Языкознание. Его место в системе других наук. Разделы. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Языкознание. Его место в системе других наук. Разделы.

2020-04-01 59
Языкознание. Его место в системе других наук. Разделы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Языкознание. Его место в системе других наук. Разделы.

                                                                                                               

Языкознание – наука, изучающая все, когда либо существовавшие, существующие и все могущие существовать в будущем языки, а тем самым, человеческий язык вообще.

 

Объект изучения – язык. У языкознания свои методы. Это самостоятельная наука. Но языкознание тесно связано с другими науками: точными (математика, кибернетика, программирование и семантика – наука от знаковых системах), естественными (анатомия, физиология, физика, техника), гуманитарными (филология, история, археология, этнография, диалектология, логика).

 

Основные разделы языкознания:

1)фонетика (учение о звуках),

2)лексикология (наука о слове)

3)фразеология

4)семасиология (наука о значениях слов)

5)ономастика(наука об именах собственных)

-топонимика(о географических названиях)

-антропонимика(об именах)

6)этимология (наука о происхождении слов)

7)грамматика (наука о строении языка)

-морфология (о формах слов)

-синтаксис (о словосочетаниях и предложениях)о

8)диалектология (о наречиях - говорах).

 

 

Сущность языка как предмета языкознания.

Сущность языка очень сложна. Во-первых, по функции это важнейшее средство общения. Эта функция называется коммуникативной. Вторая функция – функция воздействия: при помощи языка говорящий выражает свою мысль, экспрессивная – выражение эмоций, эмотивная – функция возбуждения, познавательная, накопительная, знаковая.

 

Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся важнейшим средством общения людей.

Речь – деятельность говорящего,  применяющего язык для общения.

 

Язык впервые разграничил швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр: «Если язык – система средств, то речь – её реализация».

Языкознание делится на общее, частное, синхроническое (исследование языка в данный момент) и диахроническое (исследование языка в истории).

 

 

Возникновение языка и происхождение конкретных языков: интеграция и дифференциация.

Точки зрения:

-божественная теория происхождения языка,

-человеческое происхождение языка:

1)биологическая теория (естественная): язык – естественное природное свойство человека,

2)теория трудовых выкриков: возникновение языка в связи с совместным трудом людей.

3)теория звукоподражаний: называя предметы, люди подражают звукам, которые они издают,

4)теория социального договора: для того, чтобы получать новые материальные ценности, собрались в круг и решили создать язык.

 

По мнению современной науки вопрос о происхождении труда тесно связан с вопросом о происхождении человеческого языка:

-нельзя решать этот вопрос без вопроса о происхождении человека,

-научно доказать нельзя, можно лишь построить гипотезу,

-вопросы не должны решать только лингвисты, но и историки, физиологи, антропологи, лингвисты,

-язык появился тогда, когда возникла потребность коммуникации,

- язык появился сразу как звуковой, более 1млн. лет назад люди уже начали использовать примитивные орудия руда, и в совместном процессе у них появилась потребность что-то сказать друг другу.

 

Возникновение конкретных языков связано с территориальным расселением людей: чем дальше члены племени оказываются друг от друга, тем более отдаляются их языки и появляются отдельные говоры. Большие государства поглащают малые, заставляя их отказаться от собственного языка.

 

 

Основные процессы развития языков: интеграция и дифференциация.

Ни один язык не остаётся неизменным, любой из них развивается на всех уровнях: звуковом, грамматическом, лексическом. Изменения происходят закономерно:

-внутренние (собственно лингвистические) закономерности – не зависящие от воли человека,

- внешние (экстралингвистические) – зависят от воли и желания людей(заимствования, профессиональные термины).

 

Процессы в развитии языка:

- интеграция (схождение) – постепенное накапливание общих явлений,

-дифференциация (расхождение) – постепенное накапливание различий в языке,

- скрещивание – язык победителя (завоевателя) поглощает язык побеждённого:

1)субстрат (черты побеждённого языка при скрещивании),

2)суперстрат (черты языка победителя при скрещивании).

 

 

Фонетическое членение речи.

Речь представляет собой звуковой поток – цепь звучаний, которая состоит из отдельных звеньев, самое крупное из них – фраза – самая крупная фонетическая единица. Фразы отделяются одна от другой паузами – остановками речи, во время которых говорящий вдыхает воздух, нужный для продолжения речи. Фразы являются интонацией.

 

Предложение – понятие синтаксиса, а фраза – фонетики.

Фраза распадается на такты. Такт – часть фразы, объединённая одним ударение. Такты распадаются на слоги – части такта, состоящие из одного или нескольких звуков.

Не все звуки могут образовывать слог. Словообразовательные – гласные. Звуки могут быть ударными и безударными, открытыми и закрытыми. Звук – самое маленькое деление звуковой цепи.

Звук – часть слога, произносимая за одну артикуляцию.

 

 

Интонация и её элементы.

Интонация – просодический элемент языка.

Интонация:

- тембр (окраска высказывания),

- мелодика (повышение или понижение тона),

- интенсивность речи (сила или слабость произношения),

- темп (скорость или медленность),

- ритм (соотношение долгих и кратких, ударных и безударных слогов),

- паузы (остановки).

Интонация – ещё и средство выражения грамматического значения.

 

 

Алфавит и графика.

Алфавит – буквы какой-либо письменности, расположенные в общепринятом порядкею

 

Каждая буква в алфавите имеет своё название.

Однако, для того, чтобы научиться читать и писать, нужно знать ещё приёмы передачи сочетания звуков свои для каждого языка, а также – добавочные знаки.

 

Графика – приёмы передачи сочетания звуков и употребление добавочных значков.

Ригатура – слияние букв.

Часто особенности графики в языке связаны с его историей.

Славянский алфавит возник в конце 9 – начале 10 века. Создание азбук связано с именами Кирилла и Мефодия.

Совпадение звуков и букв является неполным; имеется много расхождений между звуком и буквой, что и вызывает появление правил чтения (графических правил) и правил написания слов (орфографических правил).

В алфавите буквы получают звуковое значение каждая в отдельности, в графике – в сочетаниях букв, в орфографии – в составе слов.

 

 

Лексикология и её разделы.

Лексикология – наука многоаспектная, то есть в её состав входит много более частных дисциплин:

 

Семасиология – наука о значениях слов.

Фразеология – наука об устойчивых сочетаниях слов.

Ономастика – наука об именах собственных.

Лексикография – наука о составлении словарей.

Этимология – наука о происхождении слов.

И некоторые, более мелкие.

 

Лексикология (греч.- наука о словах) – наука о словарном составе языка.

 

 

Обобщающая функция слова.

В любом лексическом значении есть обобщение, так как любое слово не соотносится с целым классом однородных предметов, степень обобщения у разных слов различна.

 

 

Слово как название понятия.

Любое слово – название вещи (действия, чувства, явления).

Общая предметная соотнесённость – слово охватывает большой класс предметов; частная предметная отнесённость – конкретный предмет; предметная отнесённость определяется только в контексте.

 

Группы слов по предметной отнесённости:

- слова, имеющие только частную предметную отнесённость (имена собственные);

-слова, выступающие как в общей, так и в частной предметной отнесённости в зависимости от контекста (нарицательные),

-слова, имеющие только общую предметную отнесённость (местоимения).

 

Слово называют понятием, если оно имеет общую предметную отнесённость, оно всегда выражает понятие.

Понятие – обобщение предметов и явлений. Понятие всегда абстрактно.

Лексическое значение слова не тождественно понятию, слово только выражает понятие, но само таковым не является.

Если возникает отождествление слова и понятия, возникает «табу».

У первобытных оно связано с религиозно-мистическими представлениями. Табу являются обозначения смерти, болезни, названий опасных животных.

Эвфемизмы – разрешённые слова-заместители, употребляемые вместо табу.

Мотивированность – обоснование звукового облика слова. Это необязательный признак слова. Она может быть не только реальной, но и фантастической.

Мотивированность – внутренняя форма слова.

Язык и мышление.

Язык и мышление - 2-а неразрывных понятия. Мышление - форма отражения объективной реальности в сознании человека. Три вида процесса мышления как способности мыслить, рассуждать и давать оценки: 1) практически-действительное, 2) наглядно-образное, 3) словесно-логическое. Язык - материальная опора, средство и орудие всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего словарным составом. Мысль только тогда становиться мыслью, когда она высказана речью. Единицы языка связаны с единицами логического мышления (слово<->понятие). Вербальность/авербальность: Мысли без слов бывают! В случае внутренней речи тоже используются слова, но не звуковые (акустические), а речедвигательные. Язык и мышление = диалектическое единство идеального и материального. По Павлову 1-ая сигнальная система - воздействие окружающего мира на чела, 2-ая - воздействие слов на чела. В 30-ые годы (США) возникает гипотеза лингвистической относительности: структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира, те каждый язык отображает свою собственную картину мира т.к. по-разному членит окружающий мир, время, пространство и т.д. (Напр.: В русском – Прош./наст./буд., а в английском эти 3 отрезка членятся на более дробные части. Снег, прямая и хоровод времени и др. прим.) Язык - зеркало между нами и миром. Т.о. языковая картина мира обеспечивает действие принципа духовно-эмоциональной дополнительности. Хотя нас окружает единый мир, представления о нём в разных языках отличаются.

 

Понятие о грамматике.

 

Грамматику называют «алгеброй языка», потому что грамматические понятия очень абстрактны, они связаны с действительностью не прямо, а опосредовано.

Связь с действительностью у грамматики осуществляется через лексику, которая связана с действительностью через звук, фонетику.

Грамматика – самая устойчивая часть языка. Быстрее всего в языке меняется лексика, а грамматика и фонетика – гораздо медленнее.

Грамматика (греч. – наука о грамоте) – раздел языкознания, содержащий учения о формах словоизменения и видах словосочетаний и предложений.

Раздел, изучающий формы словоизменения – морфология.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Грамматика:

- историческая (изучает историю грамматического строя языка),

- описательная (изучает грамматический строй языка на определённом этапе).

Образование производных слов в языках разных типов.

Словообразование – образование новых слов при помощи словообразовательных элементов (аффиксов).

 

1.Аффикс – часть слова, видоизменяющая значение основы.

Аффиксы:

- словообразовательные (лексическое значение слова),

- формообразующие (грамматическое).

Виды аффиксов:

- префикс (приставка) – аффикс, усложняющий производящую основу в препозиции,

- суффикс – аффикс, осложняющий производящую основу в постпозиции,

- конфикс – аффикс, состоящий из двух элементов, которые осложняют производящую основу и в пре -, и в постпозиции

(приставочно-суффиксальный способ).

 

В разных языках словообразовательные элементы очень различны.

Не всегда при словообразовании используются аффиксы, иногда это флексия.

 

2.Флексия (окончание).

3. Внутренняя флексия (внутри корня) – флексия основы, то есть изменение звукового состава коря выражает грамматическое значение.

4. Сложение основ.

 

 

Фразеологизмы и их виды.

Фразеология – наука об устойчивых сочетаниях слов.

Фразеология изучает неделимые или лексоколизованные сочетания слов.

Лексоколизованные – связанные, неделимые.

 Неделимые сочетания называют фразеологическими единицами, их смысл не связан со смыслом входящих в них слов. В предложении такие сочетания являются одним членом.

Фразеологические элементы могут заимствоваться.

Фразеологизмы (Виноградов):

-фразеологические сращения,

- фразеологические единства.

 

34. самые несвободные сочетания слов (идиомы)- точить лясы, у чёрта на куличиках- (не могут быть переведены на другой язык).

35. Имеются слабые признаки самостоятельности отдельных слов: положить зубы на полку, вылететь в трубу, держать ремень за пазухой.

36. Фразеологические сочетания – самые свободные из всех несвободных – имеются признаки самостоятельности: потупить взор, страх берёт.

 

Источники фразеологизмов:

- фольклор (и швец, и жнец; мели, Емеля, твоя неделя),

- профессиональная речь (играть первую скрипку, разделать под орех, тянуть канитель).

- цитаты из разных книг, крылатые слова (а Ванька слушает, да ест, беречь, как зеницу ока).

 

 

Синонимия и антонимия.

Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию.

Синонимический ряд – группа синонимов.

Главные в синонимическом ряду слова – доминанты, или стержневые слова.

Синонимы различаются по сочетаемости с другими словами (смерть – кончина – каюк. Наступила смерть. Извещаем о кончине. Ему пришёл каюк.).

Синонимы – всегда разнокоренные слова.

То, что синонимы в одном языке, не обязательно – в другом.

Контекстуальные синонимы – зависящие от контекста.

 

Источники синонимов в языке:

- иностранные языки, из которых заимствуются слова,

- диалектный и литературный язык,

- жаргон.

 

 

Языкознание. Его место в системе других наук. Разделы.

                                                                                                               

Языкознание – наука, изучающая все, когда либо существовавшие, существующие и все могущие существовать в будущем языки, а тем самым, человеческий язык вообще.

 

Объект изучения – язык. У языкознания свои методы. Это самостоятельная наука. Но языкознание тесно связано с другими науками: точными (математика, кибернетика, программирование и семантика – наука от знаковых системах), естественными (анатомия, физиология, физика, техника), гуманитарными (филология, история, археология, этнография, диалектология, логика).

 

Основные разделы языкознания:

1)фонетика (учение о звуках),

2)лексикология (наука о слове)

3)фразеология

4)семасиология (наука о значениях слов)

5)ономастика(наука об именах собственных)

-топонимика(о географических названиях)

-антропонимика(об именах)

6)этимология (наука о происхождении слов)

7)грамматика (наука о строении языка)

-морфология (о формах слов)

-синтаксис (о словосочетаниях и предложениях)о

8)диалектология (о наречиях - говорах).

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.