Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-12-19 | 233 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Программа военно-патриотического кружка «Юный десантник»
Пояснительная записка
Программа военно-патриотического кружка «Юный десантник» разработана в соответствии с требованиями федеральных законов «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», и постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 года №261 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне». Настоящая программа предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений, является примерной, с учетом Федеральной программы курса ОБЖ и сборника нормативных документов по физической подготовленности для допризывной молодежи.
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи актуальна всегда в плане подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, законопослушные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту.
Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.
С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к Законам, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).
|
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, военной и другим, связанным с ней, видами государственной службы.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и, прежде всего, практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Поэтому патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся, поэтому оно должно включать в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку детей и подростков.
Отсюда можно сделать вывод, что работа по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися должна проводиться комплексно, в единстве всех его составных частей, совместными усилиями органов государственного управления, а также образовательных учреждений, семьи, общественных организаций и объединений, Вооруженных сил РФ, других силовых структур.
|
Актуальность программы. В настоящее время вопросы военной подготовки вызывают у подростков большой интерес. Программа позволяет обучающимся приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития у них мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, самодисциплины, ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные навыки военной службы
Цель программы «Юный десантник» - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
· утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических
ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
· обеспечение обучающимся оптимальных условий для:
- подготовки по основам военной службы
- физической подготовки
- специальной подготовки
- прикладной физической подготовки
· воспитание у подростков чувства патриотизма и гражданского
долга, дисциплинированности и исполнительности; укрепление самодисциплины, выполнение приказов и уважение к старшим.
Программа опирается на следующие принципы:
· принцип доступности используемых средств, форм и методов;
· принцип гуманных и толерантных отношений при построении системы взаимодействия;
· принцип индивидуального и дифференцированного подхода к личности подростка;
· принцип сотрудничества.
Программа включает шесть логически взаимосвязанных разделов. Разделы в совокупности составляют область знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени:
|
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы подготовки к военной службе;
- основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков;
- военно - патриотические мероприятия;
- военно-спортивные мероприятия;
- однодневные и многодневные походы
На каждом занятии присутствует элемент общефизической подготовки.
Программа рассчитана на 305 часов и предусматривает консультационную работу с обучающимися, повторение и применение полученных знаний, а также контроль знаний и умений. При изучении курса программы целесообразно использовать следующие виды деятельности: работу с учебной, научно-познавательной литературой, периодическими изданиями, средствами массовой информации, работу в группе, индивидуальные занятия, практические занятия.
В основе программы лежат теоретические и практические сведения по военно-патриотической и физической подготовке. Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: лекции, беседы, диспуты, дискуссии, тесты, тематические декады и месячники, просмотры видеофильмов и кинофильмов на военно – патриотическую тематику с последующим их обсуждением, чтение специально подобранной литературы, оформление выставок, оформление стенных газет и агитационных плакатов, защита проектов, проведение праздников и вечеров, встречи с интересными людьми, заочные путешествия, мастер – классы; КТД, игры, конкурсы, викторины, практические занятия (тренировки), семинары, участия в соревнованиях, взаимодействия с социальными партнёрами.
Результатом реализации данной программы будет участие обучающихся в военно-патриотических соревнованиях городского и окружного масштаба.
Содержание материала в программе плавно переходит от теории к практике. После окончания курса программы учащиеся должны:
- уметь самостоятельно разбирать и собирать оружие, а также производить регламентные работы по обслуживанию вверенного оружия (чистку, смазку основных механизмов, мелкий ремонт);
|
- владеть строевыми приемами, уметь двигаться строем, уметь выполнять воинское приветствие, выполнять команды и отдавать их. Управлять строем;
- уметь прекращать дальнейшее воздействие травмирующих факторов, проводить простейшие лечебные мероприятия и обеспечивать скорейшую транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждать опасные последствия травм, кровотечений, инфекций и шока;
- знать и выполнять последовательность действий при оказании первой помощи;
- знать историю родного края, помнить и чтить участников ВОВ, знать и помнить дни воинской славы РФ, символику РФ. Знать историю и традиции Вооруженных Сил России;
- уметь ориентироваться на месте как при помощи карты и компаса, так и без них;
- знать признаки СВУ, демаскирующие признаки минирования местности;
- знать назначение, виды и размеры окопов. Выполнять нормативы на их устройство.
- знать и уметь применять средства индивидуальной защиты;
- уметь действовать в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- знать основные требования общевойсковых уставов ВС РФ.
При реализации программы формируется понятие здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Критерием успешности прохождения данной программы является умение применить полученные теоретические знания на практике. Динамика интереса к изучаемому материалу будет отслеживаться через повышенный интерес к занятиям, эмоционально - психологическое состояние обучающихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолеть возникающие трудности. Итоговый контроль предусматривает проверку теоретических знаний, умений и практических навыков.
Новизна программы. В программе расширена тематика занятий по основным военно - прикладным дисциплинам, что позволит более качественно подготовить обучающихся по основам военной службы. В реализации программы принимает участие Региональная общественная организация «Ветераны десантных войск и ВСпН», члены которой имеют богатый боевой опыт.
Этапы реализации программы:
Этапы | Мероприятия |
1. Подготовительный (аналитико – диагностическая деятельность) | - поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов обучения с учётом личностно значимой модели образования; - изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта; - определение стратегии и тактики деятельности; - изучение потребности детей в освоении новых знаний и форм поведения; - взаимодействие с психологической службой, педагогами и методистом школы с целью корректирования разделов программы; - составление учебно-тематического плана; - совместная деятельность со специалистами школы по подбору и накоплению дидактического материала; - установление контактов с социальными партнёрами; - утверждение Плана взаимодействия и Соглашений с социальными партнёрами; |
2. Основной этап (практический) | Реализация содержания программы. Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно – ориентированных технологий, приёмов, методов обучения подростков, социальной и психолого – педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. |
3. Итоговый этап (обобщающий). | Обработка и интерпретация данных за 2 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Упражнение в применении на практике сформированных нравственных качеств.Корректировка программы. |
Учебно тематический план
|
№ | Тема занятий | Всего часов. | 1 год обучения | 2 год обучения | ||
теория | практика | теория | практика | |||
I | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 21 | 4 | 8 | 5 | 4 |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | ||
2 | РСЧС (Российская система оповещения чрезвычайных ситуаций) | 2 | 2 | |||
3 | Школа безопасности | 17 | 3 | 8 | 2 | 4 |
II | Основы подготовки к военной службе | 258 | 45 | 82 | 44 | 87 |
4 | Строевая подготовка | 41 | 1 | 22 | 1 | 17 |
5 | Огневая подготовка | 52 | 6 | 20 | 4 | 22 |
6 | ВДП (Воздушно Десантная Подготовка) |
По отдельному графику | ||||
7 | Уставы ВС РФ | 32 | 16 | 16 | ||
8 | ЗОМП (Защита от оружия массового поражения) | 25 | 4 | 10 | 3 | 8 |
9 | История ВС РФ | 27 | 12 | 15 | ||
10 | Инженерная подготовка | 12 | 2 | 4 | 2 | 4 |
11 | Физическая подготовка | 69 | 4 | 26 | 3 | 36 |
III | Основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков | 26 | 7 | 6 | 7 | 6 |
12 | Медицинская подготовка | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 |
13 | Основы здорового образа жизни | 10 | 3 | 2 | 3 | 2 |
IV | Военно - патриотические мероприятия |
По отдельному графику | ||||
V | Военно-спортивные мероприятия |
По отдельному графику | ||||
VI | Однодневные и многодневные походы |
По отдельному графику. | ||||
Всего часов | 305 | 56 | 96 | 56 | 97 |
Содержание программы
Программа военно-патриотического кружка «Юный десантник»
Пояснительная записка
Программа военно-патриотического кружка «Юный десантник» разработана в соответствии с требованиями федеральных законов «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», и постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 года №261 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне». Настоящая программа предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений, является примерной, с учетом Федеральной программы курса ОБЖ и сборника нормативных документов по физической подготовленности для допризывной молодежи.
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи актуальна всегда в плане подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, законопослушные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту.
Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.
С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к Законам, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, военной и другим, связанным с ней, видами государственной службы.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и, прежде всего, практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Поэтому патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся, поэтому оно должно включать в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку детей и подростков.
Отсюда можно сделать вывод, что работа по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися должна проводиться комплексно, в единстве всех его составных частей, совместными усилиями органов государственного управления, а также образовательных учреждений, семьи, общественных организаций и объединений, Вооруженных сил РФ, других силовых структур.
Актуальность программы. В настоящее время вопросы военной подготовки вызывают у подростков большой интерес. Программа позволяет обучающимся приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития у них мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, самодисциплины, ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные навыки военной службы
Цель программы «Юный десантник» - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
· утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических
ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
· обеспечение обучающимся оптимальных условий для:
- подготовки по основам военной службы
- физической подготовки
- специальной подготовки
- прикладной физической подготовки
· воспитание у подростков чувства патриотизма и гражданского
долга, дисциплинированности и исполнительности; укрепление самодисциплины, выполнение приказов и уважение к старшим.
Программа опирается на следующие принципы:
· принцип доступности используемых средств, форм и методов;
· принцип гуманных и толерантных отношений при построении системы взаимодействия;
· принцип индивидуального и дифференцированного подхода к личности подростка;
· принцип сотрудничества.
Программа включает шесть логически взаимосвязанных разделов. Разделы в совокупности составляют область знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени:
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы подготовки к военной службе;
- основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков;
- военно - патриотические мероприятия;
- военно-спортивные мероприятия;
- однодневные и многодневные походы
На каждом занятии присутствует элемент общефизической подготовки.
Программа рассчитана на 305 часов и предусматривает консультационную работу с обучающимися, повторение и применение полученных знаний, а также контроль знаний и умений. При изучении курса программы целесообразно использовать следующие виды деятельности: работу с учебной, научно-познавательной литературой, периодическими изданиями, средствами массовой информации, работу в группе, индивидуальные занятия, практические занятия.
В основе программы лежат теоретические и практические сведения по военно-патриотической и физической подготовке. Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: лекции, беседы, диспуты, дискуссии, тесты, тематические декады и месячники, просмотры видеофильмов и кинофильмов на военно – патриотическую тематику с последующим их обсуждением, чтение специально подобранной литературы, оформление выставок, оформление стенных газет и агитационных плакатов, защита проектов, проведение праздников и вечеров, встречи с интересными людьми, заочные путешествия, мастер – классы; КТД, игры, конкурсы, викторины, практические занятия (тренировки), семинары, участия в соревнованиях, взаимодействия с социальными партнёрами.
Результатом реализации данной программы будет участие обучающихся в военно-патриотических соревнованиях городского и окружного масштаба.
Содержание материала в программе плавно переходит от теории к практике. После окончания курса программы учащиеся должны:
- уметь самостоятельно разбирать и собирать оружие, а также производить регламентные работы по обслуживанию вверенного оружия (чистку, смазку основных механизмов, мелкий ремонт);
- владеть строевыми приемами, уметь двигаться строем, уметь выполнять воинское приветствие, выполнять команды и отдавать их. Управлять строем;
- уметь прекращать дальнейшее воздействие травмирующих факторов, проводить простейшие лечебные мероприятия и обеспечивать скорейшую транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждать опасные последствия травм, кровотечений, инфекций и шока;
- знать и выполнять последовательность действий при оказании первой помощи;
- знать историю родного края, помнить и чтить участников ВОВ, знать и помнить дни воинской славы РФ, символику РФ. Знать историю и традиции Вооруженных Сил России;
- уметь ориентироваться на месте как при помощи карты и компаса, так и без них;
- знать признаки СВУ, демаскирующие признаки минирования местности;
- знать назначение, виды и размеры окопов. Выполнять нормативы на их устройство.
- знать и уметь применять средства индивидуальной защиты;
- уметь действовать в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- знать основные требования общевойсковых уставов ВС РФ.
При реализации программы формируется понятие здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Критерием успешности прохождения данной программы является умение применить полученные теоретические знания на практике. Динамика интереса к изучаемому материалу будет отслеживаться через повышенный интерес к занятиям, эмоционально - психологическое состояние обучающихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолеть возникающие трудности. Итоговый контроль предусматривает проверку теоретических знаний, умений и практических навыков.
Новизна программы. В программе расширена тематика занятий по основным военно - прикладным дисциплинам, что позволит более качественно подготовить обучающихся по основам военной службы. В реализации программы принимает участие Региональная общественная организация «Ветераны десантных войск и ВСпН», члены которой имеют богатый боевой опыт.
Этапы реализации программы:
Этапы | Мероприятия |
1. Подготовительный (аналитико – диагностическая деятельность) | - поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов обучения с учётом личностно значимой модели образования; - изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта; - определение стратегии и тактики деятельности; - изучение потребности детей в освоении новых знаний и форм поведения; - взаимодействие с психологической службой, педагогами и методистом школы с целью корректирования разделов программы; - составление учебно-тематического плана; - совместная деятельность со специалистами школы по подбору и накоплению дидактического материала; - установление контактов с социальными партнёрами; - утверждение Плана взаимодействия и Соглашений с социальными партнёрами; |
2. Основной этап (практический) | Реализация содержания программы. Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно – ориентированных технологий, приёмов, методов обучения подростков, социальной и психолого – педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. |
3. Итоговый этап (обобщающий). | Обработка и интерпретация данных за 2 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Упражнение в применении на практике сформированных нравственных качеств.Корректировка программы. |
Учебно тематический план
№ | Тема занятий | Всего часов. | 1 год обучения | 2 год обучения | ||
теория | практика | теория | практика | |||
I | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 21 | 4 | 8 | 5 | 4 |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | ||
2 | РСЧС (Российская система оповещения чрезвычайных ситуаций) | 2 | 2 | |||
3 | Школа безопасности | 17 | 3 | 8 | 2 | 4 |
II | Основы подготовки к военной службе | 258 | 45 | 82 | 44 | 87 |
4 | Строевая подготовка | 41 | 1 | 22 | 1 | 17 |
5 | Огневая подготовка | 52 | 6 | 20 | 4 | 22 |
6 | ВДП (Воздушно Десантная Подготовка) |
По отдельному графику | ||||
7 | Уставы ВС РФ | 32 | 16 | 16 | ||
8 | ЗОМП (Защита от оружия массового поражения) | 25 | 4 | 10 | 3 | 8 |
9 | История ВС РФ | 27 | 12 | 15 | ||
10 | Инженерная подготовка | 12 | 2 | 4 | 2 | 4 |
11 | Физическая подготовка | 69 | 4 | 26 | 3 | 36 |
III | Основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков | 26 | 7 | 6 | 7 | 6 |
12 | Медицинская подготовка | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 |
13 | Основы здорового образа жизни | 10 | 3 | 2 | 3 | 2 |
IV | Военно - патриотические мероприятия |
По отдельному графику | ||||
V | Военно-спортивные мероприятия |
По отдельному графику | ||||
VI | Однодневные и многодневные походы |
По отдельному графику. | ||||
Всего часов | 305 | 56 | 96 | 56 | 97 |
Содержание программы
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!