Знаменитые люди Богородского района — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Знаменитые люди Богородского района

2020-01-13 831
Знаменитые люди Богородского района 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Васнецов Козьма Иванович. Родился в 1776 г. Помимо того, что был прадедом великих художников Апополинария Васнецова и Виктора Васнецова, он также был первым просветителем Богородской земли на протяжении 12-ти лет исполнял должность благочинного. Умер в 1827 г. и захоронен на Богородском церковном кладбище.

- Салтыков-Щедрин. Знаменитейший писатель, публицист. Родился в Богородском районе.

- Академик Анучин Дмитрий Николаевич также причастен к Богородскому району. Один из крупнейших ученых России. Родился в 1843 году.


Достопримечательности

· Общественный амбар (нач. 1870-х годов).

· Амбулатория (1900-е года).

· Волостное правление (1887 год).

· Дом О. А. Желнина, 20-е—30-е годы XX века).

· Дом причта (1-я пол. XIX века).

· Дом Д. П. Суслопарова (1880-е года).

· Торговые ряды (2-я пол. XIX века).

· Церковь Вознесения (1771—1779 годы).

· Церковно-приходская школа (1838 год).

· Васнецовские корни

· Каждая эпоха имеет свои приметы, формирует общественное сознание, определяет нравственные идеалы и отношение к общим ценностям. Одной из таких примет на богородской земле в XVII-XVIII веках было церковное строительство. Десять действующих церквей в окрестных сёлах были не только религиозными центрами, но и центрами культуры и просвещения.
Через знакомство с обрядами, церковной литературой, историей икон, песнопения и т.д., а затем и открытие церковно-приходских школ среди населения распространялись знания и элементы культуры.
В особом ряду в этом отношении стояла деятельность церкви в с. Богородское. Освященное в 1701 году, первое деревянное здание перестраивалось. В 1787 году была возведена церковь из кирпича, правда без колокольни. Звонницу построили несколько позднее по проекту, составленному студентом Вятской духовной семинарии Козьмой Васнецовым.
А в 1800 году и сам он, Козьма Иванович, прадед великих художников Виктора и Аполлинария Васнецовых, приезжает в Вознесенскую церковь на должность священнослужителя.
По свидетельству краеведа Н. П. Шулепова, Козьма Иванович в семинарии обучался 12 лет и весьма преуспел в постижении наук. Оценки, которые он получил при окончании семинарии, говорят о том, что этот человек обладал талантом и прилежанием. По приезду в Богородское он скоро продвинулся по своей службе: сначала стал настоятелем (главным священником) Богородской церкви, а через 9 лет получил звание благочинного священника второго Нолинского благочинства (старшим над священниками). Но главное, он был человеком широко образованным и прогрессивным, горячо откликавшимся на события происходившими в его время. Живя в глухой провинции, создал при Богородской церкви библиотеку, весьма по тому времени большую, из двух тысяч книг. Видимо, он сам горячо любил книжное слово, и, создавая такую библиотеку, стремился распространять просвещение для людей. Надо учесть, что создана им библиотека была в первой четверти XIX века, когда ещё в Вятке не имелось губернской библиотеки, и ещё не было библиотек в уездных центрах, и это событие можно назвать уникальным, оно делает большую честь с. Богородскому. Не будет преувеличением, если мы Козьму Ивановича назовём первым крупным просветителем на Богородской земле. Он был горячим патриотом Родины. В дни, когда Россия подверглась наполеоновскому нашествию, когда французская армия в 1812 году захватила и сожгла Москву и над Россией нависла опасность потери национальной независимости, он на трети территории Нолинского уезда (в Нолинском уезде было три благочинства) возглавил сбор средств на снаряжение народного ополчения и, видимо его вклад был настолько существенен, что был отмечен наградой.
Его заслугой и памятью о себе можно считать и то, что он своей энергичной деятельностью украсил село Богородское постройкой колокольни, торговых лавок и своего дома, простоявшего 150 лет (дом, в котором по воспоминаниям старожилов в 30-40-е годы ХХ века размещался Богородский медпункт).
Сам Козьма Иванович обладал хорошими способностями к рисованию и передал любовь к живописи своим правнукам Виктору и Аполлинарию, ставшими впоследствии большими художниками.
В октябре 1822 года в село приезжает служить священником старший сын Козьмы Ивановича Василий Козьмич. В браке с Ольгой Вечтомовой, дочерью Курчумского священника, у них родился сын Михаил — будущий отец Виктора и Аполлинария. К сожалению, Василий Козьмич рано, в возрасте 27 лет, умер. Козьма Иванович и Василий Козьмич были похоронены в церковной ограде.
Два поколения Васнецовых оставили заметный след в истории Богородской земли не только как предки художников с мировой известностью, но и как просветители.

·

 

 

"Село Талоключинское - Богородское тож (Род Васнецовых на богородской земле) О. Виноградов

· Село Талый Ключ основано в 17-м веке. А первая, деревянная, церковь в честь Казанской Божьей Матери была освящена (то есть, закончена строительством) 18 ноября 1701 года. С этой даны и принято вести отсчет жизни села. Таким образом, на сегодняшний день нашему селу уже почти 300 лет. Дата эта стоит того, чтобы ее отметила наша общественность. 24 марта 1736 года преосвященным Гавриилом, архиепископом Казанским, была дана благословенная грамота на постройку деревянного холодного храма во имя Вознесенья Господня — по образцу храма, построенного в селе Петровском Уржумского уезда. Рубила храм бригада местных плотников, и по договору с подрядчиком холодный храм был срублен к 20 июля 1737 года. Колокольни пока не было, и три колокола висели около входа в теплую церковь на простой перекладине. Деревянная, отдельно стоящая колокольня была срублена к 1740 году.

После сноса деревянной церкви, в центре бывшего алтаря, был поставлен каменный крест, который стоял еще в довоенное (до 1941 года) время. Вокруг деревянной церкви располагалось приходское кладбище, на котором хоронили прихожан до 1764 года. В 1764 года было отведено место за чертой села под новое кладбище. А священнослужителей хоронили <у алтаря деревянной церкви до 1782 года, после чего захоронения стали делать в церковной ограде каменной церкви. К 1770 году число прихожан увеличилось (села и деревни росли), и деревянная церковь, к тому времени обветшалая, стала тесной. Богородские прихожане стали ходатайствовать о строительстве новой, каменной. В 1771 году епископом Вениамином Казанским была дана храмозданная грамота на построение каменного храма (холодного) с двумя теплыми приделами. Целых восемь лет велись заготовка строительных материалов и кладка стен Вознесенской церкви. Все строительство велось на собственные, кровные средства прихожан, на деньги наших дедов и прадедов. Царское правительство средств на возведение церквей не выделяло. И тем обиднее и непонятнее сегодня для нас варварское уничтожение церквей в послереволюционное время. Разрушены были церкви и в Богородском районе.

Итак, к 1779 году строительные работы были завершены, и 18 июля 1779 года при большом стечении народа был освящен левый теплый придел в честь святого Василия Великого. А правый придел был построен и 31 декабря 1782 года освящен во имя Вознесенья Господня. Главный престол холодного храма (был возведен и освящен только 30 сентября 1787 года — в честь иконы Казанской Божией Матери, но каменной колокольни еще не было и звонили на старой, деревянной. Церковь называлась Богородской.

В 1798 году ученику класса философии и рисовального искусства Вятсшй семинарии Косме (Козме) Васнецову было поручено составить «художественный чертеж» Богородской колокольни, т. к. «семинарии он содержался «коштом богороцких служителей» (т. е. учился и жил на их средства). В 1880 году, по проекту, составленному студентом Космой Васнецовым, в селе была построена каменная колокольня, по своей архитектуре резко отличавшаяся ют ранее построенного каменного храма. В конце февраля 1800 года на отцовских жеребцах в село приезжает служить закончивший полный курс семинарских наук молодой священник Косма Иванович Васнецов. Косме Ивановичу 24 года, молодой жене Татьяне Андреевне, урожденной Яновской, 17 лет.

Косма (Козма) Иванович Васнецов, родился в селе Ошеть 25 октября 1776 года. Первоначальное образование получил в доме отца Ивана Иосифовича Васнецова, дьякона Спасской церкви в селе Ошеть, научившись к 7 годам читать, петь и писать, с 9 лет помогает отцу в церкви, приобретая «практические, навыки», читал и пел на службах. 5 сентября 1786 года поступает в Вятскую семинарию, которою успешно заканчивает 5 января 1800 года. В перечне предметов, изучаемых в семинарии в течение 14 лет, у него в аттестате записано: «...латинский язык с успехом хорошим; арифметику, географию, историю российскую, поэзию, риторику, еврейский язык, греческий язык с успехом весьма довольным; алгебру, геометрию, механику, философию и богословие весьма хорошим. Вел себя честно».

Кроме основных предметов в семинарии преподавалось земледелие, животноводство, медицина и рисовальное искусство. В рисовальном классе Козма учился несколько лет «с успехом весьма хорошим» у учителя — художника Федора Черепанова. В семинарии писал портреты, этюды, натюрморты, резко выделяясь своими художественными способностями среди прочих студентов рисовального класса. Этот талантливый, от природы одаренный и прекрасно образованный студент 16 марта 1800 года назначен на третье священническое место в село Талаключинское (позднее, Богородское).

В селе живет двоюродная сестра Прасковья Андреевна, урожденная Васнецова, из Курчума выданная в замужество за местного пономаря Дмитрия Трофимовича Лобовикова, прапрадеда знаменитого вятского фотохудожника Сергея Александровича Лобовикова. У них и устроились жить на первое время молодые Васнецовы. Служба не обременила его, и Козма Иванович сразу включается в обучение служительских и крестьянских детей, становится учителем организованной им школы. Позднее для школы будет построено особое здание, и он до конца жизни будет в ней учителем. С присущей ему тщательностью приводит в порядок церковный архив.

Художественный талант и хорошее образование помогли Козме Ивановичу подготовить «художественные чертежи», по которым построена колокольня церкви села Талый Ключ. По его «художественным эскизам» построена каменная церковная ограда и каменные лавки для торговли на ярмарках, а также собственный большой дом. Энергичная деятельность молодого иерея, его хозяйственная хватка были амечены руководст­вом Вятской епархии и 5 января 1809 года Козма Иванович казначеи благочинным священником, т. е. старшим настоятелем над 11 окружающими приходами. Новая должность обязывала ко многому. Имея собственных лошадей, Козма Иванович много ездит по приходам своей округи. Он объехал несколько раз все крупные деревни и починки, был почти в каждом крестьянском дворе, хорошо знал труд и душу вятских крестьян. Знакомый из семинарского курса с основами земледелия, он активно агитирует крестьян за введение «правильных севооборотов. По его усиленному настоянию богородские крестьяне начинают зимой возить на поля торф, навоз, известь. По его рекомендации крестьяне приобретают общественных быков-производителей для улучшения породности окота, которые содержатся на средства «деревенского общества».

Будучи сам абсолютно трезвым человеком, он самыми крупными мерами старался обеспечить трезвость среди служителей и крестьян. Известны случаи, что за нетрезвость он посылал служителей в Успенский монастырь на два, а то и на три месяца «в черные монастырские труды» — чистить от навоза скотные дворы и конюшни, пахать землю, носить с реки Вятки скотникам воду, заготовлять дрова и т. д. За свою работу штрафники ничего не получали и содержались «на самой скудной пище», т. е. на воде и хлебе. «Особо нетрезвых крестьян» по его указу сажали на несколько дней в церковную палату, а потом приводили в церковь, ставили в позорный угол на колени и заставляли в течение всей службы отвешивать поклоны на" виду у всего прихода. Действовало здорово!

Недаром уездный урядник в своем отчете в те годы писал, что «самая тишина отмечена мною в Богородском благочинии». Как видим, в те годы борьбой с алкоголизмом занимались «идеологические» работники, а не только власти. В своих частых проповедях на деревенских сходах он призывал крестьян к трезвости, к разумному ведению жизни и хозяйства, справедливо считая, что чем богаче живет крестьянин, тем богаче приход. На нужды войны 1812 года и на обеспечения вятского ополчения Богородское благочиние, благодаря личному энтузиазму Козмы Ивановича сделало самые большие денежные натуральные вклады, за Ч1то он был удостоен именной медали.

Увлеченные его патриотизмом, ушли добровольцами в Вятское ополчение кстининские причетники Алексей Васнецов 20 лет и Аким Васнецов 19 лет, его двоюродные родственники. Надо сказать, что пройдет 100 лет, и снова, в 1914 году, уйдут добровольцами на фронт студенты Вятской семинарии Иван Васнецов — прапорщиком, Алексей Васнецов — прапорщиком и Александр Васнецов — санитаром. Лично К. Васнецовым была, собрана при церкви огромная по тем временам библиотека «светского содержания», более 2000 книг. В 1818 году из Консистории приходит указ о разобрании старой деревянной Казанско-Богородской церкви, и Козма Иванович с горечью расстается с уютным храмом. Может, он и сделал рисунок этой церкви, но он до нас не дошел.

15 сентября 1818 года в возрасте 32 лет неожиданно скончалась Татьяна Андреевна, оставив Коз-ме Ивановичу восемь детей: Василий 17 лет, Николай 16 лет, Иоанн 14 лет, Михаил 2, Олимпиада 13, Анна 10, Наталья 9, Афанасия (умерла 9 месяцев). Похоронена Татьяна Андреевна на приходском кладбище. По тем временам овдовевшие священники не имели права жениться вторично и должны были жить во вдовстве, или принимать монашество, поэтому и жил он вдовым. А поговорка ^ о горькой участи вдовых священников жива до сих пор — «единственная у попа жена». В связи с большими заботами по обучению, воспитанию детей, заботами по приходским и служебным делам 25 апреля 1821 года Козма Иванович подает прошение об освобождении его от должности благочинного, прослужив в этой должности более 12 лет. Все сыновья Козмы Ивановича получили полное семинарское образование, а дочери — домашнее. Большая служебная и общественная работа, семейные заботы не дали возможности проявиться художественному таланту Козмы Ивановича и о дальнейшем проявлении его юношеской наклонности история не оставила нам никаких сведений».

По окончании полного богословского курса Вятской духовной семинарии, 22 октября 1822 года в село приезжает служить священником старший сын Козмы Ивановича — Василий Козьмич Васнецов — дед братьев художников. В сентябре 1822 года Василий Козьмич женился на старшей дочери знаменитого Курчумского священника Александра Григорьевича Вечтомова — Ольге. Василию Козьмичу, 21 год, Ольге Александровне 16 лет. Здесь у них, в селе Талоключинском, 9 ноября 1823 года родился будущий отец братьев – художников Михаил Васильевич Васнецов. Пять лет прослужил в церкви Талого Ключа Василий Козьмич и все эти годы он болел чахоткой. Умер Василий Козьмич 17 февраля 1827 года в возрасте 27 лет и похоронен в церковной ограде с правой стороны от алтаря. Смерть жены и смерть сына подкосили здоровье Козмы Ивановича, он умер в этот же год 15 декабря 1827 года. Похоронен Козма Иванович в церковной ограде рядом с сыном Василием. Лежат в богородской земле прадед и дед братьев – художников Уже более 170 лет.

По левую сторону алтаря каменной церкви лежат прадеды знаменитого вятского фотохудожника Сергея Александровича Лобовикова, род которого прослужил в Богородском от основания села и до закрытия церкви, К 1840 году приход села сильно вырос, и теплая церковь становится тесной, поэтому прихожане просят о расширении церкви. В 1842 году теплая церковь была разобрана до основания, а в 1843 году сложена вновь большая церковь. 11 ноября 1843 года был освящен правый придел расширенной теплой церкви не в честь Вознесения, а в честь иконы Казанской Божией Матери. Главный, холодный храм на следующий день, 12 ноября 1843 года был освящен в честь Вознесения Господня, вместо имени Казанской Божией Матери, и церковь стала называться не Богородской, а Вознесенской. Название села так и осталось – Богородское, так как правый придел расширенной теплой церкви был Богородским. Левый придел расширенной теплой церкви был достроен и освящен только 31 декабря 1847 года в то же проименование — в честь Василия Великого. В этом виде каменная церковь с Васнецовской колокольней, оградой и лавками достояла до своего уничтожения. Село до 1791 года входило в состав Казанской митрополии, а в 1791 году было передано в состав Вятской епархии. Село славилось забытыми сейчас знаменитыми Богородскими ярмарками: Прохоровской — со 2 февраля (два дня), Филимоновской — 19 февраля (один день), престольной Вознесенской с 8 мая (два дня), Казанской летней с 6 июля (три дня), престольной Казанской осенней с 20 октября (три дня), Рождественской с 30 декабря (три дня).

Ярмарки были богатыми и приносили хороший доход местной казне. Каждая ярмарка кроме торговли была праздником, бабы и девки ходили разнаряженные, на всех возах играли гармошки. Отцы и матери приглядывали женихов и невест для своих детей. Каждый торговал своей продукцией. Хорошее, свободное и сытое было время. Вознесенская церковь уничтожена, забыты, стерты могилы Васнецовых, Лобовиковых и все захоронения в церковной ограде. Растащена Васнецовская библиотека. Уничтожены бесценные колокола и самое главное — уничтожена Память. Из людей за семьдесят лет вытравлена память о дедах и прадедах, перекопаны древние могилы, заброшены кладбища, забыты наши вятские нравы, обычаи, песни, наш вятский семейный уклад. Детей в школе не учат ничему вятскому, они прекрасно знают историю древнего Рима и не знают своей родной истории. На месте Вознесенской церкви сейчас построены гаражи, универмаг и расположена территория райкома партии. Под каким строением сейчас находятся могилы прадеда и деда Васнецовых, могилы Лобовиковых, сказать трудно. Видимо, на могилах Васнецовых находится территория райкома партии, а на могилах Лобовиковых — гаражи и сараи.

Забытая память заставляет меня написать хотя бы несколько строк еще об одном Богородском селе — Ухтыме. Это старинное вятское село, в котором чудом сохранилась от нашего коммунистического нашествия часть церковного здания. Огромный Ухтымский храм мог быть прекрасным украшением любой площади в Москве или Петербурге. В церковной ограде Ухтыма так же есть захоронения Васнецовых. Для восстановления Ухтымского храма нужно объединить усилия рядом расположенных хозяйств, шефствующих организаций из района и области, нужна энергичная и настойчивая поддержка. Пришила пора к восстановлению храмов памятников на Богородской земле, подробнее фотографии и информацию о храмах, их историю смотри далее

 

Село Талокючинное-Богородское, Богородский район. Вознесенская церковь

Село Талый ключ основано, и первая деревянная теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была закончена в 1701 году. К 1770 году число прихожан увеличилось, и деревянная церковь стала тесной и ветхой, и прихожане просят разрешение на строительство каменной Вознесенской церкви. Целых восемь лет велась заготовка строительных материалов и кладка стен каменной церкви, и все эти годы велся интенсивный сбор денег. Главный престол холодного храма был закончен и освящен в 1787 году в честь Казанской Божией Матери, т.е. в честь Богородицы Казанской и церковь стала называться Богородской, а село - Богородское. По земскому учету село называлось Талоключинным. В 1800 году по рисунку, который составил Косма Васнецов, в селе была построена каменная колокольня, по своей архитектуре резко отличающаяся от ранее построенного каменного храма. В этом же году он приезжает в село служить священником. Вскоре он был назначен благочинным священником и всю жизнь прожил в Богородском. В 1822г. в село приезжает служить священником старший сын Космы Василий Козьмич - дед братьев-художников. Здесь в 1823 году родился их будущий отец - Михаил Васильевич.

4 августа 1831 года Михаил Васильевич был зачислен в Нолинское духовное училище, а через год переведен в Вятское духовное училище.       После окончания его с успехом обучался в семинарии. Окончив курс богословия, Михаил Васнецов в Крестовой церкви Кафедрального собора был приведен к присяге. Текст присяги до сих пор хранится в его ставленом деле, а под текстом подпись: Под сей присягою присягаю кончивший курс воспитанник Вятской семинарии Михаил Васнецов. (Васнецовы. Материалы исследования. АО Городская газета, Вятка, 1993 г.).

 

Богородский район расположен в центральной части Кировской области, ближе к востоку. В 1678 году в ее пределах, но в более узких границах был образована Ошланская волость, включающая 18 деревень, в которой находилось 99 дворов общей численностью. Каждое из поселений в те времена возникало по разрешению епархии (церковных властей), выдававших храмозданные грамоты.

Ныне в состав района входят Богородское городское и Оншланское сельское поселения. В первом числится 6 населенных пунктов, но 2 из них деревни нежилые. В Рябинах и Сарапулах теперь не осталось ни одного жителя. Оншланское сельское поселение включает 15 населенных пунктов, в том числе 7 деревень и восемь сел.

Заселение местности началось в 17 столетии. Первым селом стало Ошлань, основанное в 1664 году. Несколько лет спустя появилось Рождественское, также именовавшееся Лапугино. О нем впервые упоминалось в писцовой книге от 1678 года. Третьим по счету стало село Богородское, известное также как Талый Ключ.

В церковном документе «Настольная книга сел Вятской епархии» находятся записи о храмах села Богородского. В январе 1701 года была построена и освещена первая теплая церковь, вторая возникла 35 лет спустя. Во второй половине 18 столетия по разрешению архиепископа приступили к постройке каменного храма. Причиной тому послужила ветхость церкви, построенной в 1701 году.

  Село Ухтым основали в тот же год, что и Санкт-Петербург. Каменная церковь в нем появилась в 1849 году. Предполагают, что Лобань была образована между 1715 и 1720 годами. Кроме русских крестьян в деревнях жили новокрещенные удмурты. Для них разрешили построить храм в деревне Ухтымской, ныне Караул. Но впоследствии решение было изменено, и строительство перенесли в устье реки Куземки.

   Согласно переписи 1785 года самой большой деревней в те времена была Ухтымская, в которой проживало 240 человек. Второй по численности значилась Ходыревская. В остальных деревнях проживало от 65 до 35 человек. В селении Дымово находился пограничный пост между уездами. До нынешних времен в селе Лобань сохранилась старинная церковь.

        Храмы Богородского района

Село Рождественское

Церковь Николая Чудотворца в с. Лобань Богородского района

Село Ухтым Кировская область Покровский храм

Ильинская церковь в с. Верховойское Богородского района

Церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Караул

Панорама с. Караул Богородского района

 

Панорама с. Рождественское Богородского района

Ошлань. Церковь Троицы Живоначальной,

Панорама с. Ошлань Богородского района

Ухтым. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы,

             Село Рябово


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.