Тела: верхний (ДЗЁ), средний — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тела: верхний (ДЗЁ), средний

2020-01-13 145
Тела: верхний (ДЗЁ), средний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(ТЮ), нижний (ГЭ)

Способы нападения и защиты в каратэ делятся на

три уровня: верхний (ДЗЁ), средний (ТЮ) и нижний

(ГЭ). Какой же из них является основным? Как отли-

чить верхний тычок (ДЗЁДАН-ЦУКИ) от среднего

(ТЮДАН-ЦУКИ)? Условное деление человеческого

тела в спорте и военном искусстве несколько различа-

ется. Можно сказать, что это отличие между представ-

лениями о человеческом теле на Западе и на Востоке.

В некотором смысле это то, что отличает западную ме-

дицину от восточной. Я предпочитаю систему, по-

строенную на представлениях восточной медицины.

На Западе за основу берут вес человека, его телосло-

жение. На Востоке — циркуляцию КИ (внутренней

энергии) и ТИ (крови). В каратэ центральной задачей

является защита от удара в уязвимое место, поэтому

принцип деления человеческого тела может быть осно-

ван на особых чувствительных точках (КЭЙКЭЦУ).

Проблема состоит не в том, какой из этих подходов —

западный или восточный — правильнее. Меня это ин-

тересует с точки зрения военного искусства, для того

чтобы претворить традиционное военное искусство в

жизнь.

Современная система, основанная на телосложении

человека, достаточно хорошо известна. Я хотел бы рас-

смотреть систему деления человеческого тела ТЭН —

ТИ — НИН (Небо — Земля — Человек) и теорию сла-

бых мест, или чувствительных точек. Эта система при-

меняется и в китайском военном искусстве. Ее также

называют САНСАЙ (3 дара), что означает 3 функции,

или 3 уровня: верхний (ДЗЁДАН), средний (ТЮ-

ДАН) и нижний (ГЭДАН). 3 дара — Неба, Человека

и Земли — должны гармонично сочетаться друг с дру-

гом. За эти функции отвечают соответствующие чув-

ствительные точки: ДАНТЮ, ТЮКАН, ИНКО, назы-

ваемые ДЗЁСЁ (верхний центр — над желудком),

ТЮСЁ (средний центр — в районе желудка) и ГЭСЁ

(нижний центр — над мочевым пузырем) соответствен-

но. Эти 3 центра именовали САНСЁ (3 главные желе-

зы). В древности эти познания передавались из уст в

уста. Современной медициной они не признаются. Од-

нако в это учение входили не только медицинские эле-

менты, но также психологические. Например, говори-

лось о том, что такое чувство, как страх, приводит к на-

рушению внутреннего баланса. Считается, что САН-

СЁ самым тесным образом связаны с циркуляцией

энергии КИ, амечевые мускулы (ТАТИ-СУ ДЗИ) спо-

собствуют развитию этих центров.

Приветствие и поза

В японском военном искусстве сформировался

следующий принцип: «Всё начинается с поклона и всё

заканчивается поклоном». Требуется также, чтобы во

время выступлений в движениях чувствовался этот

поклон.

Небольшой поклон, соответствующий обычному

приветствию, называется СЮ. Кроме того, в каратэ

имеется особое приветствие, называемое КЭНРЭЙ

(дословно — поклон кулаком), которое используется

при концентрации своего духа и тела. Его форма и вид

зависят от ката. Часто оно совсем не выполняется. Дви-

жения в ката выполняются не просто как демонстра-

ция нападения и защиты. Часто в ката ставится какая-

нибудь философская проблема.

Например, сжатый кулак обозначает силу и борьбу,

открытая ладонь — любовь и гармонию. Таким спосо-

бом можно выразить добро и зло, Инь и Ян. Это явля-

ется духовной стороной выступления, его философи-

ей. Иногда КЭНРЭЙ связан с физической или духов-

ной концентрацией. По-видимому, это определяется

представлениями о человеческом теле в восточной ме-

дицине, которые проявляют себя в китайском военном

искусстве. Приветствие осуществляется для концент-

рации энергии в ТАНДЭН, для активизации чувстви-

тельных точек, для самоконтроля. Особое внимание

уделяется точке ДАНТЮ, являющейся центром сред-

него ТАНДЭН, имеющей важное значение для регу-

ляции внутренней энергии КИ. В древнем дзю-дзюцу

также использовалась техника концентрации: ладони

складывались внизу живота, у нижнего ТАНДЭН.

Понятно, что это связано с делением человеческого

тела на 3 уровня.

Различают такие виды поклона кулаком (КЭНРЭЙ),

как ГАССЁ (сложенные вместе ладони рук), ХАНГАССЁ

(полусведенные ладони рук, руки вдоль тела), ХОКЭН

(охват кулака ладонью другой руки), КАСАНЭ-ТЭ (сло-

женные одна на другую ладони рук), КАКУСИ-ТЭ (спря-

танная рука) и другие.

Необходимые знания о КАТА,

Традиционные КАТА

И их классификация

По большому счету ката можно разделить на две

большие группы: ката стиля Сёрин (Шаолинь) и ката

стиля Сёрэй. Географически можно разделить ката на

Сюри и Наха. Некоторые утверждают, что нужно вы-

делять также ката школы Томаритэ. Все ката имеют

свои особенности, проистекающие из вышеуказанных

стилей и школ. Даже если взглянуть на положение рук

перед выполнением ката, мы увидим, что в школе Сюри

принято держать руки на уровне поясницы, а в школе

Наха — чуть повыше, на уровне груди. Ката отличают-

ся как положением тела, так и техникой выполнения,

поэтому нельзя призывать придерживаться лишь од-

ного способа выполнения.

Всего насчитывается около 75 различных ката,

включая традиционные ката. Давайте перечислим их.

Ката школы Сюритэ (включая Томаритэ):

ПИНАН (СЕДАН - ГОДАН); НАЙФАНТИ (СЕ-

ДАН - САНДАН), иногда ее называют ТЭККИ; БАС-

 

САЙ (иногда говорят «ПАССАЙ», 5—6 видов: БАС-

САЙ-ДАЙ, БАССАЙ-СЁ, ТИЯТАН ЯРА-НО БАС-

САЙ, ОЯДОМАРИ-НО БАССАЙ, ИСИМИНЭ-НО

БАССАЙ, ТАХАТА-НО ПАССАЙ); ВАНСЮ (также

называют ЭМПИ, практиковалась в школе Томаритэ);

АНАНКУ; СЭЙСАН (существует 5—6 видов, иногда

называется ХАНГЭЦУ); УСЭСИ; НИСЭСИ; ТИНТО

(также ГАНКАКУ); КУ СЯНКУ (6 видов: КУ СЯН-

КУ-ДАЙ, КУ СЯНКУ-СЁ, СИХОКУ СЯНКУ, ТИБА-

НА КУ СЯНКУ, ЯРА КУ СЯНКУ, другое название

КАНКУ); ДЗИОН; ДЗИКО; ДЗИТТЭ; ВАНКАН;

УНСУ; СОТИН, ТИНТЭ; СЁИН, РОХАЙ (ката шко-

лы Томаритэ); ДЗИИН и другие.

Ката школы Нахатэ:

САНТИН; САЙФА; САЙСЭРУ; СИСЁТИН; СУ-

ПАРИМПАЙ; СЭСАН; СЭ-ЭНТИН; СЭХАЙ; ТЭН-

СЁ; БЭТТЮРИН; КУРУРУНФА; СИСОТИН; ГЭ-

КИСАЙ; ГЭКИХА и другие.

Ката других школ:

КАНТОН; КАНСЯБУ; САНДАРУЙ (САНРУЙ);

СЭЙТИН; СЭРУЙ; УМПИН; РОТИН; НИСЭПАЙ;

ХАУФА; НУНФА и другие.

В 1937 году представители различных школ и сти-

лей договорились создать основные ката (КИХОН-

ГАТА), разделив их на 12 уровней, однако это не по-

лучило широкого распространения. Была попытка

создания единой ката по учебному каратэ, однако она

тоже закончилась ничем. Необходимо изучать ката,

уважая руководящие принципы и системы, приня-

тые в различных школах и стилях, оценивая по дос-

тоинству их особенности. Имеются различные пути,

ведущие к вершине.

МУКАНДЭЙ и ТЁДЭДЭЙ

Военное искусство изменялось в соответствии с тре-

бованиями исторической эпохи. Не было исключени-

ем и каратэ. Названия и содержание ката также изме-

нялись. В отличие от чисто японских военных искусств

история каратэ до эпохи Мэйдзи (1868—1911) таит в

себе много загадок. Важнейшей вехой в развитии ка-

ратэ стал указ об упразднении княжеств и создании

префектур (1879), обозначивший переход от древнего

каратэ к современному.

«Святой» рукопашного боя Итосу, считающийся

создателем современного каратэ, занимался обуче-

нием каратэ в школе (1905). В это время утвержда-

ется название КАРАТЭ. Оно включает в себя новые

спортивные элементы. Примером этого может слу-

жить распространившаяся сегодня повсеместно ката

ПИНАН (СЕДАН - ГОДАН). Необходимо отметить,

что Итосу называл древние ката МУКАНДЭЙ (древ-

няя рука), отличая их от ката современного каратэ.

Из таких ката можно назвать КИЯТАКЭ-НО ТИН-

ТО, ЯРА КУ СЯНКУ, ОСИРО-НО ПАССАЙ. МУ-

КАНДЭЙ близка по своей форме технике Сюритэ и

Нахатэ.

Феномен разнообразия названий и содержания воз-

ник из «древней руки». Такое явление, когда одна и та

же ката носит разные названия, или отличается по со-

держанию, или видоизменяется в совершенно различ-

ные ката, называется ТЁДЭДЭЙ (рука старшего и

младшего брата). В этой связи очень интересно мне-

ние бывшего главы Окинавской ассоциации каратэ

Канэсима Синею. Он говорил, что, по-видимому, ката

ВАНСЮ и УНСУ, ТИНТО и ТИНТЭ, ДЗИОН и

ДЗИИН, ВАН КАН и КО КАН также можно считать

примером ТЁДЭДЭЙ.

Цель КАТА

В японском БУДО с древности существовали ката.

В настоящее время в каратэ часто проводятся сорев-

нования по кумитэ, однако изначально тренировки

строились в основном на ката. Особенность каратэ как

раз состоит в выполнении ката. Неправильно недооце-

нивать значение ката и стремиться лишь к соревнова-

тельности в виде кумитэ. В каратэ есть древние ката и

ката, появившиеся сравнительно недавно. Есть длин-

ные и короткие, простые и сложные ката. Каждая из

них имеет свои особенности и свою цель.

По своей структуре ката состоят из приемов каратэ,

таких как ЦУКИ, УКЭ, КЭРИ, НАГЭ. По своему ха-

рактеру ката можно разделить на базовые (КИХОН-

КАТА), тренировочные (ТАНРЭН-КАТА) и изменён-

ные (ХЭНКА-КАТА). Имеются также специальные

приемы против вооружённого и против безоружного

человека, которые можно назвать прикладными ката

(ОЕ-КАТА). Изучать ката нужно последовательно и

системно, точно так же как изучают каллиграфию: сна-

чала стиль СИН (правильный, истинный), затем стиль

ГЁ (идущий), затем СО (буквально: трава — скоро-

пись).

Цель КИХОН-КАТА

(уровень СИН)

Целью ката, принадлежащих к категории КИХОН-

КАТА, является выполнение продвижения вперед, от-

ступления, поворотов в правильной стойке, при пра-

вильном нападении и правильной защите, по установ-

ленной линии. Основной задачей является отработка

правильных стоек, движений ног, достижение правиль-

ности нападения и защиты, скорости и мощности для

приобретения основных навыков.

Цель ХЭНКА-КАТА

(уровень ГЁ)

Если при изучении КИХОН-КАТА каждая стойка

и каждое движение выполняются очень тщательно и

последовательно, то при изучении ХЭНКА-КАТА вно-

сятся некоторые изменения. В каллиграфии стиль ГЁ

является очень практичным. В каратэ точно так же осу-

ществляются некоторые разумные, правильные сокра-

щения, изменяется движение ног.

Цель ОЕ-КАТА

(уровень СО)

Цель — добиться с помощью ката ясного понима-

ния особенностей больших (ДАЙ) и малых (СЁ) при-

ёмов, дыхания Инь и Ян, принципов ГО (твердость) и

ДЗЮ (мягкость), ДО (движение) и СЭЙ (покой), ТАЙ

(тело) и Ё (цель, намерение). Безусловно, добавляют-

ся различные духовные моменты. Основной упор де-

лается не на быстроту выполнения приёмов, а на пра-

вильный выбор дистанции (МААЙ) и на умение пра-

вильно выбрать момент для нападения. Термины дви-

жения «стоять», «идти», «бежать» (ТАЦУ, АРУКУ, ХА-

СИРУ) обозначают не реальное движение, а скорость

выбора момента для выполнения приёма по отноше-

нию к предполагаемому противнику. Однако ката — это

всего лишь выполнение отдельных приёмов, поэтому

нет возможности действительно использовать шанс во

время их выполнения в отличие от кумитэ. Скорость

выбора момента обозначает скорость выполнения дви-

жений ката, являющейся образцом нападения и защи-

ты, от которой должно быть отброшено всё лишнее.

Упор должен делаться на духовную сторону, а не на

технику. Это должно быть похоже на медитацию в дви-

жении.

Большие (ДАЙ)

И малые (СЁ) КАТА

Как известно, существуют большой БАССАЙ (БАС-

САЙ-ДАЙ) и малый БАССАЙ (БАССАЙ-СЁ), боль-

шой КАНКУ (КАНКУ-ДАЙ) и малый КАНКУ (КАН-

КУ-СЁ). Попытаемся разобраться в истоках большой и

малой форм ката и их значении. Давайте вспомним од-

новременно такие понятия, как верх и низ. В традици-

онном японском военном искусстве имеются такие тер-

мины, как ДАЙГАСИ, ТЮГАСИ, СЁГАСИ. Главным

образом это обозначает дистанцию (МААЙ): большую

(ДАЙ), среднюю (ТЮ) и малую (СЁ) соответственно,

однако это также связано с большой и малой формами

выполнения технических приёмов. В китайском воен-

ном искусстве также имеются термины ДАЙКА и

СЁКА. Поэтому можно предположить, что эти терми-

ны в каратэ сформировались под влиянием китайского

военного искусства.

Кроме того, в китайском военном искусстве имеют-

ся такие выражения, как ТЭИ-ГАСИ (установленное),

ХЭН-ГАСИ (изменённое), КАЦУ-КАСИ (действую-

щее), обозначающие систему движений ног. В состав

большого приёма включен малый прием, поэтому обу-

чение начинают с большого. ДАЙКА, ТЮКА и СЁКА

обозначают большое, среднее и малое расстояние меж-

ду противниками, или, другими словами, МААЙ. Име-

ется ещё один термин — КЭЙСЭЙ (положение). Су-

ществует три положения: большое, малое и среднее.

Необходимо обратить внимание на выполнение боль-

шой и малой форм ката. Большая форма богата коли-

чеством наступлений, защит и другими действиями.

В состав большой формы входит малая, а в состав

малой — большая. Несмотря на различие в названи-

ях, часто в действительности они по содержанию по-

чти одинаковы. При выполнении БАССАЙ-ДАЙ,

КАНКУ (КУ СЯНКУ)-ДАЙ цель состоит в использо-

вании большого расстояния (ДАЙ-НО МААЙ) и боль-

шого положения (ДАЙ-НО КЭЙСЭЙ). При выполне-

нии малой формы ката — малого расстояния (СЁ-НО

МААЙ) и малого положения. Нельзя заниматься лишь

одними большими формами ката или лишь одними

малыми. Они неразрывно связаны, точно так же как

твердость и мягкость, верх и низ, сила и слабость, дви-

жение и покой. Если бы в состав малой формы не вхо-

дила большая, а в состав большой — малая, то дело

закончилось бы простым перечислением и разделени-

ем этих двух видов ката.

Если во время соревнования ката четко не опреде-

лена, легко можно перепутать большую (ДАЙ) форму

с малой (СЁ). Если чётко не определять, большая это

ката или малая, смысл большой и малой ката пропада-

ет. Дело не в названии, а в содержании. Нужно научить-

ся его различать.

КАТА — это не искусство

Цель военного искусства состоит в воспитании ТАЙ

и Ё. Есть люди, считающие, что ката помогают в реаль-

ном поединке, и есть люди, считающие, что выполнять

ката нет никакой необходимости, так как невозможно

применить их в свободном поединке. Ката в каратэ

помогают человеку освоить основные приемы, на-

учиться делать основные движения, стойки, овладеть

способами дыхания, закалить свой дух и тело. Непра-

вильно считать, что движения во всех четырёх направ-

лениях обозначают, что ката может быть использова-

на против четырёх противников. Безусловно, когда

действие направлено назад, необходимо мысленно

представлять там противника. Если бы ката в каратэ

были направлены против воображаемого нападения

противника, они состояли бы из одного удара, как в

иайдо (фехтование мечом сидя).

Нужно обратить внимание на то, что каждая из ката

в каратэ направлена на воспитание в человеке какого-

либо навыка. Прежде всего ката служат развитию ТАЙ

(тело, форма), которое, в свою очередь, является бази-

сом для развития Ё (цель, смысл). Известный драма-

тург театра Но Дзэами писал в «Предании о цветке сти-

ля» («Фуси кадэн-сё»):

Если ТАЙ — это цветок,

Ё — это его аромат.

Если ТАЙ — это луна,

Ё — это её свет.

Фунакоси Гитин говорил, что ката и реальный по-

единок — совершенно разные вещи. Здесь также имеет

место различие между ТАЙ и Ё. Каратэ — это не про-

сто драка. Его цель состоит в том, чтобы освоить ката,

сохранить свое достоинство, расширить свое мировоз-

зрение, закалить свой дух и в конечном счете победить.

Смысл ката окончательно проявляет себя в тот момент,

когда приёмы, отработанные как ката, приносят свой

реальный эффект как искусство (ДЗЮЦУ).

Техника ката является лишь основой для перехода к

искусству, а не самим искусством. Для искусства необ-

ходимо умение выбрать удобный момент, чего нет в ката.

Искусство рождается стихийно: для того чтобы простой

прием превратился в искусство, необходима закалка в

кумитэ. Однако если стремишься лишь к искусству, для

тебя цель оправдывает средства, что ведет к плохому

качеству выполнения ката и приемов и в конечном сче-

те к самодеятельности. Глубина японского военного ис-

кусства состоит в том, что оно основано на двух прин-

ципах: ката помогает отточить мастерство, закалить свой

дух, добиться правильной осанки, а кумитэ — отшли-

фовать своё искусство. Техника и искусство взаимосвя-

заны, поэтому необходимо совершенствовать своё ис-

кусство, оттачивая технику, и совершенствовать техни-

ку, оттачивая искусство. Есть выражение «выходи из

ката», обозначающее необходимость шлифовки искус-

ства вне ката. Искусство не есть что-то установленное и

застывшее, овладеть им можно лишь на основе богато-

го опыта.

О ТАЙ и Ё

Киятакэ Тётоку говорил следующее:

«Существует несколько десятков ката, одна-

ко все они служат одному: воспитанию ТАЙ или

воспитанию Ё. Стиль Сёрэй-рю уделяет больше

внимания ТАЙ, стиль Сёрин-рю — Ё. У каждого

из них есть свои достоинства и недостатки, одна-

ко не стоит делать преждевременных выводов о

том, что лучше».

ТАЙ — сущностная характеристика, обозначающая

совершенствование субстанции. Ё — поверхностный

феномен, обозначающий способ применения. Однако

в ТАЙ присутствует Ё, а в Ё — ТАЙ, поэтому следует

иметь в виду, что существуют две разновидности ТАЙ

и Ё. В древности основной упор делали на развитии

ТАЙ, сегодня, в связи с развитием спортивного воен-

ного искусства, имеется тенденция к тому, чтобы уде-

лять первостепенное значение Ё. Одностороннее тол-

кование ТАЙ и Ё крайне нежелательно.

Знаменитое выражение Дзэами о том, что «если

ТАЙ — это луна, то Ё — это её свет», говорит о том, что

он отстаивал в «Предании о цветке стиля» необходи-

мость развития ТАЙ. Однако если бы не было света

луны (Ё), было бы очень сложно познать её сущность

(ТАЙ). Говоря о месте ТАЙ и Ё в военном искусстве,

можно сказать, что нужно совершенствовать своё ТАЙ

(ката), занимаясь Ё (кумитэ), и совершенствовать Ё,

не забывая о ТАЙ. Занимаясь лишь выполнением ката,

невозможно добиться мастерства в кумитэ. Поэтому

необходимо развить в себе как способность быстро реа-

гировать на любое нападение (Ё), так и практиковать-

ся в ката (ТАЙ). Это можно выразить словами: «Вы-

ходи из ката, возвращайся в кихон».

Если не обращать внимания на кихон и ката, зани-

маясь лишь кумитэ, Ё превращается в ТАЙ. Человек

начинает думать, что это и есть ТАЙ, его движения

становятся неправильными. Это подобно тому, как

человек, носящий на своей спине кошку, через неко-

торое время привыкает к этому и начинает принимать

своё положение за естественное, хотя на самом деле

его осанка очень неправильна. Необходимо четко раз-

личать сущность ТАЙ и Ё и не смешивать их.

ТАЙ-НО СЭН и Ё-НО СЭН

Имеются 3 термина, обозначающих 3 тактики ве-

дения боя: СЭН-НО СЭН (захват инициативы с са-

мого начала), ТАЙ-НО СЭН (перехват инициативы)

и ГО-НО СЭН (поздний захват инициативы). Кроме

того, в традиционном военном искусстве большое зна-

чение придавалось ТАЙ и Ё на начальном и конеч-

ном этапах. Иными словами, то, что происходит из

ката, называли ТАЙ, а то, что зависит от духа, — Ё.

ТАЙ-НО СЭН (формальная инициатива) обознача-

ет нападение с использованием ТАЙ и защиту с ис-

пользованием Ё: нужно занять оборону и хладнокров-

но атаковать. Ё-НО СЭН (реальная инициатива) —

нападение с использованием Ё и защита с использо-

ванием ТАЙ: нужно измотать противника и разру-

шить его оборону.

«Если ты хочешь одолеть противника, ис-

пользуя ТАЙ, ты должен разгадать его намере-

ния и убить его Ё. Если ты хочешь одержать по-

беду, используя Ё, ты должен по достоинству

оценить его сильные и слабые стороны и разру-

шить его ТАЙ».

«Иккэнсай Кэмпо-сё»

(Трактат о «законе меча»)

Техника и искусство

Техника — это базовые приёмы (КИХОН), а также

их различные сочетания. Ката называют выполнение

особой последовательности различных приемов, таких

как ЦУКИ, КЭРИ, УКЭ, ХАРАИ, УТИ. Основой ката

являются базовые приемы (КИХОН-ВАДЗА).

Приёмом (ВАДЗА) называют определённое дей-

ствие, с помощью которого можно отразить нападе-

ние противника или, если это сопровождается пра-

вильной контратакой, подавить его. Начинающие не-

медленно хотят выполнять приёмы. Однако это не

имеет никакого эффекта. Выполнение приёма ведёт

к потере равновесия. Они не знают, что приём — это

«мёртвое тело», потому что само по себе оно беспо-

лезно. Техника оживает, когда становится искусством.

Когда во время реального поединка впервые возни-

кает сила Ё, происходит воскрешение техники в ка-

честве искусства. Люди часто путают хорошее знание

приёмов с силой. Нет никакой пользы от знания ката,

которую ты не можешь использовать. Однако искус-

ство без техники также не может называться истин

ным искусством.

Искусство достигается многочисленным повторе

нием приёмов. Именно благодаря тому, что в основе

всего лежит техника, возможно само искусство. Искус

ство рождается в процессе свободного состязания. Е

поединке применяются различные ухищрения: сери^

нападений, обман, ложная атака. Для того чтобы дос-

тичь в этом большого мастерства, необходимо многс

упорства и мужества. Искусству невозможно обучить,

Мастер может научить лишь правильному выполне-

нию приёмов и объяснить, как их можно использовать

в поединке. Может научить трём тактикам ведения боя

(СЭН-НО СЭН, ТАЙ-НО СЭН и ГО-НО СЭН) и вну-

шить понимание неразрывности духа, техники и тела

(СИН-ГИ-ТАЙ). Техника и искусство — совершенно

разные вещи. Именно поэтому необходимо пролить

немало пота для того, чтобы сделать технику настоя-

щим искусством.

Выходи из КАТА

Даже наблюдая за выполнением ката в кэндо или

нагината (искусство владения алебардой), понимаешь,

что в них проявляется принцип борьбы. Большое зна-

чение придается умению провести приём в самый удоб-

ный момент. Так ката помогает превратить технику в

настоящее искусство. Конечно, любая схватка — это

«маленькая война», успех в которой зависит от самых

различных факторов. Именно в реальном поединке


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.