ГЛАВА 1. Специфика внутренней картины болезни — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

ГЛАВА 1. Специфика внутренней картины болезни

2020-04-01 154
ГЛАВА 1. Специфика внутренней картины болезни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Специфика внутренней картины болезни

1.1Понятие внутренней картины болезни

1.2. Факторы, влияющие на формирование внутренней картины

болезни

1.3. Типы отношения к болезни

1.4 Особенности психического состояния и поведения больных с патологией опорно-двигательного аппарата

1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей, получивших травмы

1.6. Госпитализация, как психотравмирующий фактор

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Характеристика выборки

2.2. Описание и обоснование методик

Глава 3. Результаты исследования

3.1.Сравнительная характеристика личностных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом

3.2Сравнительная характеристика типов отношения к болезни подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом

3.3Сравнительная характеристика уровня депрессии и уровня невротизации подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом

3.4Корреляционный анализ эмпирического материала

Заключение

Выводы

Список литературы


Введение

 

За последние десятилетие в мире и в нашей стране отмечается увеличение числа детей инвалидов, в том числе с ортопедией.

В Санкт-Петербурге существует Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк», который специализируется на реабилитации детей с ортопедической патологией. Так в 2007 году в «Огоньке» получили лечение 1410 детей, среди них 620 детей с различными видами сколиоза, 400 с компрессионными переломами позвоночника. За последние пять лет количество пациентов «Огонька» увеличилось, что является следствием роста патологий опорно-двигательного аппарата, а также высокого травматизма детей в городе.

Прогрессирование детской ортопедической патологии и травматизма, диктует необходимость опережающей тактики консервативного и хирургического лечения, а также психолого-педагогической реабилитации детей одновременно.

Системная медико-психологическая реабилитация предполагает, что больной наряду с врачом вступает лечебный процесс как субъект. Адекватно сформированное субъективное отношение ребёнка к своему недугу, желание помочь самому себе и ответственное отношение к своему здоровью являются важными факторами, сказывающими влияние на эффективность лечения, успешность психологической и социальной адаптации, повышение качества жизни, а также, указывает на возможные пути психолого-педагогической профилактики дезадаптивных срывов и кризов.

Возникает актуальная проблема тщательного изучения субъективного отношения к болезни для боле эффективной медико-психологической реабилитации.

Цель исследования: изучение отношения к заболеванию у детей с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом.

Объект: подростки в возрасте 12-13 лет с диагнозами сколиоз 1-3 степени, находящиеся на восстановительном лечении в ВЦДО и Т «Огонёк» (Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии) – 25 человек; и подростки в возрасте 12-13 лет, находящиеся на реабилитации в ВЦДО и Т «Огонёк» (Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии) после перенесённого компрессионного перелома – 25 человек.

Предмет: особенности внутренней картины болезни у детей с патологией позвоночника.

Гипотеза: отношение к своему заболеванию у подростков с различными диагнозами будет различно.

Проверка гипотезы и достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

изучение личных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и с диагнозом компрессионный перелом;

выявление уровня депрессии;

выявление уровня невротизации;

выявление типа отношения к болезни;

раскрытие внутренней картины болезни;

Дипломное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии.


ГЛАВА 1. Специфика внутренней картины болезни

Типы отношения к болезни

 

Выделяют следующие типы отношения больного к болезни:

а)нормальное, т.е. соответствующее состоянию больного или тому, что было сообщено ему о заболевании;

б)пренебрежительное, если больной недооценивает серьезность заболевания, не лечится и не бережет себя, в отношении прогноза болезни проявляет необоснованный оптимизм;

в)отрицающее, если больной не обращает внимания на болезнь, отгоняет от себя мысли о болезни и т.п.;

г)нозофобное, т.е. больной несоразмерно боится болезни, повторно обследуется, меняет врачей;

д)гипохондрическое, если больной догадывается или убежден в том, что страдает тяжелым заболеванием или же если он переоценивает серьезность менее тяжелой болезни;

е)нозофильное, связанное с определенным успокоением и приятными ощущениями от болезни;

ж) утилитарное, что является высшим проявлением нозофильной реакции. Утилитарное отношение может иметь тройную мотивировку:

а) получение сочувствия, внимания и лучшего обследования;

б) выход из неприятной ситуации, как, например, нелюбимая работа, наказание, учёба;

в) получение материальных выгод – свободное время, подарки, сладости.

Утилитарная реакция может быть более или менее сознательной, она может основываться на нетяжёлом или на серьёзном заболевании, а иногда может наблюдаться и у здорового человека.

Р. Конечный и М. Боухал (1983) различают следующие типы реакций:

Аггравация – преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб. Такое преувеличение может быть полностью сознательным, но иногда скорее обусловлено эмоциональными мотивами более глубокого происхождения, например, страхом, недоверием, чувством одиночества, безнадёжности, ощущением, что врач ему не верит. Переходы от сознательной к менее сознательной аггравации бывают довольно незаметными, а иногда даже трудно уловимыми.

Симуляция – это притворство, при помощи которого человек стремится создать впечатление о наличии болезни и её признаков. Встречается реже, чем аггравация. Как правило, к ней прибегают очень примитивные лица, у которых её можно открыть относительно легко, или, наоборот, очень опытные, пронырливые и безответственные лица.

Диссимуляция – это скрывание болезни и её признаков. Встречается главным образом, при заболеваниях, результатом которых являются некоторые объективные или субъективные невыгоды для больного (Конечный Р., Боухал М., 1983).

Отношение к болезни, обладая характеристиками, присущими психологическим отношениям, содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент включает знания о болезни, её осознание, понимание роли болезни и её влияние на жизненное функционирование больного, а также предполагаемый прогноз.

Эмоциональный – ощущение и переживание болезни и всей ситуации, связанной с ней.

Поведенческий – это связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней, а также выработку определённой стратегии поведения в жизненной ситуации, связанной с болезнью. Возможны следующие виды реакций: принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.

Типология реагирования на заболевание создана А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым (1980) на основе оценки влияния трёх факторов: 1) природы заболевания; 2) типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера; 3) отношения к данному заболеванию. Эти типы объединены по блокам.

Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается - гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы.

Второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихической направленностью, т.е. это тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический тип. Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении и реакциях по типу раздражительной слабости, а также в тревожном, подавленном, угнетённом состоянии. Характеризуется «уходом в болезнь», отказом от борьбы за здоровье, выздоровление.

Третий блок – типы реагирования с интерпсихической направленностью. Включает типы с сенсибилизированным отношением к болезни, которое в большей степени зависит от преморбидных особенностей личности больных – это сензитивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический. Пациенты с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь характеризуются и дезадаптивным поведением, которое может приводить к нарушению их социального функционирования.

Типы психологического реагирования на заболевания по А.Е. Личко(1985):

1. Гармонический. Пациент трезво оценивает свое состояние без склонности преувеличивать его тяжесть, без оснований видеть всё в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремится во всём содействовать успеху лечения, не желая обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе – сосредоточение внимания, забот и интересов на судьбе близких, своего дела.

При гармоничном типе психического реагирования важным является реализм в восприятии симптомов и понимании тяжести заболевания. Пациент должен опираться в своих реакциях на известные науке факты о возможности излечения от конкретной болезни, о происхождении симптомов и пр.

Активности человека при дисгармоничных типах психического реагирования противостоит пассивность, при которой пациент не прилагает собственных усилий для оздоровления. Значимым является и нежелание заболевшего обременять тяготами ухода за собой, что вытекает из принципиальных положений гармоничного характера и личности. Гармоничный пациент понимает, что с появлением у него болезни близкие ему люди обрели новую дополнительную заботу. И как гармоничный человек, он не вправе требовать от них этой заботы. Он может лишь ожидать её и принимать в том объёме, который они готовы ему предоставить.

2. Эргопатический. «Уход в работу». Даже при тяжёлой болезни и страданиях характерно сверхответственное, одержимое отношение к работе, в ряде случаев – выражено ещё в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к лечению и обследованию, обусловленное стремлением во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.

Некоторые пациенты расценивают любой недуг как вызов своему «Я». Стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли. Позиция заключена в том, что нет такого заболевания, которого нельзя было бы преодолеть своими силами. Такие пациенты часто являются принципиальными противниками лекарств.

3. Анозогнозический. Пациент активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных её последствиях, отрицает очевидное. Приписывает проявления болезни случайным обстоятельствам или другим несерьёзным заболеваниям. Отказывается от обследования и лечения, желая обойтись «своими средствами». При эйфорическом варианте – необоснованно повышенное настроение. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само всё обойдётся». Желание продолжать получать от жизни всё, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, пагубно сказывающихся на течение болезни.

Анозогнозия встречается достаточно часто. Пациенты могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей. Они могут отражать заблуждение человека по поводу значимости признаков болезни.

4. Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрического типа, в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключение специалиста), чем фиксация на субъективных ощущениях. Поэтому предпочитает слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение тревожное, угнетённость – следствие этой тревоги. Тревожный тип психического реагирования на заболевания базируется на появляющейся в связи с заболеванием тревоге. Тревожная мнительность, прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных - осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Тревога проецируется в будущее, вызвана опасениями, что болезнь может надолго и существенно изменить привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, перепроверка получаемых от врачей сведений о болезни. «Защитой» от тревоги становятся приметы и ритуалы.

5. Ипохондрический. Пациент сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, стремится постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе возникает преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличивает побочное действие лекарств. желания лечиться сочетается с неверием в успех, требованиями тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур. Склонен к эгоцентризму. В беседе с любым человеком обращает внимание собеседника на необычность и тяжесть имеющихся болезненных признаков. Ипохондрик испытывает облегчение, если его собеседник относится участливо и сочувственно. Кроме того, при таком типе реагирования появляется склонность к детализации своего самочувствия при его описании. Мотивом изложения собственных жалоб является страх упустить что-то важное, существенное для понимания врачом его состояния и правильной диагностики.

6. Неврастенический. Характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неблагоприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений, нетерпеливость, неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Неврастенический – астенический тип реагирования является наиболее распространённым и неспецифическим ответом организма и личности на различные заболевания. Его основой является раздражительность, которая охватывает – яркий свет, громкие звуки, резкие запахи. Пациент становится капризным, требовательным. Склонен к вспышкам гнева, если его ожидания в отношении поведения окружающих не оправдываются.

7.Меланхолический. Удручённость болезнью, неверие в выздоровление, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на всё вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Меланхолический, или депрессивный тип реагирования на болезнь обусловлен имеющейся у пациента негативной информацией о возможности излечения от недуга. Он встречается и у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обучения и практики.

8. Апатичный. Пациент испытывает полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивно подчиняется процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрачивает интерес к жизни, ко всему, что ранее волновало.

Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии. Пропадает интерес и активность в отношении всех сторон жизни за исключением здоровья. Собственно апатический – с утратой интереса ко всему - встречается крайне редко.

9. Сенситивный. Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о болезни. Опасение, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и нежелательного отношения с их стороны в связи с этим.

Основой сенситивного отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления. Кроме того, это ориентация на мнение и оценку окружающих. В связи с этим существенным становятся не собственные болезненные или неприятные ощущения вследствие болезни, а реакция на информацию о его болезни со стороны так называемой референтной группы. Часто в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу, даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность.

10. Эгоцентричный. «Уход в болезнь». Выставление на показ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются только как «конкуренты», отношение к ним неприязненное. Постоянное желание показать другим своё особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

Этот тип реагирования иногда обозначают истерическим, поскольку основным мотивом поведения человека становится привлечение к собственной персоне внимания окружающих. «Бегство в болезнь» или «уход в болезнь» используется для упрёков и шантажа окружающих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются манерной жестикуляцией, а также разнообразной и выраженной мимикой.

11. Паранойяльный. При таком отношении пациент уверен, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайне подозрительно относится к лекарствам и процедурам, стремится приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Паранойяльный (бредоподобный) тип реагирования часто отражает мировоззренческую позицию заболевшего. Пациент усматривает тайный смысл болезни и причин её возникновения. Этот тип возникает на базе личностных особенностей.

12. Дисфорический. Доминирует мрачно-озлобленное настроение, постоянно угрюмый вид. Испытывает зависть и ненависть к здоровым. Вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Деспотичное отношение к близким – требование во всём угождать.

 

Характеристика выборки

 

Исследование проводилось в марте 2008 года на базе ВЦДО и Т «Огонёк» - (Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии).

Спецификой данного учреждения является то, что дети с нарушением опорно-двигательного аппарата находятся на лечении длительное время (1-2 месяца), а также продолжают обучение по школьной программе. Посещение родителей ограничено, поэтому дети преимущественно находятся в кругу сверстников.

 В исследовании приняли участие 50 подростки в возрасте 12-13 лет, из них 25 человек с диагнозом сколиоз Ι – ΙΙΙ степени. 25 – с компрессионными переломами позвоночника. Выборка подростков со сколиозом состояла из 13 мальчиков и 12 девочек; выборка детей с компрессионным перелом – 11 мальчиков и 14 девочек.

 

Заключение

 

Приступая к дипломному исследованию, была поставлена гипотеза, что подростки с различным диагнозом имеют различные типы реагирования на болезнь. В ходе работы удалось её подтвердить и охарактеризовать особенности отношения к болезни у подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом.

В структуре личности подростков с диагнозом сколиоз выявлены следующие характерные признаки: тревожное, подавленное, озлобленное настроение. Подростки со сколиозом, в отличие от подростков с компрессионным переломом, склонны к печальным размышлением в одиночестве, легко подвержены различным страхам и тяжело переживают любые жизненные неудачи. Они склонны к самоупрёкам, недооценивают свои возможности, способности. Для этих подростков характерно подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрений или неодобрений со стороны окружающих. Развито чувство долга. В обществе подростки чувствуют себя неуютно и неуверенно, держатся скромно и обособленно.

Структура личности подростков с диагнозом компрессионный перелом характеризуется способностью легко переживать жизненные трудности. Они уверенны в себе, эмоционально устойчивы, общительны. Они не предрасположены к страхам. Подростки с компрессионным переломом более самостоятельны, жизнерадостны, доверчивы, нечувствительны к порицаниям и оценкам окружающих.

У детей со сколиозом присутствует тенденция к ситуативно-невротической депрессии. Причиной этого является постоянная нагрузка на эмоциональную сферу подростка в условиях особой социальной ситуации развития. Это способствует формированию психической зависимости больного подростка от ситуации. Психическое напряжение может вызвать расстройства, снижение активности в преодолении трудностей.

У детей с диагнозом сколиоз также присутствует тенденция к повышенному уровню невротизации.

Это свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляется негативные переживания (тревожность, напряжённость, беспокойство, раздражительность); также это свидетельствует о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворённостью желаний.

Подростки со сколиозом склонны относиться к болезни по эргопатическому типу, так как они имеют опасения по поводу своих возможностей. Даже при тяжести болезни и страданиях стремятся, несмотря на это, продолжать работу. Подростки с диагнозом сколиоз «сжились» со своим диагнозом и, поэтому, во что бы то ни стало, стараются сохранить статус здорового человека.

Подростки с диагнозом компрессионный перелом склонны относиться к своему заболеванию по дисфорическому типу. У этих подростков доминирует мрачно-озлобленное настроение, угрюмый вид, проявляется зависть к здоровым. Они требуют особого внимания к себе. Присутствие данных реакций на заболевание у подростков с компрессионными переломами объясняются внезапностью травмы, сопровождаемой неприятными ощущениями, шоковым состоянием.

В группе подростков с диагнозом сколиоз анозогнозический тип отношения к болезни связан со следующими особенностями личности: упрямство, неуступчивость, агрессивность. У подростков с компрессионным переломом данный тип отношения к болезни связан с уверенностью в собственных силах, с самостоятельностью, с упорством.

У подростков со сколиозом меланхолический тип реагирования на болезнь связан с несамостоятельностью, с зависимостью от группы, с отсутствием инициативу; у подростков с компрессионными переломами – с неумением владеть собой даже в неблагоприятных условиях.

У подростков с диагнозом сколиоз эгоцентрический тип отношения связан с низкой эмоциональной устойчивостью, беспокойством. Взаимосвязан с тем, что подростки находятся под влияние чувств, легко расстраиваются; у подростков с компрессионными переломами связан с низким самоконтролем, недисциплинированностью.

Поставленная цель изучения отношения к заболеванию у детей с различными диагнозами представляла интерес для сотрудников ВЦДО и Т «Огонек». По итогам работы можно дать следующие рекомендации:

- формирование адекватного отношения к болезни;

-   обеспечить психологическое сопровождение подросткам с диагнозом сколиоз в период лечения в Центре;

-   коррекция представлений о болезни у подростков с компрессионным переломом;

-   учет личностных особенностей подростков с компрессионным переломом и сколиозом в процессе лечения;


Выводы

 

Подводя итоги можно сказать, что в процесс исследования были установлены следующие различия между выборками:

1. Существуют различия по фактору А (экстраверсия – интроверсия). У подростков с диагнозом компрессионный перелом показатели по данной шкале на 28% выше, чем у подростков с диагнозом сколиоз;

2. Также выявлены различия по фактору С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость). По этому фактору показатели на 82% выше у подростков с диагнозом компрессионный перелом, чем у подростков со сколиозом;

3. По фактору F (беспечность – озабоченность) показатели на 17% выше у подростков с компрессионным переломом. Показатели по этим факторам

4. Также существуют различия по фактору J (индивидуализм – общительность). Показатели по этому фактору выше у подростков с диагнозом сколиоз на 20%.

5. Существуют различия по эргопатическому (Р) типу реагирования на болезнь. Показатели по данному типу подростков с диагнозом сколиоз выше на 35%,чем подростков с компрессионным переломом

6. Существуют различия по дисфорическому (Д) типу отношения к болезни. Показатели по данному типу отношения к болезни на 73% выше у подростков с диагнозом компрессионный перелом.

7. С помощью t – критерия Стьюдента различий по уровню депрессии и уровню невротизации у подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом не выявлено. Но, анализ результатов на уровне средних значений показал, что у подростков с диагнозом сколиоз присутствует тенденция к депрессии ситуативного характера (56% испытуемых).

8. что уровень невротизации у подростков с диагнозом сколиоз существенно выше (54%), чем у подростков с компрессионным переломом.


Список литературы

 

1.Веселов Н.Г., Суворова Р.С. Особенности восприятия детьми обстановки стационара/ Советское здравоохранение - № 11., - М.: Мед., 1984. – С. 44-48.

2.Брайтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Краткий учебник./Пер с нем.-М., 1999.

3.Ермакова Г.К. Психолого-педагогическая характеристика детей, получивших травмы./ Профилактика и лечение травм у детей., - Л.: 1981. – с. 55-61.

4.Ефимов А.П. и др. Оценка состояния больных ортопедо-травматологического профиля в процессе реабилитации экспертным методом //Ортопедия, травмотология и протезирование.- 1985.- № .-С.52-56.

5.Карлсон Э.Р. Я таким родился/ Пер. с фр. яз. Гончаровой М.М./ Л.: НИИ им. Г.И. Турнера. – 1965.

6.Клепикова Р.А. К вопросу о медико-социальной реабилитации детей – инвалидов// Лечение и реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата. СПб.: 1997, с. 20-21

7.Клиническая психология. Под. ред. Карвасарского Н.И. СПб.: Питер. – 2001.

8.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага – 1983, Мед. изд-во АВИЦЕНУМ.

9.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1984.

10.Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. – М.: Медпресс, 1966.

11.Личко А.Е. Подростковая психиатрия.- М.:Медицина, 1985.

12.Лурия А.Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. – М., Медицина, 1977.

13.Мамайчук И.И. Психологическая подготовка детей с ортопедическими заболеваниями к хирургическому лечению// Ортопедия и травмотология. – 1981 № 7.- с. 60-64.

14.Мамайчук И.И. Влияние личностных особенностей детей на эффективность ортопедо-хирургического лечения// Ортопедическое лечение детей с патологией опорно-двигательного аппарата., Л.. 1986. С. 20-23.

15.Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики, деонтологии. СПб.: Мед. – 1989.

16.Медицинская психология/ Уч. пособ. Под. ред. Гайдунка Ф.Н. СПб.: Питер, 2000.

17.Медицинская энциклопедия/ Пер. с англ. М. Луппо – М.: Кроннпресс, 2002.

18.Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. Основы общей и медицинской психологии. Л., Медицина, изд. 2-е, 1975.

19.Менделевич И.К. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: Медпресс, 1999.

20.Миронова О.И. Особенности эмоционально состояния детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата// 5-й съезд травматологов и ортопедов России: тез. докл. – Нижний Новгород, 1997. с. 839.

21.Миронова О.И., Баталов О.А. Возраст и эмоциональное состояние детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата/ Лечение и реабилитация детей-инвалидов. – СПб., 1997. – с. 20-21.

22.Мясищев В.Н. Персонология, психология и медицина.//Клинико - психологические исследования.-Л., 1971.

23.Психологические методы в педиатрии и детской психоневрологии: уч. пособ./ Под. ред. Д.И. Исаева, В.Е. Когана. – СПБ.: ПМИ, 1991.

24.Практикум по возрастной психологии/ Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.

25.Пятакова Г.В. Актуальные вопросы в формировании личности детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата. Автор канд. дис. СПб., 1999.

26.Пятакова Г.В., Кутузов А.П. Исследование механизмов регуляции переживаний у детей-инвалидов// Лечение и реабилитация детей с ортопедической патологией. СПб., 1997, - с. 20-21.

27.Пятакова Г.В., Кутузов А.В. Исследование отношения к заболеванию у детей с двигательными нарушениями./ Стандарты и технологии помощи детям при ортопедической патологии., - СПб, 1999. с. 160-162.

28. Свинцов А.А. Уровень и структура инвалидности у детей раннего возраста в условиях крупных городов/ Стандарты и технологии помощи детям при ортопедической патологии., - СПб, 1999. с. 12-14.

29.Ташлыков В.Д. Психология лечебного процесса. – Л.: Мед., 1994.

30.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.

31.Шухова Е.С. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. – М.: Мед., 1979.

27. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

28. Исаев Д.Н. Психология больного ребёнка. – СПб.: 1996. – 76 с.

29. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002. – 352 с.

30. Чеботарёва Э.П. Врачебная этика. – М. Медицина.: 1972. – 340 с.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Специфика внутренней картины болезни

1.1Понятие внутренней картины болезни

1.2. Факторы, влияющие на формирование внутренней картины

болезни

1.3. Типы отношения к болезни

1.4 Особенности психического состояния и поведения больных с патологией опорно-двигательного аппарата

1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей, получивших травмы

1.6. Госпитализация, как психотравмирующий фактор

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Характеристика выборки

2.2. Описание и обоснование методик

Глава 3. Результаты исследования

3.1.Сравнительная характеристика личностных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом

3.2Сравнительная характеристика типов отношения к болезни подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом

3.3Сравнительная характеристика уровня депрессии и уровня невротизации подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом

3.4Корреляционный анализ эмпирического материала

Заключение

Выводы

Список литературы


Введение

 

За последние десятилетие в мире и в нашей стране отмечается увеличение числа детей инвалидов, в том числе с ортопедией.

В Санкт-Петербурге существует Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк», который специализируется на реабилитации детей с ортопедической патологией. Так в 2007 году в «Огоньке» получили лечение 1410 детей, среди них 620 детей с различными видами сколиоза, 400 с компрессионными переломами позвоночника. За последние пять лет количество пациентов «Огонька» увеличилось, что является следствием роста патологий опорно-двигательного аппарата, а также высокого травматизма детей в городе.

Прогрессирование детской ортопедической патологии и травматизма, диктует необходимость опережающей тактики консервативного и хирургического лечения, а также психолого-педагогической реабилитации детей одновременно.

Системная медико-психологическая реабилитация предполагает, что больной наряду с врачом вступает лечебный процесс как субъект. Адекватно сформированное субъективное отношение ребёнка к своему недугу, желание помочь самому себе и ответственное отношение к своему здоровью являются важными факторами, сказывающими влияние на эффективность лечения, успешность психологической и социальной адаптации, повышение качества жизни, а также, указывает на возможные пути психолого-педагогической профилактики дезадаптивных срывов и кризов.

Возникает актуальная проблема тщательного изучения субъективного отношения к болезни для боле эффективной медико-психологической реабилитации.

Цель исследования: изучение отношения к заболеванию у детей с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом.

Объект: подростки в возрасте 12-13 лет с диагнозами сколиоз 1-3 степени, находящиеся на восстановительном лечении в ВЦДО и Т «Огонёк» (Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии) – 25 человек; и подростки в возрасте 12-13 лет, находящиеся на реабилитации в ВЦДО и Т «Огонёк» (Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии) после перенесённого компрессионного перелома – 25 человек.

Предмет: особенности внутренней картины болезни у детей с патологией позвоночника.

Гипотеза: отношение к своему заболеванию у подростков с различными диагнозами будет различно.

Проверка гипотезы и достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

изучение личных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и с диагнозом компрессионный перелом;

выявление уровня депрессии;

выявление уровня невротизации;

выявление типа отношения к болезни;

раскрытие внутренней картины болезни;

Дипломное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии.


ГЛАВА 1. Специфика внутренней картины болезни


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.