Антропология - область научного познания, в рамках кторой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Антропология - область научного познания, в рамках кторой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.

2019-12-19 112
Антропология - область научного познания, в рамках кторой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аккультурация - процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны.

Активация – возбуждение определённых участков мозга в актах мыслительной и речевой деятельности под влиянием тех или иных поступающих сигналов- стимулов, приведение в готовность для дальнейшего использования ментальных репрезентаций концептуальной системы; выведение в осознаваемую часть текущего сознания, образов, определенных структур знания и/или репрезентаций.

Антропология - область научного познания, в рамках кторой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.

Б

Билингвизм - владение двумя языками (иначе называемое двуязычие), параллельное использование двух языков в речевой практике.

В

Г

Гипотеза лингвистической относительности = гипотеза Сепира — Уорфа - предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы.

Д

Дискурсивный анализ – изучение языка, используемого членами некоторого языкового сообщества. В ходе Д.А. рассматривается как форма языка, так и его функция. В качестве исходного материала берутся разговорная речь и письменные тексты. Анализ письменных текстовможет включать в себя изучение развития темы и связи между предложениями.

Е

Ё

Ж

З

Закономерность: соответствие с законом, последовательное проявление действия какого-нибудь закона. Закономерность явлений.

И

К

Категория – одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт и осуществлять его классификацию.

Кодификация - упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом. Кодификация играет важную прогрессивную роль в истории различных древних и современных текстов. Кодификация постоянно используется людьми для составления дайджестов, книг, журналов и т. д.

Когнитивная обработка языковых данных – когнитивная обработка информации, поступающей к человеку во время дискурса, чтения, любого знакомства с языковыми текстами и т.п. и, таким образом, осуществляемая как во время понимания, так и во время порождения речи.

Когнитивная грамматика – в широком смысле: грамматические концепции или грамматические модели описания языков, ориентированные на рас- смотрение когнитивных аспектов языковых явлений, т.е. на их объяснение по их связи и сопряженности с процессами познания мира и такими когнитивными феноменами, как восприятие, внимание, память, мышление и т.п. В этом смысле термин К. Г. близок термину «когнитивная лингвистика», предметом исследования которой объявляются процессы порождения и понимания языковых сообщений, процессы категоризации и концептуализации мира и отражение их в языке, а, главное, проблема знаний и базы знаний, необходимых для владения языком и его использования.

Когнитивная деятельность – «ухватывание» и установление смысла, вслед за Готлобом Фреге рассматриваемое как своеобразный когнитивный процесс установления когнитивной значимости языкового выражения, его информативности.

Когнитивная лингвистика – направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия. Объектом К.Л. является язык как механизм познания. Предметом К.Л. является человеческая когниция взаимодействие систем восприятия, представления и продуцирования инфор- мации в слове.

когнитивная метафора = концептуальная метафора – одна из форм концептуализации, когнитивный процесс, который выражает и формирует новые понятия и без которого невозможно получение нового знания. По своему источнику К.М. отвечает способности человека улавливать и создавать сходство между разными индивидами и классами объектов.

Когнитивная модель 1) Концепция «язык есть разновидность когнитивного процесса». В ней язык и его познание относятся к компетенции когнитивной науки и не является монополией лингвистики. 2) Модель понимания текста как результата естественной обработки языковых данных. 3) Характеристика процесса категоризации в естественном языке.

Когнитивная наука / когнитивные науки – наука/науки, занимающиеся человеческим разумом и мышлением и теми ментальными (психическими, мыслительными) процессами и состояниями, которые с ними связаны; наука/науки, предметом которых/которой является когниция – познание и связанные с ним структуры и процессы.

Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе со- временной психолингвистики.

когнитивная революция, когнитивный поворот – название для тех радикальных перемен, которые произошли в американской науке в конце 50 – начале 60-х гг. и которые коснулись первоначально главным образом психологии и лингвистики, способствуя преобразованию представляющих их тогда парадигм знания и появлению общей когнитивной парадигмы научного знания.

Когнитивная семантика является частью когнитивной лингвистики. Основными принципы когнитивной семантики: 1) грамматика есть концептуализация; 2) концептуальная структура закреплена в речи и мотивируется ей; 3) возможность использования языка основывается на общих когнитивных ресурсах, а не на специальном языковом модуле. Метод когнитивной семантики отвергает традиционное разделение лингвистики на фонологию, синтаксис, прагматику и т. д. Вместо этого он делит семантику (смысл) на смысловое построение и выражение знания. Таким образом, когнитивная семантика изучает многое из того, что традиционно входило в сферу прагматики, а также семантики.

Когнитивная система – система познания человека, сложившаяся в его сознании в результате становления его характера, воспитания, обучения, наблюдения и размышления об окружающем мире. На основе этой системы человек ставит себе цели и принимает решения о том, как надо действовать в той или иной ситуации, стараясь избежать когнитивного диссонанса. В основе когнитивной системы лежит взаимодействие мышления, сознания, памяти и языка; носителем такой системы является мозг человека.

Когнитивные принципы – интерпретируются как когнитивные установки и когнитивные ограничения на организацию информации в дискурсе / тексте; когнитивные основания или ограничения прагматических принципов построения текста/дискурса и распределения информации в тексте, последовательности ее подачи и т.п.

Компьютерная лингвистика – научное направление в области математического и компьютерного моделирования интеллектуальных процессов у человека и животных при создании систем искусственного интеллекта, которое ставит своей целью использование математических моделей для описания естественных языков. Частично пересекается с обработкой естественных языков. Однако в последней акцент делается не на абстрактные модели, а на прикладные методы описания и обработки языка для компьютерных систем.

конструкция - (от латинского constructio - составление, построение), устройство, взаимное расположение частей, состав какого-либо строения, механизма и т.п.; строение, механизм и т.п. с таким устройством (например, конструкция моста, железобетонная конструкция).

Концепция - определ. способ понимания, трактовки к.л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности.

Л

М

макросоциолингвистика -изучает процессы и отношения, которые имеют место в языке и которые в той или иной степени обусловлены социальными факторами. М. изучает: проблемы нормализации и кодификации языка; языковую политику и языковое планирование, которые затрагивают интересы всей языковой общности или значительной его части; языковые ситуации.

Психология - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души. В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике.

психолингвистика - дисциплина, исследующая поведение речевое, изучающая обусловленность процессов речи и её восприятия структурой соответственного языка, или языка вообще. В современном значении термин введен американскими учеными Ч. Осгудом и Т. Сибеоком, опиравшимися на необихевиоризм и лингвистику дескриптивную.

Р

С

Семантические сети – информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги задают отношения между ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы. Семантическая сеть является одним из способов представления знаний, отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений.

Сенсомоторный интелект – понятие для обозначения стадии развития интеллекта, предшествующей периоду интенсивного овладения речью, при прохождении которой достигается координация восприятия и движения. На этой стадии ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект.

социолингвистика - научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии, исследующая проблемы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями и воздействием социальных факторов на язык.

Т

Философия: особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Эволюция - в широком смысле — синоним развития; процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Термин «Э.» чаще всего применяется для обозначения многоаспектного развития биологич. объектов, регулируемого естеств. отбором. В применении к социальным системам Э. рассматривается как аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов. В узком смысле в понятие Э. включают лишь постепенные количеств. изменения, противопоставляя его развитию как качеств. сдвигу, т. е. революции.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом.

этнолингвистика: направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. В более широком понимании этнолингвистика рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов «план содержания» культуры, народной психологии и мифологии независимо от способов их формального представления (слово, предмет, обряд и т. п.).

Этнография: наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племен; в зап.-европ. и амер. традиции — составная часть антропологии. Этнография как наука начиналась в 19 в. с изучения малых бесписьменных и доиндустриальных об-в, называемых примитивными в противопоставление цивилизованному миру.

Ю

Я

Аккультурация - процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны.

Активация – возбуждение определённых участков мозга в актах мыслительной и речевой деятельности под влиянием тех или иных поступающих сигналов- стимулов, приведение в готовность для дальнейшего использования ментальных репрезентаций концептуальной системы; выведение в осознаваемую часть текущего сознания, образов, определенных структур знания и/или репрезентаций.

антропология - область научного познания, в рамках кторой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.

Б


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.