Влияние толерантности на образ конфликтной ситуации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Влияние толерантности на образ конфликтной ситуации

2020-04-01 143
Влияние толерантности на образ конфликтной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образы конфликтной ситуации - своеобразные идеальные карты, которые включают в себя представления участников конфликта:

о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.);

о противоположной стороне (о потребностях, целях, ценностях и т.п.);

о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Необходимо отметить следующее весьма существенное обстоятельство. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, действительно ли ситуация такова, какой ее видят участники, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определяется двумя важными обстоятельствами: во-первых, именно они определяют конфликтное поведение, а не сама по себе реальность, пусть даже и противоречивая; а во-вторых, воздействие на участников конфликта и изменение их образов ситуации можно рассматривать как средство предупреждения и разрешения конфликта. Именно картины конфликта, а не сама реальность, определяют поведение сторон. Человек не просто реагирует на ситуацию, но "определяет" ее, одновременно "определяя" себя в этой ситуации, и тем самым создает, "конструирует" конфликтную ситуацию. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной.

Выделяют четыре варианта:

адекватно воспринимаемый конфликт (конфликтная ситуация существует и адекватно воспринимается участниками);

неадекватно воспринимаемый конфликт (конфликтная ситуация существует, стороны воспринимают ее как конфликт, но в их представлении он в определенной мере отличается от реального);

ложный конфликт (конфликтной ситуации нет, но, тем не менее, отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные);

конфликта как факта нет (конфликтная ситуация участниками не осознается, не воспринимается, хотя объективно существует) [1, с.304].

Психологически конфликт начинается с восприятия и реакции друг на друга как на препятствие, мешающее достижению каких-то целей. Такой процесс в любом конфликте, по мнению многих авторов, сопряжен с искажениями и "неопределенностью" исхода, что провоцирует его участников. Это позволяет вступать в конфликт даже тем, кто с самого начала обречен на поражение. Наше восприятие вообще всегда сопряжено с определенными искажениями и потерей информации, но в конфликтной ситуации особенно изменяется - возрастает степень субъективности восприятия.

В конфликте искажается восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом. Существует несколько основных видов искажений: схематизация, категоричность оценок и суждений, явления каузальной атрибуции (приписывание несуществующих причин поведения).

Конфликтная ситуация упрощается и схематизируется, последствия, как правило, не просчитываются, а оценки становятся без полутонов, "черно-белыми". Собственные суждения о партнере не подвергаются сомнению. Собственные цели оцениваются как возвышенные и поэтому достойные реализации, а цели, намерения оппонента - как подлые и низменные. Себе приписываются, как правило, социально одобряемые качества (справедливость, честность, благородство и т.д.), а оппоненту - исключительно негативные (подхалимство, ябедничество, нахальство и т.д.). При этом, если даже ввиду несомненной очевидности приходится признать положительные качества оппонента, то возникают ошибки, связанные с каузальной атрибуцией.

Каузальная атрибуция - приписывание причин поведения в процессе восприятия социальных объектов. Каузальная атрибуция предполагает приписывание как существующих, так и нереальных причин поведения, В конфликте это явление начинает играть особую роль. Часто приписываются оппоненту несуществующие причины поведения. Акцентируя исключительно собственные положительные качества, а в противоположной стороне подмечая только негативные, постепенно образ оппонента у нас превращается в образ врага. Этот образ начинает формироваться в самом начале конфликта. При этом нейтральные действия рассматриваются как агрессивные, непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные, поступкам оппонента приписывается аморальное, противоправное содержание. Искажение образа партнера в конфликтной ситуации приводит к формированию искаженного образа конфликтной ситуации.

Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной ситуации, могут быть представлены следующим образом:

Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.

Эмоциональное реагирование и такие состояния, как стресс, агрессивность, высокий уровень негативных эмоций, состояние алкогольного или наркотического опьянения и т.д., влияют на возникающие искажения в конфликте. Человек, испытывая все эти и подобные им состояния, искажает образ конфликтной ситуации.

Уровень интеллектуального развития. Ограниченность кругозора, низкий уровень развития характеризуются категоричностью оценок, что ведет к ошибкам прогнозирования развития конфликта.

Установки. Ориентация на себя, на власть, доминирование, жесткость установок и т.д. искажают объективное понимание ситуации.

Оценка - самооценка (их неадекватность). Если человек неверно оценивает себя или другого, занижая или завышая оценку, то неминуемо искажает и образ конфликтной ситуации.

Уровень информированности участников друг о друге. Чем меньше информации о другом имеется у человека, тем больше он домысливает и "достраивает" недостающие фрагменты информации, формируя искаженный образ конфликтной ситуации.

Если в сознании участника конфликта сложилось представление, что мир опасен, агрессивен, а людей следует остерегаться, "лучше, чтобы поменьше обо мне знали" и т.д., т.е. в случае " агрессивной концепции среды ", ошибочное восприятие в конфликте неминуемо.

Негативное отношение к партнеру, сформировавшееся в доконфликтный период, служит своеобразным фильтром для адекватного восприятия.

Особенности восприятия также влияют на полноту информации в конфликте. Выявлено, что только в 15 % случаев люди точно или почти точно прогнозируют развитие событий. Неспособность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта ведет к увеличению ошибок в восприятии самой конфликтной ситуации.

Имеет значение и фактор времени - не во всем можно быстро и притом досконально и объективно разобраться.

Подводя итог сказанному, предлагается схема анализа структуры конфликта, удобной для межличностных и групповых конфликтов, с которыми чаще всего приходится иметь дело любому человеку в обыденной жизни. Способ ответов на простые вопросы тоже полезен. Такое, слегка упрошенное понимание структуры конфликта делает ее при этом ясной и доступной каждому (Приложение 1).


Заключение

 

Целью работы являлось раскрытие темы: Конфликтное взаимодействие.

Понимание сущности конфликтного взаимодействия необходимо сегодня каждому человеку, особенно тем, кто активно взаимодействует с другими людьми по роду своей деятельности, - педагогам и психологам, врачам, юристам, политологам и др. для того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек должен обладать необходимыми знаниями о конфликте и умением действовать в таких ситуациях. Как явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и часто угрожающее ей, конфликт требует к себе внимания и понимания. Вместе с тем необходимы знания, связанные с противоположным полюсом конфликта - миром, миролюбием, гармонией.

Толерантность есть средняя позиция, позволяющая сохранять равновесие, устойчивость, как внутриличностную, так и социальную. Если эта средняя линия, или ось толерантности, сдвигается в одну или в другую сторону, равновесие, симметричность фигуры нарушается. Человек и общество находятся между полюсами конфликта и мира, гармонии. В своем историческом развитии человечество постоянно пытается выбирать лучшее, действовать эффективнее, более рационально, но неизменно сдвигает фокус своего внимания то влево, то вправо. "Мы верим, что и человечество, и научное мышление неизбежно придут к открытию, что не только конфликт является универсальным двигателем эволюции, не только борьба за существование выступает как монопольная сила отмирания старых и появления новых видов на нашей планете", - пишет А.Г. Асмолов. Взаимная помощь в мире людей и животных также является фактором эволюции.

В результате анализа проделанной работы можно сделать вывод, что намеченные для рассмотрения вопросы конфликтного взаимодействия раскрыты в полном объеме и с достаточной глубиной, следовательно, цель работы достигнута.


Список использованной литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2009. - 264 с.

.   Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Академия, 2007. - 528 с.

.   Ворожейкин И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 202 с.

.   Ганзен В.А. Систематика психических состояний человека / В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко // Вестник ЛГУ. - 1991. - Вып.1. - С.47-58.

.   Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Том 1/Ж. Годфруа. - М.: Мир, 2004. - 496 с.

.   Гримак Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. - М.: Мир, 2004. - 319 с.

.   Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. - 1973. - №5. - С.24-28.

.   Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. - М.: Инст-т практической психологии, 1998. - 352 с.

.   Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие / В.А. Иванников. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.

.   Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. - М.: ВЛАДОВ-ПРЕСС, 2010. - 448 с.

.   Кучеренко В.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Рассохин // Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С.12-15.

.   Левитов Л.Д. Проблема психических состояний / Л.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1955. - №2. - С.9-14.

.   Махнач А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности / А.В. Махнач // Психологический журнал. - 1991. - Т.12. - №1. - С.36-40.

.   Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Инст-т практической психологии, 1996. - 448 с.

.   Мириманова М.С. Конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.С. Мириманова. - М.: Академия, 2009. - 320 с.

.   Московичи С. Социальная психология / С. Московичи. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.

.   Никандров В.В. Психология: учебник / В.В. Никандров. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1008 с.

.   Первин Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.

.   Психологический атлас человека / под. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 651 с.

.   Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.

.   Психология личности. Хрестоматия. Том 1 / под. ред. Райгородского Д.Я. - Самара, Бахрам-М, 2000. - 448 с.

.   Психология личности. Хрестоматия. Том 2/под. ред. Райгородского Д.Я. - Самара, Бахрам-М, 2000. - 544 с.

.   Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека: монография / под ред.Л.Д. Дёминой, И.А. Ральниковой, Т.В. Труевцева. - Барнаул, Алтайский гос. ун-т, 2009. - 359 с.

.   Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 713 с.

.   Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В.М. Русалов // Вопросы психологии. - 1985. - №11. - С.8-11.

.   Саблин В.С. Психология человека: Учебник / В.С. Саблин, С.П. Слаква. - М.: Изд-во Дашков и К°, 2006. - 744 с.

.   Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / ред. сост.д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрам-М, 2006. - 656 с.

.   Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б.М. Теплов. - М.: Московский психолого-социальный инст-т, 2003. - 640 с.

.   Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

.   Фрейджер Р. Личность, теории, упражнения, эксперименты / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 704 с.

.   Энциклопедия систем жизнеобеспечения, том 1/Редактор С.Б. Созинов. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2005. - 1302 с. (С.749-791 - психология)

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Таблица 1 - Анализ структуры конфликта

Из-за чего конфликтуют? Участники (стороны) конфликта: прямые - инициаторы, жертвы; косвенные - подстрекатели, случайные лица; отдельные индивиды; группы (большие, малые)
Из-за чего конфликтуют? Объект (предмет) конфликта: реальный (вещный), мир идеальный (чувства) мир
Как стороны воспринимают друг друга? Позиции в конфликте: внешняя, внутренняя. Образ конфликтной ситуации
Что скрыто за участием сторон в конфликте? Внутренняя позиция (потребности и опасения сторон) Поведенческие схемы Р-В-Ре
Что влияет на искажение восприятия в конфликте и самого конфликта? Оценка и самооценка, категоричность оценок Каузальная атрибуция Схематизация, стереотипы Установки Эмоциональное реагирование Уровень интеллектуального развития Временной фактор
Чем все завершилось? Способ разрешения конфликта

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.