Тема урока
Кол-во часов
|
НРК
|
Элементы содержания
|
Тип урока,
вид деятельности
|
Прогнозируемый результат
|
Дата проведения
| План
| Факт
|
Раздел 1.Изобразительное искусство, его виды и жанры (17 часов).
|
1
| Изобразительное искусство, его виды и жанры.
| 1
|
| Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
| Комбинированный урок
Фронтальный опрос.
| Знать о роли искусства в жизни, сформулировать собственные идеи, знать об источниках зарождения произведений изо, уметь приводить примеры из разных областей видов и жанров изобразительного искусства.
|
|
|
2
| Язык изобразительного искусства и художественный образ. Цвет – основа языка живописи.
| 1
|
| Цвет, пятно, компоновка
| Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос.
| Знать возможности человека и природы.
Уметь:
– понимать назначение труда человека; создавать продукт творчества своими руками Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины.
Уметь отличать виды искусства, создавать свои произведения творчества.
|
|
|
3
| Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека
| 1
| НРК
| Жанры, фантастический мир
| Комбинированный урок
Фронтальный,
индивидуальный опрос.
| Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Уметь приводить примеры из разных областей видов и жанров изобразительного искусства.
|
|
|
4
| Древние образы в народном искус-стве.
«Искусство Древней Руси - фундамент русской
культуры»
| 1
|
| солнечные диски, дерево жизни, символы
|
| Освоение языка орнамента на материале русской народной вышивки. Ознакомление с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;
Развивить творческую активность, художественный вкус.
|
|
|
5
| Убранство русской избы.
| 1
|
| изба, фронтон, наличники, окна
|
| Формирование образного представление об организации и мудром устроении внешнего пространства избы и представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков. Закрепление полученных знаний. Воспитание интереса к традициям нашего народа.
|
|
|
6
| Внутренний
мир русской избы.
| 1
|
| интерьер, печка, образа
|
| Формирование образного представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы и представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков избы и представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков.
|
|
|
7
| Конструкция и декор предметов народного быта
| 1
|
| прялка, полотенце, братина
|
| Уметь создавать формы прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назначения. Знать народное творчество, дать сведения о Городецкой росписи. Развивать чувство цвета, формы, творчество, навыки работы с ножницами, кистью и красками.
Воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, трудолюбие, умение доводить дело до конца.
|
|
|
8
| Образы и мотивы в орнаменте русской вышивки, народный праздничный костюм.
| 1
|
| рубаха, сарафан, порты
|
| знакомство с особенностями праздничного народного костюма. Основные стили в одежде.
|
|
|
9
| 1вариант. Праздничны народные
гулянья. 2 вариант. Игра-путешествие
| 1
|
| Русский народный праздник, хоровод
|
| Обобщение и систематизация знаний по пройденным темам и использование их при выполнении заданий
|
|
|
10
| Древние образы в современных игрушках
| 1
|
| Дымково, Филимоново, Каргополь. Полкан и другие глиняные игрушки
|
| Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.
Уметь анализировать
и создавать виды орнаментов
|
|
|
11- 12
| Народные промыслы.Истоки исовременноеразвитие промысла.Городецкая роспись. Цветы. Птицы.
| 2
|
| промыслы, ремесла, розан, купавка, ягодка
|
| Знать природные мотивы орнаментов.
Уметь отличать виды орнаментов друг от друга, создавать свои мотивы орнаментов.
|
|
|
13
| Народные промыслы.
Истоки и
Современное
развитие
промысла. Гжель
| 1
|
| Гжельские узоры, формы, предметы
|
| Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением.
Уметь выполнять объемные детали, создавать рисунок без опоры на оригинал
|
|
|
14-15
| Народные промыслы Истоки и современное развитие промысла. Хохлома.
| 2
|
| Промысел, элементы росписи, последовательность выполнения. Папье-маше.
|
| Знать, что такое часть
и целое, самостоятельно находить то и другое.
Уметь различать часть и целое в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры, создавать работу на конкретную
тему
|
|
|
16
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни.Матрёшки.
| 1
|
| Семёновская матрёшка и её разновидности
|
| Знать, чем отличается скульптура, рельеф, аппликация, рисунок.
Уметь пользоваться навыками на практике, создавать работу без опоры на оригинал
|
|
|
17
| Народные промыслы родного края. Татарские мотивы,узоры.
| 1
| НРК
| Разновидности композиции в орнаменте
|
| Знать назначение сюжета в искусстве, в произведениях.
Уметь определять сюжет, создавать новый, видеть сюжет в литературе, музыке
|
|
|
Раздел 2. Язык изобразительного искусства и художественный образ (9часов)
|
18-19
| Роль декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества. Украшения в Древнем Египте.
| 2
|
| символика,амулеты, костюм, символика цвета
|
| Знать особенности декора,костюма, быта разного времени.
Уметь соотносить время и быт, сказки и другие литературные произведения, создавать свою сказку по законам и принципам театрального искусства
|
|
|
20-21
| Украшение в жизни древних обществ. Эпоха Древней Греции.
| 2
|
| керамика, вазопись, одежда. Красно - фигурные и чёрно - фигурные вазы
|
| Знать особенности быта людей прошлого.
Уметь различать нравы и обычаи предков, обряды, праздники
|
|
|
22
| Китай, живопись и каллиграфия
| 1
|
| костюм
символика цвета, иероглифы техника «по мокрой бумаге», иероглифы
| Урок изучения нового материала
Фронтальный,
групповой, индивидуальный опрос
| Знать, каким был древний художник, что он создавал, какими материалами работал, на чем рисовал; законы древнего искусства.
Уметь пользоваться новыми приемами, отличать современные работы от работ старых мастеров
|
|
|
23
| Япония. Иллюстрируем стихи.
| 1
|
| Костюм, символика цвета, иероглифы
|
|
|
|
|
24
| Одежда говорит о человеке. Одежда французского двора XVII век.
| 1
|
| Одежда французского двора XVII век.Костюм, стиль, благосостояние
|
| Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы.
Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник
|
|
|
25
| Замки и крепости средневековья
| 1
|
| барокко, замки,
дворцы, интерьер
|
| подбор
иллюстративного
материала о эпохе
средневековья использование
сказок Ш. Перро, Гримм.
|
|
|
26
| О чем рассказывают гербы. Государственные символы России
| 1
|
| геральдика, значение цвета и символов
|
| Знать, что такое симметрия.
Уметь определять симметричные и несимметричные формы предметов в повседневной жизни, в произведениях искусства.
|
|
|
27
| Что такое эмблемы, зачем они людям.
| 1
| НРК
| геральдика, значение цвета и символов
|
| Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
|
Раздел 3. Тема, сюжет и содержание изобразительного искусства (6 часов).
|
28
| Декоративное искусство в современном мире.
Современное выставочное искусство.
| 1
|
| роспись по стеклу, аппликация, акварель...
|
| Знать историю зарождения театра во всем мире.
Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера
|
|
|
29
| Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа
| 1
|
| Язык изобразительного искусства и художественный образ. Коллаж.
|
| Знать, что такое симметрия.
Уметь определять симметричные и несимметричные формы предметов в повседневной жизни, в произведениях искусства
|
|
|
30
| Изобразительное искусство, его виды и жанры
Творческая работа. Коллаж, роспись.
| 1
|
| Коллаж, роспись.
|
| Знать историю зарождения маски, виды масок и их назначение.
Уметь создавать из любого материала маску, характерную для представления
|
|
|
31
| Украшения в современной жизни
| 1
|
| Дизайн, мода, стиль, интерьер
|
| Знать: чем отличается дизайн от других видов декоративно-прикладного искусстваа;
Уметь отличать холодную и тёплую цветовую гамму
|
|
|
32
| Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества.
| 1
|
| Дизайн, мода, стиль, бижутерия.
|
| Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.
Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам
|
|
|
33
| Роль декоративного искусства в жизни человека
и общества.
| 1
| НРК
| Декоративное искусство
|
| Знать, что такое часть
и целое, видеть то и другое в природе, искусстве, музыке.
Уметь отличать часть
и целое в картинах, скульптуре, архитектуре
|
|
|
Раздел 4. Итоговое занятие (2 часа).
|
34-35
| Ты сам –мастер декоративно – прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале
| 2
|
| Обобщающий урок
|
| Подведение к пониманию того, что из века в век декор формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности.
|
|
|
Итого
| 35
|
|
Литература и средства обучения
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
Документы
п. 1 ст. 7, п. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 1(с изменениями на 31.12.2005 г.), 5.01.1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями на 31.12.2005 г.),
п. 7. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» (с изменениями на 31.12.2005 г.),
Концепция «Модель школы – 2020г.»
Литература:
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed. gov. ru.
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2007. -170 с.
Павлова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под редакцией Б.М. Неменского. - Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель,2010.-286 с.
Ю. Дорожин. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Цветочные узоры Плохов – Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Мозаик – Синтез: Москва 2003.
Ю. Дорожин. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Мозаик – Синтез: Москва 2003.
Ю. Дорожин. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Мозаик – Синтез: Москва 2003.
Ю. Дорожин. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Узоры Северной Двины. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Мозаик – Синтез: Москва 2003.
Ф. Якупова. Татарское народное прикладное искусство. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Фолиантъ: Казань 2009.
Оборудование:
· Учебные столы.
· Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
· Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.