Общая географическая характеристика — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общая географическая характеристика

2020-04-01 149
Общая географическая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вариант № 6

Исходные данные

Страна делится на 2 условных региона: А и Б. В каждом регионе имеются три отрасли: добывающая промышленность (Добыча), производство готовой продукции (Готовая продукция) и производство услуг (Услуги). Прожиточный минимум – 198,29 руб.

Регион А, млрд. руб.

Выпуск

Промежуточный спрос

Конечный спрос

Выпуск

Затраты

Добыча

Готовая

продукция

Услуги

Всего

Всего

в том числе

Конечное потребление Валовое накопление Чистый ввоз/вывоза
Добыча 54 65 4 123 132,9 63 65 4,9 75
Гот. продукция 9,3 5 8,9 23,2 27 1 21 5 78
Услуги 2,7 5 46 53,7 59,9 32 2,9 25 60
ИТОГО 66 75 58,9 199,9 219,8 96 88,9 34,9 213
Валовая ДС 9 3 1,1 13,1

 

Выпуск 75 78 60 213

 

Занятость 4,9 5,2 1,9 12

 

 

Численность населения (ЧН) 1010 млн. чел.

Трудовые ресурсы (ЧЗ) 468 млн. чел.

Прожиточный минимум (ПМ) 190 руб.

 


Регион Б, млрд. руб.

Выпуск

Промежуточный спрос

Конечный спрос

Выпуск

Затраты

Добыча

Готовая

продукция

Услуги

Всего

Всего

в том числе

Конечное потребление Валовое накопление Чистый ввоз/ вывоза
Добыча 5,7 2,5 54 62,2 176 45 86 45 140
Гот. продукция 65 2,8 6,8 74,6 15,4 4,6 6,6 4,2 50
Услуги 65 42 5 112 6,1 2,5 1,5 2,1 70
ИТОГО 135,7 47,3 65,8 248,8 197,5 52,1 94,1 51,3 260
Валовая ДС 4,3 2,7 4,2 11,2

 

Выпуск 140 50 70 260

 

Занятость 4,7 8,9 57 70,6

 

Численность населения 49 млн. чел.

Трудовые ресурсы 21 млн. чел.

Прожиточный минимум (ПМ) 210 руб.

 

Вывоз и ввоз/ экспорт и импорт по регионам страны

 

Регион А

Регион Б

Страна

Выв Вв Экс Имп Выв Вв Экс Имп Экс Имп Сальдо
Добыча 5,3 67 23 - 45 43 5,9 - 28,9 - 28,9
Гот.пр. 35 78 24 4,5 7,4 15 4,7 46 28,7 50,5 -21,8
Услуги 0,5 2 4 5,7 5,9 7 0,2 5,5 4,2 11,2 -7
ВСЕГО 10,8 147 51 10,2 58,3 65 10,8 51,5 61,8 61,7 0,1

 

Решение:

I.     В таблицах региональных балансов рассчитать:

а) строки «Всего» и «Итого»;

б) продублировать столбец «Выпуск» в одноименную строку;

в) валовую добавленную стоимость как разницу между выпуском и строкой «Итого».

 

II. В таблице «Ввоз-Вывоз» рассчитать:

а) столбцы «Экспорт страны» и «Импорт страны» путём сложения соответствующих столбцов по регионам;

б) столбец «Сальдо» путём вычитания значения импорта из экспорта.

 

III. Межотраслевой баланс производства и распределения продукта страны:

Выпуск

Промежуточный спрос

Конечный спрос

Выпуск

Затраты

Добыча

Готовая

продукция

Услуги

Всего

Всего

в том числе

Конечное потребление Валовое накопление Чистый ввоз/вывоза
Добыча 59,7 67,5 58 185,2 308,9 108 151 49,9 215
Гот. продукция 74,3 7,8 15,7 97,8 42,4 5,6 27,6 9,2 128
Услуги 67,7 47 51 165,7 66 34,5 4,4 27,1 130
ИТОГО 201,7 122,3 124,7 448,7 417,3 148,1 183 86,2 473
Валовая ДС 13,3 5,7 5,3 24,3

 

Выпуск 215 128 130 473

 

Занятость 9,6 14,1 58,9 82,6

 

 

IV. Показатели для каждого региона:

а) ВРП на душу населения:

ВРПдн= ВРП

                ЧН

ВРПдн А = 13100 / 1010 = 12,97

ВРПдн Б = 11200 / 49 = 228,57

 

б) ВРП на одного занятого в экономике (производительность труда):

Птр = ВРП

            ЗН

Птр А = 13100 / 12 = 1091,6

Птр Б = 11200 / 70,6 = 158,64

 

в) Конечное потребление на душу населения:

КПдн= КП

             ЧН

К Пдн А = 96000 / 1010 = 95,05

К Пдн Б = 52100 / 49 = 1063,27

 

г) Коэффициент покупательной способности:

Кпс = КПдн

          ПМ

Кпс А = 95,05 / 0,00019 = 500263,16

Кпс Б = 1063,26 / 0,00021 = 5063142,9

 

д) Доля конечного потребления и валового накопления в ВРП:

Дкп = КП                Двн = ВН

          ВРП                        ВРП

Регион А:

Дкп = 96 / 13,1 = 7,33

Двн = 88,9 / 13,1 = 6,79

Регион Б:

Дкп = 52,1 / 11,2 = 4,652

Двн = 94,1 / 11,2 = 8,402

 

Таблица:

Показатель Регион А Регион Б Ср. по стране
ВРПдн 12,97 288,57 120,77
% к ср. знач. 10,74 189,3 100
КПдн 95,05 1063,27 579,16
% к ср. знач. 16,41 183,59 100
Кпс 500263,16 5063142,9 2781703,03
% к ср. знач. 18 182 100
Птр 1091,6 158,64 625,12
% к ср. знач. 175 25 100

 

V. Оценка открытости регионов:

а)Коэффициент вывоза по отраслям:

Квыв = Вывоз *100%

           Выпуск

Регион А:

Квыв Д = (5,3 / 75)*100 = 7,07

Квыв ГП = (35 / 78)*100 = 44,9

Квыв У = (0,5 / 60)*100 = 0,83

Регион Б:

Квыв Д = (45 / 140)*100 = 32,14

Квыв ГП = (7,4 / 50)*100 = 14,8

Квыв У = (5,9 / 70)*100 = 8,43

Регионы в целом:

Квыв А = (10,8 / 213)*100 = 5,07

К выв Б = (58,3 / 260)*100 = 22,42

б) Коэффициент ввоза по отраслям:

 Квв =             Ввоз               *100%

            Выпуск +Ввоз – Вывоз

Регион А:

Квв Д = (67 / (75+67 – 5,3))*100 = 49

Квв ГП = (78 / (78+78 – 35))*100 = 64,5

Квв у = (2 / (60+2 – 60))*100 = 100

Регион Б:

Квв Д = (43 / (140+43 – 45))*100 = 31,2

Квв ГП = (15 / (50+15 – 7,4))*100 = 26,04

Квв у = (7 / (70+7 – 5,9))*100 = 9,84

Регионы в целом:

Квв А = (147 / (213 +147 – 10,8))*100 = 42,09

Квв Б = (65 / (260 + 65 – 58,3))*100 = 24,37

 

в) Коэффициент товарообмена по отраслям:

Кто = Ввоз +Вывоз *100%

                Выпуск

Регион А:

Кто Д = ((67+5,3)/75)*100 = 96,4

Кто ГП = ((75+35 / 78)*100 = 141

Кто У = ((2+0,5) / 60)*100 = 4,2

Регион Б:

Кто Д = ((43+45)/140)*100 = 62,86

Кто ГП = ((15+7,4 / 50)*100 = 4,48

Кто У = ((7+5,9) / 70)*100 = 18,43

 Регионы в целом:

Кто А = ((147 + 10,8) / 213)*100 = 74,08

К­то Б = ((65 + 58,3) / 260)*100 = 47,42

 

г) Коэффициенты межрегиональной и внешнеэкономической открытости и регионов:

Охмр = Ввозрег. +Вывозрег. *100%

                    ВРП

Охвэ = Импортрег. +Экспортрег. *100%

                           ВРП

Регион А:

Охмр =((10,8+147) / 13,1) *100 = 1204,58

Охвэ = ((10,2+51) / 13,1) *100 = 467,2

Регион Б:

Охмр =((65+58,3) / 11,2) *100 = 1100,89

Охвэ = ((51,5+10,8) /11,2) *100 = 556,25

 

д) Экспорт межрегиональной связанности в стране:

 Кмс = å вывоза из регионов + å ввоза в регионы *100%

                                ВВП страны

Кмс = (10,8+53,3) + (147+65) *100 = 1156,8

                  13,1+11,2

 

е) Коэффициент внешнеэкономической открытости страны:

Квэ = Импортстр +Экспортстр  *100%

                        ВВП

Квэ = 10,2+51,5+51+10,8 *100 = 508,23

          13,1+11,2

Таблица:

Регион

Отрасли

Регион в целом

Добыча ГП Услуги

Регион А

Квыв 7,07 44,9 0,83 5,07
Квв 49 64,5 100 42,09
Кто 96,4 141 4,2 74,08

Регион Б

Квыв 32,14 14,8 8,43 22,42
Квв 31,2 26,04 9,84 24,37
Кто 62,86 4,48 18,43 47,42

VI. Анализ отраслевой и территориальной структур производителя:

а) Отраслевая структура производства формируется путём нахождения доли выпуска отрасли в общем объёме выпуска в регионе или стране:

Доi = Вi   *100%

          ВРП

Регион А:

До Д = (75 / 213) *100 = 35,2

До ГП = (78 / 213) *100 = 36,6

До У = (60 / 213) *100 = 28,2

Регион Б:

До Д = (140 / 260) *100 = 53,8

До ГП = (50 / 260) *100 = 19,2

До У = (70 / 260) *100 = 27

По стране в целом:

До Д = (95 / 190) *100 = 50

До ГП = (40 / 190) *100 = 21,05

До У = (55 / 190) *100 = 28,95

 

Таблица:

Отрасль Регион А Регион Б Страна
Добыча 35,2 53,8 50
Готовая продукция 36,6 19,2 21,05
Услуги 28,2 27 28,95
ИТОГО 100 100 100

 

б) Территориальная структура производства формируется путём нахождения доли выпуска продукции отрасли в регионе общем объёме выпуска отрасли в стране:

Дрi = Врi *100%

         Всi

Регион А:

Др Д = (75 / 215) *100 = 34,9

Др ГП = (78 / 128) *100 = 60,9

Др У = (60 / 130) *100 = 46,15

Регион Б:

Др Д = (140 / 215) *100 = 65,1

Др ГП = (50 / 128) *100 = 39,1

Др У = (70 / 130) *100 = 53,85

Итого по регионам:

Др А = (213 / 473) *100 = 45,03

Др Б = (260 / 473) *100 = 54,97

 

Таблица:

Отрасль Регион А Регион Б Страна
Добыча 34,9 65,1 100
Готовая продукция 60,9 39,1 100
Услуги 46,15 53,85 100
ИТОГО 45,03 54,97 100

 

В) Рассчитать коэффициенты локализации:

:
КЛi r = Вi r       Вi   , где

           Вr       В

Вi r – объём выпуска i-ой отрасли в регионе r;

Вr – объём валового выпуска в регионе r;

Вi – общий объём выпуска i-ой отрасли в стране;

В – объём валового выпуска в стране.

Регион А:

:
Кл Д = 75      215 = 0,77

     213      473 

:
Кл ГП = 78   128 = 1,365

213  473

:
Кл У = 60    130 = 1,03

      213   473

Регион Б:

:
Кп Д = 140  215 = 1,2

       260  473 

:
Кп ГП = 50 128 = 0,704

260 473

:
Кп У = 70   130 = 0,982

      260  473

Таблица:

Отрасль Регион А Регион Б
Добыча 0,77 1,2
Готовая продукция 1,365 0,704
Услуги 1,03 0,982

 

Выводы по результатам анализа:

 

Регион Б имеет значительное преимущество по производству ВРП на душу населения, а также по конечному потреблению на душу населения. Показатель производительности труда в регионе А выше, чем в регионе Б в 7 раз, что говорит о неэффективности производства в регионе Б. Коэффициент покупательской способности в регионе Б выше, чем в регионе А, что ведет к высокой покупательной способности в регионе Б. Коэффициент вывоза по региону Б, составляет 5,07, что значительно меньше Квыв региона А, составляющего 22,42 в 4 раза, т.е. регион Б вывозит больше продукции добывающей промышленности и услуг. Коэффициент ввоза региона А больше Квв региона Б. Коэффициент товарообмена по региону А, составляет 74,08, а по региону Б – 47,42, что на 27% ниже чем у региона А. Коэффициенты межрегиональной и внешнеэкономической открытости в регионах не сильно различны. 

Отраслевая структура производства Регионов распределена следующем образом: в регионе А преобладают добыча (35%) и производство готовой продукции 37%, в регионе Б добыча (54%) сильно превышает показатели других отраслей, что сильно влияет на показатели страны. Добывающая промышленность преобладает в регионе Б, и составляет 65% по стране, против 35% в регионе Б. Также показатели региона Б, по предоставлению услуг, выше чем в регионе Б, на 12%. Коэффициент локализации по добыче в регионе А составляет 0,77, а регионе Б – 1,2; Кл по готовой продукции в регионе А составляет 0,72, в регионе Б – 1,44; Кл по услугам в регионе А – 1,365, в регионе Б – 0,704. Следовательно в регионе А более развито производство готовой продукции и предоставление услуг, а в регионе Б добывающая промышленность.


Рельеф

Рельеф области преимущественно равнинный с неболь­шим колебанием абсолютных высот на близком расстоянии. В западной части колебания составляют 5-20м, в восточной до 50-100 м. Территория области постепенно повышается с запада на восток, образуя несколько ступеней. Самая низкая занимает западную часть Барабинской равнины с высотами 90 – 120 м и ограничивается на востоке приблизительно по линии Карасук - Довольное - Барабинск - южная часть Кыштовки. Наибольшие площади имеют высоту 100-116м. В долинах рек Обь, Тартас, и на высоты опускаются до 90м. Вторая ступень - Васкяздкжая плоская равнина и восточная часть Барабинской равнины с относительными высотами 5-59м. Формы рельефа по высоте низменные, равнины полого - волнистые. Третью ступень образуют Приобское плато, Кузнецкая котловина. Абсолютные высоты составляют 90 - 350м, относительные до 100 - 150м. Это возвышенные, волнистые и холмистые равнины (сопка - Холодная - 381м, сопка Михайловская -343м) Четвертую ступень рельефа представляет Салаирский кряж - поднятие с абсолютной высотой до 400 - 500м.

Таким образом, несмотря на преобладание равнинной поверхности, рельеф области разнообразен.

Климат

В области преобладает континентальный климат умерен­ных широт. Отличается быстрая смена климатических условий севера на юг. Для климата характерны различные колебания среднемесячных (до38градусов) и абсолютных температур воздуха (до 91 градусов); яркая выраженность 4-х сезонов с продолжительной холодной зимой, сравнительно коротким летом и краткими переход­ными периодами - весной и осенью небольшое годовое   количество осадков (250 - 500мм) и неравномерное их распределение по сезонам года с максимумом в летние месяцы. Климатические условия можно оценить как удов­летворительные для жизнедеятельности человека, для сельскохозяйственного производства. Суммы температур воздуха выше 10 градусов составляют 1600градусов в таежной зоне и на Севере, на крайнем юго-западе в зоне степи 2000 градусов. Такое количество тепла достаточно для созревания скороспелых и среднеспелых сортов яровой пшеницы, овса, ячменя, озимой ржи, проса, гречихи, гороха, льна, конопли, подсолнечника, овощных культур, ягодников. В южных районах области возможно выращивание позднеспелых сортов кукурузы, сахарной свеклы. К неблагоприятным климатическим условиям выращивания сельскохозяйственных культур относятся поздние весенние, ранние осенние заморозки, засухи и т.д.

Для большей части области (лесостепь и степь) в период вегетации создаются трудные условия обеспечения расте­ний водой. Коэффициент увлажнения в большинстве лет менее 1,0. Поэтому необходимы работы по накоплению влаги в почве. В области необходимо орошение. Прогнозируется иссушение климата.

Природные ресурсы региона

Гидроресурсы

Внутренние воды области представлены реками, озера­ми, подземными водами. В НСО протекает около 430 рек длиной более 10км. 21река имеет длину более 100км. Самая крупная - Обь. Реки области относятся к 3-м бассейнам: реки Обь (Бердь, Йня, Шегарка и др), реки Иртыш (Тара, Омь и их притоки); бассейну замкнутого стока (Каргат, Баган, Карасух). Южные районы области (Баганский, Карасукский, Кочковский, Чистоозерный, Краснозерский) испытывают острый недостаток в речной воде. На Оби построена Новосибирская ГЭС мощностью 455тыс. кВт и образовано водохранилище площадью 1070кв. км. Создание плотины нарушило естественный режим Оби. В результате нарушения берегов исчезли многие острова, произошло обмеление водохранилища, уменьшение запасов воды, что сказалось на запасе и составе рыбы. Озера являются источником водоснабжения (Чаны, Убинское, Сартлан,, Тандово, Хорошее). Их вода в южных районах используется на орошение. Крупные озера - рыбопромысловые водоемы, с наличием водоплавающей птицы)В перспективе возможно широкое использование грязи озера Карачи в лечебных целях. В озерах акклиматизированы ценные породы рыб, ондатра. В области имеются запросы минеральных вод. В Татарском, Чановском, Куйбышевском Доволенском районах на глубинах 800 - 1500м залегают минеральные воды, сходные по своему составу с лечебными водами курорта «Ессентуки».  Минеральные воды с повышенным содержанием йода и брома изучены в районном центре Северном и Доволенском санатории. Родоновые воды распространены в Новосибирске и его окрестностях. Терминальные воды с температурой до ЗЗ-ёх градусов сосредоточены главным образом в Северном, Усть-Тарском, Венгеровском, Куйбышевском, Татарском, Чистоозерном, Чанавском, Барабинском районах. Они - находятся на глубинах 1,5-3 тыс. м. и в области практически не используются.

Земельные ресурсы

Набор почв области превышает 100 разновидностей. В северных районах под хвойными, хвойно - лиственными лесами сформировались подзолис­тые и дерново-подзолистые почвы (около 270тыс га), отличительная черта которых - наличие подзолистого гори­зонта. В период обильного увлажнения растворимые соединения, которые находятся в этом типе почвы, вымываются из верхних слоев в более глубокие, происходит обеднение почвы. Поэтому необходимы известкование и внесение органических и минеральных удобрений. Под березовыми лесами формируются серые лесные почвы (2400тыс.га) их плодородие тоже невелико. Под логово - степной и травянистой растительностью образуются черноземы (= 2800, 9 тыс. га). Они обладают хорошей структурой и высоким плодородием. На территории области широко распространены болотистые почвы (4700тыс га), происходит накопление торфа. На западе области, в Барабе и Кулунде, большие площади заняты солончаками и солонцами (30001). Засоленые почвы требуют серьезного улучшения. Это достигается агротехническими приемами, внесением удобрений, гипсованием. Широкое распространение полу­чили луговые, черноземно-луговые, логово - черноземные. Общий почвенный покров сель/хоз угодий составляет 8,6млн. га. Проявляются общие закономерности смены почв с севера на юг и с запада на восток.

Растительность

Растительность области отличается разнообразием и пестротой в ее распределении. Она представлена темно - хвойными, светлохвойными и лиственными лесами равнины, горными и предгорными лесами Салаира, разнообразием лугов и болот, степями и полями культурных растений. В Кыштовском, Колыванском, Шасиянинском районах леса занимает более 1/2 всей площади, в Карасукском, Баганском, Купинском и др. южных районах их доля не достигает 10%. Небольшие площади болот в Северном, Убинском, Куйбышевском районах, более 1/2 заняты пашнями в Черепановском, Кочковском и Краснозерском районах. Всю область с запада на восток пересекает зона лесостепи. Для них характерно сочетание лесной и степной растительности. Юго-западная часть области занята степной зоной. Для них характерны дерновшаюшие - злаковые степи. На засоленных почвах солонцевые луга. Большая часть территории освоена человеком. Значительные площади степи и лесостепи используются под пашню. Распаханность южных и вое -точных районов составляет 40 - 60 %. В северной лесостепи она уменьшается до 10-20%. Более 90% территории области находится в пределах Западно-Сибирской платформы, поэ­тому на ее территории распространены полезные ископае -мые осадочного чехла.

В северном районе в 1964г. открыто Веселовское газо-нефтяное месторождение, позднее - Восточно-Межовское, Верх-Тарское, Раитинское месторождения кирпичных глин (более 100 месторождений), песков и песчано-гравий­ных смесей. Разведано 6 месторождений огнеупорной глины (Дорогинское, Евсинское, Обское - эксплуатируются сейчас). Керамические глины используют для изготовления облицовочных плит, канализационных труб. Глинистые сланцы и известняки Чернореченского месторождения у города Искитима и усела Петени_Маслянинскоро района на Салаирском кряже. Кварцевые пески имеются в Новосибирс­ком и Болотнинском районах. Строительные известняки для производства строительной извести, щебня, бутового камня сосредоточены в 9 месторождениях. Минеральные краски (цветочная глина) добываются в Черепановском, Тогучинском, Искитимском районах. Горные породы магматического происхождения – гранит, диабазы и др. сосредоточены на Буготатских сопках, граниты - у поселка Успенка, Дубровине, Мочище и в карьере Борок (Новосибирск). Используются они в качестве строительного камня.

В Черепановском, Искитимском и Тогучинском районах в виде узкой полосы в несколько километров на расстоянии 110км расположен Гирловский бассейн высококачественных углей - антрацитов. Общие их запасы оцениваются в млрд. т. Уголь отличается высокой калорийностью, выдерживает дальние перевозки. В Тогучинском районе располагается Завьяловское каменных углей с общими запасами до глубины 300м около 70млн т. Листвянский уголь (Черепановский район) - сырье для изготовления электродов.

В Салаирском кряже обнаружены небольшие месторождения бокситов, оловянных руд. На севере области, в Кыштовском районе, выявлены нефть и газ (Литовское, Веселовское), расположенные всего в 150км от железной дороги. Огромные запасы торфа (3075,8 млн. т) - Колыванский, Чулимский, Каргатский, Болотнинский районы. Изученность торфяных залежей недостаточна, но, тем не менее, на 1 января 1985 выявлено 568 месторождений торфа. В озерах области накоплены богатые запасы сапропелей. Они установлены в 11 районах области.

Население

 

Население — главная производительная сила Западно-Сибирского экономического района. За период 1975 - 1995 гг. оно увеличилось с 12,5 до 15,2 млн. чел. Удельный вес населения Западной Сибири на начало 1996 г. составил 12% населения России, а его плотность в районе - более 6 чел./кв. км. Наиболее плотно заселена сравнительно неширокая полоса вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали (20 чел./кв. км) и Кемеровская область - более 33 чел./кв. км. На севере района плотность населения снижается: в Томской области до 3 чел./кв. км, в Тюменской области до 2,5 чел./кв. км'. Удельный вес городского населения составил в 1995 г. 71 % (в целом по России — 72%). В районе выделяются два крупнейших города, в которых численность населения превышает миллион человек - Новосибирск и Омск. В наиболее урбанизированной Кемеровской области (26% городского населения района) города сосредоточены главным образом вдоль железной дороги от Юрги до Таштагола.

Почти 91% населения района составляют русские. Из других национальностей здесь проживают украинцы (5%), алтайцы, ненцы, ханты, манси и др. Национальность

 

  1980 1990 2000
Всё население 2505249 2620130 2733824
Русские 2286554 2407183 2515618
Немцы 67931 64195 64186
Украинцы 47583 46997 50202
Татары 21825 28549 28952
Казахи 12184 11837 12123
Евреи 11864 9649 7467
Чуваши 8007 6756 5987
Мордва 5885 4729 4847
Латыши 1928 1714 1197
Другие национальности 9698 10523 16683

 

В народном хозяйстве района занято почти 8 млн. чел. (86% трудоспособного населения), в - материальном производстве — 5,6 млн. чел. (70%), в непроизводственной сфере - 2,4 млн. чел. (30%). В 1999 г. в промышленности Западной Сибири было занято 33% рабочих и служащих, в сельском хозяйстве — 12%, на транспорте и связи — 10%, в строительстве - 15%. В связи с переходом к рыночным отношениям в районе появилась безработица. По официальным данным, численность безработных в 1999 г. составила 320 тыс. чел. (4% от общей численности занятых в народном хозяйстве района), но если учесть, что на многих предприятиях рабочие заняты неполную неделю и вынужденно берут отпуска за свой счет на 3—4 месяца в году, то, по предварительным оценкам, численность безработных составляет 440 тыс. чел. (5,5%).


Моложе ТВ

1986 1991 1992 1993 1994 1995
24,8 24,5 24,3 23,4 23,4 27,9

Находящиеся в ТВ

58,5 56,9 56,8 56,7 56,9 57,1

 

Старше ТВ

16,7 18,6 18,6 19,4 19,7 20,0

Транспортная инфраструктура

 

Новосибирск, являясь крупнейшим на востоке страны центром оптовой торговли, уж сегодня в оперативном режиме обслуживает десятки городов Сибири с общей численностью более 7-8 миллионов человек. Наличие большого числа городов и даже регионов -"клиентов" Новосибирска, географически расположенных в оперативной доступности всеми видами транспорта, отличает его от других крупных транспортных узлов сибирского региона. Железнодорожные, авиационные и автомобильные перевозки (транзитные и конечные), обеспечи­вают торговые связи Новосибирска с городами Казахстана, Средней Азии, Китаем, Монголи­ей и других стран. Именно по этой причине, несмотря на общий промышленный спад, срыв практически всех программ конверсии предприятий ВПК город живет и развивается как центр транспортных, финансовых, информационных и иных форм услуг, свойственных современ­ным товаропроводящим комплексам.

Если говорить о стратегии экономического развития востока России, то Новосибирск является для этого, по-видимому, наиболее эффективным опорным пунктом. Географически положение города позволяет формировать систему проходящих через него транспортных коридоров международного класса, однако при этом необходимо учитывать те реалии, которые возникли в последнее время, особенно в сфере железнодорожных и воздушных сообщений.

После распада СССР в России произошли серьезные качественные изменения в транс­портных потоках. Западная Сибирь, которая была связана тремя железными дорогами с центром, теперь располагает фактически одной дорогой. Эта единственная транспортная магист­раль обслуживается самым слабым в техническом отношении участком дороги от Омска ж Тюмени и Екатеринбурга, Если раньше Транссибирская магистраль была вне конкуренции г;' обслуживанию транспортного моста «Азиатские страны - Россия - Европа», то теперь: у Транссиба появились серьезные конкуренты. Япония в последние годы создала очень мощный контейнерный флот, и с завершением строительства последнего участка железной дорог между Туркменией и Ираном появилась новая Трансазиатская магистраль. Эта дорога начи­нается от побережья Тихого океана, проходит через всю территорию Китая, бывшие республики Средней Азии и в обход России доходит через страны Передней Азии и Турцию в Европу. Дорога готова, она короче Транссиба, и хотя пока еще не может работать как транзитная магистраль ни по техническим условиям, ни по организации движения, ей нужно время, что бы стать действительным конкурентом, но это время может наступить неожиданно быстро.

Необходимо сохранить преимущества готового Транссиба. который имеет хорошие выходы через Харбин и Улан-Батор в Юго-Восточнуго Азию. Главной задачей в этом плане являются стратегические ориентиры. Нужно принимать незамедлительные решения о том, ка­ким будет Транссиб в России уже в начале XXI века, чтобы выполнить ту роль, которую потенциально может взять на себя Россия, используя свое геополитическое положение и став главным связующим звеном между странами АТР и Европой. России и Сибири нужен не просто скоростной Транссиб, а Транссиб, который может быть звеном скоростной международной транспортной системой Евразии.

В связи с этим, предложения Министерства путей сообще­ния об устранении недогруженности Транссиба, о поиске дополнительных тонн, кажутся недостаточно весомыми для уровня государственной задачи.

В последнее время произошло не только ухудшение системы транспортных связей нашей страны. Есть и положительные изменения. Россия открыла воздушное пространство для прохождения иностранных судов, не только над сушей, но и над Северным Ледовитым ока ном, где стали формироваться коридоры связей над нашими территориями между Америкой!:

Азией через Северный Полюс. До настоящего времени эти воздушные пространства были закрыты. Более четырехсот тысяч воздушных судов в год обходило Россию, а это огромные финансовые потери. В будущем году маршрут «Америка - Северный Полюс - Азия» уже входит в расписание международных транспортных линий. Есть заявки на 150 тысяч пропусков с новым перспективным направлением активизации выгодного экономико-географического положения г. Новосибирска является его участие в российских и междуна­родных программах развития «транспортных коридоров», способствующих реальной инте­грации экономик территорий, действительному формирования единого экономического про­странства.

Важно подчеркнуть, что меры эти, как правило, выгодны всем участникам, а потому никого не надо заставлять интегрироваться принудительно. Однако в современных усло­виях резко усиливаются требования к участию регионов и городов в обслуживании транспортных потоков и интеграционных связей (в том числе и в рамках программ развития транс­портных коридоров), что вызывает необходимость использования новых нетрадиционных подходов.

В этой связи коллективом сотрудников Сибирского государственного университета путей сообщения при участии ученых СО РАН и различных специалистов города ведется работа над проектом развития Новосибирского мультимодального транспортного узла. Основная цель проекта - развитие системы комплексного в современном понимании обслуживания гру­зопотоков, циркулирующих в зоне влияния и ответственности узла.

Реализация проекта ока­жет положительное влияние на развитие транспортных услуг и экономику регионов Сибири и Востока страны, а Новосибирску позволит увеличить доходные поступления в бюджет, повысить занятость, привлечь инвестиции и передовые технологии.

Основные преимущества мультимодальных транспортных систем связаны с возможностью оптимизации комплексного использования транспортных средств и транспортной ин­фраструктуры. Они позволяют обеспечить эффективный контроль за транспортной системой, «спешно применять новые транспортные технологии, рационально использовать топливно-энергетические ресурсы, повышать конкурентоспособность экспорта, расширять внешнюю торговлю, упрощать таможенные процедуры, создавать благоприятные условия для развития конкуренции между отечественными и иностранными перевозчиками, работать с одним перевозчиком (оператором), обеспечивающим весь процесс доставки "от двери до двери" различ­ными видами транспорта, использовать их оптимальное сочетание, сокращать сроки доставки грузов, уменьшать стоимость грузовой массы, находящейся в процессе перевозки, ускорения платежей, повышать эффективность транспортировки путем сокращения издержек перевозки и перегрузки грузов, улучшать использование транспортных средств и оборудования на осно­ве надежного контроля за функционированием мультимодальной системы, эффективной координации и контроля за местонахождением груза в пути следования, использовать унифици­рованные технологии транспортировки, погрузки, выгрузки, а также унифицированные программы документов, минимизировать складские запасы и складские площади, снижать потери в процессе транспортировки, перегрузки и хранения грузов, минимизировать расходы на тару упаковку упрощать и удешевлять процедуры предъявления претензий и т.п.

В настоящее время под патронажем ООН разработана и реализуется программа развития международн


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.