Цели и задачи присоединения к ВТО — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Цели и задачи присоединения к ВТО

2019-12-18 135
Цели и задачи присоединения к ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в ГАТТ, когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР (статус наблюдателя в ГАТТ Советскому Союзу предоставили в 1990 году). Основу для сближения России с ГАТТ положило постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.92 г. №328 "О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным Соглашением по тарифам и торговле".

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А.Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника (распоряжение Президента Российской Федерации от 3.06.93 г. №411-рп). Однако, с преобразованием в 1994 году ГАТТ в ВТО, Россия подала новое заявление для вступления в ВТО. В связи с этим при Секретариате ВТО (Женева) была образована Рабочая группа по присоединению России к ВТО, участниками которой является более 50 стран. Председателем Рабочей группы является посол Швейцарии У.Росье. Представление в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.94 г. №144 Меморандума о внешнеторговом режиме, стало практическим началом процесса присоединения России к ГАТТ. а затем и ВТО.

В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлению членства в этой влиятельной международной организации. Это предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров, в ходе которых будут определены условия присоединения России к ВТО.

К настоящему времени, завершив в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения, и представив в 2001г. первоначальные тарифные предложения (предложения Российской Федерации по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин) и первоначальные предложения в области сельского хозяйства (обязательства Российской Федерации по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия), российская сторона приступила к двусторонним переговорам по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО.

Основные обязательства, которые предстоит принять России, сводятся к - следующим крупным областям:

1.России предстоит “связать” импортные таможенные пошлины на промышленные товары — то есть установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины. Указанные пределы являются предметом переговоров. Задача на этих переговорах - выйти на разумный уровень обязательств, предполагающий постепенное открытие рынка без ущерба для эффективного отечественного производства.

Двусторонние тарифные переговоры ведутся с февраля 2001 г. В ходе этих переговоров в начале 2002г. российская сторона приступила к углубленному обсуждению с партнерами отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций на основе первоначальных тарифных предложений Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в настоящее время таможенный тариф в России, кроме своей основной функции - регулирования конкуренции между иностранными и отечественными товарами - выполняет еще и фискальную функцию и является одним из основных источников пополнения доходной части федерального бюджета; а также то, что первоначальные тарифные предложения представляют собой перечень максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений ставок ввозных таможенных пошлин.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации, которое провёл Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин 30 сентября 2010 года, рассматривались также некоторые вопросы, связанные с присоединением России к ВТО.

В ходе заседания В.В. Путин обратил внимание членов Правительства на то, что все ограничения, которые принимает на себя российская сторона в ходе переговоров о присоединении России к ВТО, «могут быть реализованы только после нашего полноценного присоединения к организации….Никакие ограничения, связанные с процессом присоединения, действовать не должны до полного присоединения к организации. Потому что этот процесс может продолжаться вечно, а мы вечно будем брать на себя какие-то ограничения, без того чтобы использовать преимущества полноправного членства в организации».

 На заседании выступила министр сельского хозяйства Российской Федерации Е.Б. Скрынник. Она доложила о ходе переговоров по сельскому хозяйству в рамках очередного раунда переговоров о присоединении России к ВТО, который проходил в Женеве, Швейцария, где расположена штаб-квартира ВТО, в сентябре с.г. В переговорах с российской делегацией участвовали представители стран – членов ВТО, входящих в т.н. Кернскую группу (это 19 стран), и США.

До последнего времени самым спорным был вопрос о том, в каком объёме может оказываться поддержка отечественным сельхозтоваропроизводителям за счёт бюджетных средств (меры «жёлтой корзины»; подробнее – см. примечание).

 На переговорах представители стран – членов ВТО положительно оценили предложения российской стороны: в период до 2012 года объём господдержки составляет 9 млрд. долларов США в год, а затем в период с 2013 по 2017 год уровень господдержки будет ежегодно уменьшаться, и в 2017 году он составит 4,4 млрд. долларов США.

Наряду с этим Министерство сельского хозяйства предлагает изменить подходы к оказанию господдержки в сфере сельского хозяйства и увеличить финансирование по направлениям, относящимся к мерам «зелёной корзины»

 В настоящее время Россия представила первоначальные предложения России по “связыванию” начального и конечного уровня ставок импортного тарифа по всей товарной номенклатуре с указанием продолжительности переходного периода. Трудность тарифных переговоров в основном состоит в том, что уровень “связывания” в российском оффере зафиксирован значительно выше ныне действующих ставок импортных пошлин, поскольку   Россия заинтересована в сохранении в перспективе достаточно высокого уровня защиты внутреннего рынка особенно в части сельскохозяйственных товаров.

2. Обязательства по доступу на рынок услуг основываются на специальной методологии, которая допускает сохранение ограничений в соответствующих секторах услуг по масштабам присутствия иностранного капитала и физических лиц, а также применение дополнительных требований к иностранным поставщикам услуг по сравнению с отечественными. Это также будет решаться в ходе переговоров.

После представления в октябре 2001 г. первоначальных предложений России в области торговли услугами (включающие перечень обязательств Российской Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ), российская сторона готова к продвижению на очередной этап двухсторонних переговоров - по доступу на российский рынок услуг.

4.Обязательства в области сельского хозяйства. Россия должна будет установить максимально допустимый уровень по таможенным пошлинам (аналогично промышленным товарам). Кроме того, принимаются обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий.

Присоединение России к ВТО неизбежно приведет и к некото­рым потерям. Первое — защита многих российских отраслей, на­ходящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена в случае значительного облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг, че­го добиваются партнеры России по переговорам о ее присоедине­нии к ВТО. Прежде всего, по оценкам аналитиков, пострада­ют от наплыва западных конку­рентов российский агропромыш­ленный комплекс, текстильная промышленность и авиастрое­ние. В ответ на подобные прог­нозы замминистра экономичес­кого развития и торговли Максим Медведков отмечает, что вступле­ние в ВТО не отменяет россий­ского закона “О защите государ­ственных интересов в торговле внешнеторговыми товарами”. И если, например, руководители наших птицефабрик обратятся в правительство с просьбой защи­тить их бизнес от демпинга аме­риканских производителей “но­жек Буша”, то правительство не­замедлительно предпримет соот­ветствующие меры.

Действительно, торговые вой­ны идут и среди членов ВТО. Но если страна является членом этой организации и против нее вводят ограничения не в соответ­ствии с правилами ВТО, она мо­жет подать в суд, действующий в рамках Всемирной торговой ор­ганизации, решения которого обязательны для всех ее членов. Второе - снижение импортных пошлин, неизбежное в случае присоединения России к ВТО, может оказаться весьма серьез­ным ударом по федеральному бюджету. Правительству придет­ся компенсировать эти потери с помощью других налогов и сбо­ров. Третье. Членство в ВТО ог­раничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регули­рования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт. Конечно, в распоряжении властей останут­ся и примитивные, но весьма эф­фективные нетарифные методы ограничения импорта, связан­ные с внутренним таможенным регулированием и поэтому не подпадающие под юрисдикцию правил ВТО. Это блестяще про­демонстрировала московская та­можня в январе, когда в резуль­тате растягивания процедуры та­моженного досмотра до несколь­ких недель объемы импорта кар­динально сократились.

И, наконец, четвертое - вступ­ление в ВТО может осложнить продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, особен­но в рамках Таможенного союза. Несмотря на то, что между члена­ми Таможенного союза имеется договоренность о взаимных кон­сультациях по вопросам вступле­ния в ВТО, переговорный процесс продвигается неодинаковы­ми темпами (например, Кирги­зия уже подписала соглашение о присоединении к ВТО), и велика вероятность того, что принятые одними странами обязательства окажутся неприемлемыми для других членов Таможенного со­юза и СНГ в целом.

Реальные масштабы приобре­тений и потерь от присоединения России к ВТО во многом будут за­висеть от конкретных условий вступления. По словам Майкла Мура, России должны быть пре­доставлены особые условия при вступлении. Впрочем, г-н Мур тут же подчеркнул, что это является его личным мнением, а оконча­тельное решение будет прини­маться на основе консенсуса все­ми 149 странами — членами ВТО.

Как отмечается в аналитическом докладе, подготовленном Российской академией наук (РАН) и Институтом мировой экономики и международ­ных отношений (ИМЭМО), вступление в ВТО явля­ется необходимым условием включения России в мировую экономику. Альтернативой этому может быть только модель развития, в той или иной сте­пени ограничивающая участие страны в междуна­родном разделении труда. Подчеркивается, что вступление РФ в ВТО может стимулировать:

• создание правовых рамок для цивилизо­ванного рыночного развития страны;

• формирование общероссийского рынка;

• привлечение иностранного предпринима­тельского капитала;

• повышение в перспективе конкурентоспособности и модернизацию российской экономики, улучшение структуры экспорта и импорта товаров и услуг.

Однако, все эти "плюсы" не дадут о себе знать автоматически. Вступление в ВТО предполагает переход на новые правила игры. В том числе - на внутреннем рынке. Баланс "плюсов" и "мину­сов" в значительной степени будет зависеть от того, насколько эффективно станет проводиться торгово-экономическая политика России как члена ВТО, использоваться новый арсенал ин­струментов в торговых отношениях и перегово­рах, направленных на отстаивание собственных экономических интересов.

Основным требованием к присоединяющейся стране является ее обязательство по выполнению норм и правил всего пакета соглашений Уругвайского раунда. Вместе с тем, российская сторона намерена использовать в ряде случаев переходные периоды по имплементации положений некоторых Соглашений ВТО, в том числе предусмотренные документами Уругвайского раунда, в частности, по субсидиям, ГАТС (торговля услугами), ТРИПс (охрана прав интеллектуальной собственности), ТРИМс (инвестиционные меры, связанные с торговлей) и, возможно, некоторых других.

Продолжительность отдельных переходных периодов будет обосновываться сроками, необходимыми для приведения российского законодательства, международных соглашений Российской Федерации и правоприменительной практики в соответствие обязательствам перед ВТО.

Характеризуя современный этап переговоров, необходимо отметить, что к началу 2009 г. Россия представила на переговоры все основополагающие документы для двусторонних и многосторонних переговоров (по тарифам, сельскому хозяйству, услугам). Ведутся переговоры об условиях присоединения по основным Соглашениям ВТО, продолжается работа по приведению в соответствие российского законодательства с нормативными требованиями Соглашений ВТО.

Вместе с тем, необходимо учитывать что реальные сроки интеграции России в мировое хозяйство, включая эффективную реализацию преимуществ членства в ВТО, будет определяться прежде всего перспективами развития российской экономики в целом.

Это означает необходимость преодоления внутреннего экономического кризиса и завершения реформ, и только тогда российская экономика в результате структурной перестройки сможет на равных конкурировать с развитыми странами. Для России членство в этой организации не является самоцелью. Оно будет иметь смысл только в том случае, если международный торговый режим для страны улучшится по сравнению с нынешними условиями. В зависимости от этого предстоит взять и встречные обязательства по доступу на свой рынок. Именно в поиске разумных компромиссов в этих вопросах и состоит одна из главных задач переговоров. Этим и будет определяться срок их завершения

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.