Понятие, юридическое значение и виды актов государственного управления. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понятие, юридическое значение и виды актов государственного управления.

2019-08-07 170
Понятие, юридическое значение и виды актов государственного управления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Акт государственного управления – это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
Значение актов управления в осуществлении функций гос-ва :
1. Правовые акты органов гос. управления являются одним из важнейших средств проведения в жизнь политики гос-ва. С их помощью гос. органы регулируют общ. отношения, складывающиеся в ходе проведения в жизнь законов.
2. В соответствии с законами в актах управления определяются задачи, компетенция, формы и методы дея-ти гос. органов, права и обязанности граждан и общ. организаций в сфере управления.
3. С помощью актов управления решаются важные проблемы хозяйственного и культурно-политического строительства (условиях рынка, подготовка научных кадров и др.)
4. Акты управления являются одним из важнейших средств правового воспитания граждан, одним из сильнейших средств правовой пропаганды (оценка поведения граждан, должностных лиц, организованных коллективов; учреждаются и применяются меры морального и материального поощрения, порядок их применения и др.) Таким образом, акты органов гос. управления явл. важным средством, обеспечивающим поведение людей в обществе, средством закрепления и развития общ. отношений.
5. Юр. значение актов государственного управления состоит в том, что после их издания наступают определенные правовые последствия. Однако юр. значение актов различно.
В зависимости от юр. значения акты управления можно разделить на несколько групп.
1. Акты, издание которых влечет возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений они выступает в данном случае как юр. факт (например, приказ министра о назначении начальника какого-либо отдела министерства, постановление админ. комиссии о привлечении лица к админ. ответственности).
2. Издание других юридических актов, издаваемых гос. органами.
Особенности и отличия актов управления:
1. Различие закона и акта управления. Принцип подзаконности актов управления.
2. Акты управления отличаются от судебных актов по юридическим свойствам, основаниям. Судебные акты (приговоры, решения, определения и др.) явл. особой формой осуществления функций гос-ва – правосудия, состоящего в разбирательстве и разрешении в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел
3.Акты управления отличаются от гражданско-правовых актов по своей юридической природе и основаниям издания.
4. Акты управления отличаются от актов органов прокуратуры (протест, представление). Органы прокуратуры, используя имеющиеся в их распоряжении правовые формы, реагируют на нарушения законности, не создавая при этом норм права.
5. Акты управления отличаются от актов общественных организаций. Акты общественных организаций действуют, как правило, только в пределах данной общественной организации – они имеют силу только для членов общ. организации. Действие же актов управления, принимаемых гос. органами, может выходить далеко за пределы данного учреждения или предприятия.
Классификация актов гос. управления:
1. по юридическим свойствам:
- Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т. е. содержат общие правили, не имеющие конкретного адресата, не обращённые к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами.
- Индивидуальные акты – это решения субъектов админ. власти по конкретным вопросам, обращённые к конкретным лицам. Будучи в своей основе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения. По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, уполномачивающими, содержащими отказы.
- Общие акты содержат либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. п.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определённым категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.).
-В специальных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения, либо даже ещё и общие требования.
2. По органам, принявшим акты, их можно поделить на две группы:
- Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ).
- Акты субъектов власти, которые не находятся в системе исп.власти (постановления судей по делам админ. правонарушений, приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющих внутриаппаратное значение).
3. По функциональной роли можно различать акты:
-плановые,
-по финансовым вопросам,
-методического характера,
-по кадровым вопросам,
-по учёту, снабжению и иным общим функциям управления.
4. По степени сложности управленческие решения могут быть:
-простыми (рутинными),
- сложными
-уникальными (например, о строительстве атомной электростанции).
5. В зав-ти от порядка принятия различаются акты
-коллегиальные;
-единоличные.
6. По наименованию актов:
Постановление – документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятый в рамках установленной процедуры и компетенции (как правило, нормативным по своему правовому содержанию.)
Распоряжение – распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исп. власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой дея-ти.
Приказ – распорядительный документ органа исп. власти.
Инструкция – документ, в кот. излагаются правила, регулирующие спец. стороны дея-ти органа исп. власти. и др.

 

31. Подготовка, издание, вступление в силу и действие актов государственного управления.

Процесс принятия правовых актов управления состоит из нескольких стадий:

1. подготовка решения;

2. принятие решения; 

3. доведение решения до сведений исполнителя и заинтересованных лиц.

Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"

Подготовка решения.

1) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

2) Издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

3) Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

4) Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств.

5) Согласование нормативного правового акта оформляется визами.

6) Виза включает в себя

a. наименование должности руководителя министерства или его заместителя

b. личную подпись визирующего

c., расшифровку подписи и дату.

7) Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта.

8). Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

9) При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации,

Принятие решения.

Нормативные правовые акты подписываются ФОИВ или лицом, исполняющим его обязанности. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

· наименование органа (органов), издавшего акт;

·  наименование вида акта и его название;

· дата подписания (утверждения) акта и его номер;

· наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

· Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату. При принятии акта возможно обсуждение и обязательно голосование. Но большинство актов управления принимается единолично.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер.

 Государственная регистрация осуществляется МЮ Российской Федерации, которая ведет Государственный реестр нормативных правовых актов ФОИВ. Включает в себя:

· юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;

· принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

· присвоение регистрационного номера;

· занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

После регистрации они подлежат официальному опубликованию.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.