речью. Единицы языка связаны с единицами логического мышления (слово<->понятие). Вербальность/авербальность: Мысли без слов бывают! В случае внутренней речи тоже используются слова, но не звуковые (акустические), а речедвигательные. Язык и мышление = диалектическое единство идеального и материального. По Павлову 1-ая сигнальная система - воздействие окружающего мира на чела, 2-ая - воздействие слов на чела. В 30-ые годы (США) возникает гипотеза лингвистической относительности: структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира, те каждый язык отображает свою собственную картину мира т.к. по-разному членит окружающий мир, время, пространство и т.д. (Напр.: В русском – Прош./наст./буд., а в английском эти 3 отрезка членятся на более дробные части. Снег, прямая и хоровод времени и др. прим.) Язык - зеркало между нами и миром. Т.о. языковая картина мира обеспечивает действие принципа духовно-эмоциональной дополнительности. Хотя нас окружает единый мир, представления о нём в разных языках отличаются.
Понятие о грамматике.
Грамматику называют «алгеброй языка», потому что грамматические понятия очень абстрактны, они связаны с действительностью не прямо, а опосредовано.
Связь с действительностью у грамматики осуществляется через лексику, которая связана с действительностью через звук, фонетику.
Грамматика – самая устойчивая часть языка. Быстрее всего в языке меняется лексика, а грамматика и фонетика – гораздо медленнее.
Грамматика (греч. – наука о грамоте) – раздел языкознания, содержащий учения о формах словоизменения и видах словосочетаний и предложений.
|
Раздел, изучающий формы словоизменения – морфология.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
Грамматика:
- историческая (изучает историю грамматического строя языка),
- описательная (изучает грамматический строй языка на определённом этапе).
Образование производных слов в языках разных типов.
Словообразование – образование новых слов при помощи словообразовательных элементов (аффиксов).
1.Аффикс – часть слова, видоизменяющая значение основы.
Аффиксы:
- словообразовательные (лексическое значение слова),
- формообразующие (грамматическое).
Виды аффиксов:
- префикс (приставка) – аффикс, усложняющий производящую основу в препозиции,
- суффикс – аффикс, осложняющий производящую основу в постпозиции,
- конфикс – аффикс, состоящий из двух элементов, которые осложняют производящую основу и в пре -, и в постпозиции
(приставочно-суффиксальный способ).
В разных языках словообразовательные элементы очень различны.
Не всегда при словообразовании используются аффиксы, иногда это флексия.
2.Флексия (окончание).
3. Внутренняя флексия (внутри корня) – флексия основы, то есть изменение звукового состава коря выражает грамматическое значение.
4. Сложение основ.
Фразеологизмы и их виды.
Фразеология – наука об устойчивых сочетаниях слов.
Фразеология изучает неделимые или лексоколизованные сочетания слов.
Лексоколизованные – связанные, неделимые.
Неделимые сочетания называют фразеологическими единицами, их смысл не связан со смыслом входящих в них слов. В предложении такие сочетания являются одним членом.
Фразеологические элементы могут заимствоваться.
Фразеологизмы (Виноградов):
-фразеологические сращения,
- фразеологические единства.
34. самые несвободные сочетания слов (идиомы)- точить лясы, у чёрта на куличиках- (не могут быть переведены на другой язык).
35. Имеются слабые признаки самостоятельности отдельных слов: положить зубы на полку, вылететь в трубу, держать ремень за пазухой.
36. Фразеологические сочетания – самые свободные из всех несвободных – имеются признаки самостоятельности: потупить взор, страх берёт.
Источники фразеологизмов:
- фольклор (и швец, и жнец; мели, Емеля, твоя неделя),
- профессиональная речь (играть первую скрипку, разделать под орех, тянуть канитель).
- цитаты из разных книг, крылатые слова (а Ванька слушает, да ест, беречь, как зеницу ока).
Синонимия и антонимия.
Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию.
Синонимический ряд – группа синонимов.
Главные в синонимическом ряду слова – доминанты, или стержневые слова.
Синонимы различаются по сочетаемости с другими словами (смерть – кончина – каюк. Наступила смерть. Извещаем о кончине. Ему пришёл каюк.).
Синонимы – всегда разнокоренные слова.
То, что синонимы в одном языке, не обязательно – в другом.
Контекстуальные синонимы – зависящие от контекста.
Источники синонимов в языке:
- иностранные языки, из которых заимствуются слова,
- диалектный и литературный язык,
- жаргон.
Языкознание. Его место в системе других наук. Разделы.
Языкознание – наука, изучающая все, когда либо существовавшие, существующие и все могущие существовать в будущем языки, а тем самым, человеческий язык вообще.
Объект изучения – язык. У языкознания свои методы. Это самостоятельная наука. Но языкознание тесно связано с другими науками: точными (математика, кибернетика, программирование и семантика – наука от знаковых системах), естественными (анатомия, физиология, физика, техника), гуманитарными (филология, история, археология, этнография, диалектология, логика).
Основные разделы языкознания:
1)фонетика (учение о звуках),
2)лексикология (наука о слове)
3)фразеология
4)семасиология (наука о значениях слов)
5)ономастика(наука об именах собственных)
-топонимика(о географических названиях)
-антропонимика(об именах)
6)этимология (наука о происхождении слов)
7)грамматика (наука о строении языка)
-морфология (о формах слов)
-синтаксис (о словосочетаниях и предложениях)о
8)диалектология (о наречиях - говорах).
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!