Научно-популярными (познавательными) текстами — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Научно-популярными (познавательными) текстами

2020-01-13 168
Научно-популярными (познавательными) текстами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рассмотрим некоторые практические методы и приемы работы над научно-популярными (познавательными) текстами на уроках в начальной школе. Подбирая методы и приемы работы над текстами, целесообразно исходить из особенностей самого рассматриваемого научно-популярного текста. В текстах для начальной школы можно выделить следующие художественные приемы и методы изложения текстового материала – художественные особенности текста:

1.Привлечение личного опыта младшего школьника. Иногда автор научно-познавательного текста начинает рассматривать какое-либо научное понятие или представление с обращения к жизненному опыту ребенка, что обеспечивает эмоциональную окрашенность и наглядность читаемого материала.

Многие лесные травы имеют поэтическое название. Тебе не захотелось задремать, прочитав название этого растения? Но, встретив дрёму в лесу, ты оживишься – вид у неё бодрый и привлекательный. [Дрёма двудомная // Исаева Т.А., Романова Н.И. Травы леса и парка: учеб. пособие для детей младшего школьного возраста. М.: Русское слово, 2011].

Привет! Как, вы ещё не знакомы со мной? Не беда! Вот я какой симпатичный!

Откуда я взялся? Вырос на подоконнике у одной хорошей девочки из семечка, посаженного в цветочный горшок. Об этом я вам обязательно расскажу подробно, только немного позже. Итак, вы, наверно, уже догадались, что я – растение. Моё полное имя – Флорик Дикорастущий Цветущий. [Знакомьтесь, я – Флорик! // Самкова В.А., Ульянова Е.И. Флористика для детей: 5 проектов выращивания комнатных растений: учеб. пособие для 3–4 классов. М.: Русское слово, 2016].

Проходя по улице можно увидеть в каком-нибудь окне свисающую, словно прозрачную, зелёную кисею. Это в подвешенном кашпо разметался аспарагус перистый. А теперь вспомните головные уборы мушкетёров, вельмож, шляпки средневековых дам с развевающимися на них пышными страусиными перьями. В литературных произведениях той эпохи можно встретить французский вариант слова «плюмозус»«плюмаж» (по-французски «оперение»). Заметили сходство аспарагуса с пером страуса? [Проект № 2. Аспарагус перистый // Самкова В.А., Ульянова Е.И. Флористика для детей: учеб. пособие для 3–4 кл. М.: Русское слово, 2016].

Иногда выработку нового понятия автор начинает с опоры на воображение младшего школьника. В данном случае писатель не только использует опыт читателя, но и сам ему этот опыт передает, сообщает.

Но вот представь себе: вы взяли крошечное, безжизненное на вид семечко; посадили его в почву, поливали, держали в тепле, и через некоторое время произошло чудо – появилось нежное зелёное растеньице, которое со временем становилось всё сильнее и красивее. Так что можно смело сказать, что выращивание растений похоже на создание новой жизни. [Знакомьтесь, я – Флорик! // Самкова В.А., Ульянова Е.И. Флористика для детей: учеб. пособие для 3–4 кл. М.: Русское слово, 2016].

А теперь представь себе, что ты летишь на самолёте или находишься на вершине горы. С самолета увидишь дальше и больше, чем стоя в поле. Под самолётом раскинулись зелёные леса, разноцветные прямоугольники полей, рассекаемые светлыми лентами рек. Но всё равно земля кажется плоской. А вот космонавты на своих космических кораблях поднимались еще выше над Землей. [Как выглядит земля // Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2019].

Мышление младшего школьника еще в значительной мере сохраняет наглядный характер, поэтому в научно-популярных текстах автор часто прибегает к вторичной, словесной наглядности: наглядности-описанию; наглядности слуховой; наглядности, связанной с игрой. Часто наглядность-описание представляет собой самостоятельный научно-познавательный материал, например: описание растений, животных, природных явлений или научных предметов, веществ и т.д., с которыми ребенок знакомится впервые.

Основа у всех деревянных строений одна – клеть, сруб из четырех стен. Такая основа была у изб, амбаров, бань, мельниц, церквей, городских домов, боярских теремов, крепостных башен и даже царских дворцов. Состоит клеть из уложенных друг на друга венцов из брёвен. Раз четыре стены – значит, каждый венец из четырех брёвен. В старину было до 50 способов соединения брёвен в венце. Целая наука!

Венец на венце – так растет сруб в высоту. Укладывают венцы друг на друга с помощью полукруглой выемки в нижней части верхнего бревна. Верхнее бревно с выемкой, как шапка на голову, ложится на выпуклость нижнего бревна и плотно закрывает его. И воде уже не попасть между ними. [Каков строитель – такова и обитель // Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: учебник для 3 кл.]. 

2. Изложение познавательного материала, развивающего мыслительные операции младшего школьника. Такой текст строится так, что младший школьник вслед за автором совершает мыслительные операции аналитико-синтетического характера. Чем более полно и детально писатель раскрывает части целого, тем более глубоко оно познается. В научно-популярных текстах часто используется и синтез, в процессе которого связь между предметами и явлениями носит преимущественно причинно-следственный характер.

3 .Применение художественных приемов, способствующих лучшему пониманию прочитанного текста. Художественные приемы часто применяются при описании чего-либо. При этом описание строится на выделении важных, значимых деталей, бросающихся сразу в глаза читателю. Это объясняется тем, что младший школьник вначале подмечает лишь некоторые наиболее важные черты, а потом обращает внимание и на все остальное. В научно-популярном тексте часто встречаются сравнения и олицетворения.

Сравнение предметов, их отдельных сторон, указания на сходство и различие между ними способствуют не только пониманию прочитанного, но и развитию восприятия школьников. Прием сравнения используется для знакомства учащихся с новым для них явлением: что-то новое сравнивается с уже известным. Сравнение применяется авторами в текстах для более глубокого понимания заложенного смысла.

Братья в семье – как молодые дубочки. Друг за другом подрастают, отца за работой сменяют. Ладно жизнь идёт: молодой работает, старый – совет даёт.

Девицы-сестрицы, как в лесу птицы, щебечут, песни поют, кружева плетут. Что заработают, всё им на наряды. С девушек в семейный котёл денег не берут. Пусть наряжаются, вовремя, друг за другом, по старшинству замуж выходят. [Чужую дудку не хватай, а на своей скрипке играй // Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: учебник для 3 кл.].

Земля, вставшая на дыбы! Облака и птицы в горах пролетают глубоко под ногами, а реки, бывает, шумят высоко над головой. Можно пройти под радугу, как под арку. Можно наяву парить в облаках. [Красота гор // Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Ч. 2].

4.Использование языковых средств выразительности, терминологии и общедоступной лексики, понятной младшим школьникам. Для языка научно-популярного текста характерны простота, выразительность, экономное использование образных средств, наглядность изложения. Знакомство читателя с новым для него словом осуществляется осторожно; парные понятия почти не используются. Синтаксические конструкции всегда просты.

Почти полностью отсутствуют термины, выходящие за пределы обиходных, зато нередко обращение к пословицам как форме обобщения, например:

Большак – голова, а большуха – сердце семьи. Большак – дерево, большуха – крона. Под их защитой в доме и стар и мал. От их разума, опыта, расторопности зависит семейное счастье. Однако день долог, а век человеческий – короток. Время без ног бежит. Придет пора большаку и большихе передать свои заботы сыновьям да невесткам. И по-прежнему будет густо кипеть семейная каша. [Чужую дудку не хватай, а на своей скрипке играй // Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: учебник для 3 кл.].

Все перечисленные выше художественные приемы, способы и методы изложения текстового материала обеспечивают понимание младшими школьниками познавательного содержания прочитанного произведения. Используемые автором приемы способствуют непроизвольному запоминанию читателями наиболее существенной информации. Кроме художественных приемов, автор научно-популярных текстов применяет еще и педагогические методы, которые подскажут учителю приемы работы над данным текстом. Рассмотрим наиболее распространенные авторские педагогические приемы, направленные на то, чтобы младшие школьники лучше понимали и запомнили сложный познавательный материал. 

 

v Установка на запоминание. Запоминание научного материала, прочитанного в книге, во многом зависит от отношения к этому материалу самого читателя. Для запоминания чрезвычайно существенно, чтобы уже при начальном чтении произведения у школьников существовала четкая установка на запоминание. В этом случае запоминание становится сознательным, преднамеренным актом.

Прежде всего внимательно посмотрите эту книгу и запомните. Все проекты в ней разделены на три группы: для самых нетерпеливых – первая группа; для тех, кто готов запастись терпением – вторая; а для выдумщиков и фантазёров – третья. Выберите себе проект по душе из той группы, к которой, на ваш взгляд, вы относитесь. А теперь смело беритесь за дело. [Знакомтесь, я – Флорик! // Самкова В.А., Ульянова Е.И. Флористика для детей: учеб. пособие для 3–4 кл. М.: Русское слово, 2016].

Обращаясь в своих текстах к приему запоминания, авторы находят для него различное литературное воплощение. Некоторые писатели включают в свои книги задания типа: «Постарайся ответить на вопросы, не заглядывая в книжку». Другие авторы предлагают читателю загадки, пословицы и поговорки, отгадать которые или понять смысл можно, только запомнив познавательный материал прочитанного.

Подойдем поближе к старинному дому, рассмотрим, из чего и как его строили… Отгадай-ка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Круглый год кров даёт.

Дерево любо человеку с давних пор и до наших дней. В старину из него делали всё: ложки, чашки, блюда, прялки, колыбели, дома, амбары, храмы… [Не бравшись за топор, избы не срубишь // Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: учебник для 3 кл.].

Каков строитель – такова и обитель.

Любимое строение из дерева похоже на конструктов. Храм, дом, баню, амбар – всё можно разобрать по частям, перевезти с места на место и вновь собрать. Можно заменить сгнившее бревно, даже не разбирая всей постройки – всё продумано до тонкостей. [Плотничьи секреты // Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: учебник для 3 кл.].

Чаще всего при запоминании авторы научно-познавательных детских тестов, книг просто используют предисловия, введения.

 

v Установка на повторение и обобщение. Определенное место в целях прочного усвоения познавательного содержания в научно-познавательных текстах отводится повторению. Причем повторение носит обучающий характер. Иногда авторы научно-познавательных текстов в качестве повторения познавательного материала применяют художественное обобщение. Например, австралийский писатель Фред Лорд в книге «Слово имеет кенгуру» рассказывает детям о жизни, повадках, особенностях строения организма у кенгуру, летучей мыши, пауков, кузнечиков, пингвинов и т. д. Информации, заложенной в текстах, много, и учащимся трудно запомнить весь материал.

Следует учесть также, что у младших школьников мало жизненного опыта, и они не всегда отличают при чтении научно-познавательных произведений главное от второстепенного, пропускают важные детали. Поэтому писатель Фред Лорд заканчивает свою книгу маленькой главой, где в чрезвычайно сжатой, но увлекательной форме обобщает весь предшествующий познавательный материал. Такой прием помогает детям выделить главное и запомнить материал.

 

v Подчеркивание композицией главной информации в тексте. Иногда самое существенное в познавательном отношении в произведении выделено композицией: ситуации подобраны так, что основной эмоциональный стержень совпадает с основным познавательным сообщением.

Груши

Груша – очень вкусный фрукт. При этом она полезна для организма человека.

В грушах содержатся различные витамины: А, В, Е, РР, С; полезные вещества: глюкоза, фруктоза, сахароза. В грушах содержатся минеральные вещества: железо, йод, медь, марганец, кальций, клетчатка и минеральные соли.

Кроме того, груши стимулируют деятельность почек и печени человека, нормализуют его сердцебиение, их рекомендуют употреблять при нарушении работы поджелудочной железы.

v Использование разнообразных форм подачи познавательного материала. Школьникам начальных классов не только трудно без помощи автора отличить в научно-познавательном тесте главное от второстепенного, но им еще сложнее выделить существенные связи между различными сторонами действительности. У младшего школьника еще слаб анализ и синтез восприятия: в читаемом тексте он может не суметь самостоятельно выделить существенные связи и явления. Для того чтобы облегчить ребятам запоминание главных взаимосвязей в читаемом познавательном материале, авторы используют самые разные приемы и разнообразные формы подачи информации:

§ Текст в форме заметки:

Природа окружает нас везде, даже несмотря на то, что человек воздвигнул тысячи городов. Научно-популярный журнал «Мир Природы» уверен, что окружающий нас мир таит в себе различные интересные явления природы, о которых стоит знать. Как по кольцам на стволе дерева узнать его возраст? Почему волнистые попугаи разноцветные? Как звучит Солнце? Мы постараемся найти ответы на самые необычные вопросы и собрать самые интересные факты о явлениях природы на этой странице. Ведь каждое событие в окружающем мире имеет свой механизм, а кто, если не журнал «Мир Природы», должен в нем разобраться?

§ Текст в форме очерка:

Человечество пришло в 21 век с большими научными достижениями. Эти достижения настолько внушительны и грандиозны, что превосходят самые смелые проекты писателей-фантастов. Но, несмотря на это, ученые и люди вступили в третье тысячелетие с большой тревогой и озабоченностью. С развитием и улучшением технического и научного прогресса природа и экология во многом ухудшается.

§ Текст в форме репортажа:

Здравствуйте! Я нахожусь в Красносельском селе. В этом году здесь, как и во всех сёлах нашего региона, необычайно жаркое лето. В своём репортаже я хочу ознакомить вас с погодными условиями. Синоптики передают температуру воздуха от 37°С до 45°С. Столбик термометра показывает 42°С. Атмосферное давление достигает 790 мм рт. ст. Воздух сухой и горячий. Ветер гонит песок, поэтому видимость на дорогах очень плохая. Ночью температура падает до 32°С – 35°С. По прогнозам синоптиков, такая жаркая погода будет в продолжение июня – июля и только в августе пойдет на резкое падение.

Вследствие продолжительной засухи наблюдается снижение роста посевных культур. В течение месяца жаркой погоды люди заботятся об урожае, проводят утром и вечером полив. Не забывают о животных, перегоняют их в тень. Организована медицинская помощь пострадавшим от жары людям. С Вами был репортер Петр Иванов! До скорых встреч!  

§ Текст в форме загадки:

Это крупный наземный хищник, обитает в лесах, но может появляться в лесотундре и тундре. Внешний вид этого животного хорошо известен. Вес его тела достигает 200 кг. Окрас шкуры у него бывает от светлого до черного цвета, чаще буро-коричневый. Все лето это животное откармливается растениями, ягодами, личинками насекомых, охотится на копытных животных, чтобы к осени набрать вес. Весь зимний период зверь спит, устроив себе берлогу для спячки в глухом укромном месте. В выводке бывает один – три детеныша.

Своеобразие подачи информации заключается в том, что познавательный научный материал постоянно подкрепляется морально-дидактическими выводами из жизни младших школьников.

5. Постановка проблемной ситуации. Проблемная ситуация вызывает у младших школьников стремление что-то понять, они начинают мыслить и размышлять. Основные фазы мыслительного процесса в этом случае состоят в следующем: осознание проблемной ситуации, ее решение, суждение по данному вопросу, практические выводы. На эти фазы и опирается автор научно-познавательного текста, когда он ставит ученика перед какой-либо проблемой. На решении поставленной автором проблемной ситуации построен весь последующий текст. Проблемная ситуация чаще всего связана с непосредственным наблюдением за каким-либо предметом или явлением. Иногда писатель строит свой научно-познавательный текст так, что читатель как бы сам оказывается постановщиком той или другой проблемы и, следовательно, участником ее разрешения.

Если нам в лесу попадется старый гриб с красной шляпкой, мы обязательно задерживаемся около него. Шляпки у старых грибов совсем плоские, по краям даже кверху загибаются. Получается вроде блюдца на ножке. В «блюдечке» часто бывает вода: после дождя осталась или роса скопилась. Только теперь это уже не обычная вода.

Вот подлетела муха. Села на край «блюдечка», опустила свой хоботок в воду, чтобы напиться, и тут же свалилась замертво. В блюдечке-то яд: отравилась муха. Димка сначала удивлялся: откуда же взялся яд? Потом понял: ведь гриб-то ядовитый. От него и вода ядовитая стала. Попробуют ее мухи и умирают. Потому и гриб назвали мухомором.

Необычайную интенсивность познавательному интересу, поиску, исследованию, активному оперированию самыми различными мыслительными действиями придает использование в научно-познавательных тестах приема доказательности.

1. Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась. Поэтому и называют деревенских ласточек касатками.

2. Дельфины – это животные или рыбы? Дельфины вызывают у людей неподдельный интерес. Их называют разумными и понимающими существами. Внешний вид дельфинов несколько необычный для морского обитателя. На его теле нет чешуи, как у рыб, напротив, его покров обтекаемый и скользкий, значит, можно сказать, что дельфин не относится к рыбам. Это водные млекопитающие небольшого размера, относящиеся к отряду Китообразных. Дельфины состоят в прямом родстве с китами и касатками.

Мышление обычно начинается с вопроса, с удивления. Возникновение вопроса – первый признак работы мысли, ее начинающейся активности. Поэтому специфической чертой для научно-познавательных текстов является вопросительно-повествовательная форма изложения материала.

Итак, процесс действенного понимания научно-познавательного текста связан и с произвольным вниманием учащихся, и с развитием логической памяти, абстракции, сравнения. Научно-познавательные тексты являются некоторым мостиком, что объединяет житейские понятия младшего школьника со многими научными понятиями, которыми ему приходится овладевать в школе. Следует отметить, что основная задача при работе с научно-познавательными текстами заключается в развитии у учащихся познавательного интереса и умения удовлетворять данный интерес путем чтения. Научно-познавательные тексты представляют собой не только самостоятельную ценность, но и являются неизменным помощником в плане углубления интереса и знаний учащихся по предметам школьной программы.

Рассмотрим подробнее методы и приемы работы с научно-популярными и научно-учебными текстами в начальной школе, начиная с кратчайшей значимой единицы языка – словом и заканчивая высшей лингвистической единицей – текстом. Рекомендуемые приемы и методы работы с указанными языковыми единицами используются в практике, опираясь на принцип «от простого к сложному», и могут применяться в дифференцированной работе с учащимися с учетом индивидуальных особенностей младших школьников. Обратим особое внимание на приемы реконструкции научно-учебного текста в графическое изображение – схемы и таблицы, а также на нетрадиционные приемы работы с научными текстами. 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.