Урок 39. М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. два поэтических — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Урок 39. М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. два поэтических

2019-09-17 210
Урок 39. М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. два поэтических 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

мира: Пушкин и Лермонтов ………………………………………………………………… 94

Урок 40. Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермон-

товской лирики ……………………………………………………………………………….. 96

Урок 41. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ

стихотворения «Родина» ……………………………………………………………………. 98

Урок 42. Философская лирика Лермонтова. Тема взаимоотно-

шений человека и природы …………………………………………………………………. 100

Урок 43. Судьба поколения 30-х гг. в лирике Лермонтова. Под

готовка к классному сочинению …………………………………………………………….102

Уроки 44—45. Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова

«Дума» и «Бородино» (классное сочинение) ……………………………………………….105

Урок 46. «Герой нашего времени»: первые впечатления. Свое-

образие поэтики ………………………………………………………………………………105

Урок 47. Век Лермонтова в романе ………………………………………………………… 107

Урок 48. Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань») ……………………………….. 109

Урок 49. Итоговая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова ……………………………. 111

Урок 50. Страницы жизни и творчества Н. В. Гоголя ……………………………………..116

Уроки 51—52. Семинарское занятие по циклу «Петербургские

повести» ……………………………………………………………………………………… 118

Урок 53. «Мертвые души»: история создания, особенности сюже-

та, система образов ………………………………………………………………………….. 121

Урок 54. Художественная деталь как средство создания образа …………………………123

Урок 55. Образ Чичикова (урок с элементами диспута) …………………………………. 125

Уроки 56—57. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева,

А. А. Фета ……………………………………………………………………………………. 128

Урок 58. Подготовка к домашнему сочинению «Некрасов и его

предшественники о поэте и поэзии» ……………………………………………………… 131

Урок 59. А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок» …………………………………..134

Урок 60. Работа с текстом драматического произведения. Основ-

ной конфликт комедии ……………………………………………………………………….136

Урок 61. Любим Торцов — главный герой пьесы ………………………………………….137

Урок 62. Ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества.

Повесть «Белые ночи» ………………………………………………………………………. 138

Уроки 63—64. Тема одиночества человека в странном мире белых

ночей. Петербург Достоевского ……………………………………………………………..140

Урок 65. Личность Л. Н. Толстого. Автобиографическая трило-

гия. Обзор содержания ……………………………………………………………………….141

Уроки 66—67. Подлинные и мнимые ценности жизни (глава

«comme il faut»). Приемы психологического самоанализа героя

(глава «Я проваливаюсь») ……………………………………………………………………143

Уроки 68—69. Как писать сочинение-очерк. Сочинение-очерк

«Мой современник» …………………………………………………………………………..147

Уроки 70—71. Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство

Чехова-рассказчика ………………………………………………………………………… 147

Уроки 72—73. «Маленькая трилогия» Чехова. Рассказ «Анна на шее».......................... 151

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА ………………………………………………… 153

Уроки 74—75. Русская литература ХХ века: многообразие жанров

и направлений ………………………………………………………………………………. 153

Урок 76. И. А. Бунин. Новелла «Темные аллеи» …………………………………………..154

Уроки 77—78. М. А. Булгаков: жизнь и судьба. Художественные

особенности повести «Собачье сердце»…………………………………………………… 156

Уроки 79—80. «Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие

лирики А. А. Блока ………………………………………………………………………… 158

Уроки 81—82. Литературно-музыкальная композиция, посвящен-

ная Сергею Есенину ………………………………………………………………………… 161

Уроки 83—84. Слово о Маяковском. «Громада-любовь» и «гро-

мада-ненависть» ………………………………………………………………………………166

Уроки 85—86. Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ миро-

зданья» в лирике Заболоцкого …………………………………………………………….. 168

Уроки 87—88. «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!..»..................................170

Уроки 89—90. Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой.

«Дневник Психеи» ……………………………………………………………………………177

Уроки 91—92. «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бы-

вать...». Ранняя лирика А. Ахматовой ………………………………………………………181

Уроки 93—94. Поэма Анны Ахматовой «Реквием». «Я голос ваш,

жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица...» ……………………………………….. 185

Уроки 95—96. М. А. Шолохов. «Судьба человека» ……………………………………… 188

Уроки 97—98. Знакомство с творчеством А. Т. Твардовского ………………………….. 190

Уроки 99—100. Классное сочинение «Герои и проблемы совре-

менной литературы» ………………………………………………………………………….192

Литература …………………………………………………………………………………….193

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие представляет собой поурочные планы, составленные в соответствии с учебником-хрестоматией по литературе для 9 класса под ред. В. Я. Коровиной (Литература: 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. В. Я. Коровина и др.)

Задачей автора было максимально облегчить учителю подготовку к уроку и работу на уроке. Педагог может заимствовать из пособия как полные разработки уроков, так и использовать их частично, добиваясь того, чтобы работа была окрашена творческим отношением к своему делу и любовью к литературе.

Автор данного пособия попытался учесть и объединить все полезные элементы, содержащиеся в других пособиях. В него включены фрагменты оригинальных, как кажется автору, уроков И. И. Аркина (Уроки литературы в 9 классе.: практ. методика: книга для учителя / И.И. Аркин. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2001), Золотаревой И. В., Беломестных О.Б., Корнеевой М.С. (Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – 3-е изд. испр. и доп.), Макдотовой Л.Г. (Конспекты уроков по литературе. 11 класс: Серебряный век русской поэзии: в 2 ч.).

В школе девятый класс занимает особое место: для части учеников этот завершающий этап систематического литературного образования. Поскольку именно этот класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, важно оставить в сознании ребят представление о лучших произведениях родной литературы. С этой целью автор предлагает сценарии литературно-музыкальных композиций, посвященных творчеству Грибоедова, Пушкина, Есенина, дискуссии по произведениям Гоголя, Достоевского, Толстого, Шолохова.

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в пособии предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения:

- работы, проверяющие знакомство учащихся с текстом произведений, знания по предмету;

- работы, проверяющие глубину освоения и понимания литературных произведений;

- работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Все работы в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему.

 

 

Урок 1

ВВОДНЫЙ

Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

Ход урока


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.