Проблема мотивации межличностных отношений в психологии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Проблема мотивации межличностных отношений в психологии

2020-04-01 130
Проблема мотивации межличностных отношений в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал Х. Хеккаузен «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации».

Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана прежде всего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет. «Когда люди обращаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос, о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а так же о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставят перед собой».

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает необходимость определения мотивации как психического процесса, при этом необходимо отметить, что между различными школами современной психологии намечаются существенные расхождения. Так термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова, по мнению П.М. Якобсона, это мотивация конкретных форм поведения человека. В широком смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом. С этой точной зрения согласны также В.И. Ковалев и С.Л. Рубинштейн, которые под мотивацией понимают систему разнообразных факторов детерминирующих поведение и деятельность человека. С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка обусловленная общественными нормами, самооценкой и оценкой со стороны окружающих. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация» который «выступает тем сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение и направление, а так же способы осуществления конкретных форм деятельности.

Наиболее спорным в психологии мотивации человеческой деятельности является вопрос о соотношении мотива и потребности. Так, существует утверждение о том, что потребности не являются мотивами, такой точки зрения придерживается, так, С.П. Манукян. Она считает, что потребность порождается и актуализируется объектами внешнего мира и поэтому конечные побудительные силы поведения человека необходимо искать в предметах и явлениях объективной действительности.

Противоположной точки зрения придерживается М.И. Бажович, у которой читаем: «Деятельность может побуждаться непосредственными потребностями». Выступая против такого понимания, которое мотивом считает объекты, отраженные в сознании человека, М.И. Бажович, аргументирует свое мнение тем, что люди пользуются натуральными предметами для удовлетворения своей потребности, но и образовывают новые предметы. Причем, как справедливо отмечает М.И. Бажович, овладение предметом не всегда порождает потребность.

Наиболее адекватную, на наш взгляд, объективную область исследования мотивации к настоящему времени сформировала общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн считают, что мотив - это то, что отражается в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При чем, в качестве мотива, по мнению А.Н. Леонтьева, выступает не сама потребность, а предмет потребности, т.е. по мотивом следует понимать именно определенную потребность.

Кроме мотивов, потребностей в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают так же цели, эмоции, интересы, задачи, желания. Так, В.Г. Асеев указывает на то, что мотивация теснейшим образом связана с эмоциями. При этом, одна из функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывают на значимости окружающих явлений, на степени их важности. Другая функция эмоций состоит в относительно устойчивой во времени установки на тот или иной функционально энергетический уровень жизнедеятельности.

С.Л. Рубинштейн так же указывает на то, что «мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. При этом создается возможность как схождения так и расхождения между мотивом и целью. Целью является выполнения общественной деятельности, а мотивом удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей на которые она направлена, и мотивов из которых она исходит.

Таким образом, из всего вышесказанного становится очевидно, что мотивы как побудители деятельности, не выступают обособленно, они неизбежно сопровождаются эмоциями, чувствами человека. А так же, что наличие мотива деятельности всегда предполагает и наличие цели деятельности.

Таким образом, под мотивом можно понимать - устойчивую, внутреннюю психологическую причину поведения человека, его поступков. Соответственно мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющей его направленность, организованность, активность, устойчивость.

В зависимости от значимости, выделяют социальные и узколичные мотивы (П.М. Якобсон). К социальным мотивам относятся долг, ответственность, понимание социальной значимости деятельности; стремление занять определенную позицию - узколичные мотивы так же к узколичным мотивам относится ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком, повышение уровня материального благополучия, повышение культурного уровня и другие.

К. Обуховский так же выделяет защитные мотивы - это мотивы как бы «прикрывают» лежащие в их основе потребности, в которых человеку трудно признаться самому. Проявление защитного мотива имеет место тогда, когда действия не противоречат цели, но связаны с ней только частично.

Важно также то, какую функцию выполняет тот или иной мотив, так, стимулирующая или побудительная функция мотивов реализуется в две стадии:

а) потенциальная устремленность человека, наличная избирательная тенденция как своеобразный психологический вектор физиологической активности;

б) реализация победившей потенциальной устремленности проявившейся затем в наличии какого-то акта деятельности.

С точки зрения Леонтьева является решающей смыслообразующая функция мотива.

Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры. (В.Г. Асеев, М.И. Бажович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов и др.). При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта. Анализ структуры мотивации позволил В.Г. Асееву выделить в ней «отрицательное и положительное основание ее составляющих» В.Г. Асеев выделил функциональную и содержательную сторону мотива.

Существенным для исследования структуры мотивации являются выделенные Б.И. Дадоновым ее четыре структурных компонента:

) удовольствие от самого процесса деятельности;

) прямой результат деятельности;

) вознаграждение за деятельность;

) избежание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения.

Большой интерес представляет также «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором с одной стороны выступает социальная, интерактивная зависимости человека, а с другой - его познавательная когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Особенности классификации мотивов А. Маслоу, по мнению Х. Хеккаузена, является:

) разграничивает не отдельные мотивы, а цели группы;

) эти группы упорядочены в ценностной иерархии в соответствии с их роли в развитии личности.

При этом, основной идеей А. Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, т.е. прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Х. Мюррей из множества побудителей поведения выделил 4 основных: потребность в достижении; потребность в доминировании; потребность в самостоятельности; потребность в аффиляции.

Выводами нашего теоретического исследования проблемы отношений и предпочтений в коллективе будут следующие:

· В коллективе дифференциация, а значит и структурирование возможно двумя разными путями: во-первых на основе эмоциональных предпочтений, а, во-вторых, через установление референтных отношений. Отношения и предпочтения теснейшим образом взаимосвязаны;

· Предпочтения выражают избирательность выбора, референтные отношения основаны на «значимости, связывающей субъекта с другим человеком или группой лиц»;

· Наиболее часто социометрию используют для выявления структуры группы, точнее статусно-ролевой структуры группы. Благодаря социометрии можно выявить лидеров, «звезд», «предпочитаемых», «отвергаемых», «изолированных» детей в классном коллективе;

· Референтность лежит в более глубоких слоях внутригрупповой активности, опосредствуемой ценностями, принятыми в данном сообществе;

· Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются: 1) анализ отношений детей к совместной деятельности в классе; 2) анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу);

· Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам;

· В коллективе создается особый психологический климат, отражающий ценностно-ориентационное единство и степень развития групповой эмоциональной идентификации членов коллектива друг с другом. Чем выше эти показатели, тем больше оснований утверждать, что членов коллектива связывает совместная деятельность;

· Можно понимать коллективообразование не только через овладение социально-заданной деятельностью, но и через генерацию личностями, собранными в коллектив новых видов деятельности. Межличностные отношения в таком коллективе и психологический климат отличаются высоким уровнем творчества.

· При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей;

· Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния, важнейшими из которых являются убеждение, психическое заражение, подражание, внушение. Кроме того, ряд исследователей называют в качестве таких механизмов стыд, чувство вины, ответственность. Важными механизмами межличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия.

· В подростковом возрасте огромное влияние на межличностное восприятие оказывают групповые нормы и правила, через которые подростки видят и оценивают друг друга.

· Мотивация межличностных отношений представляет собой сложное структурное образование, которое включает в себя различные виды мотивов и выполняет определенные функции, кроме того существует связь мотивации с направленностью личности.

 



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.