Тема 21 Основные правовые системы современности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 21 Основные правовые системы современности

2019-12-19 643
Тема 21 Основные правовые системы современности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

21.1 Что такое правовая система? Какова ее структура?

21.2 Как соотносятся понятия «правовая система» и «правовая семья»?

21.3 Что служит объединению правовых систем в правовые семьи?

21.4 Как классифицируются правовые семьи?

21.5 Дайте общую характеристику романо-германской правовой семье.

21.6 Дайте характеристику англо-саксонской правовой семье. В чем ее отличия от романо-германской?

21.7 Каковы основные особенности мусульманского права?

21.8 Определите источники права основных правовых семей.

21.9 Каковы особенности социалистической правовой семьи?

21.10 К какой правовой семье относилась Россия и в какую правовую семью входит она в настоящее время?

 

Тема 22 Правовое сознание и правовое воспитание

22.1 Дайте определение правосознания.

22.2 Какова структура правосознания? Кратко охарактеризуйте его основные элементы.

22.3 Определите виды правосознания.

22.4 Каковы основные функции правосознания?

22.5 Что такое правовая культура? Каково ее содержание?

22.6 Определите формы и уровни правовой культуры.

22.7 Что такое правовое воспитание? Какова его цель и задачи?

22.8 Как осуществляется правовое воспитание?

22.9 Дайте определение правовому нигилизму. Как он проявляется в повседневной жизни?

22.10 Каковы причины правового нигилизма? Определите пути преодоления правового нигилизма.

 

Тема 23 Законность и правопорядок

23.1 Что такое законность? Раскройте ее сущность.

23.2 Охарактеризуйте основные принципы законности.

23.3 Что составляет нормативную основу законности?

23.4 Что понимается под гарантиями законности? Раскройте гарантии законности.

23.5 Что такое общественный порядок и правопорядок?

23.6 Как соотносятся законность и правопорядок?

23.7 Какие элементы выделяют в структуре правопорядка?

 

Тема 24 Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность

24.1 Дайте понятие правомерного поведения. Каковы его признаки?

24.2 Проведите классификацию правомерного поведения по различным критериям.

24.3 Почему правомерное поведение является общественно необходимым и общественно полезным явлением?

24.4 Что такое правонарушение?

24.5 Назовите признаки правонарушений.

24.6 Какие элементы входят в юридический состав правонарушения? Охарактеризуйте их.

24.7 Что такое вина? Какие формы вины вы знаете?

24.8 Каковы основные критерии деления правонарушений на преступления и проступки?

24.9 На какие виды делятся проступки?

24.10 Что такое юридическая ответственность?

24.11 Каковы признаки юридической ответственности.

24.12 Что является основанием юридической ответственности?

24.13 Какие неблагоприятные последствия претерпевает правонарушитель в результате наложения на него юридической ответственности?

24.14 Перечислите основные функции юридической ответственности.

24.15 Назовите принципы юридической ответственности.

24.16 Какие виды юридической ответственности вы знаете?

24.17 Чем отличается дисциплинарная ответственность от других видов юридической ответственности?

24.18 Перечислите основания освобождения от юридической ответственности.

В.1 Типовые задачи

 

Тема 1 Понятие и предмет теории государства и права

1.1 Объясните следующую проблемную ситуацию: следует ли «отделить» теорию государства от теории права и «передать» теорию государства в состав политологии. Обоснуйте свою точку зрения.

1.2 Покажите соотношение государства и права на конкретных примерах.

1.3 Составьте схему «Функции теории государства и права». Можно ли выделить основополагающую функцию теории государства и права?

1.4 Подберите практические примеры, отражающие ту или иную функцию теории государства и права. Полученные результаты представьте в таблице.

                               

Тема 2 Методология теории государства и права

2.1 Ф. Бэкон сравнивал метод науки с фонарем, освещающим путь ученому. Раскройте смысл этого выражения.

2.2 Какие методы используются для определения эффективности и результативности принятия нового закона?

2.3 Раскройте метод сравнительного правоведения. Означает ли использование этого метода простое копирование государственно-правового опыта других стран? Порассуждайте на эту тему.

2.4 Приведите пример использования метода правового эксперимента на практике из истории и современности

2.5 Составьте схему «Методы теории государства и права». Можно ли выделить основополагающий метод теории государства и права?

 

Тема 3 Теория государства и права в системе общественных наук

3.1 Покажите на конкретных примерах роль теории государства и права по отношению к отраслевым юридическим наукам.

3.2 Раскройте смысловое содержание выражения «Теория государства и права — наука теоретическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».

3.3 Определите общее и отличное теории государства и права как науки и как учебной дисциплины.

 

Тема 4 Происхождение государства и права

4.1 Покажите проявления патриархальной теории происхождения государства на различных этапах развития России.

4.2 Какой теории происхождения государства соответствует это описание: «После многолетних кровавых споров о том, кто кому должен подчиняться, люди собрались вместе и договорились, что одни будут править (соблюдая при этом определенные правила и неся бремя власти), а другие — их слушаться, платить налоги, нести военную службу». Раскройте содержание этой теории и покажите ее положительные моменты и их использование в процессе развития государства.

4.3 В каком регионе мира процесс возникновения государства является подтверждением ирригационной теории происхождения государства? Раскройте этот процесс.

4.4 Разграничьте понятия обычай и традиция. Свою точку зрения аргументируйте, приведите примеры.

4.5. Составьте схему «Различие норм права и социальных норм первобытного общества»

 

Тема 5 Общество, гражданское общество, правовое государство

5.1 На митинг собралась большая толпа народа. Является ли это обществом? Обоснуйте свой ответ.

5.2 Можно ли согласиться с выражением: «Без развитого гражданского общества не может быть развитой демократии». Обоснуйте свою точку зрения.

5.3 Проведите соотношение между гражданским обществом и правовым государством.

5.4 Определите свое отношение к возможному спору, в котором одна позиция заключается в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая исходит из незыблемости свободы личности, ее прав и интересов как основы правового государства. Аргументируйте свою позицию.

5.5 Какие признаки правового государства сформировались в России, а какие еще не получили должного развития? Приведите примеры.

 

Тема 6 Основные аспекты взаимодействия государства, права и общества

6.1 Проведение сравнение соотношения государства и экономики на различных этапах развития России.

6.2 Определите оптимальные пределы государственного регулирования экономических отношений.

6.3 «Государство – ночной сторож» государство с минимальными обязательствами. Обоснуйте недостатки этой теории.

6.4 Известный американский экономист Джордж Фейлан утверждал: «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». Возможно ли при этом эффективное развитие государства? Обоснуйте свою точку зрения.

6.5 Раскройте закономерности и особенности взаимодействия общества и природы в процессе исторического развития

 

Тема 7 Государство в политической системе общества

7.1. Известный политолог Д. Истон в своих работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» определял политическую систему как «взаимодействие, посредством которого в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и на этой основе предотвращаются конфликты и напряжения между членами общества». Раскройте содержание этого понятия. Дайте характеристику элементам политической системы.

7.2 Гражданин Б решил зарегистрировать новую партию. Какие условия для этого необходимы?

7.3 Какие статьи Конституции РФ определяют деятельность политической системы?

 

 

Тема 8 Государство и личность

8.1 Как в Конституции РФ отражены права и свободы человека и гражданина?

8.2 Определите, какие права, закрепленные в Конституции РФ, являются правами человека, а какие – правами гражданина.

8.3 Должны ли существовать ограничения прав и свобод? В каких случаях? Приведите статьи Конституции РФ.

8.4 П.А. Столыпин говорил: «Прежде всего, надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сначала гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот». Как сейчас решен это вопрос в России?

8.5 Терехов и Семенов являются гражданами Российской Федерации. Терехов военнослужащий, Семенов – студент. Определите виды правового статуса Терехова и Семенова.

                            

Тема 9 Понятие и сущность государства

9.1 Какие основные подходы существуют к определению государства? Чем объясняется отсутствие единства при решении этой проблемы? Какие основные подходы существуют к определению государства? Чем объясняется отсутствие единства при решении этой проблемы?

9.2 При определении признаков государства студент Иванов назвал территорию, публичную власть и идеологию. Студент Петров к признакам государства отнес население, публичную власть, налоги, право. Дайте характеристику ответов студентов. Назовите признаки государства.

9.3 Чем объясняется тот факт, что в первобытном обществе не было налогов и особой казны, тогда как их наличие является важнейшим признаком государства?

9.4 Возможно ли ограничение суверенитета государства? Приведите исторические примеры.

9.5 Какую теорию сущности государства характеризует эта фраза: «Массы не способны управлять государством, для этого существует особый слой населения». Дайте характеристику этой теории. Как, с точки зрения разных представителей этой теории, формируется этот особый слой населения?

 

Тема 10 Государственная власть. Механизм государства

10.1 Определите отличия власти первобытного общества от власти государственной.

10.2 Определите уровни легитимности власти современного российского государства. Проследите их развитие на протяжении XIX –XX веков.

10.3 В каких исторических условиях был сформулирован и воплощен принцип разделения властей? Определите статьи Конституции РФ, закрепляющие принцип разделения властей.

10.4 Раскройте механизм «сдержек и противовесов» между законодательной и исполнительной ветвями власти.

10.5 Государственная Дума объявила недоверие Правительству. Каковы последствия этого шага? Определите возможные варианты событий.

 

Тема 11 Типы и формы государства                       

11.1 Определите вид перечисленных ниже государств по всем известным Вам типологиям: Древний Рим, Новгородская боярская республика, Франция XVI века, США XVIII века, СССР после Великой Отечественной войны, современный Китай.

11.2 Основываясь на цивилизационном и формационном подходах к типологии государства, дайте типологическую характеристику современному Российскому государству

11.3 Как соотносятся элементы формы государства? Возможна ли, к примеру, в рамках монархической формы правления федеративная форма государственного устройства и демократический государственный режим?

11.4 Обоснуйте ваш выбор соответствующей точки зрения.

Первая точка зрения: «монархия - лучший способ управления обществом. Власть в монархии переходит по наследству, и поэтому общество относится к передаче власти довольно спокойно, в отличие от бурных страстей во время избирательной кампании в республике. Кроме того, при передаче власти по наследству не выбрасываются на ветep огромные деньги, которые неизбежно тратятся при про ведении выборов».

Вторая точка зрения: «республика - более прогрессивная форма правления. Республика - это коллективное правление, учитывающее мнение избирателей, т. е. всего населения, при принятии решения. В народе говорят: один ум хорошо, а два – лучше».

11.5 В государстве действует однопалатный парламент; главой государства является президент, избираемый парламентом; правительство возглавляется премьер-министром; премьер-министр имеет право подписывать внешнеполитические соглашения. Определите форму правления данного государства.

 

Тема 12 Функции государства

12.1 Каким образом глобальные проблемы современности влияют на развитие функций государства?

12.2 Проследите эволюцию функций российского государства на разных этапах его развития.

12.3 Крупнейший немецкий юрист конца XIX в. Г. Мейер писал: «Первая и важнейшая задача государства есть обеспечение правовой защиты: как ни разнообразно может сложиться круг деятельности государств, от этой задачи не может уклониться ни один общественный союз, претендующий на обозначение его государством». О какой функции государства идет речь?

12.4 Спрогнозируйте возможные последствия невыполнения государством социальной функции.

12.5 Сделайте прогноз о возможности новых функций государства при определенных условиях его развития.

 

Тема 13 Понятие и сущность права

13.1 Сторонники теории естественного права утверждают: «Не всякий закон является правовым». Что это означает? Приведите примеры.

13.2 Римские юристы утверждали: «Закон говорит всем одним языком». Объясните смысл этого высказывания. Какой принцип права в нем провозглашается и как он понимается в современном праве?

13.3 Римские юристы утверждали: «Законы устанавливаются для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые бывают редко». Какой важнейший признак права имеется в виду в этом высказывании? Раскройте его.

13.4 Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:

Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».

Карл Маркс: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».

Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что «право заключает в себе общую волю».

13.5 Выражением сущности какого подхода к праву является следующее утверждение: «Право — это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создает, а лишь открывает»?

 

Тема 14 Формы (источники) права

14.1 Подберите примеры обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов, которые активно применяются в современной жизни.

14.2 Давая определение одной из форм права, студент Лосев сказал следующее: «Правовой обычай – это решение суда по конкретному делу, ставшее затем обязательным правилом для решения аналогичных дел». На что студент Морозов возразил: «Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, и санкционируемое государством в качестве общеобязательного правила». Кто из них прав?

14.3 Какие из перечисленных договоров можно отнести к нормативным: договор между администрацией предприятия, профсоюзами и коллективом работников данного предприятия; соглашение о сотрудничестве между Правительством Оренбургской области и Правительством Республики Беларусь; договор купли-продажи текстильной фабрики; договор найма жилого помещения?

14.4 Приведите примеры источников права следующих видов: закон, кодекс, указ, устав, положение, постановление, распоряжение, инструкция. Укажите, какие органы (организации) имеют право издавать свои акты в названных формах.

14.5 Римские юристы утверждали: «Закон смотрит вперед, но не смотрит назад». Какое правило действия правовых норм во времени закреплено в этой фразе? Объясните это правило. Возможны ли исключения?

14.6 Посол Франции в Российской Федерации, находясь за рулем собственного автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия. Будет ли он привлечен к уголовной ответственности на территории Российской Федерации?

 

Тема 15 Правотворчество

15.1 Согласны ли Вы с мнением римского философа Демонакта, который утверждал: «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше»?

15.2 В ходе голосования в Совете Федерации за федеральный конституционный закон проголосовало 65% членов палаты. Считается ли он одобренным?

15.3 Федеральный закон поступил на подпись Президенту РФ. Может ли Президент его не подписать? Если может, то какова тогда будет дальнейшая судьба закона?

15.4 Федеральный закон не был одобрен Советом Федерации. Какова его дальнейшая судьба?

15.5 Одной из серьезных проблем, возникающих в процессе правотворчества, является неуправляемый процесс лоббирования. Считаете ли вы необходимым законодательно регламентировать процесс лоббирования? Или же, по вашему мнению, лоббирование вообще следовало бы запретить? Обоснуйте свою точку зрения.

                                      

Тема 16 Нормы права

16.1 Определите гипотезу в статье 81 Конституции РФ «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».

16.2 Определите элементы структуры правовой нормы части 1 статьи 105 Уголовного кодекса «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового» и их виды.

16.3 Определите элементы структуры правовой нормы статьи 162 Гражданского кодекса РФ и их вид:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.