Учет денежных средств на расчетных счетах в банках — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Учет денежных средств на расчетных счетах в банках

2020-04-01 262
Учет денежных средств на расчетных счетах в банках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учет денежных средств

 

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде налич­ных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставлен­ных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых, книжках и т.д.

Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе ус­тановлен Инструкцией ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 04.10.93 г. № 18.

В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хра­нить свободные денежные средства в учреждениях банков.[2]

Организации производят расчеты по своим обязательствам с дру­гими организациями, как правило, в безналичном порядке через бан­ки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавли­ваемые ЦБ РФ в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая орга­низация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установлен­ной форме.

Прием наличных денег организациями при осуществлении рас­четов с населением производится с обязательным применением кон­трольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходу­ются на цели, указанные в чеке.[4]

Ведение кассовых операций возложено на кассира, который не­сет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пре­делах усыновленного банком лимита для оплаты мелких хозяйствен­ных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной пла­ты работникам организации, пособий по временной нетрудоспособ­ности, стипендий, пенсий и премий (в районах Крайнего -Севера -5 дней).[6]

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров; приходный кассовый ордер (ф. № КО-1), расходный кассовый ордер (ф. КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых орде­ров (ф. КОЗ), Кассовая книга (ф. КО-4), Книга учета принятых и вы­данных кассиром денежных средств (ф. КО-5). Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88 по согласова­нию с Минфином РФ и введены в действие с 01.01.99 г.[5]

Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приход­ными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записы­вают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные орде­ра подписывает главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, а расходные - руководитель организации и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется раз­решительная подпись руководителя организации, подпись руководи­теля на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кас­совые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами и шариковыми ручками или выписаны на пи­шущей (вычислительной) машинке. Подчистки, помарки и исправле­ния, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. При­ем и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.[12]

Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособ­ности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ор­дера после фамилии, имени и отчества получателя денег указывают­ся фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение де­нег. Когда деньги выдают по ведомости, перед распиской в получе­нии денег кассир указывает: «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.

Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздат­чикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов кассир ведет Книгу учета принятых и выданных кассиром денег. Выдача и возврат денег и оплаченных документов оформляются подписями.

По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты по­собий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:

а) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»;

б) составить реестр депонированных сумм;

в) в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скре­пить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;

г) записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер № _».

Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассирами в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.[11]

Депонированные суммы сдают в банк и на сданные суммы состав­ляют один общий расходный кассовый ордер.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их до­кументы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журна­ле регистрации приходных и расходных кассовых документов. Рас­ходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-пла­тежных) ведомостях на оплату труда и другие приравненные к ней платежи, регистрируются после их выдачи.

Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники.

При этом в машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответ­ствующий день, обеспечивается также формирование данных для уче­та движения денежных средств по целевому назначению.[1]

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронуме­рована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руково­дителей организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кас­сир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выво­дит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой кни­ге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в кон­це дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Под­чистки и не оговоренные исправления в кассовой книге запрещают­ся. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главно­го бухгалтера организации.[2]

При обеспечении полной сохранности документов кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой кни­ги». Одновременно формируется машинограмма «Отчет кассира».

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Руководители организации обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине ру­ководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранений и транспортировке, они несут ответственность в установленном за­конодательством порядке. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции - заперты с внутренней стороны. Дос­туп в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

На весь перечень работ по техническому укреплению помещения кассы и ее оборудованию охранной и охранно-пожарной сигнализаци­ей составляется техническо-сметная документация. При этом в смете расходы отражаются раздельно по источникам финансирования: расхо­ды по текущему и капитальному ремонту относят на себестоимость про­дукции (работ, услуг), а расходы по установке и монтажу охранно-по­жарной и охранной систем учитывают как капитальные вложения.

Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствий с действующим законодательством.[7]

Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Уч­тенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках хранятся у руководителей организаций. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты ее фиксируются в акте.[8]

При обнаружении утраты ключа руководитель организации сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры К немедленной, замене замка металлического шкафа.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.

В организациях, имеющих одного кассира, в случае необходимо­сти временной его замены исполнение обязанностей кассира возла­гается на другого работника по письменному приказу руководителе организации (решению, постановлению). С этим работником заклю­чается договор о полной материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии ру­ководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии ко­миссии из лиц, назначенных руководителем организации, О резуль­татах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.

В организациях, имеющих большое количество подразделений или обслуживаемых центральными бухгалтериями, оплата труда, вып­латы пособий по социальному страхованию, стипендий могут произ­водиться по письменному приказу руководителя организации (реше­нию, постановлению) другими, кроме кассиров, лицами, с которыми заключается договор о материальной ответственности и на которых распространяются все права и обязанности, установленные настоя­щим Порядком для кассиров.

В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии зак­лючения с ним договора о материальной ответственности.

В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной налич­ности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осу­ществления ревизии кассы приказом руководителя организации на­значается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении реви­зией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги долж­на проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых опе­раций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалте­ров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассо­вой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассо­вых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).

Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет его записывают поступле­ние денежных средств в кассу, а в кредит - выбытие денежных средств из кассы.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты следующие субсчета:

1. «Касса организации»;

2. «Операционная касса»;

3. «Денежные документы» и др.

На субсчете 1 «Касса организации» учитывают денежные сред­ства ц кассе. Если организация проводит кассовые операций с инос­транной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обо­собленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 2 «Операционная касса» учитывают наличие и дви­жение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эк­сплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот суб­счет открывается организациями при необходимости.[9]

На субсчете 3 «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиа­билеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.

Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету

Для учета операций в иностранной валюте в организациях созда­ется специальная касса, которой устанавливаются лимиты в иност­ранной валюте. Кассы должны быть обеспечены всеми инструкция­ми, контрольными и справочными материалами (справочниками по иностранной валюте, образцами дорожных чеков и еврочеков и т.п.).

Кассиры обязаны строго соблюдать правила совершения опера­ций по приему и выдаче валюты из кассы.

При приеме от клиентов платежных документов в иностранной валюте кассир должен проверить их подлинность и платежеспособ­ность по имеющимся контрольным материалам, а также полноту и правильность заполнения реквизитов документов.[17]

В кассу принимается наличная иностранная валюта, не вызыва­ющая сомнений в ее подлинности и платежеспособности. Денежные знаки, поврежденные, ветхие, вызывающие сомнение в платежеспо­собности, от клиентов кассиром не принимаются.

Фальшивые денежные знаки, а также вызывающие сомнение в их подлинности, клиенту не возвращаются. Они записываются в отдель­ный реестр и возвращаются в банк с пометкой «Фальшивая» или «Вы­зывающая сомнение». Клиенту выдается квитанция о том, что при­нятая валюта является фальшивой или что она вызывает сомнение, с указанием в квитанции наименования валюты и ее достоинства.

Оплату товаров и услуг разрешается принимать в нескольких ино­странных валютах. Пересчет других видов иностранных валют в дол­лары осуществляется по рыночному курсу, информация о котором присылается банком в кассу. Таблица пересчета должны быть доступ­ной для посетителей.

При расчетах за валюту сдача выдается обычно в валюте плате­жа. С согласия покупателей сдача может быть выдана в другой сво­бодно конвертируемой валюте. Выдача сдачи в рублях запрещается.

Для обособленного учета наличия и движения наличной иностран­ной валюты к счету 50 «Касса» открывают соответствующие субсчета.

Учет курсовых разниц.

 

Курсовая разница — это разница между рублевой оценкой соответ­ствующего актива или обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату испол­нения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгал­терской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих ак­тивов и обязательств, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.[17]

Под курсовой разницей, связанной с формированием уставного капитала, признается разность между рублевой оценкой задолженно­сти учредителя (участника) по вкладу в уставный капитал, оценен­ному в учредительных документах в иностранной валюте, исчислен­ной по курсу ЦБ РФ на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах.

В бухгалтерском учете и отчетности отражается курсовая разни­ца, возникающая по:

Ø операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной ва­люте, если курс ЦБ РФ на дату исполнения обязательств по оп­лате отличался от его курса на дату принятия этой дебиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде, либо от курса на дату составления бухгалтерской отчетности за отчет­ный период, в котором эта дебиторская или кредиторская задол­женность была пересчитана в последний раз;

Ø операциям по пересчету стоимости активов и обязательств, пере­численных в п. 7 Положения по учету активов и обязательств в иностранной валюте.

 Курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые резуль­таты организации (кроме операции по формированию уставного ка­питала) как внереализационные расходы и доходы.

 

Курсовые разницы должны учитываться на счете 91 «Прочие до­ходы н расходы». По дебету этого счета отражают отрицательные кур­совые разницы в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др., а по кредиту — по­ложительные курсовые разницы.

Курсовые разницы, связанные с формированием уставного капи­тала организации, подлежат отнесению на ее добавочный капитал. Положительные курсовые разницы относят на увеличение счетов по учету расчетов с учредителями с кредита счета 83 «Добавочный ка­питал», а отрицательные отражаются по дебету счета 83 и кредиту счетов учета расчетов.[15]

Курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете и отчетно­сти в том отчетном периоде, к которому относится дата расчета или за который составлена бухгалтерская отчетность.

Инвентаризация кассы

 

Инвентаризация наличных денежных средств в кассе производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 и сообщенным Письмом Банка России от 4 октября 1993 г. № 18.

Для обеспечения надлежащего контроля за сохранностью денежных средств в кассе целесообразно проводить инвентаризацию кассы ежемесячно перед составлением текущей бухгалтерской отчетности. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «(дата)»», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков средств к началу инвентаризации.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, выбывшие -списаны в расход.[10]

Одновременно проверяется наличие находящихся в кассе других ценностей: бланков строгой отчетности, ценных бумаг, путевок для лечения и отдыха, железнодорожных и авиабилетов, знаков почтовой оплаты, талонов на бензин и других денежных документов(по их видам).

В ходе инвентаризации проверяется соответствие остатков денежных средств и других ценностей на конец отчетного месяца на счетах бухгалтерского учета, указанных в соответствующих учетных регистрах, их фактическому наличию в кассе организации.[13]

Инвентаризационная комиссия полистно пересчитывает денежную наличность и проверяет другие ценности, находящиеся в кассе. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т. п.

В случае выявления излишков или недостач берется письменное объяснение кассира.

Недостача денежных средств в кассе удерживается с кассира.

Так как счета денежных средств наиболее часто подвергаются и внутренним проверкам, и аудированию, полезно почаще применять инвентаризацию счетов денежных средств, в том числе и счетов безналичного расчета.[17]

Инвентаризация счетов денежных средств безналичного расчета

Инвентаризация денежных средств в пути (Счет 57) производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.[5]

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах (счетах 51,52 и 55), производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

При подготовке годовой отчетности и при чрезвычайной инвентаризации может проводиться и проверка законности платежей со счетов и поступлений на них.[7]

Инвентаризация подотчетных сумм

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

Оформление результатов инвентаризации

 

По окончании инвентаризации составляется акт, производится сравнение фактических остатков денежных средств, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Результатом такого сравнения является составление сличительных ведомостей. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. [9]

Денежные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации.

Недостача денежных средств, относится на виновных лиц.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Расчеты по инкассо

 

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк – эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа, для чего банк – эмитент вправе привлекать другие банки.

Данные расчеты осуществляются на основании:

платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с предварительным акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);

инкассовых поручений, оплачиваемых в бесспорном порядке.

При этом платежные требования и инкассовые поручения предъявляются взыскателем к счету плательщика через свой банк, используя реестр переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014, составляемом в двух экземплярах.

Банк, принявший на инкассо расчетные документы, после проверки, обязуется доставить их по назначению в исполняющий банк. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора – получателя средств (поставщика) к должнику – плательщику (покупателю) оплатить определенную денежную сумму через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в договоре между плательщиком и получателем денег.

Платежное требование (образец заполнения приведен далее) выписывается поставщиком на бланке (ф. 0401061) и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда – в банк плательщика. При этом, если в договоре между сторонами установлено безакцептное списание средств (о чем в платежном требовании сделана надпись с указанием основания), то деньги списываются со счета плательщика без его согласия. Безакцептное списание на имя некоторых получателей может быть предусмотрено и в договоре банковского счета. Также без согласия и в бесспорном порядке списываются средства на основании инкассовых поручений, которые применяются для взыскания по исполнительным документам, в предусмотренных сторонами договора случаях или когда бесспорный порядок списания установлен законодательно (в т. ч. органами, выполняющими контрольные функции).

Когда сторонами предусмотрен акцепт, его срок указывается в платежном требовании (не может быть менее трех рабочих дней). В течение этого времени (без указания используется три дня) плательщик может отказаться от акцепта полностью или частично, о чем должно быть составлено в трех экземплярах заявление об отказе от акцепта. При отсутствии такого заявления по истечении трех рабочих дней с момента передачи плательщику последнего экземпляра платежного требования исполняющий банк оплачивает его.

Правила оформления данного документа аналогичны действующим при заполнении платежного поручения (заполняется на пишущей машинке, без помарок и исправлений, первый экземпляр заверяется подписями и печатью). В нем указываются кроме условий оплаты, срока для акцепта также дата отсылки предусмотренных договором документов и наименование предмета договора, его номер и дата (в т. ч. других необходимых документов), дата и способ поставки товара (работ, услуг).

Расчеты чеками

 

В платежном обороте для осуществления расчетов в безналичном порядке могут применяться чеки.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем может быть любое юридическое или физическое лицо, имеющее средства в банке, которыми оно распоряжается путем выставления чеков в пользу чекодержателя; плательщиком является банк чекодателя.

Чек очень удобен для расчетов в тех случаях, когда плательщик боится отдать деньги до того, как получит товар, а поставщик не хочет передать товар до получения гарантий платежа. Также иметь чековую книжку очень удобно при поездках в командировку в случае приобретения различных необходимых материалов, когда изначально неизвестен продавец.

В случае расчетов чеками поставщик полностью обезопасит себя от сомнений по срокам расчета с покупателем и ускорит оплату. Для понятия сущности данной формы расчетов далее приведена схема расчетов чеками.[19]

СХЕМА расчетов чеками

Чек обязательно должен содержать:

наименование "чек", включенное в текст документа;

поручение плательщику (банку) выплатить определенную сумму;

наименование плательщика и номер счета, с которого производится платеж;

указание валюты платежа, даты и места составления чека (при отсутствии считается, что он подписан в месте нахождения чекодателя);

подпись лица, выписавшего чек, – чекодателя.

Кроме обязательных чеки содержат дополнительные реквизиты. Форма чеков определяется кредитной организацией самостоятельно.

При расчетах чеками следует помнить, что чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой – либо комиссии (при этом указание о процентах считается ненаписанным).

Чек не может быть отозван чекодателем до истечения установленного внутрибанковскими правилами срока для его предъявления к оплате (представление чека в банк чекодержателем).[19]

Убытки, возникшие в результате оплаты плательщиком (банком) утраченного или похищенного чека, несет чекодатель или плательщик в зависимости от того, по чьей вине они возникли. Лицо, оплатившее чек, может потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.

Расчеты аккредитивами

 

Активно применяемой предприятиями в последнее время формой расчетов являются расчеты посредством аккредитивов.

При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет депонированных своих средств или ссуды оплату товарно – материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг по месту нахождения получателя на условиях, предусмотренных плательщиком в аккредитиве. Аккредитив представляет собой поручение банка плательщика (покупателя) банку получателя (поставщика) оплатить расчетные документы. При получении аккредитива банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Таким образом, депонирование денег гарантирует получателю средств (поставщику) своевременную оплату за отгруженные ценности, выполненные работы, оказанные услуги; зачисление средств производится банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение работ, услуг.

Последовательность операций (например, для покрытого аккредитива – см. далее) для понятия сущности аккредитивной формы расчетов приведена ниже.

Аккредитив, согласно Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации, представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк – эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении им документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.[19]

В тех случаях, когда поставщик товара сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать удобным способом разрешения конфликта.

Аккредитив может быть предназначен только для расчетов с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и получателем, в котором кроме наименований сторон, суммы и вида аккредитива следует указать:

Ø наименование банка – эмитента и банка, обслуживающего получателя средств;

Ø способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, а плательщика – о номере счета для депонирования средств;

Ø полный перечень и точную характеристику документов, представляемых получателем средств;

Ø сроки действия аккредитива, представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению;

Ø другие необходимые документы и условия (условие оплаты – с акцептом или без акцепта, ответственность за неисполнение).

Аккредитивы могут быть покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.

Покрытые (депонированные) – это аккредитивы при открытии которых банк – эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств.

При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка – эмитента.

Наиболее распространенной формой являются расчеты покрытыми аккредитивами; что касается безотзывных аккредитивов, то об этом должно быть четкое указание; при отсутствии его аккредитив является отзывным.

Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком – эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка – эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк – эмитент, который извещает банк поставщика (исполняющий банк), а он уже в свою очередь – поставщика. Но исполняющий банк должен оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Безотзывный аккредитив не может быть аннулирован или изменен без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.[19]

Для открытия аккредитива плательщик представляет в обслуживающий его банк (банк – эмитент) заявление на соответствующем бланке (ф. 0401063), образец заполнения см. далее.

Плательщик в аккредитиве, заполняемом как и другие банковские документы на пишущей машинке, обязан кроме обычных реквизитов указать:

Ø вид аккредитива (при отсутствии – отзывный);

Ø условие оплаты (с акцептом или без него);

Ø номер счета в исполняющем банке для депонирования средств при покрытом аккредитиве;

Ø срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива);

Ø полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву; наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив; номер и дату основного договора; срок отгрузки товаров или оказания услуг; грузополучателя и место назначения.

Аккредитив представляется в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения его условий.[19]

Для получения средств по аккредитиву получатель средств (поставщик), отгрузив товары, представляет в пределах срока действия аккредитива реестр счетов (форма 0401065), отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в обслуживающий банк.

При выплате по аккредитиву банк получателя средств (исполняющий банк) обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати поставщика на нем заявленным образцам.

Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептной надписи и соответствие подписи уполномоченного представленному им образцу.

При этом уполномоченные лица обязаны представить исполняющему банку:

Ø паспорт или другой заменяющий его документ;

Ø образец своей подписи (проставляется в банке на карточке образцов подписей);

Ø доверенность, выданную организацией, открывшей аккредитив.

Уполномоченный на осуществление акцепта представитель покупателя на реестрах счетов делает соответствующую надпись И закрепляет ее своей подписью с указанием даты акцепта.

Не принимаются к оплате реестры счетов без указания в них даты отгрузки, номеров товарно-транспортных документов, номеров почтовых квитанций при отправке товара через предприятия связи, номеров или дат приемо – сдаточных документов и вида транспорта, которым отправлен груз при приеме товара представителем покупателя на месте у поставщика.

Реестр счетов представляется поставщиком банку в четырех экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве основания для списания, четвертый выдается получателю средств в качестве расписки в приеме реестра счетов, а второй с приложением товарно-транспортных документов и иных требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр отсылаются банку – эмитенту для вручения плательщику.[19]

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:

Ø по истечении срока аккредитива;

Ø по заявлению получателя средств об отказе от дальнейшего использован


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.