Глава 2. Практическая часть. Представления учащихся о собственном будущем — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 2. Практическая часть. Представления учащихся о собственном будущем

2020-04-01 138
Глава 2. Практическая часть. Представления учащихся о собственном будущем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В исследовании принимали участие ученики средней школы «39 г. Витебска от 10-17 лет.

В курсовом исследовании автор применил тест «Автопортрет». Ребятам было предложено оценить себя в прошлом, настоящем и будущем. Результаты теста приведены в Таблице 1.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности служит тест «Автопортрет». Тест адаптирован Р.Бернсом (США). «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».

В настоящем исследовании тест используется в двух аспектах: 1) Для выявлением себя в рамках психологического времени. 2) Для выяснения особенностей «Я образа», представления о себе.

В первом случае ребёнку предлагалась инструкция: «Нарисуй себя в прошлом (какой ты был маленький); нарисуй себя в настоящем (какой ты сейчас); нарисуй себя в будущем (каким ты станешь потом)».

Во втором случае инструкция звучала так: «Нарисуй свой настоящий портрет «Я реальное» (какой ты есть на самом деле); нарисуй свой идеальный портрет «Я идеальное» (каким бы я хотел стать); нарисуй свой фантастический образ «Я фантастическое» (каким бы я стал, если бы не было никаких ограничений).

В обоих случаях каждому из воспитанников предоставлялся лист 11 формата невысокой зернистости (сложенный пополам), простой карандаш М №2, а также коробка цветных карандашей (как дополнительное средство выражения). Предлагалась одна из изложенных выше инструкций с дополнительной фразой: «Если есть желание, можешь раскрасить нарисованные автопортреты, если нет, оставь черно-белый вариант».

По завершении рисования первого варианта методики «Автопортрет», каждому ребёнку были заданы дополнительные вопросы поясняющего характера:

1. Какого возраста нарисованный?

2.  Себя ли ты нарисовал?

3.  В каком из нарисованных состояний (прошлом, настоящем или будущем) ты чувствовал бы себя наилучшим образом?

Обработка теста «Автопортрет» была произведена по варианту изложенному в «Энциклопедии психологических тестов».

Принципы применения рисунка в психологической диагностике: 

1.Для детей младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста.

2.Следует применять единый формат бумаги одинаковой зернистости и одинаковый рисовальный материал, например, всегда карандаш №2, пастели одинаковых оттенков, цветные карандаши нескольких цветов и т.п.

4.В индивидуальной диагностике следует, прежде всего, исходить из рисунков, за возникновением которых имелась возможность наблюдать.

6.Рисунок следует рассматривать как результат деятельности. Эта деятельность может (однако не должна) являться полем проекции интенсивных переживаний.

7.Больше ошибок в психологической диагностике было вызвано преувеличенной проективной интерпретацией рисунка, чем опущением проективной интерпретации.

8.Рисунок никогда не следовало бы использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации.

9.Прожективные тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний и т.п.

10.Рисунок может явиться индикатором как творческих способностей, так и патологических процессов (функциональных и органических).

11.Рисунок является тем менее надёжным указателем умственного развития, чем старше ребёнок.

 

Таблица 1.Обработка теста «Автопортрет».

 

№п/п

Имя Фамилия

Возраст

Индивидуальное представление об «Я- образе»

Психологическое восприятие времени

Принятие себя

Наиболее значимое состояние

Я-вчера Я-сегодня Я-завтра прошлое Настоящее Будущее Прошлое Настоящее Будущее Прошлое Настоящее Будущее
1. Настя А.  12 10 12 11 7 13 23 Не-я Не-я Не-я   +  
2. Денис А.  13 7 11 10 2 13 24 Я Я Я     +
3. Юля А.  14 10 10 10 7 8 15 Я Не-я Я +    
4. Лена Б.  15 13 15 16 1 15 17 Я Не-я Не-я +    
5. Яна В.  12 15 10 12 3 11 20 Я Я Я +    
6. Артур Г.  12 12 8 14 1 10 20 Не-я Не-я Не-я +    
7. Таймас Г.  13 14 14 14 6 13 24 Я Я Я +    
8. Люба Г.  12 11 13 15 7 9 15 Я Не-я Не-я +    
9. Наташа Ж.  11 12 14 16 6 10 13 Не-я Не-я Не-я +    
10. Руслан И. 17 9 11 9 2 4 15 Я Я Я   +  
11. Ринат М.  17 10 12 14 6 15 25 Я Я Я +    
12. Ксюша М.  11 11 11 14 2 9 12 Я Я Я +    
13. Рината О.  8 15 11 14 2 8 12 Не-я Я Я +    
14. Валя О.  11 13 15 17 1 10 20 Не-я Я Я     +
15. Серёжа О.  12 16 16 17 1 7 13 Я Я Я     +
16. Тоня П.  12 21 24 24 5 12 15 Я Не-я Не-я +    
17. Слава П.  13 11 14 15 1 10 15 Я Я Я     +
18. Витя С.  12 8 12 13 5 11 20 Я Я Я     +
19. Катя С.  10 11 13 15 3 8 20 Не-я Я Не-я +    
20. Юля С. 16 16 6 12 5 6 7 Я Не-я Не-я +    
21. Булат У.  17 9 10 12 1 2 3 Я Я Я +    
22. Таня Х.  12 13 13 16 7 12 18 Я Я Я     +
23. Паша Х.  10 16 17 18 3 11 42 Я Я Я   +  
24. Аня Х. 17 13 14 14 2 7 17 Я Я Я     +
25. Саша Ш.  11 7 9 13 5 12 33 Я Я Я     +
26. Нина Ш.  16 11 12 14 4 5 6 Я Я Я     +

 

 

Таблица 2. Анализ и интерпретация результатов по тесту «Автопортрет» (выборка 26 чел.из Табл.1.)_

№п/п

Имя Фамилия

Возраст

Индивидуальное представление об «Я- образе»

Я-реальное Я-идеальное Я в будущем
1. Настя А.  12 13 10 10
2. Денис А.  13 8 8 8
3. Юля А.  14 10 10 12
4. Лена Б.  15 12 11 11
5. Яна В.  12 12 12 12
6. Артур Г.  12 7 9 7
7. Таймас Г.  13 8 9 9
8. Люба Г.  12 13 12 12
9. Наташа Ж.  11 9 9 9
10. Руслан И.  17 14 12 14
11. Ринат М.  15 6 6 6
12. Ксюша М.  11 9 10 11
13. Рината О.  17 10 9 9
14. Валя О.  11 12 9 -
15. Серёжа О.  12 11 11 11
16. Тоня П.  12 10 10 8
17. Слава П.  13 9 9 10
18. Витя С.  12 8 10 10
19. Катя С.  10      
20. Юля С. 16 6 6 4
21. Булат У.  17 9 6 9
22. Таня Х.  12 14 13 -
23. Паша Х.  10 10 9 7
24. Аня Х. 17 11 10 10
25. Саша Ш.  11 9 10 10
26. Нина Ш.  16 11 11 11
           

Анализ свидетельствует о следующем:

1. Значительная часть ребят (62% от выборки) считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле (12% считают себя старше и 26% реально соотносят себя со своим психологическим временем). Этот факт, сам по себе, свидетельствует об инфантильности ребят.

2.  Наиболее значимым и комфортным состоянием большинство детей считает свое прошлое (54% от выборки); для 12% - значимо настоящее и 34% возлагает надежды на будущее.

3. Для некоторых ребят образ самого себя заряжен отрицательно, они не принимают и не любят себя (В прошлом – 6 «не-я» из 26 «Я»(23%); в настоящем – 8 «не-я» из 26 «Я»(31%); в будущем - 8«не-я» из 26 «Я»(31%)).

4. Трое ребят вообще отказались от задания, мотивируя отказ неумением. Исследователь предполагает, что дети в данном случае использовали механизм психологической защиты – избегание, который в свою очередь свидетельствует об определённых внутриличностных проблемах.

В процессе работы некоторые ребята пытались переговорить друг с другом, некоторые рассуждали вслух, можно было заметить, что, как ни странно, все самое лучшее некоторые ребята оставляют все-таки в прошлом.

    Во окончания практического задания автор курсовой работы побеседовал с ребятами о том, каким они представляют собственное будущее.

    Результаты беседы помещены в главу 3.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.