Материальная культура и быт бедуинов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Материальная культура и быт бедуинов

2020-04-01 134
Материальная культура и быт бедуинов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бедуины отличаются скромностью и простотой быта. В шатре эмира или шейхов можно увидеть подушки, китайский фарфор, как результат союза с турками. Но у простого бедуина не было ничего кроме циновки, на которой он спал; подушкой же ему служил камень. Ночью лагерь охраняют сторожевые собаки. Что же касается кобылиц (ибо бедуины предпочитают именно их, а жеребцов-производителей продают туркам), то они составляют главную любовь жителей пустыни, являются как бы членами семьи и поэтому спят в шатрах. (Пирен Ж. Открытие Аравии. Пять веков путешествий и исследования. М., 1970. С. 92-95).

Будучи едва ли не самым универсальным из домашних животных, верблюд находил у бедуинов самое разнообразное применение. Его молоко, мясо, жир (кроме жира горбов, который обычно не ели) шли в пищу; шерсть - для изготовления грубых тканей; шкура - для выделки бурдюков и обуви; навоз - на топливо; использовалась даже моча, служившая для мытья и считавшаяся лекарственным средством.

Основное, почти единственное, достояние бедуина, верблюд играл в его жизни огромную роль. Верблюд-самец был у кочевников эталоном ценности, бедуин клялся «верблюдицей предка», её имя зачастую являлось составной частью военного клича племени, некоторые племена держали особые стада священных верблюдов. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 28).

Бедуины, которых рисует нам д’ Арвьё в своей работе 1771 года «Путешествие в Палестину к великому эмиру, вождю арабских князей пустыни, известных под именем бедуинов», строги, скромны и серьёзны, они мало говорят и мало смеются, речь их учтива, а игры (шахматы и шашки) носят общественный характер, на деньги они никогда не играют, о женщинах никогда не говорят.». (Пирен Ж. Открытие Аравии. С. 93).

У женщин оригинальная косметика: «Они накалывают на руках и кистях различные фигуры, цветы и т.д., мажут себе ступни ног и кисти рук темно-коричневой краской, а ногти красят в красноватый цвет, делая краску из зелёной глины, называемой хна». На лицо они сажают голубых мушек, не только для красоты, но также «чтобы задержать взгляды людей на цвете этих мушек, ибо тогда их минуют злые чары волшебников, не причинив никакого вреда».

Естественно, что манера есть, столь необычная в глазах европейца, поразила воображение д’ Арвьё.

У эмира - стол, то есть большой кожаный круг, как у турок, положенный на пол. Но «что касается простого араба, то у него нет ни стола, ни скатерти: три-четыре котелка и большие деревянные миски, нечистые и весьма грубо сделанные, полные супа с мясом, плова (рис пилав) и других видов рагу - вот и вся их сервировка. Арабы садятся кружком, таким образом, что плечо одного упирается прямо в грудь, сидящего рядом, а правая рука каждого касается блюда; левая же рука обращена наружу и служит лишь для того, чтобы на неё опереться. Суп они едят из горсти, пригорошнями же берут и плов, и рис, мнут его в ладонях и делают из него комок, которым забивают весь рот. Когда те, что сидят, встают, стоявшие занимают их места, а слуги, которые едят последними, ставят миски одну в другую и несут их эмиру. Тот, кто поел, пьёт большими глотками из кружки, которую затем передаёт соседу. Руки они моют песком, так как не знают мыла.»

Этот обычай принимать пищу бедуины соотносят с религией: в самом деле, если они едят руками, то «многие делают это вследствие набожности, говоря, что Мухаммед отпускал грехи тем, кто ел с помощью трёх пальцев руки, являющихся естественной вилкой, данной им богом, чтобы пользоваться ею за столом». (Пирен Ж. Открытие Аравии. С. 93-95).

Лето, особенно затянувшееся, было порой лишений. На высохших кустарниковых пастбищах верблюдицы давали мало молока, а затем и совсем переставали доиться. Запасы фиников и зерна кончались, и малоимущие бедуины, не имеющие возможности резать скот. Женщины и дети собирали съедобные корни и дикорастущие злаки, местами - мёд диких пчёл. Особенно большое значение имел сбор самха - небольшого кустистого растения с плодами, содержащими мучнистые семена, которые смалывали в муку для лепёшек. «Хлебом пустыни были также тартут, листья талха, белые трюфели, ягоды мезаи. Ели ящериц, тушканчиков, ежей, съедобную красноватую разновидность саранчи; варили в солёной воде, сушили, толкли в порошок и смешивали с жиром и финиками. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 31).

В кочевьях бедуинов сохранялись разнообразные старинные ремесла. Женщины пряли на деревянных веретенах (мигзал) шерсть и ткали на простейших горизонтальных станках (натту, матрах) полотнища для шатров, абба, хурджины, паласы, пояса и т.п. Мужчины обрабатывали шкуры: вымачивали их в кислом молоке с солью, выскабливали и затем дубили с помощью растительных дубителей. Кожаную, деревянную и каменную утварь - бурдюки, распяленные деревянной крестовиной кожаные вёдра и большие полусферические сосуды на дугообразных деревянных подствках, служившие для поения верблюдов, деревянные чашки и подойники, каменные жернова и ступки, верблюжьи сёдла и т.п. - бедуины делали сами или покупали в городах или же у живших среди них профессиональных ремесленников - сунна. (Перщиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй северной Аравии. С. 33).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что материальная культура и быт бедуинов соответствует кочевому образу жизни. Как и в хозяйственной деятельности здесь значительную роль играет верблюд. Как и у всех кочевников быт бедуинов был скромен и непритязателен.


Заключение

 

Кочевники Северной Африки и Аравии являются самыми многочисленными среди всего неоседлого населения мира. Для выявления специфики хозяйственно-культурной деятельности, материальной культуры и быта кочевников данных регионов были рассмотрены две крупнейшие группы - бедуины и берберы.

Опираясь на изложенный материал, можно выявить сходства и различия в жизни кочевников Северной Африки и Аравии. Важным объединяющим фактором являются природные условия: в основном это засушливые степи или пустыни с островками оазисов. Это вынуждает скотоводов вести кочевой образ жизни в поисках пищи и воды для скота.

Бедуины и берберы совпадают по хозяйственно-культурному типу, Андрианов называет его пастбищно-животноводческим. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 91-93). Они занимаются скотоводством. Верблюд для обеих групп кочевников представляет особую ценность, не только в качестве транспортного средства, но и как источник пищи.

Образ жизни кочевников Северной Африки и Аравии в целом единообразный: переходы с одного пастбища на другое в зависимости от времени года, торговля с оседлым населением, занятия охотой.

Конечно, различия так же присутствовали. Дальность кочевок у берберов значительно больше. чем у бедуинов. Берберы постоянно подвергались вмешательствам чужеземных завоевателей, что отразилось на их культуре.

В материальной культуре так же можно выделить общие черты. Это однообразный вид жилища, близкий состав питания. Однако у бедуинов сохранились ремесла в кочевьях, у берберов подобного не наблюдалось.

В быту кочевники были скромны и просты. Это обуславливалось постоянными переходами с одного стойбища на другое.

Список литературы

бербер бедуин культурный традиция

1. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира: историко-этнографическое исследование. - М., 1985.

2. Аравия и Европейские державы. Сборник/под ред. Ротштейна Ф. - М., 1924.

.   Дюбуа У.Э.Б. Африка. Очерк по истории Африканского континента и его обитателей. - М., 1961.

.   Жюльен Ш.-Андре. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. Т.1. - М., 1961.

.   Народы Африки/под ред. Ольдерогге Д.А., Потехина И.И. - М., 1954.

.   Народы и религии мира. Энциклопедия. - М., 2000.

.   Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX-первой трети ХХ в.: Историко-этнографические очерки. - М., 1961.

.   Пирен Ж. Открытие Аравии. Пять веков путешествий и исследования. - М., 1970.

.   Реклю Э. Земля и Люди. Всеобщая География: в 19 т. Т. 10. Северная Африка /под ред. Зыкова С.П. - СПб, 1899.

.   Тернбул Колин. Человек в Африке. - М., 1981.

11. Encyclopedia of the people of Africa and the Middle East/Jamie Stokes, editor; Antony Gorman and Andrew Newman, historical consultants. - New York. Facts On File. 2008.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.