Отечественные теории личности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Отечественные теории личности

2019-12-17 6712
Отечественные теории личности 5.00 из 5.00 8 оценок
Заказать работу

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

Общие представления о личности в отечественной психологии

Отличия от западных:

Западные авторы писали для широкой публики. Отечественные теории были предназначены для специалистов.

Не все авторы были практиками, в основном разрабатывались именно теории, часто без планируемого эмпирического применения.

 

Основные вопросы, которые решались в отечественных теориях личности:

1. Что такое личность?

2. Что входит в личность? И что в нее не входит?

3. Структура личности.

4. Соотношение биологического и социального в человеке – соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

5. Развитие личности (сколько раз рождается личность, какие этапы развития проходит).

6. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

7. Типология личности.

 

Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Ананьев Б.Г.);

т.е. как объект личность подвергается влиянию различных факторов, а как субъект – сама влияет на них, хотя и в меньшей степени (см. рисунок).

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху.

 

 

Б.Г. Ананьев рассматривал личность в единстве четырех сторон:

1) человека как биологического вида;

2) онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

3) человека как личности;

4) человека как части человечества.

 

Личность – это орган индивидуальной интеграции, сознательного самоуправления и формирования активной жизненной позиции (Столин, Петухов и др.)

Отсюда три «рождения» личности:

1. Индивидуальная интеграция

- ребенок осознает себя как индивидуальность, как отдельное «я» и говорит об этом (ок. 3 лет).

2. Сознательное самоопределение

- кризис подросткового возраста: «кто я?», «какой я?», «зачем я?» и т.д.

3. Формирование активной жизненной позиции

- может происходить в любом возрасте, но не обязательно формируется у каждого человека.

 

К.К. Платонов отмечает, что за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить четыре доминирующие теории личности:

1917–1936 гг.– личность как профиль психических черт;

1936-1950 гг.- личность как опыт человека;

1950-1962 гг.- личность как темперамент и возраст;

1962-1970 гг.- личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности.

К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.

 

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологиче­ской и изучается, по существу, всеми общественными науками.

В этой связи возникает вопрос о специфике исследования лич­ности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформу­лирован личностный принцип, который требует исследовать пси­хические процессы и состояния личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

 

Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова (Москва); В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург), Д.И. Узнадзе (Грузия).

 

А. Н. Леонтьев (1903-1979)

Концепция личности

По мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается общественными отношениями».

Рассматривал соотношение понятий «индивид» и «личность».

Индивид – биологическая основа человека, это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного субъекта, отличающего его от других представителей этого вида.

Это генотипическое образование, но в него входят и свойства, который складываются в онтогенезе (т.е. изменение физических характеристик человека в течение жизни).

А.Н. Леонтьев не относил к личности прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет индивидуальные свойства человека.

Понятие «личность» можно употреблять только к человеку начиная с определенного момента его развития. 

Свойства индивида не переходят в свойства личности, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования.

Личность - это целостное образование особого рода, не обусловленное генотипически, не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.

Развитие личности – процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Т.е. личность формируется, развивается и изменяется в деятельности.

 

Мясищев В.Н. (1892-1973)

Теория отношений

Личность рассматривал как совокупность отношений.

Отношения – система связей человека с различными сторонами действительности:

· отношение к себе

· отношение к людям

· отношение к окружающему миру в целом.

«Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом» (Мясищев В.Н.).

 

Сущность личности определяется на основе социальной обусловленности и значимости ее отношений («Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты»).

Именно отношение является интегратором все психологических характеристик личности, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.

 

Психологические модальности отношений:

· Позитивные /негативные отношения.

· Пассивные/активные отношения.

· Противоречивые/гармонично связанные друг с другом отношения.

 

Виды (стороны) отношений (соотносятся с тремя сферами психики – мотивационной, когнитивной, деятельностной)

 

1.Оценочные отношения (эмоциональный компонент - способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе)

2.Интерес, как особое интеллектуальное отношение (познавательный (оценочный) компонент - способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя)

3.Отношение к деятельности (поведенческий компонент - способствует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе).

 

Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.

 

 

Каждый объект из внешнего мира оценивается по двум критериям отношения:

 

Отношение (виды)    
Эмоциональное отношение   Морально-правовое отношение
нравится/не нравится, хочу/не хочу; любовь, интерес, антипатия и т.д.   можно/нельзя, надо/не надо, долг, совесть, этические, моральные и юридические нормы
 

 

Пример:

Мне нравится ноутбук моего коллеги, я его хочу иметь (эмоциональное отношение), но при этом я осознаю, что это чужая вещь и брать ее нельзя (морально-правовое отношение).

Если объект оценивается одинаково по обоим критериям, то речь идет о внутренней гармонии.

Если оценка по разным шкалам не совпадает – ситуация потенциального внутреннего конфликта.

Для личностного роста необходимо, чтобы при конфликте побеждало морально-правовое отношение.

 

Характер – единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер определяется и проявляется (формируется) только на уровне активных отношений.

Т.е. невозможно дать человеку какую-либо характеристику до тех пор, пока он не вступил в отношения с окружающей средой.

Определенность и устойчивость характера определяется определенностью и устойчивостью отношений.

 

Процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений.

· У 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.

· В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.

· В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

 

Личностный рост – перевод персональных отношений в принципиальные (умение принимать решения и действовать не потому, что так хочет кто-то, а исходя из собственных идеалов и убеждений).

Рубинштейн СЛ. (1889-1960)

Концепция личности

 

Рассматривал как личность развивается и формируется в деятельности.

Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются,

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов (структура личности):

· чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах (ценности, направленность личности);

· что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,

· что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере (что из выше перечисленного закрепилось в его характере).

 

Ввел понятие направленности.

Направленность – совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения (совокупность ведущих мотивов).

 

Личность как открытая система.

Личность является субъектом своего жизненного пути, она сама организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и реализует свой выбор.

Все поступки и поведение человека закрепляются по средством механизмов обобщения в его характере.

Характер человека, с одной стороны обусловлен обстоятельствами его жизненного пути, а с другой стороны сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков человека.

Платонов К.К.

 

На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в ее структуре К.К. Платоновым выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

1) направленность,

2) опыт,

3) особенности психических процессов,

4) биологические свойства.


Таблица 1. Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

 

УРОВЕНЬ (подструктура СОДЕРЖАНИЕ СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные особенности Биологический уровень воспитание
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) обучение
Подструктура опыта Знания, умения, навыки, привычки Социобиологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) упражнения
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень тренировка

 

Узнадзе Д.И.

Теория установки

 

Установка – готовность действовать определенным образом.

Интегральное образование, объединяющее все остальные составляющие личности.

 

Согласно концепции Узнадзе в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.

 

По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности:

· бессознательном

· сознательном.

 

Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

На сознательном уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта.

Этот процесс Узнадзе назвал объективацией.

Объективация – осознание действительности такой, какая она есть объективно, безотносительно к потребностям. Субъективное умение руководствоваться логикой объекта.

Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению».

Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка.

Процесс обучения объективации начинается с раннего детства. Сначала на примере конкретных предметов, затем на примере абстрактных понятий и постановки целей.

 

Выготский Л.С.

 

Концепция получила название культурно-исторической теории психики человека. Иногда ее называют теорией общественно-исторического происхождения высших психических функций человека.

 

Личность имеет более узкий смысл, чем в обычном словоупотреблении.

«Мы не причисляем к этому поня­тию все признаки индивидуальности, отличающие ее от ряда других индивидуальностей, составляющие ее своеобразие или относящие ее к тому или иному определенному типу. Мы склон­ны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием».

Личность, таким образом, есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в че­ловеке.

Она не врожденна, но возникает в результате культур­ного развития, личность поэтому есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения.

Личность развивается как целое. Только тогда, когда лич­ность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает ее на высшую ступень.

 

В концепции Л. С. Выготского можно выделить три крупные логические части.

 

1. Первая часть может быть озаглавлена: "Человек и природа". Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения.

1. Первое положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее.

Итак, человек оказался способен к овладению природой. Это первое фундаментальное положение.

2. Второе. Человеку удалось сделать это, т. е. наложить на природу "печать своей воли", благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.

Итак, Л. С. Выготский подчеркивает измененное взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм этого изменения через использование орудий, во-вторых.

II. Вторая часть может быть озаглавлена: "Человек и его собственная психика". Она содержит тоже два положения, которые звучат не только как точные аналоги обоих положений первой части, но и имеют с ними внутреннюю связь.

1.Первое. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

Самый низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими, или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных.

У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

2. Второе положение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических. Это знаки.

Итак, человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство-знак; с помощью этого знака он овладевает поведением - запоминает, делает выбор и т. п.

III. Третью часть концепции Л. С. Выготского можно озаглавить "Генетические аспекты".

Культурно-историческое развитие человека и онтогенез (развитие ребенка) имеют принципиальное сходство.

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические.

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.).

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации.

· Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать.

· Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.

· И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Итак, высшие психические функции основаны на использовании внутренних, преимущественно вербальных, средств, которые первоначально отрабатываются в общении.

Резюмируем основные положения теории развития высших психических функций Л. С. Выготского.

1. Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

2. Первоначально - в фило- и онтогенезе - психологические. орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т. е. становятся умственными средствами.

3. Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

И. С, Кон:

В целом образ «Я» понимался как установочная система; установки обладают тре­мя компонентами:

1. когнитивным,

2. аффективным

3. про­изводным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).

 

Нижний уровень образа «Я» «составляют неосознанные, представлен­ные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе;

выше располо­жены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складывают­ся в относительно целостный образ;

наконец, сам этот образ «Я» вписывается в общую систему цен­ностных ориентации личности, связанных с осозна­нием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей».

 

Для решения проблемы выделения уровней необ­ходимо прежде всего решить вопрос о специфике форм активности человека, форм его жизнедеятель­ности. Такое решение возможно на пути анализа тех специфических качеств и тех форм отношений с дей­ствительностью, которыми обладает человек как организм, как социальный индивид, как личность.

 

В.В. Столин: единицами самосознания личности являют­ся не образы сами по себе, и не самооценки в когни­тивной или эмоциональной форме, и не образы + самооценки.

Единицей самосознания личности явля­ется конфликтный смысл «Я», отражающий столкно­вение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей.

Это столк­новение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом обра­зования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоцио­нальной сферах.

Таким образом, единица самосозна­ния (конфликтный смысл «Я») — это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа.

 

Этапы развития самосознания

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т. е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».

Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.