Музыкальные традиции в садах и парках — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Музыкальные традиции в садах и парках

2019-08-07 257
Музыкальные традиции в садах и парках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проходя по аллеям Нижнего парка, посетители в наши дни нередко могут услышать звуки музыки – старинные марши в исполнении духового оркестра или классическую музыку. В этом случае уместно будет включить в экскурсионный рассказ информацию о музыкальных традициях в садах и парках.

Сад барокко XVIII века невозможно представить себе безмолвным. Садовые мастера придавали особое значение звукам. Это были трели певчих птиц в вольерах и на свободе (ворон и галок за скверные крики безжалостно изгоняли). Целую симфонию создавали звуки воды – плеск фонтанных струй, падающих в чаши и бассейны, шум потоков, низвергающихся по ступеням каскадов, стук капель, сорвавшихся со сводов грота. К этому нужно добавить шум моря и специальные звуковые устройства, приводимые в действие водой (например, фонтан «Фаворитка», Клокшпиль – устройство со стеклянными колокольчиками, находившееся в восточной Воронихинской колоннаде).

Праздники и гуляния в саду обязательно сопровождались музыкой. Особый жанр садовой музыки зародился при дворе французского короля Людовика XIV. Родоначальником этого жанра по праву считается французский композитор Жан-Батист Люлли, писавший музыку для придворных празднеств. Пышный и торжественный характер его произведений прекрасно отражал блеск и богатство двора короля-Солнце.

Первые упоминания о садовой музыке в России относятся к петровской эпохе. Музыканты того времени играли на гобоях, валторнах, флейтах, барабанах, литаврах. С середины XVIII века огромную популярность завоевала рогова́я музыка, ставшая чисто русским явлением. Особенностью роговы́х оркестров было то, что каждый инструмент мог издавать только одну ноту. Глубокая по звучанию рогова́я музыка, напоминающая орган, оказывала сильное впечатление на современников. К середине XIX века роговы́е оркестры вышли из моды, на смену им пришли струнные и духовые оркестры. В репертуар входили танцы (вальсы, кадрили, польки, галопы), марши, отрывки из популярных опер.

В Петергофе, который был местом придворных развлечений, музыка звучала очень часто. В документах XVIII века многократно встречаются упоминания о том, что обеды сопровождались игрой на трубах, валторнах, литаврах и других инструментах. В Петергофе отмечались как государственные праздники, так и знаменательные даты, связанные с жизнью императорской семьи. Особенно пышно отмечали 22 июля именины императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I. В этот день гости на линеях и в экипажах катались по парку. Звучали роговые оркестры, балетные ученики изображали в саду нимф и фавнов. При Николае I большие гуляния, сопровождаемые музыкой, происходили в Петергофе ежегодно
1 июля, в день рождения супруги императора – императрицы Александры Федоровны.

В настоящее время эта старинная традиция поддерживается. Музыка, звучащая в парке, создает определенное настроение – лирическое, торжественное или праздничное, многократно усиливает впечатление от увиденного.

 


Список литературы

1. Архипов Н.И. Петродворец / Н.И. Архипов, А.Г. Раскин. – Л.-М.: Искусство, 1961.

2. Белкина Т.Л. Садово-парковое пространство как художественная интерпретация научной картины мира / Т.Л. Белкина, В.В. Дормидонтова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. –№3.

3. Вергунов А.П. Русские сады и парки / А.П. Вергунов, В.А. Горохов. – М.: Наука, 1988.

4. Волкова О.Д. Сады Марли. История формирования объемно-пространственной композиции / О.Д. Волкова // Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. – СПб.: Европейский дом, 2012.

5. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога / С.Б. Горбатенко. – СПб.: Европейский дом, 2001.

6. Горбатенко С.Б. Петергоф основан в 1704 году / С.Б. Горбатенко // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. – СПб.: Белое и черное, 2004. –№7.

7. Гущин В.А. История Петергофа и его жителей. Кн. I, IV / В.А. Гущин. – СПб.: НИИХ СПбГУ, 2001.

8. Зинде А. Семь раз отмерь / А. Зинде // Ландшафтный дизайн. – 2008. –№1.

9. Ильинская Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры / Н.А. Ильинская. – СПб.: Стройиздат. С.-Петербургское отделение, 1993.

10. Каргапольцев С.Ю. Археологические раскопки в Петергофе (итоги работ 2001-2004 гг.) / С.Ю. Каргапольцев, М.Ю. Каргапольцев, В.Н. Седых // Труды Санкт-Петербургской археологической экспедиции СПбГУ – СПб.: изд-во С-Петерб. ун-та, 2005.

11. Коренцвит В.А. Где был сад Бахуса? / В.А. Коренцвит // Ленинградская панорама – Л.: Лениздат, 1983, № 3.

12. Лихачев Д.С. Поэзия садов / Д.С. Лихачев. – Л.: Наука, 1982.

13. Малиновский К.В. Бартоломео и Франческо Растрелли / К.В. Малиновский. – СПб.: Левша, 2017.

14. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры / С.С. Ожегов. – М.: Стройиздат, 1993.

15. Партина А.С. Архитектурные термины. Иллюстрированный словарь. / А.С. Партина. – М.: Стройиздат, 1994.

16. Пащинская И.О. Монплезирский сад. Объемно-пространственная структура. Три века истории. / И.О. Пащинская // Научные чтения памяти Т.Б. Дубяго, посвященные 70-летию защиты Т.Б. Дубяго кандидатской диссертации «Летний сад и его восстановление». Материалы международной конференции, 2011.

17. Пащинская И.О. Осветительные приборы петергофских иллюминаций. XVIII – XIX века. / И.О. Пащинская // Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф»  25-26.04.2016. СПб: ГМЗ «Петергоф», 2017.

18. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. – М.: Искусство, 1995.

19. Раскин А.Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны / А.Г. Раскин. – Л.: Лениздат, 1984.

20. Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси / Е.А. Рябинин. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997.

21. Самин Д.К. 100 великих архитекторов / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2001.

22. Тихомирова М. Памятники. Люди. События. / М. Тихомирова. – Л.: Художник РСФСР, 1984.

23. Юмангулов В.Я. Петергофский Самсон. Биография памятника. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2015.

24. Юмангулов В.Я. Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: каталог коллекции / В.Я. Юмангулов, Н.Ю. Хадеева. – СПб: ГМЗ Петергоф, 2016.

25. Версаль и Марли: Сады Людовика XIV: Альбомы, подаренные Петру I герцогом д’Антеном в 1717 году / Ред.-сост. Д. Гузевич, И. Гузевич, Б. Бенц. – СПб: Европейский дом, 2017.

Материалы ГМЗ «Петергоф»:

1. Архипов Н.И. Материалы по истории строительства фонтанного водовода в Петергофе (1721-1850 гг.). Научный архив ГМЗ «Петергоф», 1957.

2. Щебуняева О.М. Методическое пособие для подготовки экскурсии по Нижнему парку. ГМЗ «Петергоф», 2010.

[AS1]


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.