Динамика развития основных финансово-экономических показателей. Влияние внутренних факторов на деятельность предприятия — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Динамика развития основных финансово-экономических показателей. Влияние внутренних факторов на деятельность предприятия

2019-12-18 171
Динамика развития основных финансово-экономических показателей. Влияние внутренних факторов на деятельность предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективное хозяйствование, нацеленное на реализацию высококонкурентоспособной продукции, предполагает постоянный анализ показателей работы предприятия.

Анализ представляет собой совокупность методов и приемов изучения и оценки результатов работы предприятия. Цель анализа деятельности предприятия в рыночных условиях – это выявление резервов дальнейшего его развития, обеспечение его конкурентоспособности на основе постоянного повышения эффективности производства. Основными задачами анализа, вытекающими из этой цели, являются:

– обоснованная оценка результатов работы предприятия и всех его подразделений;

– выявление и измерение факторов, повлиявших на результаты деятельности;

Цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на услуги общественного питания и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса, состояния и развития рынка товаров. Предприятию анализ поможет определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура объема услуг позволили ему получить необходимую величину прибыли.

Задачи анализа:

– оценка рыночной активности в тех сегментах рынка, где предприятие осуществляет (или собирается осуществлять) свою коммерческую деятельность;

– изучение текущей конъюнктуры потребительского рынка и характера ее изменений, учет предприятием сложившихся условий на рынке;

– разработка прогнозов конъюнктуры потребительского рынка и коммерческой деятельности предприятия;

– оценка объема и структуры объема продаж как факторов (основного условия) обеспечения прибыльной работы.

Анализ объема реализации товаров и услуг ООО «МОККО» за 2010-2012 гг. представлен в таблице 1 «Показатели динамики объема реализации товаров и услуг»

Таблица 1

Годы Объем услуг, тыс. руб. Темпы роста % Абсолютный прирост цепной, тыс. руб. Абсолютное значение 1% прироста, тыс. руб.  
    базисные   цепные    
2010 6233 100 100 -  
2011 5616 90,1 90,1 -617  
2012 6724 103,9 119,7 1108 56,2
Итого: 18573 - - -  

Анализ динамики розничного объема услуг показывает, что он на протяжении 3 лет увеличивается и абсолютный прирост составил 491,0 тыс. руб.

Средний темп роста за этот же период составил 103,9%. Темпы роста за каждый год этого периода колебались от значения 90,1 до 119,7 %, что является показателем положительной рыночной активности предприятия. Абсолютное значение 1% прироста увеличивается до 56,2 тыс. руб., что также показывает рост доходности и улучшение позиций на рынке.

Таблица 2

Наименование показателя Значение показателя Отклонение (+;-)      
Годы 2010 2011 2012 2011 к 2010 2012 к 2010
Среднегодовая стоимость ОПФ 52 538 17 824 58 007 -34 714 40 183
Среднесписочное число работников 84 84 84
Выручка от реализации 6 233 290 5 615 873 6 723 867 -617 417 1 107 994
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % 1,44 8,61 1,22 7,17 – 0,22
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % – 0,04 0,13 0,19 0,09 0,15
Коэфф-т покрытия запасов 0,840 1,298 1,370 0,458 0,071
Продолжительность финансового цикла, дн. 28 47 60 167,8 214,2

 

Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2012 г. повысилась по сравнению с 2010 годом на 40 183 тыс. руб. Это является положительной тенденцией. Также положительно на деятельность предприятия оказывает рост выручки от реализации и увеличение показателя рентабельности продаж по чистой прибыли, а также коэффициента покрытия запасов. Отрицательной для предприятия тенденцией является снижение коэффициента рентабельности продаж по чистой прибыли, который в 2010 г. составлял 1,44 % и снизился в 2012 г. до 1,22 %. Увеличение продолжительности финансового цикла также является отрицательной тенденцией для предприятия.

Под внутренней средой торговой организации понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы.

Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.

Рассмотрим внутреннюю среду торговой организации.

К основным внутренним переменным традиционно относят: цели, структуру, задачи, технологии и людей.

1. Цель есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работающих вместе людей. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников фирмы, и этот процесс имеет большое значение, так как дает возможность членам фирмы знать, к чему они должны стремиться. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность. У фирм существуют разнообразные цели, и их сущность во многом зависит от типа фирмы.

Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений.

2. В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой фирмы. Все подразделения фирмы можно отнести к тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемой для фирмы в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д. Очевидно, что маркетингом могут заниматься несколько подразделений и даже, например, производственное подразделение, если оно разрабатывает новый товар для потребителя. При рассмотрении структуры как составляющей микросредой среды обычно останавливаются на двух

Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. В фирмы каждый руководитель имеет свою сферу контроля. Фирмы с плоской структурой имеют меньше уровней управления и более широкую сферу контроля, чем сопоставимые фирмы с многоуровневой структурой.

3. Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в фирмы включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей фирмы. Задачи традиционно делятся на три категории:

- задачи по работе с людьми;

- задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;

- задачи по работе с информацией.

В век бурного роста инноваций и нововведений задачи становятся все более и более детальными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьма сложной и углубленной. В связи с этим возрастает значение управленческой координации действий при решении таких задач.

4. Следующей переменной является технология. Понятие технологии выходит за пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология – это принцип, порядок фирмы какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж – как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации – как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационные технологии стали ключевым фактором получения предприятием устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса.

5. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в фирмы:

- поведение индивидов;

- поведение людей в группах;

- характер поведения руководителя.

Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой – нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для фирмы тип поведения.

Кроме перечисленных факторов на человека в фирмы влияют группы и управленческое лидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает нормы поведения этой группы в зависимости от того, насколько ценит свою принадлежность к ней. Организация может рассматриваться как некая формальная группа людей, и в то же время в любой фирмы есть много неформальных групп, формирующихся не только по профессиональному признаку.

1.3 Влияние внешней среды на деятельность предприятий

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию.

Отсюда следует, что между факторами внешней среды существует некая взаимосвязанность. Эта взаимосвязанность определяется как уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказаться на других, изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других. Например, в 70-е годы снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлёк за собой общее повышение цен почти на всё. Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, например, попыток регулирования температуры в общественных местах распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, введения налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран.

Внешняя среда обладает определённой сложностью. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в её основу могут быть положены различные принципы. Но в менеджменте принята, и большинство придерживаются её, классификация факторов на факторы прямого и косвенного воздействия. В среде прямого воздействия можно выделить такие как: поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

- Географическое месторасположение покупателя;

- Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности;

- Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы привычки;

- Отношение покупателя к продукту, отражающие то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт.

Изучая потребителя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможности в выборе продавца.

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти всё, относящееся к результатам её деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую оказывается значительным.

7. Конкуренты. Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направленно на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

8. Технология. Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревшего продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

9. Состояние экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги если, например, прогнозируется инфляция руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно также может решить сделать займ поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоять дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируются экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности её сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времён планы расширения производства.

10. Социокультурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурентов слухов считается действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути противозаконными. В некоторых странах подобная ситуация считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социально-культурная среда здесь иная.

11. Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных товарных пошлин, требования в отношении практики найма и продвижение представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроля цен и заработной платы и т.д.

12. Отношения с местным населением. Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие.

Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования местных школ, благотворительной деятельности или поддержке молодых дарований в управлении вместо подношений сообществу наличными.

Таким образом, особенности среды внешнего окружения заключаются в её сложности и подвижности, сюда также можно включить и неопределённость. Очень большое количество факторов приходится учитывать менеджерам. Здесь можно выделить несколько факторов, которые стоят выше других, таковыми являются: высокие налоги, правительственное регулирование и бюрократия, трудности в поисках источников финансирования и нахождения хороших работников. И это действительно очень важные факторы, так как именно они являются основными препятствиями и проблемами.

Глава2. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов предприятия


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.