Какие шутки запрещены и порицаемы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Какие шутки запрещены и порицаемы

2019-08-07 178
Какие шутки запрещены и порицаемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Какие шутки запрещены и порицаемы

Как было уже упомянуто, шутки в своей основе дозволены, однако, у дозволенных шуток есть свои условия и границы, поскольку в противном случае шутки зачастую становятся причиной множества бедствий и грехов, как вражда, ненависть и даже впадение в неверие.

 

О недопустимости шутить с вопросами брака и развода

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В трех вещах серьезность и шутка равнозначны: никах, развод, и возвращение разведенной». Абу Дауд 2194, ат-Тирмизи 1184, Ибн Маджах 2039. Достоверность хадиса подтвердили Имам Ибн аль-Джаруд, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. “Тухфатуль-мухтадж” 2/398, “Умдату-ттафсир” 1/285, “Тахридж Мишкат аль-масабих” 3/310, “Ируауль-гъалиль” 1826.

От Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто в шутку дал развод или освободил раба, то будет так, как он сказал». ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 6530.

Имам аль-Хаттаби в “Ма’алиму-Ссунан” сказал: “Слова любого, кто пошутил вещами, упомянутыми в хадисе, вступают в силу. И его отговорки в расчет не берутся”.

Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Если совершеннолетний шутит относительно развода, брака или возвращения разведенной жены, то вступает в силу то, что он сказал в шуточной форме. Это указывает на то, что слова шутки в данном вопросе принимаются в расчет, не смотря на то, что слова спящего, забывающего, умалишенного и принужденного не принимаются в расчет”. См. “Задуль-ма’ад” 5/204.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Развод в шутку и всерьез имеют одинаковую силу, однако разница между ними в том, что дающий развод всерьез подразумевает как слова, так и положение, тогда как тот, кто шутит, подразумевает слова, но не дело!” См. «Шархуль-мумти’» 10/461.

Более того, имамы передавали единогласное мнение о том, что развод в шутку является действительным! Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что развод всерьез и в шутку одинаковы в положении”. См. «аль-Иджма’» 24.

Исключением являются те, кто не знал об этом положении, поскольку незнание, является оправданием в Исламе. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 211, “Раф’уль-харадж фи-шшари’а” 237.

Как же много мусульман в наши дни позволяют себе шутить с вопросами брака и развода, и ведь среди них есть такие, кто по три и более раза давал развод своей жене в шутку, не придавая этому должного внимания, и возможно уже совершает с ней прелюбодеяние.

О Аллах, убереги нас от зла наших языков!

 

О ложных шутках

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я гарантирую дом на краю Рая тому, кто оставил спор, даже если он был прав; и я гарантирую дом посреди Рая тому, кто оставил ложь даже в шутку. И я гарантирую дом в верхних пределах Рая тому, у кого наилучший нрав». Абу Дауд 4800, аль-Байхакъи 10/249. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует раб Аллаха по настоящему до тех пор, пока не откажется он ото лжи в шутках». Ахмад, ат-Табарани. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 4250.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “ Ложь не позволительна ни всерьез, ни в шутку! Читайте если хотите слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (ат-Тауба 9: 119)”. Ибн Аби Шейба 6/124, ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1497. Иснад достоверный.

 

Высмеивание мусульман

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть одни из вас не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не каются, те несправедливые» (аль-Худжурат 49: 11).

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “ Однажды я сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Достаточно тебе и того, что Сафийя (его жена) такая-то и такая-то (мала ростом)!” Услышав это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Поистине, ты сказала такое, что осквернило бы собой целое море, если бы смешалось с ним!»” Абу Дауд 4875, ат-Тирмизи 2502. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Воистину, высмеивание и издевательство над мусульманами является запретным, даже если это делается в шуточной форме! Подобной является одной из причин, которая влечет вражду, ненависть и раскол среди мусульман, что противоречит необходимости согласия и единству мусульман на правильных убеждениях. Именно поэтому Халид ибн Сафуан говорил: “Было сказано: «У всякой вещи есть свое начало, а началом вражды является шутка»”. Абу ‘Убайд в “аль-Амсаль” 85.

 

Шутки, связанные с гъиба

От Муталиба ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гъиба – это то, что сказано о человеке за его спиной из того, что в нем есть». аль-Хараиты в «аль-Ахлякъ» 1/142. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1992.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.

Передают, что однажды при пророке (мир ему и благословение Аллаха) упомянули одного человека, сказав: “Поистине, он не ест, пока его не покормят, и не садится верхом, пока его не посадят!” И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Вы совершили гъиба за него». Они сказали: “О посланник Аллаха! Мы ведь сказали только то, что ему присуще!” На это он ответил: «Достаточно вам упомянуть о том, что действительно есть в вашем брате!» аль-Асбахани. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 3/128.

И как же часто мусульмане совершают гъиба за спиной друг друга лишь ради шутки и забавы!

 

Излишество в шутках и смехе

Излишество и неумеренность в шутках, как и во всех прочих делах, порицаема. Постоянство и неумеренность в шутках никак не красят праведного мусульманина. Постоянное подшучивание достойно порицания и по той причине, что это подразумевает праздное времяпровождение, заставляет людей излишне много смеяться, а иногда приводит к ненависти, обидам или утрате уважения друг к другу. Еще хуже, когда сарказм носит адресный характер и задевает честь мусульман. О таких ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “К шутнику относятся с пренебрежением”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 395.

Имам ан-Науауи сказал: “ Ученые говорили, что запретными являются такие шутки, когда человек излишествует в этом и делает это постоянно. Запретность таких шуток объясняется тем, что они делают грубыми сердца, отвлекают от поминания Аллаха и зачастую сопровождаются причинением обиды, что порождает ненависть и приводит к утрате достоинства. Если же в шутках нет упомянутого, то нет в них и запрета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) иногда шутил, преследуя определенную пользу, которая состояла в том, чтобы привести собеседника в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства по отношению к нему. Шутить подобным образом не запрещается, напротив, это соответствует Сунне и является желательным”. См. “аль-Азкар” 343.

Также многочисленные шутки – причина многочисленного смеха, а много смеха является порицаемым. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не смейся много, ибо, поистине, множество смеха умерщвляет сердце». аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 253, Ибн Маджах 4193. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Что же касается немногочисленного смеха, то нет в нем ничего порицаемого, поскольку смеялся пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и праведные имамы. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он рассмеялся и спросил: «Знаете ли вы, почему я смеюсь?» Мы сказали: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда он сказал: «В День воскрешения раб спросит своего Господа: «О Господь мой, разве Ты не обещал мне защитить меня от несправедливости?» Господь скажет: «Да». Раб скажет: «Но только я один могу свидетельствовать о себе». Господь скажет: «Сегодня достаточно того, что ты сам будешь свидетельствовать против себя вместе с благородными писцами». После этого человек будет лишен дара речи, а каждой из частей его тела скажут: «Говори». И каждая из них расскажет о его делах, а потом ему вернут дар речи, и он воскликнет: «Чтобы вы пропали, ведь я хотел защитить вас!» Муслим 4/261.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) осадил жителей Таифа, он не смог его покорить и сказал: «Поистине, если захочет Аллах Всевышний, мы вернемся в Медину». Сподвижники стали говорить: «Неужели мы уйдем, так и не взяв его?» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Так идите в бой!», и они бросились в бой. Когда же многие были ранены, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вновь сказал: «Поистине, завтра мы возвращаемся!» Это обрадовало мусульман, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся”. Муслим 3/184.

 

Пугать в шутку

‘Абдур-Рахман ибн Абу Лейля рассказывал: “Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) мне рассказывали, что однажды во время одного из походов вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) один из них уснул, и пока он спал, они взяли его стрелы. Когда же он проснулся, то испугался, и они стали смеяться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил их: «Почему вы смеетесь?» Они сказали: “Мы взяли его стрелы, пока он спал, что испугало его”. Тогда он сказал: «Запрещено мусульманину, пугать мусульманина!» Абу Дауд 5003, ат-Тирмизи 3/431. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

 

Брать в шутку чужое

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не берет даже палку своего брата ни в шутку, ни всерьез! А тот, кто взял палку своего брата, пусть вернет ее ему». Ахмад 4/221, ат-Тирмизи 2160. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани.

Имам аз-Заркаши сказал: “То, что делают люди, когда берут принадлежащее другим в качестве шутки, является запретным! Это запрещено даже в шутку хоть человек и желает это вернуть, и приравнивается это к совершенному всерьез, потому что это пугает его брата-мусульманина, который считает, что потерял свои вещи”. См. “Тухфатуль-мухтадж” 10/287.

 

Шутить с помощью оружия

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не направляет железо (оружие) на своего брата, ибо, поистине, ангелы будут проклинать того, кто направит на своего брата острие оружия, пока он не отведет его, даже если этот человек будет его братом по отцу и матери!» аль-Бухари 7072, Муслим 2617.

Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе указание на величие неприкосновенности мусульманина и указание на строгий запрет пугать его… И неважно будет это сделано в шутку или всерьез”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/448.

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби в комментарии этого хадиса и предыдущего, сказал: “Причина запрета брать чужие вещи в том, что подобное пугает мусульманина. Также и наведение на него оружия пугает его. Если человек делает это с намерением навредить, то заслуживает величайший грех! Если же делает это шутя, то его грех меньше”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 9/16.

 

Шутить следует не с каждым

Не с каждым следует шутить и подшучивать. Например, не следует шутить с незнакомыми людьми, которые могут понять неправильно шутку, или с учеными, или с теми, кто не понимает шуток и т.п. В качестве примера тому, что не с каждым человеком следует шутить можно привести слова Са’ида ибн аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах), который сказал своему сыну: “О сынок, не подшучивай над благородным, ибо он может возненавидеть тебя за это, и не подшучивай над низким, ибо он станет тебе дерзить”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 398.

Имам Ибн Хиббан сказал: “Если человек будет шутить с тем, кто не из его окружения (положения), то он начнет презирать его и грубить ему, даже если шутка была правдивой. Каждая вещь должна быть на своем месте, и не следует шутить, кроме как с теми, с кем положено”. См. “Раудатуль-‘укъаля” 80.

Халяф ибн Салим рассказывал: “Однажды мы были в собрании Язида ибн Харуна и он стал шутить. В это время закашлял Ахмад бин Ханбаль. Он спросил: «Кто кашляет?» Ему сказали: «Ахмад бин Ханбаль». Тогда он хлопнул себя полбу и сказал: «Разве вы не могли мне сообщить о том, что Ахмад тут, чтобы я не шутил?!»” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/169.

Язид ибн Харун – это был известный имам своего времени. Имам аз-Захаби в «ас-Сияр» в описании его биографии сказал: “Он любил пошутить, однако не делал этого в присутствии имама Ахмада из-за почтения к нему”.

Имам Ахмад говорил: “Не следует ученому вести себя по-простому перед простолюдом. А когда он желает сделать что-то обычное, то пусть скроет это от них”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 2/217.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Некоторые саляфы говорили: «Мы часто шутили и смеялись, но когда мы стали теми, за кем следовали и кому подражали, то перестали делать это (прилюдно)»”. См. “Сайд аль-хатыр” 183.

А в качестве примера того, что не следует шутить с теми, кто не понимает шуток, можно привести историю, которую передал Ибн Хаууайз аль-Миндад: “Однажды один человек пришел к ‘Убайдуллаху ибн аль-Хасану, который был судьей в Куфе. ‘Убайдуллах стал с ним шутить, на что тот сказал ему: «Не проявляй невежество, о судья!» ‘Убайдуллах спросил ему: «С чего ты взял, что шутка – это невежество?!» Тот прочитал аят: «Вот Муса сказал своему народу: “Аллах приказывает вам зарезать корову”. Они сказали: “Неужели ты насмехаешься над нами?” Он сказал: “Прибегаю к Аллаху от того, чтобы оказаться одним из невежд”» (аль-Бакъара 2: 67). Тогда ‘Убайдулах отвернулся от этого человека, поскольку посчитал его невеждой, который не может отличить шутку от насмешек ”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/181.

 

Примеры шуток посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха),

Примеры шуток и смешных ситуаций среди саляфов

‘Аммара бинт ‘Абдуррахман рассказывала: “В Мекке жила одна женщина, которая часто шутила. И как-то она остановилась у другой женщины, которая была подобна ей в этом. Когда же это рассказали ‘Аише, она сказал: “Истину говорил мой возлюбленный пророк (мир ему и благословение Аллаха)! Я слышала, как он сказал: «Души подобны воинам! Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся»”. Абу Я’ля 7/344, аль-Байхакъи в «аш-Шу’аб» 6/497. Иснад достоверный.

Гъалиб аль-Къаттан рассказывал: “Однажды я пришел к Мухаммаду ибн Сирину, а он любил пошутить, и спросил его о Хишаме ибн Хассане”. Он сказал: “Аллах забрал его вчера, ты не знал?” Я сказал: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся» (аль-Бакъара 2: 156). Тогда он засмеялся и прочитал аят: «Аллах упокаивает души в момент их смерти, а ту, которая пока не умирает, Он забирает во время сна» (аз-Зумар 39: 42). См. “аль-Джа’дият” 1478.

Однажды Аш’абу сказали: «Ты требовал знание и сидел с учеными, о если бы ты сидел с нами и мы слушали тебя». Он сказал им: “Хорошо”. Когда они встретились, они сказали: «Расскажи нам». Он сказал: “Я слышал, как ‘Икрима сказал: «Я слышал, как Ибн ‘Аббас сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Два качества не соберутся в верующем», а затем Аш’аб замолчал. Его спросили: “Так что за два качества?” Он сказал: “Икрима забыл одно качество, а я другое”. аль-Хатыб в “ат-Тарих” 7/38, Ибн ‘Асакир в “ат-Тарих” 9/152.

Однажды один человек пришел к Абу Ханифе и спросил: “Если я сниму одежду и зайду в реку, чтобы взять полное омовение, куда следует мне обратить взор в сторону Каабы или куда-то еще?” Абу Ханифа ответил: “Лучше обрати свой взор в сторону одежды, чтобы ее не своровали”. См. “аль-Марах филь-мизах” 35.

Однажды мимо Ибн Аби ‘Атикъа проходил человек с собакой, и он спросил его: “Как тебя зовут?” Тот ответил: “Уассаб”. Ибн Аби ‘Атикъ спросил: “А собаку?” Тот сказал: “Амр”. Тогда Ибн Аби ‘Атикъ сказал: “Должно быть наоборот”. См. “Тахзиб аль-камаль” 16/67.

 

Примеры шуток современных ученых

Шейх Салих ас-Садхан в биографии шейха Ибн База рассказывал: “Однажды один из требующих знания ехал с шейхом аль-Альбани в его машине. А шейх всегда ездил быстро. Тогда этот студент ему сказал: “О шейх, сбавь скорость, шейх Ибн Баз считает, что разбившийся на большой скорости подобен тому, кто бросает себя на погибель”. Шейх аль-Альбани сказал: “Это фатуа того, кто не ездил никогда за рулем”. (Ибн Баз был слепым). Студент спросил: “Можно передать это шейху Ибн Базу?” Шейх аль-Альбани сказал: “Да”. Когда же этот студент рассказал шейху Ибн Базу о словах шейха аль-Альбани, Ибн Баз сказал: “А ты передай ему, что это фатуа того, кто никогда не выплачивал искупление (за убийство)”. См. также “аль-Мизах адаб уа ахкам” 95.

Однажды шейх Ибн ‘Усаймин ехал в такси и водитель спросил: “Как звать шейха?” Он ответил: “Мухаммад ибн ‘Усаймин”. Таксист подумал, что он шутит, так как не подозревал, что на самом деле везет шейха Ибн ‘Усаймина. Когда же Ибн ‘Усаймин спросил его: “А тебя брат как звать?” Таксист ответил: “Абдуль-Азиз ибн Баз”. Тогда Ибн ‘Усаймин рассмеялся и сказал: “Однако шейх Ибн Баз слепой и не водит машину”. См. “Ибн ‘Усаймин аль-имам аз-захид” 330.

Однажды шейх Мукъбиль ибн Хади рассказывал своим ученикам, как к нему позвонил кто-то по телефону и интересовался вопросом никаха, а в это время его жена сидела рядом. Шейх специально сказал: “Если это требующая знание, то да хранит ее Аллах!”, чтобы жена подумала, что позвонила женщина. И шейх сказал: “Тогда жена схватила меня за шею и сказала: «Что?!»” См. “аль-Имам аль-альма’и Мукъбиль ибн Хади аль-Уади’и” 151.

 

И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!

www.islam-forum.ws

Какие шутки запрещены и порицаемы

Как было уже упомянуто, шутки в своей основе дозволены, однако, у дозволенных шуток есть свои условия и границы, поскольку в противном случае шутки зачастую становятся причиной множества бедствий и грехов, как вражда, ненависть и даже впадение в неверие.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.