Комментарии к статье 129 Бюджетного кодекса РФ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Комментарии к статье 129 Бюджетного кодекса РФ

2020-04-01 95
Комментарии к статье 129 Бюджетного кодекса РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Глава 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает законодательный порядок перераспределения бюджетных средств путем использования различных форм межбюджетных трансфертов. Понятие "трансферт" происходит от английского transfer - перенос, перемещение.

Легальное понятие межбюджетных трансфертов содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Примечательно, что в рамках действовавшей до 1 января 2005 г. редакции Бюджетного кодекса РФ глава 16 называлась "Межбюджетные отношения" и содержала несколько иные, нежели сейчас, нормы. Так, в ней содержалось понятие межбюджетных отношений, под которыми понимались отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 129 БК РФ). Таким образом, к межбюджетным причислялись любого рода отношения, возникающие между различными уровнями бюджетной системы РФ.

В действующей редакции БК РФ данное определение содержится в ст. 6 БК РФ и под межбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Таким образом, можно сделать логичный вывод о том, что законодатель идет по пути выработки более универсальных понятий.

Взаимосвязь межбюджетных правоотношений и трансфертов проявляется в том, что процесс передачи средств, перераспределение денежных средств от одних бюджетных фондов в пользу других - это и есть, по сути, отношения между бюджетами различных уровней.

В качестве особенностей главы 16 БК РФ стоит отметить то, что в ней нет описания принципов построения межбюджетных правоотношений, а также закрепляется принципиально иной порядок предоставления бюджетных средств.

Очевидным становятся явные недостатки, связанные с тем, что законодатель не проявляет единого подхода при рассмотрении вопроса о трансфертах. С одной стороны, преимуществом действующей редакции главы 16 выступает более детальное описание форм межбюджетных трансфертов (по каждому из уровней, более четкие основания предоставления), с другой - сохраняются недостатки, связанные с наличием ряда технических норм (например, отсылки на методику расчета минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности бюджета субъекта РФ в ч. 2 ст. 131 БК РФ).

К формам межбюджетных трансфертов относятся дотации, субсидии, субвенции, а также иные формы финансовой помощи. В ранее действовавших редакциях БК РФ в качестве самостоятельной формы межбюджетных трансфертов относили и бюджетный кредит.

Комментируемая статья закрепляет перечень межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. В соответствии со статьей 129 из федерального бюджета средства могут выделяться бюджетам субъектов РФ и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Следовательно, по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ круг получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета сильно изменился. В ранее действовавшей редакции БК РФ в качестве получателей межбюджетных трансфертов выступали бюджеты субъектов РФ, а также бюджеты отдельных муниципальных образований.

Очевидным является то, что формы межбюджетных трансфертов довольно сильно изменились, в частности, в части 2 ст. 131 БК РФ предусматривается, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 42 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ составлял 260,418336 млрд. руб. (около 4% от общего объема расходов федерального бюджета на 2007 год).

В редакции БК РФ от 26.04.2007 предусматривалось, что помимо дотаций за счет средств фонда могут выдаваться и иные дотации и субвенции. Например, приложением 10 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2007 год" ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрено выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в объеме 500 млн. руб.

Следует отметить, что формой межбюджетных трансфертов в ранее действовавшей редакции БК РФ считалась финансовая помощь. Так, например, в ст. 41 БК РФ финансовая помощь относилась к разновидности безвозмездных и безвозвратных перечислений. Недостатком БК РФ является то, что понятие финансовой помощи раскрывалось в нем описательно, через определенные ее формы. Под финансовой помощью подразумеваются денежные средства, перечисляемые в бюджет одного общественно-территориального образования из бюджета другого общественно-территориального образования на основе безвозмездности и безвозвратности как результат установленного нормами права распределения финансовых ресурсов между входящими в состав государства территориями с низким уровнем бюджетной обеспеченности.

Если сравнить редакцию БК РФ от 23.12.2003 и редакцию от 24.04.2007, то можно увидеть то обстоятельство, что в ныне действующей редакции БК РФ финансовая помощь - это более узкое понятие.

Статья 130. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

 

. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать указанные в статье 215.1 настоящего Кодекса соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:

устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

. В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополнительные к установленным пунктом 3 настоящей статьи меры:

подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии, требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (плановый период);

проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

иные меры, установленные федеральными законами.

. При несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1 и статьей 107 настоящего Кодекса, Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

. Бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

. В случае, если не позднее 1 июля текущего финансового года законом субъекта Российской Федерации принято решение об отказе (полностью или частично) от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций), ограничения и меры, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами, в очередном финансовом году в отношении данного субъекта Российской Федерации применяются исходя из расчетного сокращения доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в собственных доходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних финансовых лет общей величины уменьшаемых межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году.


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.