Организационное поведение: понятие, сущность — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организационное поведение: понятие, сущность

2020-04-01 158
Организационное поведение: понятие, сущность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сегодня в менеджменте отслеживается тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.

Под поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин.

 

 


Рис. Факторы, влияющие на поведение людей

 

Таблица Модели организационного поведения:

  Авторитарная Опекунская Поддерживающая Коллегиальная
Базис модели Власть Экономические ресурсы Руководство Партнерство
Ориентация менеджмента Полномочия Деньги Поддержка Работа в команде
Ориентация работников Подчинение Безопасность и льготы Выполнение рабочих заданий Ответственное поведение
Психологический результат для работника Зависимость от непосредственного начальника Зависимость от организации Участие в управлении Само-дисциплина
Удовлетворение потребностей работника В существовании В безопасности В статусе и признании В самореализации
Участие работников в процессе труда Минимальное Пассивное сотрудничество Пробужденные стимулы Умеренный энтузиазм

 

Поскольку каждая организация уникальна, методы организационного поведения в ее отделах и филиалах могут различаться. Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов. Превалирующая философия и цели организации, ее личных качеств управляющего состава влияет на выбор модели поведения. Основной вывод, следующий из анализа моделей организационного поведения: задача менеджеров состоит не только в идентификации используемых в организации поведенческих моделей, но и в осознании современных требований и проявлении управленческой гибкости в случае изменений внешних условий и появлений новых потребностей. Необходимо учитывать факторы, влияющие на организационное поведение:

1. Макроэкономические факторы: экономическая ситуация в стране, регионе

- географическое положение организации

уровень жизни в регионе

внешнеэкономические контакты

статус организации на рынке

ожидания окружающих

2. Микроэкономические факторы

- профиль и вид деятельности организации

уровень финансового состояния личности

личность первого руководителя

реальная ситуация

. Факторы социально-культурной среды

менталитет

особенности образования

4. Факторы правовой среды

- действующее законодательство

свобода граждан и формы правовой защиты.

Организационное поведение - это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации. Поведение людей в организации не случайно. Эффективность функционирования организации во многом определяется поведением сотрудников и культурой организации. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Основными элементами отношений внутри организации являются общение и деятельность.

Система регуляторов организационного поведения

При описании социальных проблем необходимо определить исходное понятие. В данном случае в этом качестве будет использоваться «социальное действие» - фундаментальное понятие социологии введенное М, Вебером. Современная социология рассматривает «социальное действие» как простейшую, начальную единицу социальной деятельности.

 

Таблица. Структура социального действия.

Характеристики Цель социального действия Идеал социального действия (надежда)
Основа Интересы индивида Абстрактные ценности: добро, справедливость, мудрость, счастье и т.п.
Результат Достижение результата, который выражается в приобретении индивидом ресурсов, необходимых для существования Растрата энергии и ресурсов индивида
Выбор Рациональный (осознание необходимых условий бытия) Аттрактивный (безусловное следование идеалу)
Формула «для того, чтобы…» «…во имя»
Способ достижения Только следование плану И следование плану, и свободный поиск

 

Регуляторы организационного поведения государственных служащих:

1.  Поведенческий

В процессе взаимодействия индивидов складывается определенный алгоритм действий, типичное поведение. Закрепившись, сложившись как стереотип поведения в групповом взаимодействии, этот типичный образ действий настраивает всех индивидов действовать в соответствии с ним. Импульсивность и коллективизм - два комплекса поведенческих стереотипов, которые приобрели качество социального действия и тем самым стали социальными регуляторами поведения индивидов в российском социуме. Данные поведенческие регуляторы тесно связаны, взаимообусловлены и взаимокомпенсируют друг друга, т.е. функционируют как единая система

 

Рис. Теоретическая модель поведенческой регуляции

 

. Организационный

Типичное поведение в результате действий отдельных индивидов может быть «размыто» и утратить качество социального регулятора. Поэтому для поддержания поведенческого регулятора в процессе человеческого взаимодействия возникает структура самоорганизации. Форма самоорганизации возникает вместе со становлением социума, когда закладывается основной алгоритм хозяйственной деятельности, и становится регулятором социального действия, который и отвечает за самосохранение социума.

. Этический

Этический регулятор обеспечивает функцию форматирования элементов и тем самым обуславливает функционирование двух других регуляторов (поведенческого и организационного). Поведенческая регуляция нуждается в поддержке моральной регуляции. Именно моральные нормы закрепляют образцы социального поведения людей - поведенческая установка превращается в моральную норму, когда возникает социальная необходимость превратить сложившийся способ действия в должный способ действия. Однако мораль, будучи социальным регулятором, нуждается в опоре на общепринятые идеи и социальные институты, обеспечивающие функционирование моральных норм.

Элементы, обеспечивающие функционирование морали:

·   Этика группового взаимодействия, представляющая собой развитие поведенческой регуляции;

·   Этические концепции;

·   Институциональные средства.

Эти элементы работают как система, как этический строй социума, который задает личности, принадлежащей к определенной социокультурной общности, моральные ориентиры, представляющие собой структуру норм и правил. Элементами этического строя являются экзистенциальный идеал, экзистенциальные нормы, инструментальные цели, инструментальные нормы.

Вывод: на организационное поведение и деятельность оказывают влияние многие личностные и индивидуально-типологические особенности сотрудников, и знакомство с теориями может помочь менеджеру в объяснении и прогнозировании поведения своих подчиненных. Кроме этого, менеджеру необходимо знать регуляторы поведения людей, чтобы создать все условия для хорошего выполнения сотрудниками своих обязанностей, задач и функций.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.