Политическое участие граждан Республики Беларусь в общественных процессах. Общественное мнение как регулятор социально-политических процессов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Политическое участие граждан Республики Беларусь в общественных процессах. Общественное мнение как регулятор социально-политических процессов

2019-09-04 179
Политическое участие граждан Республики Беларусь в общественных процессах. Общественное мнение как регулятор социально-политических процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политическое поведение — это совокупность ре-акций социальных общностей, личностей на деятель-ность политической системы. Политическое поведе-ние можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие рассматривается как во-влеченность членов данной общности на индивиду-альной, групповой, этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отноше-ний. Участие в политике — это конкретные практи-ческие действия, включение личности в политиче-скую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, совершаемых сознательно.

Личность — это потенциальный субъект политики. Чтобы стать реальньш субъектом, необходимо освоить политический опыт, вы-работать позицию в политическом процессе. М. Вебер писал, что все индивидуальные участники политики делятся на три группы. «По-литики по случаю» — люди, которые участвуют в политике время от времени. «Политиками являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем волеизъявление, напри-мер рукоплещем или протестуем на политическом собрании». «По-литики по совместительству» — те, кто более активен в политиче-ской жизни. Такие люди стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в грушш поддержки. «Политики по профессии» — это те, для кого политика становится делом жизни.

Политическое участие выражается в двух основ-ных формах: прямой (непосредственной) и опосредо-ванной (представительной). Прямое участие характерно для неболыних политических общностей, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных вопро-сов. При опосредованном участии граждане выбира-ют своих представителей для осуществления полити-ческой власти. Посредниками участия в современном мире выступают политические партии, общественные объединения, а его основной формой являются выбо-ры. Отказ от участия в выборах, голосовании называ-ют абсентеизмом.

Опосредованное политическое участие реализу-ется в условиях представительной демократии. Представительная демократия возникает с появле-нием парламентов. Основа представительной демо-кратии — делегирование полномочий избранным представителям и их ответственность перед народом. Основным институтом представительной демократии является парламент как представительный и законо-дательный орган. Принципы представительной демо-кратии: свободные выборы; ответственное правление; контроль общества над властью; развитая многопар-тийная система.

Политическое участие позволяет выявить реаль-ную роль гражданина, отдел^ных слоев, групп, клас-сов как на местном уровне, так и в политической си-стеме общества в целом. Если граждане принимают активное участие в формировании органов власти (в первую очередь представительных), в определении основных целей политики, контроле за ее осуществле-нием, то такую политическую систему можно считать основанной на участии.

В демократическом обществе участие является всеобщим, свободным, инициативным и действенным в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Демократическое политическое участие выступает средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и само-утверждении, в проявлении чувства гражданствен-ности.

В условиях демократии властные институты ис-пользуют политическое участие по принципу обрат- ной связи: активные формы участия позволяют выя-вить общественные интересы. Право на политическое участие — важнейшее из политических прав. Право-вые основы политического участия закрепляются в конституциях и соответствующих законах. Можно выделить основные правовые принципы регулирова-ния политических отношений в условиях демокра-тии: народный суверенитет — признание народа ис-точником и носителем власти; суверенность, демокра-тизм и гуманизм государственной власти; признание принципа верховенства права; разделение властей; многообразие политических институтов, идеологий и мнений; равенство общественных объединений перед законом; закрепление демократических основ поли-тического процесса; определение приемов, методов и способов осуществления политической власти на принципах учета интересов и потребностей различ-ных социальных групп и меньшинств.

Во втором разделе Конституции Республики Бе-ларусь закреплены политические права и свободы: право участвовать в решении государственных дел; принимать участие в обсуждении вопросов государ-ственной и общественной жизни (статьяЗТ); право свободно избирать и быть избранными в государствен-ные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (статья 38); право на свободу объединений (статья 36); свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (статья 35); право направлять личные или коллективные обраще-ния в органы власти (статья 40). Граждане Беларуси в соответствии со своими способностями, профессио-нальной подготовкой имеют право равного доступа к должностям в государственных органах (статья 39). Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни согласно статье 73 Конститу-ции могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Порядок реализации политических прав в Респу-блике Беларусь (например, на создание партий, про-ведение митингов, шествий, демонстраций) является разрешителъным. Он фиксируется в соответствующих законах (Законе Республики Беларусь «Об обществен-ных объединениях», принятом 4 октября 1994г., За-коне Республики Беларусь «О политических партиях», принятом 5 октября 1994 г., Избирательном кодексе Республики Беларусь). В настоящее время в данные законы внесены измеяения и дополнения.

Партии и общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы. Со-гласно статье 5 Конституции: «Политические пар-тии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах». По состоянию на 2005 г. Министерством юстиции Республики Бе-ларусь зарегистрировано 17 политических партий.

Согласно статье 5 Конституции Республики Бела-русь «цолитические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государствен-ными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством. Запрещается соз-дание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, еоциальной, нацио-нальной, религиозной и расовой вражды».

Многочисленными и разнообразными по видам яв-ляются общественные объединения. К общественным объединениям отнссятся профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, религи-озные, молодежные, женские, ветеранские органи-зации, творческие союзы (союз писателей, компози-торов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, куль-турно-просветительские) и др.

Граждане также принимают участие в полити-ческой жизни посредством деятельности в органах территориалъного общественного самоуправления. Территориальное самоуправление — одна из форм са^ моорганизации и основа демократизации общества. Уровень местной автономии зависит от сформирован-ности политических интересов различных групп. Воз-можности реализации политических интересов возрас-тают прямо пропорционально возможностям влияния организованных групп на центры принятия решений.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.