Мотивация просоциального поведения: мотивация самосовершенствования, мотивация политического выбора, мотивация читательской деятельности, мотивы интеллектуальной миграции. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Мотивация просоциального поведения: мотивация самосовершенствования, мотивация политического выбора, мотивация читательской деятельности, мотивы интеллектуальной миграции.

2019-12-21 704
Мотивация просоциального поведения: мотивация самосовершенствования, мотивация политического выбора, мотивация читательской деятельности, мотивы интеллектуальной миграции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивация самосовершенствования. Самосовершенствование является важнейшим путем формирования себя как личности, развития своих способностей, приобретения знаний и умений. Побуждают к самосовершенствованию три обстоятельства: а) наличие у человека потребности в самоуважении и в одобрении другими, в социальном престиже; б) рассогласование в образах своего «Я идеальное» и «Я реальное»; в) возникающие на этой основе самооценки и самоотношения. Отсутствие одного из этих компонентов не приведет к формированию мотивации самосовершенствования. Различают нравственное, интеллектуальное и физическое самосовершенствование. Нравственное самосовершенствование связано с самовоспитанием, интеллектуальное – с самообразованием, физическое – с саморазвитием. Выбор направленности самосовершенствования связан как со склонностями человека, так и с конкретными жизненными ситуациями. Выявлены наиболее типичные мотиваторы (установки), затрагивающие три сферы отношений (к жизни, к людям и к себе) и показывающие, ради чего человек может стремиться к самосовершенствованию. Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:
– ради материального благополучия – «чтобы иметь материальные блага»;

– ради облегченного существования – «чтобы легче жить»;
– ради лучшей жизни – «чтобы было лучше жить»;
– ради избегания неприятностей.
Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:
– ради хороших взаимоотношений с людьми – «чтобы хорошо относиться к людям»;
– ради альтруизма, возможности помогать другим. Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:
– ради положительного отношения людей – «чтобы ко мне относились с уважением»;
– ради совершенствования – «чтобы совершенствовать себя»;
– ради самореализации.
Эффективность самосовершенствования зависит от устойчивости самооценки.Неустойчивости самооценки способствуют стихийность, противоречивость достигаемых в какой-либо деятельности результатов: сегодня случайно достиг успеха, а завтра так же случайно потерпел неудачу      Мотивация политического выбора избирателями. Свобода политического волеизъявления ставит перед обеспечивающими избирательную кампанию необходимость изучения мотивов голосования и выбора того или иного кандидата. В нашей стране исследование этого вопроса только начинается. В качестве одного из первых сошлюсь на работу Е. Б. Лабковской и О. А. Артеменко. Среди внутренних источников мотивации, определяющих поведение избирателей, авторы выделили политическую активность, политическую веру, чувство гражданского долга, политическую идентификацию, а среди внешних факторов – политическую рекламу, деятельность «производителей социального давления», «эффект присоединения к большинству», нормативное регулирование выборов. Фактор политической активности человека отражает наличие у него потребности в этой активности и меру его вовлеченности в политическую жизнь. Фактор политической веры показывает, насколько избиратель доверяет политическим лидерам, их программам. Лица, принимающие участие в выборах, верят в значимость своего голоса и, следовательно, в свое влияние на развитие политических процессов на местном или государственном уровнях. Они верят, что представительный орган, который они избирают, надежен и способен к длительному существованию. Чувство гражданского долга выражает осознание своей принадлежности к государству и обществу, которое мотивирует на реализацию «гражданского» поведения. По данным Е. Б. Лабковской и О. А. Артеменко этот мотиватор оказался наименее значимым для российского электората.

А. В. Ермолин, исходя из представленной мною структуры мотива, рассматривает мотивы политического выбора следующим образом. 1. Потребностный блок (хочу, должен, привык голосовать). 2. Блок «внутреннего фильтра» (могу голосовать, предпочитаю данного кандидата, прогнозирую последствия выборов и т. д.).
3. Целевой блок (голосую, чтобы жизнь изменилась к лучшему и т. д.).                                           Мотивация читательской деятельности. Подход к чтению с психологических позиций привел к выделению библиопсихологии, в которой существенное место отводится изучению читательской деятельности и ее первой фазы – мотивационно-побуждающей. Отсюда встает вопрос о мотивации читательской деятельности. Ниже приводятся сведения, касающиеся этого вопроса, взятые нами из монографии К. И. Воробьевой. Л. И. Беляева определяет мотив читательской деятельности как внутренние побуждения читателя, которые выступают в форме вероятностного представления о тех или иных качествах книги, отвечающих его потребностям. Следовательно, по ее мнению, для понимания мотивов чтения определенного человека нужно выяснить, какого рода потребности он испытывает и какие качества ищет в книге, т. е. надо знать его «систему ожиданий», его целевую установку. На значение установки на всех этапах читательской деятельности (мотивационно-побуждающем, собственно чтения и восприятия, результативно-оценочном) обращает внимание Л. Г. Жабицкая, утверждая, что установка влияет на выбор произведения, способы чтения, на избирательность восприятия, характер эмоциональных реакций и оценок. Оптимальная установка, считает автор, имеется тогда, когда читатель не только ждет и желает сопереживания, эстетического наслаждения, но и не боится умственного напряжения, осознает необходимость его для понимания текста. Опираясь на положения общей психологии, упомянутые авторы считают, что мотивы чтения проявляют себя не только на мотивационно-побуждающей фазе читательской деятельности, но и при восприятии, понимании и оценке текста. Б. Г. Умнов выделяет несколько типов мотивации чтения:
– молодежно-мужской: чтение достаточно разнообразно, мотивируется личными интересами с ярко выраженной технико-спортивной направленностью в сочетании с гуманитарной;
– рационально-мужской: заметны интересы к научной фантастике, книгам по технике, спорту, детективной и приключенческой литературе.       – художественный: характерна увлеченность искусством, художественной литературой, поэзией. Мотив «всегда по интересу» достаточно хорошо выражен. Отмечается довольно высокий интерес к отраслевой литературе. Деловой мотив чтения выражен слабо, исключение составляет деловое отношение к общественно-политической и психолого-педагогической литературе;
– гармоничный (эталонный): характерно гармоничное соотношение всех комплексов литературы и разносторонние интересы внутри каждого из них. Ярко выражен мотив «всегда по интересу» в чтении литературы по математике и физике, астрономии, космонавтике и другим наукам;
– рационально-женский: характерны преобладание деловых мотивов чтения отраслевой литературы и достаточно выраженный интерес к поэзии, классической литературе, книгам по искусству и литературоведению.
На каждом этапе чтения читательский интерес по-разному проявляется в читательском поведении.
Этап, предшествующий чтению. Этап непосредственного чтения. Этап «заинтересовывания за пределы книги».                                                                                                                                    Мотивы интеллектуальной миграции. В связи со ставшей обыденной эмиграцией жителей многих стран возникает вопрос, что же движет этими людьми, какие причины побуждают их к этому. И. Ю. Авидон этот вопрос изучал в отношении потенциальных интеллектуальных мигрантов, т. е. тех, кто намерен реализовать свой интеллектуальный потенциал за пределами своей родины. Это были студенты, аспиранты и преподаватели. Выявились четыре группы (категории) мотивов, условно названные «деловые», «материальные», «туристические» и «психологические». В первую группу вошли мотивы получения информации и опыта, которые могут оказаться полезными для профессионального образования и деятельности (в том числе – желание выучить иностранный язык будущей страны проживания). Материальные мотивы были связаны со стремлением к достатку, стабильности материального положения, комфорту. К туристической категории отнесены мотивы, характерные для путешествий и туризма в целом (интерес к стране, потребность в впечатлениях). Наконец, к психологической категории были отнесены мотивы, связанные с потребностью в достижениях и самоутверждении, с получением социальных гарантий и с защитным поведением (уходом от актуальных проблем).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.