Приемная семья и дома семейного типа как формы воспитания детей — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Приемная семья и дома семейного типа как формы воспитания детей

2020-04-01 132
Приемная семья и дома семейного типа как формы воспитания детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приемная семья и дома семейного типа как формы воспитания детей

Содержание.

Введение Глава 1. Правовая природа возникновения приемной семьи и домов семейного типа.     1.1. Патронаж как форма воспитания детей-сирот. 1.2. Новая форма воспитания детей –патронат. 1.2. Приемная семья и патронат: общие и отличные черты. Глава 2. Правовое регулирование отношений по устройству детей- сирот.   2.1. Понятие приемная семья и ее отличительные признаки от других форм воспитания детей. 2.2. Порядок организации приемной семьи. 2.3. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. 2.4. Проблемы, связанные с воспитанием детей в приемных семьях. Глава третья. Правовое регулирование отношений по воспитанию детей в домах семейного типа. 3.1. Понятие и задачи домов семейного типа. 3.2. Порядок организации домов семейного типа. 3.3. Проблемы, связанные с воспитанием детей в домах семейного типа.  Заключение. Приложение 1. Договор о передачи ребенка на воспитание в приемную семью; Удостоверение. Список использованной литературы Нормативный материал 2 8 8 9 10 13 13 17 19 24   29 29 30 34   36 38 42 44

Введение.

Дети - будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях. В 1998 г. в одной только Ростовской области 255 детей получили социальный статус "дети, оставшиеся без попечения родителей" в результате лишения последних их прав на воспитание. По России этот показатель на 1998 г. составили 42693 ребенка. Дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных причин, однако, независимо от этих причин, государство обязано обеспечить нормальные условия их существования, максимально приближенные к воспитанию в семейных условиях. Одной из форм такого воспитания является помещение в приемную семью и воспитание в домах семейного типа. На взгляд автора, наиболее сложной и противоречивой с моральной точки зрения является форма воспитания детей в приемных семьях, поскольку эта форма детей представляет временное воспитание ребенка в семье. Таким образом, ребенок приобретает новую семью на какое-то время, не                                                      становиться дочкой или сыном на всегда (в том случае, когда приемные родители не желают усыновить или удочерить ребенка). А это может обернуться для ребенка новой трагедией, ведь по усыновлении (удочерении) он теряет прежнюю семью, к которой он привык и полюбил, несмотря на то, что она была для него приемная. Поэтому в данной работе акцент будет сделан на такой форме воспитания ребенка как приемная семья.

С принятием Семейного кодекса регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами и, прежде всего, с новым Гражданским кодексом РФ. Оно обогащено положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых актов, ратифицированных Россией.

Семейный кодекс основывается на конституционных нормах о защите семьи, материнства, отцовства и детства государством. Его основными целями являются укрепление семьи, обеспечение эффективной правовой защиты ее членов в новых социально - экономических условиях, приоритетная охрана интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи.

В Семейный кодекс включены новые для российского законодательства институты и нормы: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, права детей в семье, приемная семья и др. Закреплены положения, выработанные судебной и прокурорской практикой, практикой органов опеки и попечительства, органов загса. Получил отражение положительный опыт реформирования.

К основным принципам регулирования семейных отношений СК относит - приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Здесь проявляется принцип, закрепленный в п. 2 ст. 38 Конституции РФ: "Забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей". При этом одной из важнейших тенденций нового семейного законодательства является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект "родительской власти". Соответствующие нормы СК исходят из основополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей). Предусматриваются следующие основные права ребенка: жить и воспитываться в семье (в родной или приемной), знать своих родителей (насколько это возможно); выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57 СК); права на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами), на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК); на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК); на защиту своих прав и законных интересов, в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства.

Впервые в СК определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания (которые выбираются родителями самостоятельно) должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65 СК). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. ст. 69 - 72 СК). Восстановление в родительских правах допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72 СК). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. ст. 73 - 76 СК). Допускается также немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77 СК).

Специальный раздел СК (раздел VI) посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В СК приоритет отдается семейному воспитанию таких детей (ст. 123 СК) и содержится подробная регламентация различных форм их семейного воспитания: усыновление, опека и попечительство, приемная семья [1].

В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Следует сказать, что количество детей-сирот при живых родителях в нашей стране изо дня в день растет. В 1998 г. в одной только Ростовской области 255 детей получили социальный статус "дети, оставшиеся без попечения родителей" в результате лишения последних их прав на воспитание[2]. А по состоянию на 1.01.2000г. на учете в Калужской области состоят более пяти тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 90% из них – «социальные сироты» т.е. фактические сироты при живых родителях. Только за 1999 год в области выявлено 836 детей, оставшихся без попечения родителей, причем более 300 из них отобраны по суду у родителей, лишенных родительских прав [3]. По России этот показатель на 1998 г. составили 42693 ребенка[4]. Судьбу таких детей трудно устроить, так как нельзя разделять братьев и сестер, а их, как правило, в неблагополучных семьях несколько. Под опекой и попечительством воспитывается 2088 детей. Большая часть детей, остающихся без попечения родителей, попадает в детские дома и другие интернатные учреждения (в 1999 году – 44% от числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В последние годы в Калужской области открылось 11 новых детских домов (на 30-50 мест каждый). Необходимость их открытия продиктована жизнью, однако содержание их очень дорого обходится бюджету, а проблемы жизненной адаптации выпускников нивелируют работу самых прекрасных педагогов этих учреждений.

Дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных причин. В одном случае дети остаются сиротами в результате объективных причин, которые влекут реальную невозможность осуществления родителями попечения над детьми: смерть родителей, их тяжелая болезнь, несчастный случай, утрата дееспособности, длительное отсутствие и даже потеря ребенка (при чрезвычайных обстоятельствах). Некоторые объективные причины обусловлены неправомерным поведением родителей по отношению к детям, послужившим основанием для лишения родительских прав, а также поведением родителей, не выражающим их отношения к своим родительским обязанностям, но повлекшие арест или осуждение родителей к лишению свободы за совершение преступления. К числу субъективных причин сиротства детей при жизни их родителей (так называемое «социальное сиротство») являются, как правило, виновные противоправное поведение родителей по отношению к детям. Такое поведение может выражаться и в противоправных действиях, но гораздо чаще оно проявляется в бездействиях. Это может быть жестокое обращение с детьми (избиение, издевательство и др.), отказ родителей взять детей из родильных домов, воспитательных и иных учреждений, оставление ребенка в общественных местах или у посторонних людей, оставление детей дома без пищи, необходимого лечения и лекарств и др[5]. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях является падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Согласно ст.20 Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, "кафала" по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
       В Российской Федерации детьми, оставшимися без родительского попечения занимаются органы местного самоуправления, которые в соответствии с п.1 ст. 24 Гражданского Кодекса РФ выполняют функции органов опеки и попечительства. Деятельность этих органов по выявлению таких детей, обеспечению им нормальных условий содержания, воспитания и обучения, помимо норм гражданского и семейного законодательства, регулируются также уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства. Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, органы опеки и попечительства проверяют поступившую информацию по месту нахождения ребенка и составляю акт обследования условий жизни ребенка с выводами о наличии или отсутствии родительского попечения.

При лишении родительских прав, признании родителей нетрудоспособными, осуждении к лишению свободы и т.п. моменту траты родительского попечения определяется моментом вступления соответствующего решения (приговора) суда в законную силу.

Таким образом, цель моей работы – исследовать эти две формы воспитания детей - приемная семья, и дома семейного типа, раскрыть правовые и моральные аспекты воспитания детей в условиях, приближенных к семейным. Задачами данной работы являются:

1) раскрыть природу появления домов семейного типа и приемной семьи;

2) выявить причины появления детей-сирот;

3) изложить условия и порядок передачи ребенка в приемную семью, помещение его в дома семейного типа;

4)  анализ договора о передаче ребенка, который составляет основу института воспитания детей в приемной семье;

5) выявить проблемы, возникающие в связи с воспитанием детей в приемной семье и домах семейного типа;

показать плюсы и минусы анализируемых форм воспитания детей

 

Приемная семья и дома семейного типа как формы воспитания детей

Содержание.

Введение Глава 1. Правовая природа возникновения приемной семьи и домов семейного типа.     1.1. Патронаж как форма воспитания детей-сирот. 1.2. Новая форма воспитания детей –патронат. 1.2. Приемная семья и патронат: общие и отличные черты. Глава 2. Правовое регулирование отношений по устройству детей- сирот.   2.1. Понятие приемная семья и ее отличительные признаки от других форм воспитания детей. 2.2. Порядок организации приемной семьи. 2.3. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. 2.4. Проблемы, связанные с воспитанием детей в приемных семьях. Глава третья. Правовое регулирование отношений по воспитанию детей в домах семейного типа. 3.1. Понятие и задачи домов семейного типа. 3.2. Порядок организации домов семейного типа. 3.3. Проблемы, связанные с воспитанием детей в домах семейного типа.  Заключение. Приложение 1. Договор о передачи ребенка на воспитание в приемную семью; Удостоверение. Список использованной литературы Нормативный материал 2 8 8 9 10 13 13 17 19 24   29 29 30 34   36 38 42 44

Введение.

Дети - будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях. В 1998 г. в одной только Ростовской области 255 детей получили социальный статус "дети, оставшиеся без попечения родителей" в результате лишения последних их прав на воспитание. По России этот показатель на 1998 г. составили 42693 ребенка. Дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных причин, однако, независимо от этих причин, государство обязано обеспечить нормальные условия их существования, максимально приближенные к воспитанию в семейных условиях. Одной из форм такого воспитания является помещение в приемную семью и воспитание в домах семейного типа. На взгляд автора, наиболее сложной и противоречивой с моральной точки зрения является форма воспитания детей в приемных семьях, поскольку эта форма детей представляет временное воспитание ребенка в семье. Таким образом, ребенок приобретает новую семью на какое-то время, не                                                      становиться дочкой или сыном на всегда (в том случае, когда приемные родители не желают усыновить или удочерить ребенка). А это может обернуться для ребенка новой трагедией, ведь по усыновлении (удочерении) он теряет прежнюю семью, к которой он привык и полюбил, несмотря на то, что она была для него приемная. Поэтому в данной работе акцент будет сделан на такой форме воспитания ребенка как приемная семья.

С принятием Семейного кодекса регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами и, прежде всего, с новым Гражданским кодексом РФ. Оно обогащено положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых актов, ратифицированных Россией.

Семейный кодекс основывается на конституционных нормах о защите семьи, материнства, отцовства и детства государством. Его основными целями являются укрепление семьи, обеспечение эффективной правовой защиты ее членов в новых социально - экономических условиях, приоритетная охрана интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи.

В Семейный кодекс включены новые для российского законодательства институты и нормы: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, права детей в семье, приемная семья и др. Закреплены положения, выработанные судебной и прокурорской практикой, практикой органов опеки и попечительства, органов загса. Получил отражение положительный опыт реформирования.

К основным принципам регулирования семейных отношений СК относит - приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Здесь проявляется принцип, закрепленный в п. 2 ст. 38 Конституции РФ: "Забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей". При этом одной из важнейших тенденций нового семейного законодательства является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект "родительской власти". Соответствующие нормы СК исходят из основополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей). Предусматриваются следующие основные права ребенка: жить и воспитываться в семье (в родной или приемной), знать своих родителей (насколько это возможно); выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57 СК); права на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами), на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК); на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК); на защиту своих прав и законных интересов, в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства.

Впервые в СК определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания (которые выбираются родителями самостоятельно) должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65 СК). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. ст. 69 - 72 СК). Восстановление в родительских правах допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72 СК). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. ст. 73 - 76 СК). Допускается также немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77 СК).

Специальный раздел СК (раздел VI) посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В СК приоритет отдается семейному воспитанию таких детей (ст. 123 СК) и содержится подробная регламентация различных форм их семейного воспитания: усыновление, опека и попечительство, приемная семья [1].

В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Следует сказать, что количество детей-сирот при живых родителях в нашей стране изо дня в день растет. В 1998 г. в одной только Ростовской области 255 детей получили социальный статус "дети, оставшиеся без попечения родителей" в результате лишения последних их прав на воспитание[2]. А по состоянию на 1.01.2000г. на учете в Калужской области состоят более пяти тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 90% из них – «социальные сироты» т.е. фактические сироты при живых родителях. Только за 1999 год в области выявлено 836 детей, оставшихся без попечения родителей, причем более 300 из них отобраны по суду у родителей, лишенных родительских прав [3]. По России этот показатель на 1998 г. составили 42693 ребенка[4]. Судьбу таких детей трудно устроить, так как нельзя разделять братьев и сестер, а их, как правило, в неблагополучных семьях несколько. Под опекой и попечительством воспитывается 2088 детей. Большая часть детей, остающихся без попечения родителей, попадает в детские дома и другие интернатные учреждения (в 1999 году – 44% от числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В последние годы в Калужской области открылось 11 новых детских домов (на 30-50 мест каждый). Необходимость их открытия продиктована жизнью, однако содержание их очень дорого обходится бюджету, а проблемы жизненной адаптации выпускников нивелируют работу самых прекрасных педагогов этих учреждений.

Дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных причин. В одном случае дети остаются сиротами в результате объективных причин, которые влекут реальную невозможность осуществления родителями попечения над детьми: смерть родителей, их тяжелая болезнь, несчастный случай, утрата дееспособности, длительное отсутствие и даже потеря ребенка (при чрезвычайных обстоятельствах). Некоторые объективные причины обусловлены неправомерным поведением родителей по отношению к детям, послужившим основанием для лишения родительских прав, а также поведением родителей, не выражающим их отношения к своим родительским обязанностям, но повлекшие арест или осуждение родителей к лишению свободы за совершение преступления. К числу субъективных причин сиротства детей при жизни их родителей (так называемое «социальное сиротство») являются, как правило, виновные противоправное поведение родителей по отношению к детям. Такое поведение может выражаться и в противоправных действиях, но гораздо чаще оно проявляется в бездействиях. Это может быть жестокое обращение с детьми (избиение, издевательство и др.), отказ родителей взять детей из родильных домов, воспитательных и иных учреждений, оставление ребенка в общественных местах или у посторонних людей, оставление детей дома без пищи, необходимого лечения и лекарств и др[5]. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях является падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Согласно ст.20 Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, "кафала" по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
       В Российской Федерации детьми, оставшимися без родительского попечения занимаются органы местного самоуправления, которые в соответствии с п.1 ст. 24 Гражданского Кодекса РФ выполняют функции органов опеки и попечительства. Деятельность этих органов по выявлению таких детей, обеспечению им нормальных условий содержания, воспитания и обучения, помимо норм гражданского и семейного законодательства, регулируются также уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства. Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, органы опеки и попечительства проверяют поступившую информацию по месту нахождения ребенка и составляю акт обследования условий жизни ребенка с выводами о наличии или отсутствии родительского попечения.

При лишении родительских прав, признании родителей нетрудоспособными, осуждении к лишению свободы и т.п. моменту траты родительского попечения определяется моментом вступления соответствующего решения (приговора) суда в законную силу.

Таким образом, цель моей работы – исследовать эти две формы воспитания детей - приемная семья, и дома семейного типа, раскрыть правовые и моральные аспекты воспитания детей в условиях, приближенных к семейным. Задачами данной работы являются:

1) раскрыть природу появления домов семейного типа и приемной семьи;

2) выявить причины появления детей-сирот;

3) изложить условия и порядок передачи ребенка в приемную семью, помещение его в дома семейного типа;

4)  анализ договора о передаче ребенка, который составляет основу института воспитания детей в приемной семье;

5) выявить проблемы, возникающие в связи с воспитанием детей в приемной семье и домах семейного типа;

показать плюсы и минусы анализируемых форм воспитания детей

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.