Коррекционная работа с ребенком. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Коррекционная работа с ребенком.

2020-01-13 164
Коррекционная работа с ребенком. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главная цель этой работы - помочь ребенку осознать перспективу его новой будущей жизни, создать новый образ семьи, научить адаптироваться в стрессовой ситуации, дать ребенку возможность выражать свои аффекты и переживания. Эта работа может включать в себя игровую терапию, сказкотерапию, арттерапию и другие виды и приемы психокоррекционной работы.

В качестве примера приводим некоторые техники и содержание работы с детьми, находящихся в ситуации развода родителей.

Одной из трудных задач для родителей после развода является убеждение ребенка в том, что не следует стыдиться того, что его родители развелись. У ребенка должна быть сформирована установка: неполная семья ничем не хуже любой другой семьи, существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о своих детях.

В этом случае для детей дошкольного возраста можно рекомендовать использовать психотерапевтические сказки. Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

В качестве примера можно привести сказку для детей, родители которых расстаются.

Сказка «Расставание» (Анна Смирнова).

«В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только: «Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже». Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти, и почему они должны редко видеться, почему он не может играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное: «Вставай, соня, день уже начался».

«Какие странные эти взрослые, - размышлял мишутка, - вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо». Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

- Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть, мы его чем-то обидели или он просто разлюбил?

Филин задумался.

- Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

- Даже тебе?

- Даже мне.

- Я слышал сегодня, как мама плачет, и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить и, если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.

- Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только никому этого не показывает.

- Но если ему плохо, почему он не вернется?!

- Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь многие сложности жизни.

- Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет

- Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.

- Я не хочу быть частью. Пусть все станет, как раньше.

- Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долгой. Дети вырастают, и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков.

- Это как у лисенка? От них ушла мама.

- И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как ему тоже достается.

- Я знаю. Зайчик говорил, что боится папы, и с мамой вдвоем ему спокойнее.

- Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать, друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались.

Есть такие цветы, которые не могут уживаться вместе на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают.

Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жизнь вместе становится трудно.

- Я понимаю, но от этого не легче.

- Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь, всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное, суметь это пережить.

- Трудно быть ребенком, - вздохнул мишутка.

- Взрослым быть тоже нелегко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей».

Психоккорекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, ребенку дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если ребенок не проявляет яркой эмоциональной реакции на сказку, она все равно выполнит свою коррекционную функцию, и поведение ребенка со временем изменится. В зависимости от состояния ребенка в конкретной жизненной ситуации можно порекомендовать психологам и родителям самим сочинять сказки, следуя определенному алгоритму, разработанному в сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, 2000):

В первую очередь, подбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

Описывать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

Помещать героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписывать герою все переживания ребенка.

Герой должен начать искать выход из создавшейся ситуации.

Другой важной задачей, которая решается в процессе коррекционной работы с ребенком, является сохранение семейной истории. Семейная история не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должна сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «любимыми и лучшими страницами» летописи семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушений семейно-брачных отношений в будущей семье самого ребенка.

Для решения этой задачи можно рекомендовать технику «Фотоальбом», предложенную Суинни Браун.

      Техника «Фотоальбом» позволяет нетравматичным для ребенка образом прояснить его чувства и мысли по поводу определенных событий и значимых для него лиц. Использование этой техники отвлекает ребенка и, благодаря употреблению неоконченных предложений («Я помню, как…», «В этом доме …», «Мне не нравится, когда…», «Моя мама …», «Мой папа …»), дает возможность ему вербализовать свои переживания.

Описание техники. Следует попросить ребенка подобрать ряд фотографий, связанных с разными годами его детства. На фотографиях могут быть изображены дом или квартира, в которых жил ребенок, места его отдыха, его любимцы-животные, друзья, путешествия с родителями, выступления на праздниках в детском саду и т.д. Необходимо подготовить набор фотографий, которые отражали бы самые разные стороны жизни ребенка.

Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбрать альбом; он может купить его вместе с родителями либо психолог купит его по просьбе ребенка. Ребенок может принести один из старых домашних фотоальбомов.

Для работы необходимо иметь: фотоальбом, набор фотографий, ножницы, маркеры, наклейки. Фотокарточки располагаются на полу, чтобы все их можно было хорошо видеть и расположить по годам. Уже на первом этапе работы у психолога возникает множество возможностей для прояснения чувств ребенка: он может задавать вопросы, касающиеся семьи ребенка, его бабушек и дедушек, родственников, вспомнить о наиболее значимых событиях, а также тех моментов жизни, которые связаны с переживанием чувств горя, печали, раздражения или растерянности.

Когда фотокарточки расположены в хронологическом порядке, ребенок должен вставить их в альбом. Рядом с каждой фотографией ребенок вместе с психологом делает наклейки с комментариями изображения. Психолог выполняет роль «секретаря», записывая на наклейках то, что ребенок ему диктует.

Следующей важной задачей является коррекция эмоционального состояния ребенка. На этом этапе важно научить ребенка проявлять свои чувства, выражать эмоции, осознавать свои переживания. Для решения этих задач рекомендуется активно использовать методы игровой и арттерапии, а также других видов коррекции. В качестве примера приводим несколько конкретных техник.

Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек Барбары Тернер. Данная техника используется в качестве средства выражения и осознания чувств, связанных с разводом.

Описание техники. Ребенку предлагаются контурные изображения, соответствующие его полу и возрасту. Показывая их ребенку, психолог просит его подумать, как «этот мальчик» или «эта девочка» чувствует себя в ситуации, близкой к ситуации этого ребенка. Затем дается указание для ребенка: «Давай раскрасим эту фигуру, чтобы увидеть, что почувствовала бы эта девочка, случись в ее семье то же самое, что и в твоей… Может быть, она разозлилась или ей стало грустно?». Когда ребенок рисует, психолог может начать обсуждение чувств ребенка: * Когда это чувство возникает? * Что ребенок ощущает, когда оно возникает? * Как можно относиться к этим чувствам?

Данная техника раскрашивания фигур предоставляет ребенку возможность дистанцироваться от психотравмирующего события. Вначале то или иное чувство обозначается на контурном изображении. При этом необходимо учитывать, ребенок не может осознать чувство как свое собственное до тех пор, пока не будет к этому внутренне готов. Но даже простое обозначение своих чувств на рисунке может вести к восстановлению эмоционального равновесия и способствует лучшему пониманию переживаемых событий.

Техника «Рассерженные шарики» Тэмми Хорн. Цель этой техники - научить ребенка осознать и побороть чувства сильного раздражения и гнева. Обычно ребенку трудно понять, что переживание чувств раздражения и гнева на определенные жизненные ситуации, такие, как развод, например, явление нормальное и вполне допустимое, хотя ломать игрушки и набрасываться на других людей нельзя. Раздражение и гнев вовсе не обязательно связывать лишь с проявлением агрессивного поведения. Детям предлагается представить, будто надувной шарик – это тело, в котором накопилось сильное раздражение. Так у детей формируется зрительный образ данных чувств. Ударяя по шарикам и протыкая их, ребенок может увидеть, почувствовать и даже «услышать» раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл.

Описание техники. Данная техника помогает ребенку понять, каким образом в человеке «накапливается» гнев, и как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека. Ребенок может увидеть и то, как можно выражать это чувство более безопасным, «дозированным» образом. Для работы требуются надувные шарики.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.