Динамика развития и структура внешней торговли России — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Динамика развития и структура внешней торговли России

2019-11-19 320
Динамика развития и структура внешней торговли России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  1. Государственное регулирование внешней торговли России

 

К началу рыночной трансформации отечественной экономики Россия, как и все другие республики бывшего Советского Союза, не имела самостоятельной торговой и валютной политики: объемы и номенклатура ее экспортных поставок и импортных поступлений определялись союзными органами, внешнеторговые контракты заключались и исполнялись организациями союзного подчинения, расчеты с зарубежными странами проводились единым общесоюзным банком.

Развитие внешнеэкономических связей бывшего СССР целиком и полностью определялось внешнеполитическими установками. Экономика России была закрытой: от внешних воздействий ее защищала государственная монополия на внешнеторговые и валютные операции, а также механизмы централизованного планирования: директивные задания по ввозу и вывозу товаров, услуг и капитала, искусственные фиксированные внутренние цены, остававшийся длительное время неизменным завышенный курс рубля.

Выбор главного вектора внешнеэкономической политики предопределила общая логика проводившихся реформ. В соответствии с ней во главу угла были поставлены демонтаж действовавшей ранее системы управления внешнеэкономическими связями и формирование механизма их регулирования, применяемого большинством стран мира. Фактически ставилась задача либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которая должна была бы обеспечивать осуществление экономического взаимодействия с зарубежными странами с помощью рыночных сил и механизмов. Решение этой задачи, во-первых, должно было дать отечественным экономическим агентам возможность ориентироваться в своей деятельности на спрос и предложение уже не только внутри страны, но и за рубежом, выбирать рынки и партнеров, руководствуясь главным образом интересами максимизации прибыли. Во-вторых, оно позволило бы иностранным поставщиками инвесторам более свободно оперировать на российском рынке, что способствовало бы усилению конкуренции на нем и выбраковке неэффективных отечественных производств. Одновременно либерализация должна была способствовать деидеологизации внешнеэкономической деятельности, ликвидации изоляции страны от мирового хозяйства, выражавшейся, в частности, в ориентации экономических отношений с заграницей преимущественно на бывшие социалистические и некоторые развивающиеся страны и неучастии в деятельности международных экономических организаций.

Базовой установкой на развертывание реформирования отношений, связанных с международным обменом, явился Указ Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.). В соответствии с ним в целях стимулирования внешнеэкономической деятельности, стабилизации внутреннего рынка и привлечения иностранных инвестиций всем зарегистрированным на территории страны предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешалось осуществлять внешнеэкономические операции, в том числе и посреднические, без специальной регистрации. Он предусматривал формирование таможенного тарифа и нетарифных инструментов регулирования экспорта и импорта, прежде всего квотирования и лицензирования, модификацию налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Указ также разрешал банкам, уполномоченным на ведение валютных операций, открывать валютные счета всем юридическим лицам и гражданам и отменял ограничения на их участие в проведении валютных операций через уполномоченные банки.

Уже в 1992 г. Россия стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка, что положило начало преодолению ее институциональной закрытости. Однако сформировать рыночные механизмы и инструменты регулирования внешнеторговых операций в короткие сроки не удалось. Поэтому торговая политика России на начальном этапе реформ носила переходный характер, ограничения на внешнеэкономическую деятельность были сняты лишь частично. Импорт всех товаров, за исключением тех, которые могли бы угрожать безопасности общества и государства, осуществлялся беспрепятственно. Точно так же мог осуществляться экспорт машин и оборудования. Вместе с тем сохранялись в модифицированном виде отдельные методы централизованного управления экспортом-импортом товаров, действовавшие до начала реформ.

Отказавшись от монополии на внешнеэкономическую деятельность, государство, тем не менее, играло в ней в этот период доминирующую роль. Оно осуществляло часть экспортных и импортных операций, продолжало устанавливать предельные объемы экспорта основных сырьевых товаров и делить их между производителями с помощью экспортных квот. Величины их определялись Министерством экономики РФ по согласованию с соответствующими производственными министерствами, исходя из прогнозных балансов производства и потребления соответствующих видов продукции, и утверждались правительством. Квоты распределялись по министерствам и ведомствам, которые, в свою очередь, делили их среди производителей и регионов. Часть квот могла реализовываться на коммерческих условиях.

 

Квотирование экспорта дополнялось регистрацией экспортеров стратегически важных сырьевых товаров, осуществлявшейся Министерством внешних экономических связей РФ. Право на экспорт определенной номенклатуры товаров подтверждалось лишь в том случае, если документально удостоверялось наличие реальных контрактов на поставку данной продукции, валютных поступлений и выполнения обязательств по поставкам для государственных нужд. Объемы таких поставок устанавливались правительством и распределялись на договорных началах между государственными заказчиками. Расчеты с поставщиками осуществлялись за счет бюджетных ассигнований. При централизованных закупках за рубежом для государственных нужд применялось дотирование импорта.

Экспортные квоты и поставки для государственных нужд и являлись одновременно индикативными плановыми заданиями производителям продукции и внешнеторговым посредникам (на микроуровне) и количественными ограничениями (на макроуровне). Величина и адреса индикативных показателей устанавливались на верхних этажах управления, а их реализация осуществлялась государственными организациями и частными предприятиями.

В середине 90-х гг. по рекомендации МВФ экспортные квоты и институт спецэкспортеров сырья были ликвидированы. Государство в этот период все больший акцент стало переносить на использование регулирующих инструментов – таможенного тарифа,2 налогов на ввозимую продукцию, экспортных пошлин, а также осуществление валютного контроля, основанного на взаимодействии уполномоченных банков и таможенных органов, отслеживавших поступление экспортной выручки и товаров, импортируемых в счет авансовых платежей, через паспорта внешнеторговых сделок. Все эти инструменты были введены в действие в 1992- 1993 гг. и носили нейтральный, т.е. общий для всех субъектов хозяйственной деятельности характер. Тем не менее, на практике нейтральность их нередко нарушалась административным вмешательством. Получило распространение предоставление правительством индивидуальных льгот автономным республикам, краям и областям, а также отдельным предприятиям и организациям, главным образом в виде освобождения их полностью или частично от уплаты таможенных пошлин или продажи экспортной выручки.

В импортный тариф достаточно часто вносились изменения в зависимости от текущей ситуации на товарных рынках. Так, при ее обострении на потребительском рынке в период финансового кризиса 1998-1999 гг. импорт некоторых товаров был облегчен, на треть снизились ставки ввозных пошлин на основные виды мяса, молоко, сливочное и подсолнечное масло, детское питание

Валютная политика РФ также носила в этот период переходный характер. Важным ее направлением являлось урегулирование взятого на себя Россией долга бывшего СССР в рамках Парижского и Лондонского клубов кредиторов (перед государствами и коммерческими банками соответственно) и долгов развивающихся стран бывшему Советскому Союзу, чего нельзя было добиться без улучшения ситуации с валютными резервами государства. В связи с этим валютная выручка от экспорта распределялась административными методами: половину ее государство оставляло экспортеру, а вторую половину экспортер обязан был продавать. Первоначально покупателем валюты выступало исключительно государство: 40% выручки продавалось в республиканский валютный фонд и валютные фонды республик, краев и областей и 10% – Центральному банку России на формирование стабилизационного валютного фонда. Впоследствии 30% выручки реализовывалось в валютный резерв ЦБ России и 20% – уполномоченным коммерческим банкам по согласуемому ими с предприятиями курсу рубля. С середины 1993 г. и до начала нулевых годов вся предназначенная для обязательной продажи часть экспортной выручки (50%) поступала только в рыночное обращение через коммерческие банки. С присоединением России к Статье VIII Устава МВФ (1996 г.) российская национальная валюта стала де-юре конвертируемой по текущим операциям.

Уже на начальном этапе реформ в России начал функционировать валютный рынок, по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже стал определяться единый рыночный официальный курс рубля. Курс национальной валюты до середины 90-х гг. был фактически фиксированным и колебался в границах первоначально горизонтального, а затем наклонного валютного коридора с достаточно узким диапазоном. Однако в ходе финансового кризиса 1998-1999 гг. и вызванной им обвальной девальвации рубля Центральному банку пришлось отказаться от фиксации курса и перейти к политике управления им. Тогда же норматив обязательной продажи валютной выручки был увеличен до 75%. В результате формирования используемых другими странами мира инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности экономика России в конце прошлого века превратилась из закрытой в открытую. Однако внешнеэкономической политике страны, являвшей собой симбиоз планово-индикативных и регулирующих инструментов, недоставало стабильности и предсказуемости.

Внешнеэкономическая политика с начала нынешнего века строилась с прицелом на присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) и вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Участие в них требует от любой страны выполнения норм и правил ВТО, зафиксированных в соглашениях Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (1994 г.), а также Кодекса либерализации движения капитала ОЭСР (1961 г.), охватывающего практически все виды операций с капиталом и связывающего

взаимными коллективными обязательствами всех членов этой организации. России предстояло, таким образом, продолжить движение к открытости экономики, догоняя по степени либерализации торгового и валютного режима страны-члены ВТО и ОЭСР

До официального присоединения к ВТО (август 2012 г.) в механизме и инструментах регулирования внешней торговли серьезных изменений не происходило. Наиболее заметным событием этого периода стала модификация импортного тарифа в течение 2001-2002 гг.: сокращение количества применяемых ставок пошлин и их унификация в отношении товаров с однородными или близкими характеристиками. Был осуществлен переход от семиуровневой системы ставок к четырехуровневой их системе (от 5 до 20% с шагом повышения 5%). По тарифным позициям, облагавшимся ранее пошлинами в размере 30%, ставки были снижены до уровня 20%. В результате этой модификации средневзвешенная ставка импортного тарифа снизилась с 13 до 11%.

В ходе глобального кризиса в торговой политике страны стал преобладать протекционизм. Россия стала безоговорочно первой по применению ограничительных мер: только в 2009 г. она ввела 37 таких мер. В отличие от стран-членов ВТО, которые придерживались своих обязательств по «связыванию» импортных пошлин, Россия, не будучи членом этой организации, увеличивала степень тарифной защиты своей экономики. Таможенные пошлины были повышены примерно на 7% импорта из дальнего зарубежья, в том числе на некоторые виды оборудования (примерно 800 позиций), на которые ранее ставки были обнулены.

Переговоры с ВТО России удалось завершить в конце 2011 г. По правилам этой организации Российская Федерация, как и любая другая присоединяющаяся страна, привела свое законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО. Подписанные по итогам переговоров документы включают следующие обязательства: r после официального присоединения единовременно снизить ввозные таможенные пошлины более чем по трети тарифных позиций, не позднее трех лет после даты присоединения уменьшить ставки по четверти тарифных позиций. На наиболее чувствительные для России товары ставки должны быть снижены в течение семи лет (легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения) и восьми лет (свиное мясо); r в течение четырех-пяти лет довести экспортные пошлины по большинству из 700 охватываемых ими товаров с 5-10% до нуля, использовать тарифные квоты при экспорте древесины, сохранив при этом взимание пошлин на экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа; r либерализовать доступ иностранных поставщиков на рынки страховых услуг: повысить их общую квоту в секторе с 25 до 50%, через пять лет отменить лимит на участие иностранного бизнеса в капитале компаний, занимающихся стра-хованием жизни и обязательным страхованием, через девять лет разрешить работу в России прямых филиалов иностранных страховых компаний; через четыре года отменить ограничение на участие иностранных провайдеров в капитале компаний, предоставляющих телекоммуникационные услуги; r сохранить господдержку АПК в 2012-2013 гг. на уровне 9 млрд долл., затем начать ее снижение и довести в 2018 г. до 4,4 млрд долл.; не использовать экспортные субсидии при поставках в другие страны сельскохозяйственной продукции; r привести порядок использования промышленных субсидий в полное соответствие с положениями соответствующего соглашения ВТО, которое запрещает экспортные субсидии и субсидии, выделяемые на закупки отечественной продукции взамен импортной (импортозамещающие субсидии); r применять меры по техническому регулированию, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры в строгом соответствии с соглашениями ВТО, регулирующими их использование, с целью обеспечения безопасности РФ; основывать упомянутые меры на международных стандартах и рекомендациях, подкрепляя их научным обоснованием; r придерживаться гласности при проведении своей торговой политики: все нормативные акты, касающиеся регулирования торговли товарами и услугами, прав интеллектуальной собственности должны публиковаться в официальных источниках и вступать в силу только после публикации; обеспечить доступность проектов таких актов всем заинтересованным странам-членам, предприятиям и частным лицам.

К настоящему времени все эти обязательства в основном выполнены. В течение 1918 г. должны быть снижены до предусмотренного обязательствами России уровня пошлины по упомянутым выше наиболее чувствительным товарам. В результате к 2019 г. средняя величина пошлин тарифа должна составить 4,9% против 6,1% в 2016 г.

В валютной политике догоняющая либерализация проявилась в снижении норматива обязательной продажи экспортной выручки до 30%, а затем и его отмене, а также в ликвидации разрешительного порядка трансграничного перемещения капитала (2003 г.). В валютное законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми сохранялся государственный контроль только за операциями, связанными с движением капитала, при расчетах и переводах, обусловленных: рассрочкой платежа на срок более трех лет по машинам и оборудованию, включая военную технику; выполнением строительных и подрядных работ за рубежом на условиях предоставления рассрочки платежа более пяти лет; исполнением коммерческих контрактов на условиях коммерческого кредита на срок более 180 дней. В указанных случаях законодательство предусматривало необходимость резервирования резидентом валютных средств в размере до 50% от суммы отсроченногоплатежа. Все другие операции, связанные с перемещением капитала, могли осуществляться свободно. В середине 2006 г. государственный контроль за операциями с капиталом был окончательно отменен. В результате либерализации внешнеэкономической деятельности в течение прошедших лет нового века экономика России стала более открытой, чем в 90-х гг.: сняты многие барьеры, препятствовавшие выходу отечественных предприятий и банков на внешние рынки и проникновению на внутренний рынок зарубежной продукции и иностранных инвестиций. Импорт товаров регулируется с помощью тарифных и нетарифных мер, используемых большинством стран мира. Применяются пошлины при экспорте энергоресурсов. Рубль конвертируется и по текущим операциям, и по операциям с капиталом, его курс стал «плавающим». В результате всего этого российская экономика стала достаточно открытой и чувствительной к колебаниям внешнего спроса, мировых цен и курсов иностранных валют. Изменения конъюнктуры на товарных и финансовых рынках теперь напрямую влияют на наше национальное хозяйство, принося ему и выигрыши, и потери.

 

Международный рынок услуг

5. Сущность и классификация услуг.

6. Мировой рынок услуг и его структура.

7. Регулирование рынка услуг на международном уровне.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.