Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

2020-03-31 360
Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Понятия взаимодействия, сотрудничества

Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога

Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 


 

Введение

 

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений. Таким образом, данная курсовая работа является актуальной.

Объект исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Предмет: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение форм взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

-  изучить новую философию взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи;

-  рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога;

-  описать структурно-функциональную модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.

-  охарактеризовать современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста.

Применяли следующие методы: анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение опыта работы ДОУ с семьей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


 

Заключение

 

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя, ДОУ и семья - это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию. Так, использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Основные направления работы с родителями: информационно-аналитическое, познавательное направление, наглядно-информационное направление, досуговое направление. Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Успешное взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется при соблюдении обязательных условий:

осознание цели деятельности каждым участником процесса;

обеспечение индивидуального подхода к каждой семье воспитанников;

четкое планирование деятельности взаимодействия ДОУ с семьей.

Проанализировав опыт работы ДОУ с родителями можно утверждать, что взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.

В заключение выделим основные направления, по которым должны строиться и оцениваться уровень и основные показатели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:

изучение семьи и условий семейного воспитания;

повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и общей культуры семьи;

дифференцированная и индивидуальная помощь семьям воспитанников;

изучение, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания;

включение родителей в осуществление педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, данное исследование позволяет прийти к следующему главному выводу - объединение усилий воспитателей ДОУ и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.


Список используемой литературы

 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.

.   Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.

.   Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.

.   Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г.Белоногова, Л.Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. - С.82-92.

.   Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.

.   Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С.23-31.

.   Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

.   Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А.Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С.41-49.

.   Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В.Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.

.   Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. - №3. - С.87-91.

.   Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.

.   Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - С.25-26.

.   Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.

.   Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

.   Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. - М.: Сфера, 2005. - 80 с.

.   Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.

.   Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие / Н.В.Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 107 с.

.   Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 112 с.

.   Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. - 143 с.

.   Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. - М.: Издательство «Русский язык», 1981. - С.71.

.   Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А.Дядюнова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 32 с.

.   Рожков М.И. Теория и методика воспитания / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 384 с.

.   Семья и личность / Под ред. профессора Е.И.Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003. - 101 с.

.   Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А.Сластенин, И др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.


 

Приложение

Перспективный план взаимодействия ДОУ с семьей

Форма работы Содержание работы

Блок 1. Рекламный Задачи: пропаганда и популяризация российского дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием; признать общественностью положительного имиджа ДОУ в социокультурной среде; повысить уровень профессиональной компетентности и, как следствие, уровень оказываемых услуг; повысить педагогическую культуру родителей.

Рекламные стенды в группах Знакомьтесь: детский сад №_, группа… (задачи, направления работы, состав педагогических кадров, информация о программах и технологиях, фото-проспект)
Стенды для родителей «Наши успехи» (грамоты, дипломы, благодарности)
День открытых дверей Экскурсия по детскому саду. Выступление заведующей, ст. воспитателя, ст. медсестры, воспитателей, учителя-логопеда, муз. руководителя и др. Просмотр открытых занятий, проведение досугов
Горячая линия Консультации по телефону: -информирование родителей о содержании работы ДОУ по различным направлениям работы; -разъяснение порядка приема ребенка в детский сад (необходимые документы, справки о прививках и т.д.); -консультации по проблемам семьи и ребенка (психологическим и иным), взаимодействия семьи детского сада

Блок 2. Диагностический Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Анкетирование Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах («Чего вы ждете от детского сада?», «Довольны ли Вы работой ДОУ?», «Какая практическая помощь по вопросам воспитания и обучения Вам необходима?» и т.п.
Опросы Социологическое исследование состава семьи воспитанников.
Беседы «Роль ДУ в развитии ребенка». Выявление уровня вовлеченности членов семьи в образовательный процесс
Тестирование Адекватность оценки родителями способностей ребенка («Какой Вы родитель?» и др.)
Почта  

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Понятия взаимодействия, сотрудничества

Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога

Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 


 

Введение

 

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений. Таким образом, данная курсовая работа является актуальной.

Объект исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Предмет: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение форм взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

-  изучить новую философию взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи;

-  рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога;

-  описать структурно-функциональную модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.

-  охарактеризовать современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста.

Применяли следующие методы: анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение опыта работы ДОУ с семьей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


 

Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.