Брак и семья в жизненном пространстве Древнего Рима — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Брак и семья в жизненном пространстве Древнего Рима

2020-04-01 127
Брак и семья в жизненном пространстве Древнего Рима 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С угасанием роли Древней Греции со II в. До н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура.

Противоречивый подход к феномену любви отразился и в работах самых известных представителей римской культуры. Сильная любовь воспринимается здесь нередко не как облагораживающее чувство, но как опасность, угроза, стихийное бедствие. Марк Тулий Цицерон в «Тускуланских беседах» полагал, что любовь скорее близка к безумию, так как из всех страстей она самая сильная. Вечные спутники любви - обиды, подозрения, насилие, блуд и даже инцест. Поэтому любовь - это болезнь которая нуждается в лечении [10, с. 192].

В начальный период развитии римской культуры семейные ценности играли важную роль. В семье безраздельно господствовал отец. В отношении своих детей он обладал правом жизни и смерти. Это значит, что по его приказу ребенка могли умертвить. Мужа для дочери выбирал отец. Для вступления в брак жениху должно было быть не менее 14 лет, и невесте - 12 лет. Брак рассматривался как общность всей жизни мужчины и женщины, соединение божественного и человеческого права. В канут свадьбы невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки. Далее шла подготовка к свадьбе. После свадьбы жена должна повиноваться мужу. Именно в повиновении они заслуживали похвалу и уважение. Но вот желание добиться власти позорит не только мужа, но и самих женщин. Справедливый муж должен считаться с чувствами жены, относясь к ней всегда благожелательно. Одним словом, муж должен так управлять женой, чтобы это приносило ей радость и удовольствие [10, с.192 - 193].

Римская цивилизация культивирует такой базой принцип семейной жизни как общность. Недаром, как отмечал Плутарх, римский законодатель запретил супругам обмениваться подарками. Основная цель этого запрета связана с тем, чтобы каждый из супругов не имел своего личного имущества и все считалось общим. Главные украшения хорошей жены не золото, изумруд, парпур, а скромность, честность, бережливость, услужливость, чистоплотность, строгость по отношению к другим, и нежность по отношению к людям.

Супружеская измена, как и в любом патриархальном обществе, здесь каралась строго. По римским законам не муж, но отец имел право убить свою замужнюю дочь, замеченную в прелюбодеянии. Мужу убивать жену, совершившую прелюбодеяние, запрещалось. Он имел право убить любовника своей жены [10, с. 194].

Сравнительный анализ: заметно отличаются семейно-брачные отношения в странах Запада и Востока. Семью вообще можно разделить на два типа, но при этом если использовать разные критерии деления, то получаются совершенно разные типы семьи.

Первый критерий - семья во времени. В данном аспекте рассматривается древняя семья (матриархальная) и современная (патриархальная). Второй критерий - семья в пространстве.

При разделении по критерию пространства в определении семьи появляются такие понятия, как «семья на востоке» и «семья на западе». Эти понятия рассматриваются как противоположные. Если соотносить деления по обоим критериям (пространство и время), то можно сказать, что восточная семья идентична архетипической т.е. древней. Восточная семья может рассматриваться как вариант гарема, так и семьи, существующие в коллективистских обществах, в которых общество, это как одна большая семья с общим Отцом - монархом, императором, который "от Бога". Основная функция семьи здесь, пожалуй, - рождение детей. Воспитание, закладывание основ этики. Дети почти не являются реализацией отца и матери, а скорее являются реализацией всего общества. Общество же и диктует детям заботу о родителях, и специфику близости (по мнению китайского исследователя Хсю в традиционном Китае более ценны отношения отец-сын, а в традиционной Индии - между матерью и сыном). Восточная семья может не бояться ошибок в воспитании детей, приводящих к девиантному поведению. А если асоциальное поведение ребенка и будет иметь место, то ответственность за это падет на все общество и лишь, отчасти, на семью. Пожалуй, понятие "ячейка общества" здесь и подходит больше всего, с точки зрения русского (отчасти коллективисткого) менталитета.

Западная семья же, наоборот, ответственность за воспитание детей берет на себя. Западная семья являет собой "островок безопасности" в хаосе западного мира. Хотя, это определенная иллюзия, ведь всякий родившийся ребенок в индивидуалистической культуре, тем не менее, находится под покровом патриархального мировоззрения. С одной стороны, на отца и мать возложена огромная функция первичного воспитания ребенка; с другой стороны, они сами оба несут в себе стереотипы современных семейных устоев. Уважение к старшим на Западе осталось от прежних времен, т.е. имеет восточное происхождение. Все восточное общество, а с ним и семья, - это как единый магический инструмент, обладающий внутренними, сакральными, синкретическими механизмами воздействия на своих членов. Поэтому, можно конкретно и ясно выражаться, если говорить лишь о западной современной семье.

Западная модель семьи - это скорее модель партнёрства. В Европе давно уже не считается обязательным официально регистрироваться, даже если ожидается рождение малыша. Все самостоятельные, самодостаточные, каждый молодой человек увлечён собственным бизнесом и погоней за благополучием. Да, семейные ценности активно пропагандируются и постоянно красиво описываются в современных фильмах, но на деле семейные отношения развиваются больше по модели делового общения. Мы стали жить вместе, чтобы легче было пробиться по жизни, мы уважаем друг друга, помогаем друг другу в сфере ведения домашнего хозяйства, но не претендуем на то, чтобы занять всё время и все мысли своего супруга. Современное звучание и понимание вопроса брачных отношений. Именно рассматривая брак как очередное (пусть и очень серьёзное) соглашение, молодожёны предпочитают сразу перестраховать себя заключением брачного контракта, по которому каждый знает, что с ним будет в том или ином случае. В финансовом отношении, конечно. Вот и получается, что брак для человека на Западе - это сделка, с той или иной степенью выгоды и длительности.

Восток всегда был и остаётся верен традициям. Здесь браки заключаются по любви - со стороны жениха. Или не совеем по любви, но уж с присутствием страсти однозначно. Неправильно полагать, что женщины Востока абсолютно бесправны и полностью подавляемы мужчинами. Просто они с детства воспитаны так, что мужчина для них - хозяин, покровитель, источник финансового благополучия. На мужчине лежит ответственность по обеспечению семьи во всех отношениях. Женщина традиционно занята хозяйством, воспитанием детей. Женщина Востока редко будет работать полную смену: для неё главное - создание семейного уюта. Никто в обществе не поймет, если жена будет не успевать готовить, но иметь успешную карьеру.

Существуют различные формы семьи, эти формы между собой отличаются. Отличаются также и семейно-брачные отношения в странах Запада и Востока. В целом можно сказать, что семьи разных стран отличаются друг от друга лишь особенностями социально-экономической ситуации, менталитета, законодательства, традиций и обычаев в своей стране. Поэтому на Западе молодые пары значительно смелее решаются на заключение официального брака, нежели в других странах.

 


Заключение

 

Изучены и проанализированы основные формы семейно-брачных отношений в истории культуры. Цели достигнуты. Представлено и разобрано определение понятия семьи, изучена история семейно-брачных отношений, рассмотрены виды и формы семьи, сделан сравнительный анализ восточной и западной культур. Задачи выполнены.

Итак, рассмотрев результаты исследований разных авторов, проведенных ими в разные периоды времени, можно сделать вывод: Основным мотивом вступления в брак и установление брачно-семейных отношений, является любовь, деторождение и ведение общего семейного хозяйства. Этот аспект жизни меняется в соответствии с изменениями социальной жизни общества, что привносит в семейную жизнь свои коррективы. Отношения к семейной жизни меняется в соответствии с изменениями в жизни общества.

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

Семья занимает очень важное место в жизни каждого из нас. Нужно с большей ответственностью относится к формированию семьи. Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, ещё до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить всё, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Однако, стабильная благополучная семья может функционировать только при определённой подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Нужно узнать, хорошо изучить друг друга, чтоб в последствии для вас не открывались какие -то нежелательные черты характера.

Известно, что семьи без конфликтов практически не существует, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже самим собой. Поэтому семья должна основываться на взаимной любви и понимании. Мы должны принимать людей такими какие они есть, видя в каждом наилучшие качества. Взаимопонимание, уважение, и любовь на мой взгляд, является залогом счастливой семьи.


Список используемой литературы

 

1. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000.

. Архимандрид Николаос Эмм. Аркас. Брак и деторождение: современные проблемы. М.: Русскій Хронографъ, 2000.

3. Бердникова, Ю. Семейная жизнь на 5+: книга / Ю. Бердникова. - Спб.: Наука и техника, 2008.

4. Бэшем, А.Л. Чудо, которым было Индия / А.Л. Бэшем. - 2-е изд. - Антология гендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000.

. Владин, В.З., Капустин Д.З. Гармония брака; Кент, М. Как победить соперницу. Мн.: Парадокс, 1999.

. Зацепин В.Н. Семейная жизнь как условие человеческого счастья, - Киев, 1975.

7. История семейно-брачных отношений [Электронный курс] <http://murzim.ru/26274-istoriya-semeyno-brachnyh-otnosheniy.html>

8. Китайский эрос. Научно - художественный сборник / сост. и отв. редактор А.И. Кобозев. - М.: СП «Квадрат», 1993.

. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. Для студентов средн. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2000.

. Мартынов В.Ф. Культура любви и семейных отношений / В.Ф. Мартынов - М.: курс лекций, 2011.

. Миллер, М.А. Карма семьи и брака. 2-е изд. М.: Рост - книга, 2000.

12. Особенности семьи [Электронный курс] <http://ucheba.dlldat.com/docs/index-30690.html>

. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: 1972.

. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Селяевой. М.: Издат. центр «Академия», 2002.

15. Разумихина, П.П. Мир семьи: книга / П.П. Разумихина. - М.: Просвещение, 1986.

16. Семейно-брачные отношения [Электронный курс] <http://xreferat.ru/84/1341-1-semeiyno-brachnye-otnosheniya-istoriya-i-sovremennost.html>

. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

. Священник Василий Середа. Размышления православного священника о браки и воспитании детей // Православное чтение. 2001.

. Семенов Ю.И. Брак и семья // Follow. 2002.

. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2002.

. Харчев А.Г. Семья как объект социального и философского исследования. - М., 1975.

. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.

23. Шахматов В.П. Законодательство о браке и семье (Практика

применения, некоторые вопросы теории). - М.,1981.

. Школьный философский словарь / Т.В. Горбунова [ и др.]. М.: Просвещение; АО «Учеб. Лит.» 1195.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.