Методики профотбора и пихофизиологического — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Методики профотбора и пихофизиологического

2019-12-19 1927
Методики профотбора и пихофизиологического 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва

 


«01» декабря 1999 г.                                                                      № 310у

 

УКАЗАНИЕ

 

Заместителям Министра (по списку)

Руководителям департаментов и
управлений                     (по списку)

Начальникам железных дорог

(по списку)

Руководителям предприятий и
организаций             (по списку)

О совершенствовании
психофизиологической службы
на федеральном железнодорожном транспорте

      Внедрение с 1985 года на сети железных дорог профессионального психофизиологического отбора работников локомотивных бригад (указания МПС России от 31 июля 1985 г. №955у, 5 мая 1986г. № Т-14150, 25 ноября 1993г. №226у) позволило заметно повысить уровень безопасности движения поездов и снизить количество браков по вине человека.

Создаваемая в настоящее время на сети железных дорог психофизиологическая служба МПС России (указание МПС России от 21 декабря 1998 г. №401у) должна наряду с проведением профессионального психологического отбора осуществлять и другие задачи, направленные на поддержание высокого уровня работоспособности, профессиональной надежности и на сохранение здоровья работников железнодорожного транспорта.

В целях дальнейшего совершенствования психофизиологической службы, усиления профилактической работы по предупреждению ошибок и брака в работе локомотивных бригад, улучшения качественного состава работников локомотивных депо и повышения их профессиональной надежности, необходимой для обеспечения безопасности движения поездов.

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Утвердить  «Методические указания по проведению психофизиологических обследований в локомотивном хозяйстве» (приложение к настоящему Указанию).

2. Центру восстановительной медицины ЦКБ МПС России:

разработать дополнения к «Положению о психофизиологической службе МПС России», вызванные необходимостью расширения перечня должностей, подлежащих динамическому психофизиологическому контролю и представить в срок до 1 апреля 2000 года на утверждение;

 обеспечить психофизиологические лаборатории (центры) железных дорог и психологов локомотивных депо современными методиками профессионального психофизиологического отбора и коррекции функционального состояния.

3. Пункт 2 указания МПС России от 25 ноября 1993 г. № 226у признать утратившим силу.

4. Контроль, за выполнением данного Указания возложить на заместителяМинистра А.Н. Кондратенко.

 

Министр                                                              Н.Е.Аксёненко

 

 

Верно:

 

 

Ведущий специалист ЦН

                              И.А. Рослякова

 

Исп. Звоников В.М.

Т.490-11-94

 

Утверждено указанием МПС России

от 1 декабря 1999 г. №_ 310у___

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению психофизиологических

обследований в локомотивном хозяйстве

федеральных железных дорог

 

 

Cодержание

 

Глава 1:

Общие положения

Глава 2:

Профессиональный психофизиологический отбор

Глава 3:

Психофизиологическое сопровождение деятельности

Глава 4:

Проведение психологической экспертизы локомотивных бригад, допустивших крушения, аварии и другие грубые нарушения поездной работы

Глава 5:

Положение о психологе локомотивного депо

Глава 6:

Методики обследования

 

 

ГЛАВА 1

Общие положения

 

В системе мер по повышению качества и эффективности работы на железнодорожном транспорте, обеспечению безопасности движения поездов, снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, рациональному использованию трудовых ресурсов, важная роль принадлежит психофизиологическому обеспечению трудовой деятельности работников предприятий железнодорожного транспорта. Установлено, что около 50% грубых нарушений безопасности движения непосредственно связаны с недостаточной профессиональной психофизиологической пригодностью работников локомотивных бригад. Внедрение психофизиологических обследований в локомотивных депо способствовало снижению браков в работе. Так, количество проездов на запрещающие сигналы снизилось с 65 случаев в 1991году до 12 в 1996 году.

Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта включает в себя:

- психофизиологический профессиональный отбор;

- периодическое психофизиологическое обследование;

- динамический контроль функционального состояния;

- расширенное психофизиологическое обследование;

- психологическое консультирование;

- проведение коррекционных мероприятий.

Профессиональный психофизиологический отбор является частью профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленный на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам (ПВК) в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности.

Профессиональному психофизиологическому отбору подлежат:

- абитуриенты дорожно-технических школ и профессионально-технических училищ по специальностям: машинист, помощник машиниста локомотива и мотор-вагонного подвижного состава;

- лица, поступающие на указанные специальности путем обучения на курсах при локомотивных депо;

- машинисты, помощники машинистов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава, вновь поступающие на работу;

- машинисты и помощники машинистов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава при переходе с одного вида движения на другое;

- машинисты при переводе на вождение поездов без помощника и скоростных поездов.

 

Профессиональный психофизиологический отбор проводится однократно перед прохождением врачебно-экспертной комиссии (ВЭК). Заключение о профессиональной психофизиологической пригодности предоставляется в отдел кадров организации или деканат учебного заведения железнодорожного транспорта.

 

Продолжительность обследования 2-5 часов, оно может быть разбито на несколько этапов и проведено в разные дни.

 

Периодическое психофизиологическое обследование (ПФО) направлено на оценку профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта.

Периодическому психофизиологическому обследованию подлежат все работники локомотивного депо, входящие в группу машинистов, водителей и их помощников.

 

Периодическое ПФО проводится в сроки, соответствующие очередному медицинскому переосвидетельствованию во врачебно-экспертной комиссии (ВЭК), указанных категорий работников локомотивных депо.

При переходе на работу из одного депо в другое, если срок перерыва в поездной работе составляет не более 1 года, засчитываются данные последнего психофизиологического обследования. На новое место работы предоставляются заключение психолога и протоколы обследований, заверенные печатью психолога или отдела кадров локомотивного депо.

 

      Динамический контроль функционального состояния направлен на оценку работоспособности, физиологических резервов организма машинистов и помощников машинистов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава, определяющих их психофизиологическую готовность к выходу в рейс. Известно, что функциональное состояние работника, наряду с его профессиональной пригодностью являются основными факторами, определяющими безопасность движения и надежность работы по человеческому фактору. В процессе динамического контроля функционального состояния осуществляются следующие мероприятия:

- анализ профессиональной деятельности машиниста, помощника машиниста (качество деятельности, ошибочные действия, брак в работе и т.д.);

- изучение особенностей взаимодействия машиниста и помощника машиниста, как между собой, так и с службами движение поездов, руководящим составом;

- психофизиологическое тестирование функционального состояния машинистов, помощников машинистов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава с целью определения их работоспособности и уровня психофизиологических резервов.

Расширенное психофизиологическое обследование машинистов, помощников машинистов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава проводится по показаниям:

- крушения, аварии, проезды запрещающих сигналов и другие грубые нарушения безопасности движения;

- затруднения в профессиональной социальной адаптации;

- ухудшение состояния здоровья (по направлению врача);

- стойкое ухудшение функционального состояния, снижение работоспособности и психофизиологических резервов организма;

- изучение психологической совместимости при комплектовании локомотивных бригад;

- формирование кадрового резерва в локомотивном депо.

 

Данные всех психофизиологических обследований сохраняются в виде протоколов обследования или компьютерной базы данных на дискетах в кабинете психолога локомотивного депо в течение всего периода работы человека в данном депо и в течение года после его увольнения. Заключения о профессиональной психофизиологической пригодности хранятся в личном деле работника в отделе кадров локомотивного депо.

      Психологическое консультирование - это оказание помощи в решении проблем экзистенциального характера, межличностных конфликтов, семейных затруднений, профессионального выбора и т.п. в процессе специально организованного общения обратившегося за помощью человека с психологом.

Проведение коррекционных мероприятий.

Коррекционные мероприятия представляют собой систему мер, обеспечивающих повышение работоспособности и эмоциональной устойчивости в процессе профессиональной деятельности, а так же сохранение оптимального функционального состояния у работников локомотивных бригад.

Требования к оборудованию психологического кабинета (центра) локомотивного депо.

Кабинет должен состоять из трех функциональных зон:

1. - ожидания (не менее одной комнаты);

2. - диагностики (не менее двух смежных комнат);

3. – психоэмоциональной регуляции и коррекции функционального состояния (не менее одной комнаты).

Помещения должны иметь хорошую звукоизоляцию, регулируемое освещение, быть оснащены необходимым оборудованием и мебелью (стр. 59-60).

Кабинет рекомендуется расположить рядом с медицинским пунктом депо и оборудовать телефоном и селекторной связью с нарядчиком локомотивных бригад и дежурным по депо.

Психодиагностическая техника и коррекционное оборудование должны соответствовать Санитарным правилам и нормам №2.2.2.542-96.

Для визирования документации необходима печать психолога локомотивного депо.

 

 

ГЛАВА 2

Профессиональный психофизиологический отбор.

Основные психофизиологические качества, обеспечивающие профессиональную пригодность работников локомотивных бригад.

Профессия машиниста, помощника машиниста локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава предъявляет повышенные требования к некоторым психическим свойствам и качествам. Это означает, что не каждый практически здоровый человек после соответствующей подготовки может успешно овладеть данной профессией и обеспечивать в дальнейшем необходимый уровень профессиональной надежности и безопасности на железнодорожном транспорте.

Общими для всех видов движения психофизиологическими качествами, обеспечивающими профессиональную пригодность работников локомотивных бригад, являются:

-готовность к экстренному действию, бдительность;

-высокий уровень устойчивости внимания и скорости его переключения;

-эмоциональная устойчивость (помехоустойчивость);

Эти качества, во многом обусловленные природными задатками, являются относительно постоянными и мало тренируемыми.

Специфика требований к перечисленным психофизиологическим качествам в зависимости от вида движения и условий работы (работа в условиях монотонии или интенсивного движения, работа без помощника машиниста, скоростное движение и т.д.) выражается как в критериях профессиональной пригодности, так и в модификациях проводимых тестов, и будет изложена ниже.

Профессиональная деятельность работников локомотивных бригад предъявляет повышенные требования и к некоторым другим психическим свойствам, которые оказывают на нее влияние, но в отличие от основных, не так критичны и могут развиваться, тренироваться.

Профессиональный психофизиологический отбор работников локомотивных бригад.

Основой психологического отбора является психологическое обследование.

Психологическое обследование вновь поступающих на работу на должности машиниста и помощника машиниста локомотивных бригад осуществляется психологом локомотивного депо.

Психологическое обследование включает в себя:

- тестирование профессионально-важных качеств (ПВК);

- изучение особенностей личности.

ПВК в целях отбора тестируются и оцениваются только по прошедшим экспертизу методам и критериям, которые включены в перечень разрешенных к применению данными методическими указаниями, или другими нормативными документами МПС России. Использование любых других методик, изменение критериев оценки не допускается.

При переходе из одного депо в другое, если срок перерыва в работе составляет не более одного года, данные о профессиональном психофизиологическом тестировании остаются в силе. На новое место работы предоставляют заключение психолога и протоколы обследований, заверенные печатью психолога или печатью отдела кадров.

Ниже приводятся таблицы, определяющие методики, критерии их оценки и особенности проведения психофизиологического обследования при отборе машинистов и помощников машинистов в зависимости от вида движения.

 

 

Таблица 1.

 

Перечень методик, критериев их оценок и особенностей проведения обследований

 машинистов, помощников машинистов локомотивов

пассажирского и грузового движения.

 

№ п\п Перечень ПВК Методики оценки ПВК Критерии оценки (положительной) Особенности проведения методики
1 2 3 4 5
1.   Готовность к экстренному действию     Методика определения готовности к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов   Р < = 0,250 c N(ВР>1с) < 4 N пропусков сигналов без предупреждения - не более 3. Пропуск сигналов с предупреждением не допускается. Продолжительность обследования - 1 час (для машинистов и п/м, работающих в 2 лица)    
  2.   Готовность к экстренному действию и надежность работы в состоянии утомления   Методика определения надежности работы в состоянии утомления. (выполняется на основе методики ГЭД)   1-й час: оценка результатов аналогична оценке результатов методики ГЭД; 2-й час: Р<=0,250c, отношение пропущенных и поданных сигналов не должно превышать 0,4.   Продолжительность обследования – 2 часа (для машинистов скоростных поездов и работающих без помощника машиниста)  
3.     Скорость переключения внимания   Методика определения скорости переключения внимания на красно-черных таблицах Шульте-Платонова   Время выполнения 1-го и 2-го заданий не должна превышать 90 сек.; Время выполнения 3-го задания не должно превышать 330с; Т <= 150c. Выполняются 3 задания. Допускается выполнение тренировочного задания на отдельной таблице  
4.   Помехоустойчивость   Методика определения эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости).     Время выполнения задания не должно превышать 430с; Ту <= 100c   Методика является продолжением методики определения скорости переключения внимания. Выполняется 3 задание в условиях помех.
5. Стрессоустойчивость Методика определения стрессоустойчивости. Т3 >= T4; N4-N3 <= 2; T4 < 0,6c Выполняются 4 задания

 

 

Таблица 2.

Перечень методик, критериев их оценок и особенностей проведения обследований

машинистов и помощников машинистов мотор-вагонного подвижного состава.

№ п\п Перечень ПВК Методики оценки ПВК Критерии оценки (положительной) Условия проведения методики
1 2 3 4 5
1   Стрессоустойчивость   Методика определения стрессоустойчивости Т3 >= T4; N4-N3 <= 2; T4 < 0,6c Выполняются 4 задания  
2   Бдительность   Методики оценки бдительности в условиях интенсивного движения Р <= 180c; Tcp.кр. <= 0,750c; Nпр. <= 4; общее количество неправильных нажатий не более 6. Продолжительность обследования - 20 мин.  
3 Скорость переключения внимания Методика определения скорости переключения внимания на красно-черных таблицах Шульте-Платонова Время выполнения 1-го и 2-го заданий (А,В) не должно превышать 90 с., А+В<=150с.; Время выполнения 3-го задания не должно превышать 280с; Т <= 130c Выполняются 3 задания. Допускается выполнение тренировочного задания на отдельной таблице  
4.   Помехоустойчивость     Методика определения эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости) Время выполнения задания не должно превышать 380с; Ту <= 100c Методика является продолжением методики определения скорости переключения внимания. Выполняется 3 задание в условиях помех.
5.     Объем внимания     Методика определения объема внимания   Не менее 10 правильно воспроизведенных знаков на 2-х любых карточках, содержащих максимальный результат. Дополнительная методика.    
6.     Концентрация внимания Корректурная проба   Nош <= 5; Объем внимания >= 850 знаков. Дополнительная методика.  

 

По данной программе проходят обследования так же машинисты и помощники машинистов электровозов, обслуживающие пригородное движение.

 

 

Таблица 3.

Перечень методик, критериев их оценок и особенностей проведения обследований

машинистов, помощников машинистов маневрового движения

№ п\п Перечень ПВК Методики оценки ПВК Критерии оценки (положительной) Особенности проведения методики
1 2 3 4 5
1.   Дифференциация зрительных сигналов в сочетании с активностью в двигательной сфере. Методика оценки времени сложной двигательной реакции (сенсомоторной). Тр <= 0,600 c, Nош <= 5   Выполняется в третьем режиме работы.  
2.   Скорость переключения внимания Методика определения скорости переключения внимания на красно-черных таблицах Шульте-Платонова   Время выполнения 1-го и 2-го заданий не должна превышать 90 сек.; Время выполнения 3-го задания не должно превышать 330с; Т <= 150c. Выполняются 3 задания. Допускается выполнение тренировочного задания на отдельной таблице
3.   Помехоустойчивость   Методика определения эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости) Время выполнения задания не должно превышать 430с; Ту <= 100c Методика является продолжением методики определения скорости переключения внимания. Выполняется 3 задание в условиях помех.
4.     Стрессоустойчивость     Методика определения стрессоустойчивости   Т3 >= T4; N4-N3 <= 2; T4 < 0,6c Выполняются 4 задания.    
5.   Объем внимания   Методика определения объема внимания     Не менее 10 правильно воспроизведенных знаков на 2-х любых карточках, содержащих максимальный результат.    
6.     Сила, уравновешенность нервных процессов, динамика работоспособности   Теппинг - тест   Для работы не рекомендуются лица, имеющие отрицательный тип кривой работоспособности. Дополнительная методика, выполняется как прогностическая в плане сохранения работоспособности на протяжении всей рабочей смены.

 

Заключение о профессиональной пригодности по результатам психофизиологического отбора.

Заключение о профессиональной пригодности по результатам психофизиологического отбора является официальным документом, являющимся обязательным для учета при решении вопроса о приеме на работу машиниста (помощника машиниста), направлению на учебу по данным специальностям, при переводе с одного вида движения на другой, при переводе машиниста на вождение поездов без помощника машиниста и вождения скоростных поездов.

Заключение о психофизиологической пригодности по результатам профотбора хранится в личном деле работника и при смене места работы передается на новое место работы для последующего хранения в личном деле.

Заключение по результатам профессионального отбора оформляются в виде индивидуальной карты результатов обследования с перечислением проведенных методик, оценкой их выполнения, датой проведения обследования и присвоением группы профпригодности. Заключение должно быть подписано психологом локомотивного депо, проводившим тестирование, и заверено печатью психолога или отдела кадров депо (стр.61-62).

В заключениях о профессиональной пригодности кандидатов и работников используются следующие категории:

"ГОДЕН" с обязательным освидетельствованием через 3 года - 1 группа профотбора;

"ОГРАНИЧЕННО ГОДЕН" с обязательным освидетельствованием через 2 года - 2 группа профотбора;

"НЕ ГОДЕН"

Вышеприведенные заключения основываются на результатах выполнения методик, обязательных для данного вида движения.

Заключение о присвоении 1-й группы профотбора выносится при успешном выполнении всех обязательных методик.

Заключение о присвоении 2-й группы профотбора выносится при условии невыполнения одной любой из обязательных методик.

Заключение о присвоении 3-й группы профотбора выносится во всех других случаях.

Лица, получившие 2-ю группу профотбора, являются годными для работы в два лица с обязательным соблюдением принципа профессиональной психологической совместимости при комплектовании локомотивной бригады.

Заключение о психологической профессиональной пригодности машинистов, переводимых на вождение поездов без помощника машиниста, скоростных поездов и для работы по другим интенсивным технологиям выносится на основании обследования по всем обязательным методикам, и в этом случае категория профпригодности определяется как:

"ГОДЕН к вождению поездов без помощника, скоростных поездов и для работы по интенсивным технологиям" - при обязательном успешном выполнении всех методик.

Срок переосвидетельствования данной категории работников снижается на один год и равняется 2 годам.

"НЕ ГОДЕН к вождению поездов без помощника, скоростных поездов и для работы по интенсивным технологиям" - все прочие варианты выполнения методик профотбора.

 

Последнее заключение не означает непригодности к работе в качестве машиниста (помощника машиниста) и требует рассмотрения результатов обследования для работы в два лица.

      Изучение особенностей личности.

Для изучения особенностей личности кандидата в качестве базовых рекомендуется использовать следующие методики:

- тест цветовых выборов Люшера - для оценки актуального психоэмоционального состояния;

- тест Лири – для диагностики межличностных отношений;

- 16-ти факторный личностный опросник Кэттела – для комплексной оценки личностного портрета.

На основании личностного тестирования психолог строит прогноз по профессиональной психологической адаптации работника и выдает руководству депо соответствующие рекомендации.

 

 

ГЛАВА 3

Психофизиологическое сопровождение деятельности.

 

Психофизиологическое сопровождение деятельности включает в себя:

- периодическое психофизиологическое обследование;

- динамический контроль функционального состоянием работников;

- расширенное психофизиологическое обследование;

- психологическое консультирование;

- проведение коррекционных и восстановительных мероприятий (по показаниям).

 

Периодическое психофизиологическое обследование.

Обследование включает в себя:

1. методики оценки профессионально важных психофизиологических качеств, соответствующие текущей деятельности работника (обязательная часть);

2. методики оценки функционального состояния (в качестве дополнительной к основному блоку рекомендуется использовать методику «Реакция на движущийся объект» для машинистов и п/м электровозов, мотор-вагонного подвижного состава - во 2-м режиме, для машинистов и п/м маневрового движения и другой специальной железнодорожной техники - в 3-м режиме).

3. личностные методики (по показаниям).

По результатам периодического тестирования могут выноситься следующие заключения:

"Годен для поездной работы в качестве (указать специфику деятельности) сроком на 3 года" - при условии успешного выполнения всех обязательных методик (1 группа профпригодности);

"Годен....... сроком на 2 года" - при условии невыполнения любой одной из обязательных методик (2 группа профпригодности);

"Годен....... сроком на 1 год" - при условии невыполнения любых двух из обязательных методик (3 группа профпригодности).

 

При всех иных условиях прохождения тестирования, а так же при отрицательной динамике результатов, проводится тщательное изучение особенностей жизни и деятельности данного работника, выявление причин, вызвавших снижение уровня психофизиологических характеристик. По результатам изучения выносится решение о проведении коррекционных и восстановительных мероприятий на базе психологического кабинета депо и направления данного работника на дополнительное медицинское обследование с последующими лечебными и реабилитационными мероприятиями на базе специализированных лечебных учреждений. Если результаты обследования ниже профессионально допустимых значений, решение о допуске данного специалиста к работе и срок переосвидетельствования назначается психологом депо, но не более чем 6 месяцев.

 

 

Результаты периодического психофизиологического тестирования представляются психологом в отдел кадров депо и доводятся до сведения цеховых врачей и врачей-специалистов ВЭК в виде индивидуальной карты результатов обследования или талона психофизиологического обследования (стр.61-63). При необходимости психолог дает рекомендации администрации депо по решению социальных вопросов, оказывающих негативное действие на состояние работника.

Динамический контроль функционального состояния.

Основные задачи психофизиологического контроля функционального состояния заключаются в

1) определении индивидуальных норм /граничных значений/ для каждого работника на основе накопления банка данных об его состоянии в любое время суток;

2) измерении актуального функционального состояния перед и после поездки и сопоставление его с индивидуальной нормой;

3) выявлении лиц, нуждающихся в проведении корректирующих и восстановительных мероприятий;

Диагностика функционального состояния проводится 3-х кратно в течение месяца для вновь поступающих на работу и для тех, кто ранее не подвергался обследованию для формирования индивидуальных средних показателей функционального состояния. Продолжительность процедуры не более 20 минут. В дальнейшем периодичность и объем тестирования определяются психологом, исходя из результатов наблюдения за профессиональной деятельностью, а также по распоряжению администрации локомотивного депо, по направлению цехового врача и медицинских работников кабинетов предрейсовых медицинских осмотров, но не реже 1 раза в три месяца.

Первоочередному обследованию подлежат работники, составляющие группы риска:

№1 - предъявляющие жалобы на состояние здоровья;

№2 - по состоянию здоровья: работники, имеющие медицинский диагноз, но допущенные к поездной работе;

№3 - по возрасту (предпенсионный возраст - старше 50 лет).

Обследование включает в себя следующие методики:

психологические

тест "САН" - методика оценки самочувствия, активности, настроения;

тест Ч.Д.Спилбергера - методика оценки тревожности;

методика оценки критической частоты слияния световых мельканий;

методика оценки чувства времени;

методика оценки времени простой сенсомоторной реакции;

методика оценки реакции на движущийся объект;

методика оценки тремора;

теппинг-тест;

 

 

физиологические

(проводятся при наличии соответствующего специалиста и диагностической техники)

ритмография;

стабилография;

методы оценки гемодинамических показателей;

аккупунктурная диагностика.

При обследовании могут быть использованы пробы с дозированной нагрузкой.

При опросе психолог выявляет самочувствие работников локомотивной бригады, продолжительность сна и отдыха после последней поездки и возможность приема ими лекарственных препаратов и алкоголя после последней поездки.

Начальная диагностика производится по стандартным нормам, а при накоплении индивидуальной нормы - с индивидуальной поправкой.

 

Расширенное психофизиологическое обследование в целях комплектования локомотивных бригад по принципу психологической совместимости.

Под психологической совместимостью локомотивной бригады понимается способность работников к эффективной совместной деятельности, которая проявляется на профессиональном, социально-психологическом и психофизиологической уровнях.

Под социально-психологической совместимостью понимается совпадение социальных ролей, интересов, ценностной ориентации, отсутствие рассогласования между реальным и идеальным партнером.

Для определения социально-психологической совместимости рекомендуется использовать метод социометрии и методику диагностики межличностных отношений Т.Лири.

Под психофизиологической совместимостью понимается соответствие умственного и физического темпа работников локомотивной бригады.

Для определения совместимости данного уровня рекомендуется использовать гомеостатическую методику.

Профессионально-психологическая совместимость предполагает такой подбор состава бригад, при котором бригада в целом удовлетворяет критериям психологической профпригодности.

При комплектации локомотивной бригады, отвечающей критериям профессионально-психологической пригодности, следует руководствоваться следующими требованиями:

(рассматривается на примере комплектования локомотивной бригады элетровоза)

1.Если машинист годен без ограничений, то не имеет значения, какие уязвимые качества имеет его помощник в структуре профпригодности.

2.Если у машиниста ГЭД (готовность к экстренному действию) является уязвимым качеством, ему нужен помощник, у которого высокая ГЭД при любом уровне ПВ (переключение внимания), ПУ (помехоустойчивость) и СТР (стрессоустойчивость).

3.Если у машиниста ПВ является уязвимым качеством, ему нужен помощник с высоким уровнем ПВ при любом уровне ГЭД, ПУ и СТР.

 

4.Если у машиниста ПУ является уязвимым качеством, ему нужен помощник с высоким уровнем ПУ при любом уровне ГЭД, ПВ и СТР.

5.Если у машиниста СТР является уязвимым качеством, ему нужен помощник с высоким уровнем СТР при любом уровне ГЭД, ПВ и ПУ.

6.Если у машиниста два уязвимых качества - ГЭД и ПВ - ему нужен помощник с высоким уровнем ГЭД и ПВ при любом уровне ПУ и СТР.

7.Если у машиниста два уязвимых качества - ПВ и ПУ,- ему нужен помощник с высоким уровнем ПВ и ПУ при любом уровне ГЭД и СТР.

8.Если у машиниста два уязвимых качества - ГЭД и ПУ,- ему нужен помощник с высоким уровнем ГЭД и ПУ при любом уровне ПВ и СТР.

9.Если у машиниста два уязвимых качества - ГЭД и СТР,- ему нужен помощник с высоким уровнем ГЭД и СТР при любом уровне ПВ и ПУ.

10.Если у машиниста два уязвимых качества - ПВ и СТР,- ему нужен помощник с высоким уровнем ПВ и СТР при любом уровне ГЭД и ПУ.

11.Если у машиниста два уязвимых качества - ПУ и СТР,- ему нужен помощник с высоким уровнем ПУ и СТР при любом уровне ГЭД и ПВ.

(Аналогично происходит комплектование локомотивных бригад для других видов движения.)

При указанных сочетаниях психологических качеств локомотивная бригада в целом отвечает критерию профессиональной пригодности.

В случае совпадения хотя бы одного уязвимого качества у обоих членов локомотивной бригады она будет оцениваться как профессионально непригодная и несовместимая.

Указанные уровни психологической совместимости взаимно независимы, дополняют друг друга и определяют психологическую совместимость в целом.

Для определения совместимости на каждом из выше перечисленных уровней в методической главе приводятся соответствующие методики и критерии их оценки.

Учет данных профессионально-психологической совместимости обязателен для руководства депо на этапе первичного (при приеме на работу и в период весенне-осеннего комплектования колонн) и текущего комплектования локомотивных бригад.

Результаты обследования на социально-психологическую и психофизиологическую совместимость носят рекомендательный характер и желательны для учета в практике работы, особенно на этапе первичного формирования локомотивной бригады.

Расширенное психофизиологическое обследование в целях комплектования кадрового резерва машинистов-инструкторов.

Комплектование кадрового резерва является шагом к дальнейшему расширению психологической службы на железнодорожном транспорте, призванной охватить все профессии, имеющие непосредственное отношение к безопасности движения.

 

 

Введение психологического подбора машинистов-инструкторов обосновано тем фактом, что машинист-инструктор выступает, с одной стороны, как руководитель колонны локомотивных бригад и отвечает за порядок, собранность и техническую подготовку членов локомотивных бригад. С другой стороны, он выступает как педагог и наставник, способствует профессиональному росту работников, формирует благоприятный психологический климат в коллективе. Все функции, которые выполняет машинист-инструктор, непосредственно влияют на работоспособность локомотивной бригады и, соответственно, на безопасность движения.

Психологический подбор позволяет выявить среди работающих машинистов тех лиц, которые по своим характерологическим особенностям наилучшим образом отвечают требованиям профессии машиниста-инструктора.

Для целей психологического подбора могут быть рекомендованы к использованию данные психологического обследования работников по следующим методикам:

1)тест ДМО - методика диагностики межличностных отношений Т.Лири,;

2)методика определения уровня субъективного ко


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.