Водные процедуры как компонент физкультурной терапии. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Водные процедуры как компонент физкультурной терапии.

2020-01-13 85
Водные процедуры как компонент физкультурной терапии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известно, что наиболее эффективным средством тренировки терморегуляционного аппарата организма человека являются водные закаливающие процедуры. Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Не случайно возбужденному человеку предлагают выпить воды, уставшему - умыться или принять душ, а человека, упавшего в обморок, обрызгивают водой.

Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность. Поэтому приучать ребенка к водным процедурам не только полезно, но и необходимо.

Приучать к закаливающим водным процедурам ребенка следует буквально с самого рождения, но, к сожалению, культура нашего российского образа жизни такова, что большинство родителей этого не делают. И дети к моменту поступления в дошкольное учреждение в большинстве изнеженны, капризны и плаксивы.

Классическими принципами закаливания являются постепенность и последовательность. В современном понимании - это постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени воздействия на определенные участки тела ребенка. Такой подход называют щадящим. Ребенка как бы проводят по ступенькам закаливания, поднимаясь от щадящих, простых процедур к более сложным и жестким.

Чтобы закаливающие процедуры являлись тренингом не только для сосудистой, но и нервной системы, такое движение по восходящей просто необходимо. Иначе организм быстро приспосабливается, и его реакция становится индифферентной (безразличной). И соответственно, ожидаемого положительного эффекта не наступает. Не случайно в 70-80 годы прошлого столетия, когда в дошкольных учреждениях культивировалось закаливание детей, многие родители просили воспитателей не делать этого с их детьми. Даже справки от педиатров приносили с отводами от закаливающих процедур. Причем большинство из них напрямую связывали заболеваемость ребенка с закаливанием в детском саду.

Мы не думаем, что проведение закаливающих процедур непосредственно влияло на повышение заболеваемости детей в детском саду. Скорее закаливание в силу непродуманности подходов не ставило защитного барьера болезням из-за индифферентной реакции организма.

"Ступеньки" закаливания образовательное учреждение должно определять самостоятельно, учитывая имеющиеся возможности и специфику своего детского контингента. Важно, чтобы детям процедуры нравились, и они могли бы их выполнять самостоятельно.

Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры - это ходьба босиком по мокрым дорожкам, влажное обтирание верхней части туловища рукавичкой или массажным полотенцем. Эту процедуру легко осваивают самые маленькие воспитанники.

В среднем дошкольном возрасте дети легко осваивают приемы обливания стоп, голени, обширного умывания.
Старшие дошкольники и шестилетки способны самостоятельно обливаться прохладной водой или принимать прохладный душ.

В принципе не имеет особого значения, какую "лесенку" закаливания выстроит образовательное учреждение. Нужно, чтобы организм не привыкал к процедурам и постоянно тренировался. Следует, научив детей разнообразным приемам закаливания, предоставить им возможность выбора. Тогда проблем с воспитанием привычек здорового образа жизни будет меньше. "От удовольствия - к привычке, от привычки - к потребности" - вот несложный алгоритм деятельности, которым должен руководствоваться персонал учреждения, организуя закаливающие процедуры.

Если холодные водные процедуры повышают тонус и возбуждают организм, то теплые ванны расслабляют и успокаивают. Хороший успокаивающий эффект дают теплые ножные ванны (особенно с отваром трав) перед дневным сном. Для проведения этой процедуры достаточны небольшие пластмассовые тазики. Вода в них наливается чуть выше щиколотки.

Малышам лучше принять теплые ванны для рук. В ванночки наливается теплая вода, и детям предлагается купать игрушки из мягкого поролона. Неплохо в воду добавить отвары трав: валерианы, пустырника. Хороший эффект дает добавление в воду специальных ароматических масел, обладающих успокаивающим действием: ромашкового, лавандового, мятного. Но об этом лучше посоветоваться с врачом образовательного учреждения. Длительность такой процедуры 8-10 минут, после чего детей укладывают спать. Сон после нее очень крепкий.

В последние годы во многих дошкольных учреждениях оборудуются сауны. Для укрепления физического и психического здоровья систематическое посещение сауны очень полезно. Жар бани - сильный раздражитель, и он дает толчок многим физиологическим реакциям. Прежде всего, повышается активность кровообращения. Благодаря этому кровь обильно орошает разные органы, в том числе и спинной, и головной мозг, нервы, обогащая их кислородом.

Баня снимает утомление, так как вместе с потом удаляются излишки молочной кислоты, которые накапливаются в мышцах и усугубляют чувство утомления Утомлению же, как правило, сопутствует нарушение обмена веществ. Банный жар, прогрев кожу и мышцы, ткани и органы, вызывает у детей приятную расслабленность, раскованность. А такое безмятежное, неотягощенное, легкое настроение психологически очень комфортно и сохраняется более суток. К тому же в таком состоянии у человека улучшается течение обменных процессов.

Практический опыт показывает, что дети, особенно маленькие, иногда волнуются перед заходом в сауну, а иногда проявляют выраженный страх. Поэтому всякое принуждение ребенка категорически запрещается. Ребенку надо сразу же показать, что у него в любую минуту есть путь к отступлению в привычную температурную среду. Как правило, после третьего посещения сауны все страхи детей исчезают.

Уже с малых лет нужно приучать детей париться веником. Особое достоинство березового веника состоит в том, что пар от него способствует сильному расширению конечных мельчайших разветвлений бронхов, улучшая вентиляцию легких. Выбор веника имеет большое значение.

Для положительного воздействия на нервную систему ребенка специалисты советует воспользоваться дубовым или липовым веником. А для снятия усталости подойдет лучше всего пихтовый веник. Эти веники следует использовать в вечернее время. А вот веники из листьев рябины и травы с соцветиями пижмы обыкновенной усиливают процессы возбуждения нервной системы. Они устраняют расслабляющее влияние банной процедуры, хорошо подготавливают ребенка к интенсивным интеллектуальным нагрузкам первой половины дня.

Веник используется только с согласия ребенка. Нужно объяснить ему, чем полезны веники, и рассказать, что париться вениками любили и знаменитые богатыри, и красавицы.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.