Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-04-01 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Особенности преподавания учебных предметов
«Изобразительное искусство» и «Черчение» в I, V и X классах
В 2006-2007 учебном году
Изобразительное искусство
Поэтапное введение федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004г. завершается в 2010 году. На основании письма Департамента образования администрации Ярославской области (№244/01-10 от 31.01.06) с 1 сентября 2006 года переходят на новый учебный план I, V и X классы.
В федеральном базисном учебном плане 2004г. образовательных учреждений Российской Федерации на учебный предмет «Изобразительное искусство» в I классе отводится 33 часа в год. Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и «Технология» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для проведения интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю). На этапе основного общегообразования для V-VIII классов запланировано по 35 учебных часов в год на изучение изобразительного искусства. В IX классе курс «Синтез искусств», рассчитанный на 17-18 часов, желательно проводить во II полугодии.
Изучение искусства в основной школе призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры и искусства. Вклад учебного предмета «Изобразительное искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
|
В федеральный компонент государственного стандарта общего образования по «Изобразительному искусству» заложены следующие приоритетные направления: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность, изобразительная деятельность, декоративно-прикладная, художественно-конструкторская деятельность, художественно-творческая деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации системно-комплексного и личностно ориентированного подходов, проявляемых в вариативном и дифференцированном характере обучения.
Цели художественного образования:
· развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
· воспитание культуры восприятия произведений искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
· освоение знаний об изобразительном искусстве, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
· овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
· формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рекомендации по использованию УМК
|
Программы допущенные и рекомендованные Министерством РФ:
· Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учрежд. 1-9 класс. М.: Просвещение. 2005
· Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Программы 1-11 кл. для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев /Кузин В.С. М. Дрофа. 2001
· Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учрежд. 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2005
· Кузина В.С. Изобразительное искусство. Программы 1-11 кл. для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев /Кузин В.С. М. Дрофа. 2001
Учебники для I класса допущенные и рекомендованные Министерством РФ:
· Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. Для 1 кл./Л.А.Неменская; Под ред. Неменский Б.М..- М.: Просвещение, 2005
· Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Учеб для 1 кл. – М.: Просвещение, 2004
· Кузина В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрж.- М.: Дрофа, 2005
Методические пособия к учебнику для I класса:
· Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству /Б.М.Неменского: 1-4 кл.-М.: Просвещение, 2005
· Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1кл.- М.: Просвещение, 2000
Рабочие тетради:
· Неменская Л.А. Искусство и ты. 1 кл. Рабочая тетрадь. М. Просвещение. 2001-2005
· Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1 кл. Рабочая тетрадь. М. Просвещение. 2000-2005
· Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл. М. Дрофа. 2002-2005
Примерный учебно-тематический план для 1 класса
по программе Неменского Б.М. (33 часа)
№ | Тема урока | Задание | Часы | Материалы и средства |
I четверть «Ты изображаешь»
Итого:
|
II четверть «Ты украшаешь»
Итого:
III четверть «Ты строишь»
Итого:
I четверть
II четверть
|
III четверть
IV четверть
|
Примерный учебно-тематический план в 1 классе
по программе Шпикаловой Т.Я. (30 часов)
№ | Тема урока | Задание | Часы | Материалы и средства |
I четверть | ||||
1. | Узнай, какой видят осень поэты, художники, народные мастера | Нарисуй свою золотую осень | 1 | Живописные материалы |
2. | Земля-кормилица | Сочини и нарисуй свою сказку про осень | 1 | Живописные материалы |
3. | О чем рассказали красочная осень и кисточки | Создай в красочных пятнах, мазках осенние листья, плоды, цветы | 1 | Живописные материалы |
4. | Щедра осенью Земля-матушка | Нарисуй мазочками композицию (по выбору): «Богатый урожай», «Первый каравай», «Дары Земли» | 1 | Графические и живописные материалы |
5. | Эксперименты с природными материалами | Составь свою композицию из осенних листьев | 1 | Осенние листья, клей |
6. | В сентябре у рябины именины | Рисование с натуры или по наблюдению | 1 | Графические или живописные материалы |
Итого: | 6 | |||
II четверть | ||||
1. | В гостях у мастера С.Веселова | Нарисуй кистью своего золотого петушка | 1 | Живописные материалы |
2. | В чем секрет узора хохломы | Рисуй кистью элементы хохломской росписи | 2 | Живописные материалы |
3. | В золоте хохломы - золото осени | Создай туески для трех медведей | 1 | Графические и живописные материалы |
4. | Краски природы в праздничном наряде русской красавицы | Создай наряд русской красавицы и укрась его | 1 | Графические и живописные материалы |
5. | В гостях у зимней сказки и ее героев | Нарисуй Деда Мороза | 1 | Живописные материалы |
6. | Герои русских народных сказок | Нарисуй героя из русской народной сказки | 1 | Живописные материалы |
7. | Узнай цвета солнечного снежного пейзажа | Беседа о творчестве художников К. Юон, И.Грабарь | 1 | |
Итого: | 8 | |||
III четверть | ||||
1. | Цвет зимы - белый | Графическая композиция заснеженного леса | 1 | Графические материалы |
2. | На родине каргопольской игрушки | Оживи силуэты игрушек из Каргополя | 1 | Живописные материалы |
3. | Слушаем сказки народной мастерицы бабушки Ульяны | Нарисуй сказку о своей игрушке | 1 | Графические и живописные материалы |
4. | Богатыри земли Русской | Нарисуй и укрась снаряжение воина-богатыря. Нарисуй портрет русского богатыря. | 2 | Графические и живописные материалы |
5. | Конь-огонь. О неразлучности доброты, красоты и фантазии | Нарисуй сказочную композицию «Конь-огонь» | 1 | Графические и живописные материалы |
6. | О чем рассказывают художники, народные мастера, изображая родную природу | Нарисуй композицию «Нежные весенние цветы» или «Весенний луг» | 1 | Живописные материалы |
7. | Кто живет в игрушечной стране «Дымково» | Нарисуй дымковскую игрушку по впечатлению | 1 | Живописные материалы |
8. | Дымковский узор | Изображение элементов дымковской игрушки | 1 | Живописные материалы |
9. | Учись видеть красоту весенней природы | Рисование с натуры осенней веточки | 1 | Графические материалы |
10. | Экспериментируй с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия | Нарисуй движение весенней воды | 1 | Живописные материалы |
Итого: | 11 | |||
IV четверть | ||||
1. | Экспериментируй с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия | Композиция по впечатлению на стихи К.Бальмонта | 1 | Живописные материалы |
2. | В царстве радуги-дуги | Нарисуй героя сказки А.Пушкина | 1 | Графические и живописные материалы |
3. | Красуйся, красота, по цветам лазоревым | Рисование весенних цветов с натуры, по памяти и по представлению | 1 | Графические и живописные материалы |
4. | Образ лета | Пейзаж в разное время дня | 1 | Живописные материалы |
5. | Какого цвета страна родная | Рисование по представлению | 1 | Графические и живописные материалы |
Итого: | 5 | |||
Всего: | 30 |
Основное общее образование (V класс)
Обучение в V классе происходит на основе одной из авторских программ по изобразительному искусству Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. или Кузина В.С. сохраняя принцип преемственности. Рабочая программа учителя должна логически развивать идеи, заложенные в начальной школе, способствовать постепенному формированию опыта художественно-творческой деятельности и восприятию произведений искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.
Программа для V класса по изобразительному искусству состоит из следующих разделов: рисование с натуры, по памяти и воображению, тематическое рисование, конструирование, декоративно-прикладное искусство, дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
Следует обратить внимание в V классе на раскрытие обновленного содержания и художественной специфики данного предмета во взаимосвязи изобразительного искусства как способа познания, общения и отражения окружающего мира; видов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства России, зарубежных стран; взаимосвязи архитектуры и дизайна, жанров и видов изобразительного искусства; единстве языка изобразительного искусства и художественного образа.
Художественно-творческая деятельность представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных, архитектуры, фигуры человека; рисованием по представлению иллюстрации к музыкальным и литературным произведениям, тематических композиций – графических, живописных, декоративных, плоское и объемное изображение формы предметов цветом и тоном; линейной и воздушной перспективы; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек. Практические занятия школьников на уроках по изобразительному искусству способствует дальнейшему развитию художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
В V классе продолжается постепенное знакомство с дизайном: разработка эскизов по оформлению школы, разработка школьной эмблемы, шрифт, плакат. Раздел «Беседы по изобразительному искусству» знакомит пятиклассников с народным искусством, обрядами и традициями русского народа, с народными промыслами Гжель, Жостово, Городец, с древнерусским зодчеством и зарубежным искусством XVII века, с декоративно-прикладным творчеством России. В V классе предусматривается изучение тематики и каждого раздела в историческом и культурологическом контексте с учетом особенности материальной и духовной культуры русского народа.
В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования впервые прописаны более конкретно русские и зарубежные мастера графики, живописи, архитектуры, скульптуры. Данная информация представлена в виде таблицы для начального и основного общего образования, соответствующей новым стандартам. Для развития устойчивого интереса к изобразительному искусству необходимо более углубленно начинать знакомить учащихся V класса с творчеством перечисленных мастеров. В процессе обучения школьников происходит накопление опыта общения с произведениями искусства, расширение художественного сознания и ассоциативного мышления, развитие речи и коммуникативного общения учащихся, что в дальнейшем поможет старшеклассникам успешно изучить учебный материал по МХК и определиться с профильным обучением в X-IX классах.
По новому стандарту 2004г.
Обязательный минимум 2004г. | Обязательный минимум 2004г., но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников |
Начальное общее образование (1-4 классы) | |
Васнецов В.М., Репин И.Е., Суриков В.И., Серов В.А., Шишкин И.И., Левитан И.И., Саврасов А.К. | Юон К.Ф., Грабарь И.Э., Пластов А.А., Дейнека А.А., Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, Ван Гог, К. Моне |
Основное общее образование (5-9 классы) | |
А. Рублев, И.Е.Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, А.Дюрер, В.Ван Гог, К.Моне, В.В.Растрелли, Э.М.Фальконе, Микелянджело Буонарроти | В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, П.Сезанн,К.П.Брюллов, В.И.Баженов, А.А.Иванов, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский, Ф.Гойя |
*Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
VI, VII, VIII классы в 2006-2007 уч.г. работают по старому БУП и обязательному минимуму содержания 1998г.
Содержание обучения реализуется на основе методов: ролевой игры, наглядных, словесных, проблемно-поисковых методов, метода единства восприятия и созидания, метода широких ассоциаций, художественного уподобления, метода диалогичности, метода сравнений.
Требования к уровню подготовки выпускников V классов:
Знать/понимать:
· Истоки и специфику языка декоративно-прикладного искусства
· Основные памятники народного деревянного зодчества
· Жанры изобразительного искусства
Уметь:
· Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства
· Изображать с натуры, по памяти и представлению
· Самостоятельно создавать тематические, декоративные и орнаментальные композиции
· Владеть навыками работы различными материалами
Использовать знания и умения в практической деятельности:
· Восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них
· Эстетическая оценка явлений окружающего мира
Формы обучения в V классе: игровая драматургия, создание сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-праздники. Наряду с индивидуальными занятиями для активизации творческой деятельности учащихся вводятся коллективные, групповые задания. Учитель должен стремиться создать атмосферу увлеченности и творческой активности на уроках изобразительного искусства.
Предполагаемые результаты обучения разработаны и прописаны в требованиях к уровню подготовки выпускников в соответствии с обязательным минимумом содержания 2004г. Перед учителем стоит задача обеспечить полное усвоение планируемых результатов обучения школьниками, то есть весь процесс обучения должен быть направлен на запланированный конечный результат. Учитель должен уметь выстраивать последовательность конкретных целей через результаты обучения и логику изложения материала, выраженных в художественно-творческой деятельности учащихся и прописанных для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей работы.
Рекомендации по использованию УМК
Задание
Тема урока
Материалы и средства
I четверть
Выполнение живописной композиции
1
Выполнение живописного этюда с натуры в технике а-ля прима
1
Беседа о творчестве русского художника
1
Рисование с натуры или по памяти с учетом линейной перспективы
1
Выполнение композиции с учетом воздушной перспективы
1
Изучение форм, конструкций и особенностей различных объектов дизайна
1
Выполнение живописного этюда с натуры на фоне контрастной драпировки
1
Выполнение графической композиции
1
Итого:
8
II четверть
Рисование с натуры: конструктивное построение и тональное решение натюрморта
1
Беседа о творчестве художника
1
Выполнение живописной композиции
1
Конструирование игрушек, состоящих из геометрических форм: кубиков, шаров, пирамид, конусов
1
Рисование с натуры или по памяти. Анализ рисунков художников
1
Иллюстрации к сказкам Пушкина
1
Беседа о внутреннем и внешнем виде архитектурных сооружений
1
Выполнение графической композиции
1
Итого:
8
III четверть
Выполнение многофигурной композиции
1
Выполнение композиции из линейных и плоскостных форм
1
Беседа о творчестве зарубежного художника
1
Выполнение графической композиции с натуры из 2-3 предметов быта
1
Макет упаковки для овощей и фруктов
1
Выполнение живописной композиции
1
Выполнение шрифтовой композиции: название учебного предмета или учебного кабинета
1
Выполнение композиции нарукавниковых знаков, дорожно- сигнальных знаков
1
Рисование по памяти и по представлению
1
Выполнение живописной композиции
1
Выполнение композиции по представлению
1
Итого:
11
IV четверть
Выполнение живописной композиции по впечатлению
1
Выполнение конструктивного построения и тонового решения
1
Упаковка для мороженого
1
Выполнение живописной композиции
1
Выполнение школьной эмблемы, эмблемы класса, кружка
1
Рисование с натуры природы
1
Беседа о творчестве художника
1
Итого:
7
Всего:
35
Для разработки рабочих программ по предмету «Изобразительное искусство» для V класса учителя могут использовать материал из представленных методических рекомендаций.
Черчение
Учебный предмет «Черчение» в новом федеральном базисном учебном плане 2004г. отсутствует, но его необходимо сохранить в школьной программе. Технический рисунок, графические наброски, эскизы, чертежи – это первичная основа графической культуры, заложенная еще на уроках изобразительного искусства. Графические знания, умения и навыки школьников являются активным средством художественного и технического творчества, реализующие и развивающие их образное и проектное мышление, необходимы для дальнейшего профессионального обучения. Региональная образовательная карта Ярославской области подтверждает, что многие выпускники школ идут в технические Вузы, техникумы, училища, где учебный предмет «Черчение» является одним из профилирующих. В общеобразовательных учреждениях Ярославской области учебный предмет «Черчение» можно ввести в школьную программу по социальному запросу родителей и по результатам изучения образовательных потребностей учеников за счет часов компонента образовательного учреждения в VII-VIII классах (70 часов за два года) или как возможный вариант в VIII классе (35 часов в год). Преподавание учебного предмета «Черчение» можно осуществлять по старым программам и старому УМК до появления новых учебно-методических комплектов.
Программы, допущенные и рекомендованные Министерством РФ:
Н.П. Преображенская. Черчение. Программы образовательных учреждений. -М.: Вента-Граф, 2004 | Соответствуют минимуму 1998 года. |
В.Д. Симоненко, А.А. Павлова. Программы образовательных учреждений. Технология. 1-4, 5-11 классы.-М.: Просвещение, 2006 | Соответствуют минимуму 1998 года. |
В.В. Степаненко. Методическое пособие по черчению. –М.: Просвещение, 2001. | Соответствуют минимуму 1998 года. |
Учебники, допущенные и рекомендованные Министерством РФ:
Ботвинников А.Д. Черчение. -М.:АСТ, Астрель, 2002-2005. | Соответствуют минимуму 1998 года. |
Гордеенко Н.А. Черчение. -М.: АСТ, Астрель, 2002-2005. | Соответствуют минимуму 1998 года |
Преображенская Н.Г. Черчение. -М.: Вентана-Граф, 2002. | Соответствуют минимуму 1998 года. |
Ройтман И.А. Черчение. -М.: Владос, 2002. | Соответствуют минимуму 1998 года. |
Степакова В.В. Черчение. -М.: Просвещение, 2005. | Соответствуют минимуму 1998 года. |
Учебный предмет «Черчение» является необходимым для формирования у школьников графической грамотности, для приобретения политехнического кругозора и подготовки, учащихся к дальнейшему профессиональному обучению. Более углубленное и интегрированное изучение учебного предмета «Черчение» можно проводить в рамках предпрофильного (IX класс) и профильного обучения (X-XI классы), сохраняя непр
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!