Теоретические основы исследования миграции населения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теоретические основы исследования миграции населения

2020-04-01 157
Теоретические основы исследования миграции населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика – одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она должна служить не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал; она должна строиться и в интересах тех, кто является ее непосредственными участниками – переселенцев и принимающего населения, обеспечивая реализацию их прав. В отличие от многих других сфер, она не затрагивает лишь отдельные стороны жизни человека – здоровье, образование, занятость – она включает их комплексное преобразование, коренное изменение условий существования. Поэтому здесь так тяжелы последствия ошибок и непродуманных действий.

Обстоятельства исторической действительности за последние 20 лет изменились настолько, что полностью переориентировали сам вектор миграционных потоков, их динамику, связанные с ними проблемы, а следовательно, должны быть пересмотрены принципы и программы их регулирования. Структура и перечень направлений миграционной политики разноплановы и многообразны – от противодействия нелегальной миграции до содействия и привлечения иммигрантов на работу, от оптимизации внутренних миграционных процессов до привлечения соотечественников из-за рубежа. Именно последнее направление, актуальное, прежде всего, в силу новизны разработки его проектов, имеющихся трудностей в осуществлении, требует особого внимания и изучения.

Столетиями русские люди в ходе завоеваний или в процессе осуществления экономических проектов осваивали новые для них территории, но в оказавшемся после распада СССР разрозненном политическом пространстве они вдруг перестали быть гражданами того государства, на благо которого работали и жили. С 1990 по 2005 годы в Россию из стран СНГ и Балтии въехало более 8,5 млн. человек, из которых 65% составляли этнические русские. К началу 2000-х гг. миграционный поток стал затихать, однако, напротив, российское государство осознало необходимость такой миграции для своего развития, закрепило этот приоритет в Концепции государственной миграционной политики 2003 года, а в 2006 году Указом Президента была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

В рамках указанного документа определены регионы, которым предстоит первыми, начиная с 2006 года, претворить разработку программы в жизнь на местах, в числе этих регионов и Калужская область. Разработка Региональной программы переселения и первые этапы ее практического применения – важнейшие моменты деятельности. Их текущий, а не окончательно отлаженный и апробированный характер действия составляет основу рассматриваемой нами проблемной ситуации – от того, как будут эти этапы реализованы, зависит успешность опыта Калужской области в свете поставленной Программой задачи – «объединения потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов».

Будучи отражением нового направления миграционной политики, программа привлечения соотечественников получила широчайший ряд откликов, аналитических замечаний, прогнозов и оценок; на ее основании в течение 2006-2007 гг. была издана серия сопровождающих нормативно-правовых документов; однако исчерпывающее научное освещение программы и порождаемых ею проблем с точек зрения различных дисциплин по той же причине оказалось невозможным; это – задача текущего и последующего этапов развития правовой и социальной составляющей миграциологии. В данном контексте новизна настоящей работы заключается в рассмотрении исследуемого направления не только в свете общественно-политических задач и приоритетов, но в системе научного знания о миграции в целом и с позиций социальной работы в частности.

В то же время в рамках смежных наук хорошо разработаны различные направления, тесным образом связанные с исследуемым вопросом и необходимые для его понимания. Основополагающими работами являются исследования ученых-демографов РАН Зайончковской Ж.А., Рыбаковского Л.Л., исследование миграционных процессов в контексте национальной безопасности государства Витковской Г.С., Балашовой Т.Н., социологический аспект миграции, разработанный Юдиной Т.Н., региональный аспект, представленный в трудах Воробьева Н.В. и др. Большое значение имеют материалы периодической литературы, главным образом, издаваемых с 2007 года журналов «Земляки» и газеты «Ваше право. Миграция», журналов «Миграционное право», «Международная жизнь» и др.

Руководствуясь означенными данными, в качестве объекта исследования нашей работы мы понимаем саму систему регулирования миграционных процессов государства, полагая его предметом конкретное направление миграционной политики России в отношении привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, его значимость, особенности воплощения в современных условиях, раскрытие социальных гарантий и преференций участников, в частности, и на территории нашего региона. Реализация программы осуществляется поэтапно, охватывая в целом период 2006-2012 гг. На текущий момент мы должны учитывать результаты работы, осуществленной в 2006-2007гг., предполагая их развитие и на ближайшую перспективу.

Обеспечить баланс интересов власти, общества и конкретного человека не представляется возможным без всестороннего анализа позиций всех участников – без оценки стратегии развития государства и его законодательства, без оценки многочисленных научных и публицистических материалов, отражающих настроения общества, без учета мнений самих мигрантов.

Руководствуясь этим принципом, мы ставим целью при изучении данной темы осуществить комплексный анализ потенциала программы и ее роли в системе миграционного законодательства. В соответствии с этим в качестве основных задач могут быть выделены следующие моменты деятельности:

- рассмотрение теоретических аспектов феномена миграции: его сущности, видов и функции миграции, причин и последствий миграционных движений, существующих в науке подходов к рассмотрению данного явления;

- изучение особенностей текущей миграционной политики, прежде всего – политики в отношении соотечественников, исторического аспекта проблемы и современных тенденций;

- оценка содержания Государственной и Региональной программ, сравнение программы Калужской области с проектами других регионов-участников; выявление ее преимуществ и недостатков, изучение моделей их устранения;

- выявление позиции участников программы – соотечественников и принимающего населения;

- отражение и анализ полученных эмпирических данных, обоснование заключения об особенностях реализации программы и предложение мер по ее совершенствованию.

В ряду основной терминологии, используемой в данной работе – понятия «миграция», «миграциология», «миграционная политика», трактовку которых более уместно будет представить в соответствующих главах, т. к. она не является однозначной, а сравнение и выбор оптимального варианта составляют одну из задач исследования. Другой понятийный блок содержится в ФЗ от 24.05.99 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» № 99-ФЗ, согласно которому:

Соотечественники - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Соотечественники за рубежом - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом);

- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР);

- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее - выходцы (эмигранты));
- потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - потомки соотечественников)[ ].

Однако и эти понятия, как будет показано далее, требуют уточнения. В неясности их формулировки, на наш взгляд, коренится одна из основных причин сложности реализации данной программы. Кроме того, тот факт, что первоначально означенные этапы действия программы не были соблюдены, свидетельствует о невозможности исполнения отдельных ее положений. Таким образом, основной гипотезой настоящего исследования следует считать предположение о слабости отдельных теоретических и организационных аспектах разработки и реализации программы (возможно, получивших свое отражение в недоработках как федерального законодательства, так и региональных программ переселения соотечественников, невозможности осуществления запланированных масштабов переселения, наличии «подводных камней» реализации – например, с точки зрения эффективности программы для государства важным представляется выявление следующего аспекта – не превратится ли переселение по программе в ветвь трудовой миграции, ведь то, что является неоспоримым преимуществом Калужской области – выгодное географическое расположение и близость к столице – может обернуться и ее бедствием – не найдя достойной работы здесь, переселенцы могут пополнить московский рынок труда и т. п.).

В ходе осуществления дипломного исследования были использованы общенаучные и специальные теоретические методы познания, в том числе, основанные на базовых принципах социальных наук – историзме, преемственности знаний, принципе социальной обусловленности, системном подходе. Вместе с тем, практическая часть работы базируется на применении эмпирических методов познания – анализа документов и анкетирования. В качестве материалов для первого метода были приняты к рассмотрению типовые анкеты участников Государственной программы, полученные в ходе прохождения преддипломной практики в Управлении Федеральной миграционной службы по Калужской области и позволившие получить сведения о всех соотечественниках, получивших свидетельство участника программы и прибывших на территорию Калужской области с начала реализации программы – 31 октября 2007 до 29 февраля 2008, момента окончания исследования. Проведение собственного анкетирования было осуществлено также по месту практики в период с 21 января по29 февраля 2008 г. Подробное описание методики исследования дается в тексте работы.

Значимость полученных данных определяется возможностью их практического применения для анализа миграционной ситуации в области, оценки текущего состояния реализации рассматриваемой Региональной программы, а также выявления слабых сторон программы и их корректировки.

Положения, выносимые на защиту

Структура дипломной работы обусловлена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, 4 основных главы, содержащие 10 параграфов, заключение, список использованной литературы.


Движений

 

В демографической науке выделяют три вида движения населения: социальное, миграционное и естественное, однако предметом ее изучения являются лишь два последних [Волгин, с.20].

Социальное движение – синоним социальной мобильности, которая представляет собой, по определению П. Сорокина – автора теории социальной мобильности, – переход от одной социальной позиции к другой. [Мухаев, с.215] Это – предмет изучения социологической науки.

Естественные движения включают рождаемость, брачность, разводимость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии.

Наконец, миграционные движения – совокупность всех территориальных перемещений населения, которые, в конечном счете, определяют характер расселения, плотность, сезонную и маятниковую подвижность населения. Исследованием этих проблем занимается не только демография, но и география народонаселения. [Волгин, там же]

Можно предположить, что сегодня – миграционные движения должны быть рассмотрены в гораздо более широком понимании и отражено их влияние не только на демографические характеристики той или иной территории, но и на показатели ее экономического развития, социальную структуру, т. е. показано существование взаимосвязи социальных и миграционных движений.

Что же есть миграция в интерпретации различных подходов и дисциплин? Наиболее распространенным является определение, заимствованное опять же, из категориального аппарата демографии и использующееся в различных нормативно-правовых актах:

Миграция (от лат. Migratio – переселение) – это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. [Павленок, с.263, аналогично Бреева, с.132, Кузьмин, Концепция]

Исследующая философские и психологические аспекты миграции С. К. Бондырева определяет, что миграция – многомотивное общественное явление потребностного характера, возможное благодаря мобильности человека и реализующееся как в физическом, так и в виртуальном пространстве. [Бондырева, с.3] Далее в своей работе она также прибегает к терминологии демографов: миграция – это пространственная активность (перемещение) индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства [с.39]

Миграция в социологическом понимании по Т.Н. Юдиной – это изменение социальной структуры и статусных характеристик различных слоев и групп населения государства или региона под влиянием социальных перемещений населения или его части за пределы государственной или административной границы на относительно длительный срок. [Юдина, с.209] Здесь мы видим противоречие определения с рассмотренной ранее и широко употребляемой концепцией видов движения населения (соотношение понятий миграционного и социального движения), однако сам подход интересен, т. к. отражает новые грани в понимании миграции. Автор отмечает, что «миграционный процесс влияет на социальную ситуацию во всех сферах общества, как принимающего, так и отдающего население, и сама ситуация воздействует на этот процесс».

Наконец, Л. Л. Рыбаковский (анализирующий миграцию также в контексте демографической науки) приводит различия между пониманием перемещения и переселения. «Это - не синонимы, а представление о миграции как в широком, так и узком значении слова. В узком смысле миграция - законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства. К миграции в широком смысле слова относят наряду с переселением также сезонные, маятниковые и иногда эпизодические миграции. Различия между разными видами перемещения - в их продолжительности, регулярности, целевой направленности, структуре и т.д.» [с.106-107].

Отметим также, что по определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев; по данным Н. В. Зверевой, в РФ к мигрантам относятся прибывшие и выбывшие на постоянное место жительства, работу, учебу и т. п. – на срок более 1,5 месяцев [Бреева, с.171].

Подход социального работника к определению сущности миграции, как неоднократно подчеркивалось, должен быть междисциплинарным, и, принимая толкование миграции в узком значении слова, предложенного Л. Л. Рыбаковским, подчеркивая универсальные признаки миграции, следует отметить, что миграция – это не только процесс определенной территориальной мобильности, но и «состояние примирения с новой средой», подразумевающий «разрыв определенных групп людей со «своими» экологическими, социокультурными, производственными структурами идентичности и вхождение в «чужие» структуры идентичности на новой территории» [Акмалова, с.7].

Виды миграции

Варианты классификаций разновидностей миграции также разнообразны и исследуемы многими авторами. Некоторые виды миграции оказываются в зоне внимания социальной работы как профессиональной деятельности, что и обуславливает необходимость их разграничения.

1. Неизменно выделяется критерий пересечения мигрантами административных границ территорий. На этой основе выделяют прежде всего внешнюю и внутреннюю миграцию. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства. Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства.

Значительны в РФ и потоки транзитной миграции, когда граждане иностранных государств используют Россию в качестве «стартовой площадки» для последующего перемещения в страны Европы, США.

К внутренней миграции населения относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) рассматриваются как миграция населения только в широком понимании термина. Здесь различают также миграцию сельского и городского населения.

2. В соответствии с временным критерием выделяют постоянную, или безвозвратную миграцию и возвратную миграцию, которая включает временную миграцию на учебу, на определенные сроки в отдаленные районы и т.д.

3. В зависимости от причин миграции выделяют политические, экономические и социальные, военные (например, эвакуация), этнические, демографические (брачная миграция), обусловленные экологическими или климатическими условиями перемещения.

4. С. К. Бондырева описывает также миграцию суверенную и вынужденную, опираясь на фактор добровольности: в первом случае индивид принимает решение о миграции без внешнего давления, исходя из своих потребностей, во втором – причина миграции лежит вне индивида. Вынужденная миграция – перемещение с целью поиска убежища. Субъектами вынужденной миграции на территории РФ являются: вынужденные переселенцы (граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.), беженцы (лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений), лица, обратившиеся с заявлением (ходатайством) о приобретении ими статуса одной из указанных выше категорий, лица, получившие временное убежище на территории РФ. [ФЗ «О вынужденных переселенцах», «О беженцах»] Для этих групп мигрантов особенно актуально социальное обслуживание, осуществляемое социальными работниками, психологами и медиками.

К добровольным внешним мигрантам относят не только трудовых мигрантов, но и категорию, непосредственно составляющую предмет нашего изучения – репатриантов (реэмигрантов) – соотечественников, возвращающихся из-за границы с целью стать гражданами на территории своей исторической родины. Часть таких мигрантов в некоторых странах пользуются услугами социальных работников, выполняющих задачу интеграции новых жителей в общество [Акмалова, 15].

5. Другое основание классификации – законность переселения, т. е. выделяется миграция легальная и нелегальная. Миграция в другую страну связана со значительным числом факторов и обстоятельств этнического и правового характера, и поэтому въезд в страну без соответствующего разрешения властями в меру их сил пресекается. Незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации.

Нелегальная миграция, даже нарушая некоторые законы, не обязательно является криминальной и бывает зачастую обусловлена несовершенством административно-правовых норм и механизмом их исполнения.

6. По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства или общественных органов и с их помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.

7. При изучении миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. Понятие "учебная миграция" подразумевает передвижение (главным образом молодежи) в связи с получением образования. Существуют также классификации мигрантов, например, по числу участий в миграции: первичные, вторичные, многократные [Кузьмин].

 

Реализации

 

Итак, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, была утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

В структурной схеме миграционной политики, представленной нами выше, содействие добровольному переселению соотечественников – важнейшая составляющая политики иммиграции, первой стадии, определяющей собственно основы создания системы регулирования миграционных потоков и определения положения мигрантов.

Преамбула программы отражает акцентированные ранее взаимосвязи миграционной и демографической политики (по-видимому, именно кризисная демографическая ситуация в стране явилась катализатором принятия данной программы, разрабатывавшейся одновременно с планированием претворения в жизнь приоритетных национальных проектов РФ, в частности, проекта «Здравоохранение», принятием Концепции государственной демографической политики, отводящей ведущую роль стимулированию рождаемости и сокращению смертности в стране), миграционной политики и интересов национальной безопасности и эффективного экономического развития (а именно усиление потенциала стратегически значимых для России территорий, грамотное распределение миграционных потоков, снижение диспропорций региональных рынков труда, социальной напряженности и т. д.).

Решение стоящих перед государством проблем видится законодателю, в том числе, и в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов РФ (вспомнив здесь концепцию трехстадийности миграционных процессов, отметим, что впервые эта программа предусматривает работу государства по активизации и совершенствованию хода первой стадии миграционного процесса – формированию территориальной подвижности населения, в отличие от большинства проектов по регулированию миграции, касающихся работы с уже переселившимися людьми – въехавшими трудовыми мигрантами, беженцами и др.).

Целью Государственной программы провозглашается стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Программа рассчитана на 2006-2012 гг. и включает три базовых этапа, на первом из которых – 2006 год – должна была быть осуществлена подготовка необходимых нормативных актов и создана система управления Госпрограммой. Собственно с 2007 года начинается переселение соотечественников, прежде всего, в определенные соответствующими постановлениями 12 пилотных регионов РФ (Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Тюменская и Новосибирская области, Красноярский, Приморский и Хабаровский края), а также проводится первичный анализ итогов переселения. Третий этап (2009 – 2012 годы): предусматривает дальнейшую реализацию региональных программ переселения и оценку их результативности, а также при необходимости – проведение дополнительных мероприятий и определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Государственной программы.

Особого внимания требуют государственные гарантии и права переселенцев, предоставляемые им в случае участия в Государственной программе.

«Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;

на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»);

на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее – компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения». [ Ст. 4]

Казалось бы, учтены основные затраты, трудности, провозглашена помощь и внимание к их устранению. Однако перечень гарантий и размеры «подъемных» различаются в зависимости от типа категории вселения, а таких программой определено три – категории А, Б, В. Районы категории "А" - стратегически важные приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. "Б" - территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. "В" - территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых наблюдаются сокращение общей численности населения и миграционный отток. И только в категории "А" переселенец вправе рассчитывать на полную господдержку. Переселенцы, отправляющиеся на территорию категории "Б" не будут получать пособие по безработице, а те же, кто выберет территории категории "В" лишаются и «подъемных». Есть и еще одно существенное условие – «участник Государственной программы и (или) член его семьи, выехавшие на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года, возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им «подъемных»». [Ст.4]

Участие в Госпрограмме также дает соотечественникам, не являющимся гражданами РФ, право на получение разрешения на временное проживание и приобретение гражданства в приоритетном порядке (что отражает основы политики натурализации в отношении соотечественников).

Организации работы с соотечественниками за рубежом посвящена отдельная глава Программы. Для их всестороннего информирования о сущности проекта предполагается формирование официального информационного пакета о Государственной программе, комплектов информационных материалов о проектах переселения, разработанных субъектами Российской Федерации, и информационного ресурса, включающего в себя информацию о возможностях приема, трудоустройства и условиях проживания на конкретных территориях вселения. Сведения о Государственной программе обнародуются в российских и зарубежных печатных и электронных средствах массовой информации, направляются для распространения в российские центры науки и культуры в иностранных государствах, а также предоставляются в распоряжение заинтересованных российских неправительственных организаций и общественных объединений соотечественников за рубежом.

Учет желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленное разъяснение содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовка их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведение иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами ФМС России в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, а в других государствах – консульскими учреждениями РФ.

Сразу после публикации программа получила целый ряд откликов, высказывающих сомнения в реальности ее ожиданий и полноте предусмотренных мер. Каковы же перспективы данного проекта, по мнениям исследователей, для реализации поставленной цели?

Во-первых, коснемся вопроса о демографическом потенциале программы. Численность населения РФ в 2006 г. составила 142,8 млн. человек., сократившись за последние 10 лет на 5,5 млн. По прогнозам Госкомстата России в 2026 году население России составит 137,4 млн. человек, т. е. сократится еще на 5,4 млн. Российские демографы Центра демографии и экологии человека впервые составили долгосрочный прогноз – до 2100г. – численности населения России. Если миграционная политика останется неизменной и поток мигрантов будет медленно сокращаться, то в 2050 году число жителей России с вероятностью 50% будет ниже 100 млн. Но даже самые оптимистичные прогнозы с учетом активной миграционной политики, по словам демографа А. Вишневского, «не позволяют надеяться на перелом обстановки». В лучшем случае население удастся стабилизировать примерно на нынешнем уровне» [Прусс, с.143].

Государственная программа, как уже было отмечено, направлена именно на дополнение комплекса мер, способствующих стабилизации численности населения. Привлечение более 20-25 млн. соотечественников позволило бы, действительно, снизить скорость сокращения числа россиян, однако, в этой связи исследователи задаются другим вопросом – возможен ли в настоящее время приезд такого числа соотечественников?

«По данным Российского центра международного и культурного сотрудничества при МИД, большая их (соотечественников – Е. К.) часть - 16-19 млн. - проживает в странах СНГ и Балтии. Именно их относят к так называемому миграционному потенциалу. Впрочем, судя по оценкам экспертов, России вряд ли удастся заполучить более 50% от этого количества. «Думаю, к нам поедут люди из стран Центральной Азии, ведь там осталось немало наших соотечественников, которые хотели бы уехать, но средств на это не имеют», - говорит директор Центра миграционных исследований Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Ж. Зайончковская». Член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками К. Затулин считает, что сегодня Программа «не является привлекательной для соотечественников настолько, насколько это кажется тем людям, которые эту программу составляли. Страхи первого периода, когда люди бросали все и бежали в Россию, давно прошли» []. Те, кто сразу оказался не готов жить в новых государствах постсоветского пространства, ощущая свою причастность к России, уехали, те же, кто сегодня остался в этих республиках или достаточно адаптировались к условиям жизни в новом государстве, или нуждаются в таких стимулах к переселению, которые Россия сейчас дать не в состоянии.

О чем в данном случае может идти речь? Огромные масштабы легальной и нелегальной трудовой миграции, с которыми Россия столкнулась в последние годы, способствовали увеличению концентрации в стране низко квалифицированной рабочей силы. России же, как и любому другому государству, напротив, хотелось бы в составе потенциальных мигрантов видеть наиболее образованных людей. Но, по данным ученых, «сегодня лишь индустриально развитые страны имеют возможность аккумулировать лучшие мировые кадры, предлагая достойную заработную плату, идеальные жилищные, социальные и организационные условия… В России средний уровень заработной платы в 20 раз уступает таковому в США, а бытовые и жилищные условия в отдельных регионах не на много превосходят аналогичные условия в слаборазвитых странах третьего мира. Если к этому добавить крайне сложные климатические условия, то что вообще может привлекать мигрантов на территорию России?» [Моденов]. Помня, что главными общими мотивами миграции являются благополучие и безопасность, мы, конечно, понимаем, что в данном случае речь идет о переселенцах, движимых мотивами первой категории. Единственным их стремлением вернуться в Россию в данной ситуации может стать желание воссоединиться со своей исторической родиной, родственниками, но много ли сегодня таких людей? С другой стороны, тех, кто не может выбирать свободно (согласно своим материальным возможностям, а не правам) место проживания, но и перспектив достойной жизни для себя и своей семьи в стране нынешнего обитания не видит, возможность переехать в Россию действительно может стать выходом в решении их дальнейшей судьбы. И здесь апелляция к общему историческому прошлому, особенностям менталитета советских людей отнюдь не беспочвенна.

Следующий противоречивый аспект состоит в том, что, делая акцент на необходимости привлечения молодых, трудоспособных, образованных людей замалчивается вопрос о судьбах соотечественников пожилого возраста. Они могут стать участниками программы как члены семьи трудоспособного переселенца. В иных случаях, согласно цитируемым в различных изданиях словам начальника управления по делам соотечественников А. Чепурина, «одиноких пенсионеров, инвалидов и преступников» не ждут. Но ведь именно одинокие сегодняшние пенсионеры и могут быть представителями тех, кто был направлен работать в союзные республики 30-40-50 лет назад! Направлен из РСФСР…

От оценки демографиче


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.