Глава 2. Программа тренинга преодоления конфликтов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 2. Программа тренинга преодоления конфликтов

2020-04-01 260
Глава 2. Программа тренинга преодоления конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация проведения тренинга

 

Аудитория: менеджеры, профессионалы любых областей, руководители подразделений, сотрудники отделов, частные лица.

Цели тренинга:

. Повышение психологической защищенности участников, расширение психотехнологических навыков и умений в управлении конфликтом.

. Повышение личной эффективности участников тренинга в сфере деловой и социальной коммуникации.

. Выработка навыков управления конфликтом и противостояния агрессивному воздействию.

. Овладение новым мышлением и пониманием конфликтных ситуаций.

. Развитие личностной силы для ситуаций делового взаимодействия.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

. Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;

. Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

. Сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.

Содержание тренинга:

·         Анализ конфликта;

·         Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации;

·         Навыки эффективного взаимодействия с конфликтными людьми и выигрышные стратегии взаимодействия;

·         Алгоритм разрешения ситуаций столкновения интересов, снятия напряжения и нахождения "общего в разном";

·         Особенности поведения в конфликтной ситуации и модели успешного разрешения конфликтов;

·         Методы воздействия в конфликте и способы психологической самозащиты;

·         "Трансакционный анализ" - как механизм эффективного поведения в конфликтной ситуации;

·         Типичные конфликтные ситуации в личной и профессиональной жизни и способы их урегулирования;

·         Использование конфликта для организационного развития;

·         Профилактика конфликтов;

Прогнозируемый результат:

В случае активного применения полученных на тренинге опыта и знаний участники тренинга смогут:

Быстрее и эффективнее улаживать конфликты Целенаправленно и системно осуществлять эффективные действия для разрешения конфликтов; профилактику конфликтов в своем подразделении.

Особенности тренинга:

Можем ли мы жить без разногласий, противоречий и конфликтов? Нет! Они неизменные спутники нашей личной и профессиональной жизни. Хотели бы вы уметь управлять им? Именно это вам и предлагается на данном тренинге, который построен в форме активного взаимодействия.

Время:

Тренинг рассчитан на 4 занятия по 4 часа (общая продолжительность 16 часов).

Состав групп:

Оптимальная численность 10-12 человек;

Группы должны комплектоваться на добровольной основе;

Место проведения:

Зал для проведения тренингов.

Описание программы тренинга

 

День 3:

Приветствие:

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

На занятие отводится 10 минут.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Цель упражнения:

формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Вопросы: Какие эмоции у вас вызвало это упражнение? Что было трудным? Что помогло справиться с упражнением?

Упражнение № 2: Говорю, что вижу

Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.

Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру: "Коля сидит, положив ногу на ногу”, "Катя улыбается”.

Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.

Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.

Время: 30 минут

Упражнение № 3: Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.

Время: На упражнение отводится 40 минут.

Цель упражнения:

формирование адекватных реакций в различных ситуациях;

"трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек.

Ведущий рассказывает про разные типы поведения в конфликтной ситуации (по Томасу): приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество и конкуренцию. После этого целесообразно провести 1-2 ролевые игры (на усмотрение ведущего), на примере которых участники могут наблюдать разные типы поведения.

Время: 10 мин.

Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Время: 30 мин.

Упражнение № 4: Печатная машинка

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Цель упражнен ия: выработка навыков сплоченных действий.

Если бы., я стал бы.

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине.". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру:". я стал бы требовать жалобную книгу".

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Время: 40 мин.

Завершение третьего дня тренинга:

Вопросы ведущего:

Все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо?

Сделайте это "здесь и теперь".

Выводы по второй главе:

1. Описанные упражнения разрешения конфликта содержат лишь некоторые указания, реализация которых требует вовлечения личности.

2. Начало позитивного самоизменения состоит в способности человека к коммуникативной рефлексии - самопознанию, самоанализу и умению увидеть себя со стороны, с позиции внешнего наблюдателя. Рефлексия помогает также встать на позицию партнера по общению и понять, как другой реагирует на слова и действия конфликтующего человека. Что этот другой чувствует? Что он думает? Какие последствия могут иметь жестокие и обидные слова, которые конфликтующий в запале гнева и с искаженным лицом выкрикивает или произносит угрожающим шепотом?

Практические рекомендации:

1. Представленный тренинг может быть востребован специалистами-практиками.

. Анализируя конкретные ситуации, выполняя специальные упражнения, участвуя в ролевых играх, вы получите не только знания, но и освоите практические приемы работы с конфликтами.

. Материалы тренинга представляют ценность сами по себе: они с успехом используются для самостоятельного изучения техник управления конфликтами.

. Для того, чтобы тренинг разрешения конфликта был наиболее эффективным важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому.


Заключение

 

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Знания, полученные на тренинге помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

В проделанной нами работе мы рассмотрели основные социально-психологические характеристики конфликтов, выводы по которым сделаны в первой части, представили некоторые методики раскрывающие различные аспекты конфликтных ситуаций, личности в конфликте и особенности взаимоотношений людей, участвующих в конфликте. Также были приведены различные советы и рекомендации по способам позитивного разрешения конфликта от ведущих российских и зарубежных психологов. В работу включен комплекс упражнений для тренинговых занятий по данной проблеме.

В результате мы решили следующие задачи нашего исследования:

. определили понятия "конфликт" и "социальный конфликт",

. раскрыли причины социальных конфликтов,

. обозначили основные этапы протекания конфликтов,

. предоставили способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,

. представили пути и способы разрешения конфликтных ситуаций в виде рекомендаций и тренинговых методик.


Список используемой литературы

 

1. Авдеев Е.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.

2. Андреев В.К. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.

.   Бабосов ЕМ. Основы конфликтологии. Минск, 1997. С.55.

.   Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М., 1998.

.   Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе.Л., 1990.

.   Громова О.Н. Конфликтология: Учеб. пособие. М, 1993.

.   Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2003

.   Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д, 1992. С.54.

.   Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.

.   Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг.Л., 1990.

.   Конфликтология / Под ред.А.С. Кармина. СПб., 1999.

.   Кочетова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. - М., 1999.

.   Кузьмин К.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1994.

.   Ладанов И.Д. Практический менеджмент: психотехника управления и самотренировки. М., 1995.

.   Лебедев В.И. Психология управления. М., 1990.

.   Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов // Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.

.   Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред.В.Н. Кудрявцева. М., 1997.

.   Парыгин. Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. СПб.

.   Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.

.   Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликта. М, 1997.

.   Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. Киев, 1991.

.   Социология труда: Учебник / Под ред.Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., 1993.

.   Тренев Н.Н. Управление конфликтами. - М., 2001

.   Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие / Под ред.А.Я. Кибанова. М., 1999.

.   Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред.А.Я. Кибанова. М., 1997.

.   Фишер Р., ЭргельД. Подготовка к переговорам. М., 1998.

.   Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб., 2003.

.   Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М., 1995.

.   Шаленко В.П. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1992.

.   Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.

.   Шейное В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.