Духовно-патриотический комплекс — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Духовно-патриотический комплекс

2020-01-13 126
Духовно-патриотический комплекс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перед вами духовно-патриотический комплекс, который был открыт в 2009 году. Состоит он из природного ландшафта и архитектурных сооружений культового, мемориального и рекреационного значения. Комплекс идейного, духовного и военно-патриотического значения включает в себя: памятник «Мужеству и скорби», возле которого установлены образцы боевой техники, фонтан «Чаша слёз», храм-памятник в честь Архистратига Михаила в память всех воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане и, собственно, Старинный парк. Духовно-патриотический комплекс в Старинном парке – единственный подобный на территории Республики Беларусь - увековечил имена воинов, погибших при исполнении интернационального долга.

Старинный парк, который располагается на окраине Березы, был заложен в XIX веке, в то время, когда в так называемых Красных казармах был расквартирован 151-й пехотный Пятигорский полк. Парк включен в реестр памятников культуры и архитектуры Республики Беларусь.

Именно здесь в 1993 году было решено увековечить память десяти уроженцев Берёзовщины, погибших при исполнении воинского долга в Афганистане в 1979-1989 гг. Тогда же начался сбор средств на строительство памятника и был объявлен конкурс на лучший его проект. Были собраны немалые в то время деньги, больше 25 тысяч рублей, а лучшим был признан проект нашего земляка, художника из Бреста Сергея Казака. К сожалению, вопрос со строительством памятника растянулся на несколько лет и только, когда за это дело взялись Березовский районный и городской Советы, идею удалось воплотить в жизнь.

Открытие памятника «Мужеству и скорби» было приурочено ко Дню независимости Республики Беларусь. В этот день в Старинном парке г. Березы собрались участники афганских событий, руководители города, военнослужащие, представители трудовых коллективов, горожане. Особое внимание было оказано родителям и родным погибших.

Памятник воинам-афганцам представляет собой две примыкающие стелы, поставленные на бетонном постаменте. В верхней части стел - проем в виде взрыва, в котором летит аист - символ жизни. На левой стеле внизу надпись: «1979 -1989. Десять лет войны в Афганистане». На правой стеле внизу бетонная доска с надписью «Воинам - односельчанам, погибшим в Афганистане, наша боль, наша память». Далее идут имена погибших.

В октябре 2003 года Совет районной организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» обратился с ходатайством к благочинному Берёзовского района протоирею Георгию Шевцову с просьбой о возведении в Старинном парке храма-памятника в честь Архистратига Михаила в память всех воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане. И в феврале 2004 года епископ Брестский и Кобринский Иоанн освятил место под строительство храма. Строительство началось в дни, когда отмечалась 15-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Проект культового здания, стоимость которого оценивается в 650 тыс. долларов США, разработал заслуженный архитектор Беларуси Леонид Макаревич.

Храм возведен на месте, где ранее находилась православная церковь 151–го пехотного Пятигорского полка, который, как упоминалось ранее, размещался в Красных казармах. В данной церкви с 1900 по 1917 год священником служил Сергий Флоринский, причисленный ныне к лику святых. В июле 2007 года начались работы по реконструкции памятника «Мужеству и скорби». Вокруг памятника были установлены четыре колонны, завершающиеся куполом, имитирующим шлем Александра Невского и увенчанного православным крестом. Возле памятника также была установлена боевая техника: самолёт СУ – 25, вертолёты МИ – 8 и МИ – 24, БТР – 60, зенитная установка «Шилка» (техника безвозмездно передана Министерством обороны РБ в коммунальную собственность).

Одновременно велось строительство фонтана «Чаша слез» и благоустройство Старинного парка. 8 мая 2009 года состоялось торжественное открытие фонтана, а 4 октября 2009 года освящение храма-памятника Архистратига Михаила.

Духовно-патриотический комплекс стал одним из самых популярных мест в Берёзе. В теплый период года горожане с удовольствием проводят время в аллеях парка и у фонтана. Духовно-патриотический комплекс также стал местом проведения городских массовых мероприятии приуроченных к Празднику труда, Дню защиты детей и др. А 15 февраля, в годовщину вывода советских войск из Афганистана, ежегодно здесь проходит митинг-реквием, посвященный воинам-интернационалистам, в память о погибших отправляется «лития» по убиенным, а настоятель храма святого Архангела Михаила г. Берёзы протоиерей Георгий Немшон проводит экскурсии в музее боевой славы, куда мы сейчас и отправимся, после чего у вас будет возможность подняться на колокольню, посмотреть на город с высоты, позвонить в колокола.

Перейдя дорогу, мы оказались у здания Красных казарм.

Красные казармы, ул. Ленина

История Красных казарм начинается с конца XIX века, когда в городе был расквартирован 151-й Пятигорский пехотный полк. Полк ввели в город для поддержания порядка после восстаний 1831 и 1863 года, а также в связи формированием Варшавского военного округа и строительством железной дороги. Именно для солдат полка в 1894 году в городе были построены красные казармы.

Для возведения казарм использовали красные кирпичи от разрушенного костела при монастыре картезианцев. В Березе полк простоял до 1915 года. Во время первой Мировой войны с 1915 года по 19 января 1919 года Береза была оккупирована Кайзеровскими войсками. В эти годы в казармах находился немецкий военный госпиталь. Умерших солдат из этого лазарета хоронили тут же около одного из зданий. В 20-е годы поляки перенесли останки с этого захоронение на «австрийское кладбище». Кладбище находится примерно в километре за городом, около деревни Новоселки. В 90-е годы кладбище было приведено в порядок. На самом деле здесь похоронены не только немецкие и австрийские солдаты и офицеры, но и российские, венгерские, а также около 80 красноармейцев. После завершения Советско-польской войны в 1921 году, как и вся Западная Белоруссия, город Береза перешел к Польше и до 1939 г. входил в Полесское воеводство Польши. В 20-е и в начале 30-х лет в «красных казармах» располагался 9-й батальон младших офицеров резерва пехоты польской армии. снимок здания казармы с орлом. В первой половине 1934 года в «красных казармах» размещалась «Школа специалистов речного флота». В 1934 г. польские власти избрали Березу-Картузскую местом размещения концентрационного лагеря для политзаключенных. Поводом для создания концлагеря в Берёзе - Картузской стало удачное покушение 15 июня 1934 года на министра внутренних дел Братислава Бернацкого. Пилсудский был очень разозлён на национал - демократическую партию, так как первое время считали, что это они устроили покушение. Позднее было установлено, что террористический акт был организован организацией украинских националистов. На третий день после покушения 17 июня 1934 года Советом Министров было принято решение о создании «изоляционного лагеря», названного позднее «лагерем обособления», в котором должны быть помещены лица, угрожающие безопасности и общественному порядку. В течение месяца польские власти хватали всех наиболее активных: польских националистов из ONR, коммунистов и украинцев. К концу лета 1934 года в лагере было 300-400 человек. В 1937 году года было принято решение направлять в лагерь уголовников и спекулянтов. Количество заключенных сразу же увеличилось до 400-600 человек, и продержалось на этом уровне до конца августа 1939 года. После начала польско-немецкой войны в лагерь в массовом порядке направляли польских граждан немецкой национальности, активистов украинских организаций, также белорусских активистов, бывших коммунистов.

Изолированный в лагерь лишался права на апелляцию, он полностью находился в зависимости от самоуправства лагерной администрации. Он был лишён тех элементарных прав, какими пользовались заключённые тюрем. Формально срок заключения устанавливался в три месяца, но администрация лагеря и судьи часто продлевали этот срок на следующие три месяца. Обычно осужденные попадали на каторгу по приговору, зная, когда наступит конец срока, а изолированные в Берёзе неизвестно по чьему решению, как правило тайно, никогда не знали завершения срока своей изоляции. Премьер-министр Польши Козловский в 1934 году заявил, что лица, которых не исправит одноразовый трёхмесячный срок, могут быть задержаны в лагере на длительный период.

Заключенные были поделены на три группы: политические (украинцы, польские националисты и коммунисты), уголовники (криминальники) и спекулянты (экономические преступники). В березовском лагере побывало много украинских национальных деятелей, таких как, будущий главный командир УПА Роман Шухевич, младший брат Степаны Бандеры Василий, будущий командир «Полесский Сечи» Тарас Боровец-Бульба и многие другие.

Лагерь состоял из трёх основных зданий, одно из которых осталось за внешним забором. В нём размещались комендант лагеря, его помощники и их семьи. Во втором здании содержались заключённые. Первый этаж был приспособлен под кухню и столовую. На втором и третьем этажах, разделённых по всей их длине коридором, находились камеры. Здание, в котором содержались заключённые, имело дополнительную ограду из колючей проволоки. В третьем здании было караульное помещение, полицейские казармы, пекарня, склады с продовольствием, оружием и боеприпасами. Кроме этих помещений на территории лагеря находились склады, баня, помещение для хранения горюче – смазочных материалов, карцер – это восемь сырых каменных мешков в погребе среди поля, с цементным полом и каменными стенами.

Большую часть охраны составляли служивые, которых за провинности командировали сюда «на исправление» из разных частей Польши. Жили они на лагерной территории, и лишь внутренняя улица имени Тадеуша Костюшко разделяла казарму узников и казарму палачей. Выход охранников за колючую проволоку без разрешения коменданта был запрещен. Полицейские находились здесь как в «дисбате», без семей. Отупляющее пьянство и изощренные издевательства над узниками были здесь для них естественным времяпровождением. В здании, где содержались узники, сейчас находится супермаркет «Евроопт».

Жесточайшие режим, издевательства над заключенными превратили формально «безобидное» место временной изоляции в место непрерывных физических и моральных пыток для узников. Лагерную практику охарактеризовал первый комендант лагеря Болеслав Греффнер: «Из Березы можно выйти только на собственные похороны либо в дом умалишенных». Каждый шаг заключенных сопровождался палочными ударами охранников, унижениями и издевательствами. Вообще бессмысленные постоянные избиения были настолько характерной чертой лагерной жизни, что даже узники свыкались и воспринимали это как мучительную, но неизбежную часть режима. Тела арестантов постоянно были в ссадинах, кровоподтеках и ранах.

Лагерные работы заключались в изнуряющем, часто бессмысленном труде. Группы арестантов рыли землю, дробили и перетаскивали камни, трамбовали дорогу, изготавливали бетонные плиты для мостовых. В лагерном хозяйстве не было лошадей, вместо них в плуги, бороны, телеги, дорожные катки впрягали людей.

Заключенным не разрешалось разговаривать, здесь существовал своеобразный «режим молчания». Обращаться к охране следовало в унизительных позах со словами «рапортую послушно», «покорнейше прошу», любые, даже самые неразумные приказания необходимо было немедленно выполнять.

За 5 лет существования концлагеря в Березе-Картузской через его «конвейер» прошло около 10 тысяч человек. Многие погибли в лагерном аду. После присоединения Западной Белоруссии к СССР в 1939 году здесь был расквартирован личный состав 33 стрелковой дивизии Красной Армии. В годы войны в «красных казармах» размещался «дом отдыха» для немецких солдат, по другим данным находился нацистский концлагерь. После войны в казармах квартировали военные, последними были 105-я зенитно-ракетная бригада, расформированная в 1993 году. Сейчас в здании Красных казарм находится торговый центр «Евроопт», торговые ряды, галерея искусств, кафе «Казантип».

В честь узников концлагеря Берёза-Картузская в 1962 году был установлен памятный обелиск, который сейчас вы сможете увидеть.

Кафе «Казантип»

Сейчас у вас будет возможность немного отдохнуть и пообедать. Продолжаем наше путешествие и отправляемся к монастырю картезианцев точнее к тому, что от него осталось.

Монастырь картезианцев

Инициатором строительства монастыря стал подканцлер ВКЛ Казимир Лев Сапега. Активную поддержку Казимир Лев Сапега оказывал Брестской церковной унии - основал свыше 20 униатских церквей. Получив согласие епископа Андрея Гембицкого на основание монастыря картезианцев, Сапега установил связь с генералом ордена. Из Парижа под Гданьском в Брестское воеводство был направлен приор Филипп Пульман, который и избрал Березу в качестве местопребывания монахов. В 1648г. предложение Сапеги одобрено генеральным капитулом ордена картезианцев.

Освещение фундамента в будущем одной из богатейших в польско-литовском государстве католических святынь было совершено в присутствии папского нунция в Варшаве Иоанна-де-Торреса. Строился монастырь с 1648 по 1689 г. Из отчета по его сооружению, найденного случайно в куполе храма, видно, что все строительство обошлось в 300 тысяч червонцев. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы. Сведения о планировке и застройке монастырского ансамбля дают сохранившиеся чертежи 1-й половины 19 в.

Комплекс включал каменное здание костела, однотипные группы жилых корпусов, библиотеку, трапезную, госпиталь, аптеку, хозяйственные постройки и вместе с прилегающим к нему садом с водоемом был обнесен крепостной каменной стеной с башнями и часовней. Главным входом в монастырь служили массивные ворота с бойницами. Слева от них стоял двухэтажный дворец Сапегов. Ворота вели во двор, который формировали корпуса келий рядовых монахов, обслуживавших монастырь. Возле них размещались вспомогательные и хозяйственные службы.

Во втором замкнутом прямоугольном дворе, где располагались кельи монахов-отшельников, раскинулись аккуратно распланированные сад и огород, за которые отвечал садовник, имевший отдельный небольшой домик. В дальнем углу сада был большой пруд, в котором разводили рыбу для постного стола. В центре вымощенного двора был колодец с насосом. Сам двор формировали коридоры-галереи, которые соединяли 15 отдельных жилых корпусов монахов-отшельников с костелом. В каждом из корпусов-келий были 3 небольшие комнаты. Одна из комнат предназначалась для общих занятий и имела выход во внутренний дворик, окруженный высокой стеной. Другая – для молитв, третья – для отдыха. В костел монахи шли через галерею, ограждавшую их от посторонних глаз. Костел представлял собой трехнефный объем с тремя апсидами и граненым барбаканом под куполом при входе и имел медную крышу.

Главный фасад костела был оформлен барочным декором – пилястрами, фронтонами, нишами. Боковые фасады по своему решению близки к корпусам келий: окна в простых наличниках, стены украшены невысокими пилястрами. Внутри здание костела было разделено на 2 части – для рядовых монахов и прихожан и для монахов-отшельников. Силуэт ансамбля формировала высокая восьмигранная многоярусная колокольня с фигурным куполом. Она стояла внутри прямоугольного двора, примыкала к средней апсиде костела и являлась оборонной башней с мощными стенами и узкими окнами-бойницами. Ярусы, приспособленные для орудий, связывала винтовая лестница в толще стены. Поверхность стен башни была декорирована простыми неглубокими нишами. От других монастырей картезианский комплекс отличался только кельями монахов-отшельников и своеобразной структурой интерьера костела, что было продиктовано необходимостью отделить отшельников. В целом монастырь представлял собой крупный архитектурный комплекс с элементами оборонительного характера, в котором были воплощены композиционно-декоративные принципы зрелого барокко.

Монастырь являлся крупным поместьем. Уже в 1648г. в собственность монастыря перешли крупные земельные наделы. Сапеги пожаловали монастырю ряд своих владений: местечко Береза с окружающими его деревнями и дополнительно купленными у Умястовских землями. Кроме того, картезианцы получили 2 деревни в Слонимском повете – Милейки и Замостянки, местечко Бусяж. Все эти владения были утверждены на генеральном сейме в Варшаве в 1653 г. Земельная собственность монастыря в дальнейшем увеличилась за счет новых пожалований, купли, завещаний, получения земель за отданные монастырем в рост деньги, даров богатых людей за предоставление места на захоронение в склепе костела.

На территории самого монастыря кипела бурная хозяйственная жизнь: производили пиво, вино, черепицу, мыло, муку, шили одежду, Здесь же работал бондарь, столяр, каретник, стекольщик, кузнец, печник. В прудах монахи разводили раков и черепах. Но, наверное, самым экзотическим местом в монастыре была оранжерея, где выращивали мириады цветов, а также инжир и ананасы. Монастырь богател с каждым годом. Отшельники-странники превращались в могущественных магнатов, богатейших землевладельцев, защищенных от посягательств на их собственность католической церковью.

Упадок монастыря был обусловлен военно-политическими событиями 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 веков. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году г. Береза вместе с монастырем вошли в состав Российской империи. В 1812 году в Россию вторглись французкие войска. В результате Отечественной войны 1812 г. обители был нанесен существенный урон.

Прекратил свое существование монастырь в 1831 году. Под предлогом участия монахов в Польском восстании 1830-31 гг. царское правительство 28 августа 1831 г. закрыло Березовский монастырь. В 1866 году на постой в Березу пришли несколько полков русской армии, которых негде было разместить. Именно тогда были построены казармы для солдат из прекрасного красного кирпича картезианского монастыря, которые в народе до сих пор называют "красными".

От былого монастырского комплекса сохранились только часть стены с одной из угловых башен, въездные ворота и остатки колокольни.

В нашем маршруте осталась последняя точка назначения – музей Берёзовского РОВД.

Музей Берёзовского РОВД

На пути к музею мы увидим зданием Берёзовского хлебокомбината и Берёзовского РОЧС.

В здании Берёзовского РОВД в 2017 году открылся музей, в котором вы узнаете много интересного о работе сотрудников внутренних органов, об истории милиции и увидите материалы, с которыми работают милиционеры. После экскурсии при помощи общественного транспорта мы вновь окажемся на железнодорожной станции Берёза-город.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.