Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи

2019-08-07 213
Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федеральное государственное

автономное образовательное учреждение

 

 

Функция кортиева органа.

Рецепторный аппарат слухового анализатора, или спиральный кортиев орган, расположен внутри улитковой части перепончатоголабиринта на верхней поверхности основной пластинки

Вдоль внутренней части основной пластинки, на некотором расстоянии друг от друга, расположены два ряда столбовых клеток, которые, соприкасаясь своими верхними концами, отграничивают свободное треугольное пространство, или тоннель. По обе стороны от него находятся чувствительные к звуковым колебаниям см/ховые, или волосковые, клетки, каждая из которых на своей верхней свободной поверхности имеет 15--20 небольших тончайших волосков. Концы вслосков погружены в покровную пластинку, она укреплена на костной-спиральной пластинке и свободным концом покрывает кортиев орган. Волосковые клетки расположены кнутри от тоннеля в один ряд, а кнаружи--в три ряда. От основной пластинки они отделены опорными клетками.

К основаниям волосковых клеток подходят конечные разветвления волокон биполярных нервных клеток, тела которых расположены в центральном канале костного стержня улитки, где они образуют так называемый спиральный узел, гомологичный межпозвоночному узлу спинномозговых нервов. Каждая из трех с половиной тысяч внутренних волосковых клеток связана с одной, а иногда и с двумя отдельными нервными клетками. Наружные волосковые клетки, количество которых достигает 15--20 тысяч, могут быть соединены и с несколькими нервными клетками, но при этом каждое нервное волокно дает ответвления только к волоско-вым клеткам одного и того же ряда.

Перилимфа, окружающая перепончатый аппарат улитки, испытывает давление, которое и меняется соответственно частоте, силе и форме звуковых колебаний.

Изменения давления вызывают колебания основной пластинки вместе с расположенными на ней клетками, волоски которых испытывают при этом изменения давления со стороны покровной пластинки. Это, по-видимому, и ведет к возникновению возбуждения в волосковых клетках, которое передается на конечные разветвления нервных волокон.

Проводящие пути слухового анализатора.

Первый нейрон проводящих путей слухового анализатора -- упомянутые выше биполярные клетки. Их аксоны образуют улитковый нерв,, волокна которого входят в продолговатый мозг и оканчиваются в ядрах, где расположены клетки второго нейрона проводящих путей. Аксоны клеток второго нейрона доходят до внутреннего коленчатого тела,главным образом противоположной стороны. Здесь начинается третий нейрон, по которому импульсы достигают слуховой области коры больших полушарий (рис. 5).

 

Рис. 4. Схема проводящих путей слухового анализатора:

1 -- рецепторы кортиева органа; 2 -- тела биполярных нейронов;

3 -- улитковый нерв; 4 -- ядра продолговатого мозга, где ' расположены тела второго нейрона проводящих путей; 5 -- внутреннее коленчатое тело, где начинается третий нейрон основных проводящих путей; 6 *-- верхняя поверхность височной доли коры больших полушарий (нижняя стенка поперечной щели), где оканчивается третий нейрон; 7 -- нервные волокна, связывающие оба внутренних коленчатых тела; 8 -- задние бугры четверохолмия; 9 -- начало эфферентных путей, идущих от четверохолмия.


Помимо основного, проводящего пути, связывающего периферический отдел слухового анализатора с его центральным, корковым отделом, существуют и другие пути, через которые могут осуществляться рефлекторные реакции на раздражение органа слуха у животного и после удаления больших полушарий.

Особое значение имеют ориентировочные реакции на звук. Они осуществляются при участии четверохолмия, к задним и отчасти передним буграм которого идут коллатерали волокон, направляющихся к внутреннему коленчатому телу.

Опыт Вебера

Приложив телефон для костной проводимости на центральную линию черепа (лоб или темя), находят направление латерализации звука, изменяя частоту от 250 до 1000 гц.

При изменении силы звука направление латерализации может измениться в некоторых случаях воспринимающей тугоухости с рекрутированием; однако оно не изменяется в случаях проводниковой тугоухости.

Аудиометрический Ринне

Из измерения порогов костной проводимости получается разница на аудиограмме между кривыми воздушного и костного порогов, известная как "аудиометрический Ринне". Она равна нулю в случаях воспринимающей тугоухости или нормального слуха и отрицательна в случаях проводниковой или смешанной тугоухости. При исследовании посредством правильно прокалиброванного аудиометра "аудиометрический Ринне" никогда не может быть положительным по совершенно понятным соображениям.

Опыт с обтурацией (Бинг)

Этот опыт проводится одновременно с предыдущими. При каждой из более низких частот (250, 500 и 1000) измеряют порог сначала с открытым наружным слуховым проходом, а затем с пальцем на козелке, стараясь не сжимать воздуха в проходе (который превратил бы этот опыт в опыт Желле).

В случаях нормального слуха или чисто воспринимающей тугоухости разница между двумя порогами будет 10-15 дб для каждой частоты. Складывая три разности, как рекомендует Салливэн (Sullivan, 1947), получаем 30-45 дб ("О" индекс). Если, наоборот, имеем случай фиксации стремени или адгезивного отита в стадии функционального анкилоза, не получается никакой разницы в порогах и "О" индекс будет равен нулю. "О" индекс в 10-25 дб указывает на частичное поражение звука проводящих путей.

Результаты опытов Вебера, Швабаха, Ринне и Бинга должны совпадать. Одно и то же повреждение среднего уха будет вызывать латерализацию при опыте Вебера на хуже слышащее ухо, отрицательный опыт Ринне и уничтожение "О" индекса. Отсюда логически надо ожидать очень тесной корреляции этих тестов. Не совсем правильно утверждать, что во всех случаях проводниковой тугоухости латерализация осуществится в сторону хуже слышащего уха. Более точно будет сказать, что при опыте Вебера латерализация будет в сторону, на которой опыт Ринне более отрицателен.

Существуют случаи смешанной тугоухости, при которых звук латерализуется на лучше слышащее ухо; установлено, что опыт Ринне более отрицателен как раз на той же стороне.

Не следует удивляться, если кривая порога костной проводимости ниже на стороне, на которую латерализуется звук. Это - парадокс, но его существования нельзя отрицать. Так, на рис. 2 видно (при условии, что левое ухо совсем нормальное, а правое ухо имеет очень резкую, чисто проводниковую тугоухость), что костная проводимость левой стороны будет нормальной, в то время как на правое ухо она будет понижена на 10-15 дб при частотах от 1000 до 2000 гц там, где кривая порога дает "спад Кархарта". В опыте Вебера, однако, всегда латерализация имеет Место во всей слышимой области в пораженное ухо.

Этот факт не объясняется существующей и общепринятой теорией костной проводимости и создается впечатление, что не хватает чего-то существенного. Лангенбек старался восполнить этот пробел, но пока нет уверенности в том, что это ему удалось, ибо разница порогов костной проводимости обоих ушей часто такоза, что кажется вероятным, что они будут компенсировать запаздывание "лабиринтного звука", чем автор объясняет латерализацию звука на хуже слышащее ухо.

Эта разница дает возможность вывести кривую костной проводимости для того уха, в которое латерализуется звук в опыте Вебера; для выведения костной проводимости уха, в которое звук не латерализуется, нужно пользоваться методикой выключения противоположного уха.

Аудиометрия

Аудиометрия позволяет выявить нарушения слуха. Существует несколько методов, с помощью которых можно оценить степень и характер глухоты, а также получить сведения о причинах глухоты. Аудиометрия уха является одним из этих методов.

Как проводят аудиометрию?

Аудиометрию проводят при помощи специального прибора - аудиометра. Аудиометр — это электронный прибор для определения порога слышимости на различных звуковых частотах. Аудиометр применяется для:

· Проведения тональной пороговой аудиометрии.

· Дифференциации поражений слуха.

· Проверки речевого восприятия (речевая аудиометрия).

· Объективных исследований слуха.

Речевая аудиометрия

Речевая аудиометрия является основным методом для определения социального и клинического состояния слуха. В ходе речевой аудиометрии изучается, при какой интенсивности звука пациент слышит речь. Исследование проводится путем предъявления заранее записанных на цифровой носитель тестовых слов или предложений и определения их разборчивости. Пациент должен попытаться повторить эти слова. По полученной в ходе речевой аудиометрии кривой врач делает заключение о степени глухоты. При глубокой глухоте пациент не способен повторить тестовые слова даже при очень высокой громкости.

История

В письменной истории остались многие наивные «теории зрения», предсказательная сила которых была невелика. Даже гениальные предположения учёных прошлого были в основном умозрительны, так какестественные науки в те времена не обладали необходимым инструментарием для проведения исследований. Как следствие, понятийный аппарат науки был был сформирован недостаточно, и невозможно было провести многие критически важные эксперименты.

Начало бурного развития естественных наук можно отнести к ХIХ веку, когда специалисты в области биологии,химии и физики сделали огромный прорыв в естественных науках. В этот период были заложены

Рассмотрим наиболее заметные предположения, гипотезы и теории цветового зрения в хронологическом порядке.

Религиозная гипотеза

Вопросы связанные с работой органа зрения всегда волновали человека, поэтому во многих религиях даётся своя трактовка устройства глаза и принципа зрения человека. Всё обычно сводится к тому, что глаз человека является настолько сложным и уникальным органом, что его не могла создать природа в процессе эволюции, а посему, таким образом, система зрения четко свидетельствует о существовании Бога-Творца.

Научные теории

Воззрения древнего мира

Ещё древнегиптские изображения свидетельствуют о том, что в древности существовали мысли об «излучении» глазом особых «лучей», как бы «ощупывающих» окружающий, видимый мир.

Гипотеза М. В. Ломоносова

Представление о биофизическом восприятии цвета в середине XVIII столетия впервые ввел М. В. Ломоносов. Это было его «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее, июля 1-го дня 1756 года говоренное». Основные положения гипотезы Ломоносова:

количество основных цветов сведено к трем (красный, зелёный, жёлтый) — это то минимальное число цветов, которые в различной комбинации позволяют получить все цветовые тона (правда, не все воспринимаемые цвета);

воздействие на глаз различно по характеру, но едино по своей природе («коловратное движение эфира»);

необходимость и достаточность анализа трёх зон спектра.

Так в теориях цветового зрения появилось число «три». Гипотеза Ломоносова была первой, которая содержала все основные требования, предъявляемые к теории.

Теория Т. Юнга

В 1807 году, спустя пол столетия после Ломоносова, Томас Юнг предложил свою теорию цветового зрения. Он постулировал наличие в сетчатке глаза механизмов трёх типов, наиболее чувствительных к коротковолновому участку видимого спектра, к средневолновому участку и к длинноволновому участку. Эти три различных механизма должны были быть связаны с тремя главными цветами — красным, зелёным и фиолетовым. Он предположил, что глаз анализирует каждый цвет в отдельности и передаёт сигналы о нём в мозг по трём различным типам нервных волокон: один тип передаёт сигнал о наличии красного цвета, второй — зелёного, а третий — фиолетового. Этот вывод опирался исключительно на предположении, что, поскольку трёхкомпонентность цвета не имеет обоснования в теории света, то в таком случае это должно быть свойством самого глаза.

Долгий спор Ньютона и Гёте

Теория цвета Иоганна Вольфганга Гёте, опубликованная в 1810 г., очаровывала физиков более ста лет. Гёте был не только поэтом, но и естествоиспытателем-энциклопедистом, с очень широким кругозором.

Теория Юнга — Гельмгольца

Ещё пол-столетия спустя (1853 г.) гипотезу Т. Юнга развил учёный Г. Гельмгольц, немецкий биолог и физик, который, впрочем, не упоминает известной работы Ломоносова «О происхождении света», хотя она была опубликована и кратко изложена на немецком языке.

Изучив работы Максвеллаи Грассмана Гельмгольц развил теорию Юнгапридал ей форму, известную теперь под названием теории цветового зрения Юнга-Гельмгольца.

Гельмгольц сделал вывод, что для получения цветов требуется 4 или более основных цветов. Позже он предположил достаточность всего трёх основных механизмов исходя из предположения о том, что они обладают спектральной чувствительностью в широком, частично перекрывающемся диапазоне. Согласно предположениям его гипотезы в сетчатке глаза человека должны быть три вида колбочек, максимум чувствительности которых приходится на красный, зелёный и синий участок спектра, то есть соответствуют трём «основным» цветам. Правда эта гипотеза не может объяснить ни механизм обработки сигналов, ни постоянство ощущения цвета (константность цвета) при изменении спектрального состава источника света. Кроме того, во-первых до сих пор так и не удалось обнаружить никаких различий между колбочковыми рецепторами сетчатки, а следовательно гипотеза была лишена анатомических доказательств. И во-вторых гипотезу трудно согласовать с существующими в действительности цветовыми ощущениями. Мы в состоянии различить по меньшей мере четыре качественно разных цветовых ощущения, а именно красного, жёлтого, зелёного и синего цветов (а с учётом белого — пять). Ни одно из этих цветоощущений, взятое в отдельности, не похоже на другое. Поэтому возникает вопрос: как могут пять психологически разных первичных цветов сочетаться с тремя физиологическими процессами? Всё эти моменты сторонники трёхкомпонентной гипотезы зрения относят к работе головного мозга.

Теория Геринга

Основная статья: Теория Геринга

В 1870 году немецкий физиолог Эвальд Геринг сформулировал так называемую оппонентную гипотезу цветового зрения, известную также как теория обратного процесса. Он опирался не только на существование пяти психологических ощущений, а именно ощущение красного, жёлтого, зелёного, синего и белого цветов, но также и на тот факт, что они по-видимому, действуют в противоположных парах, одновременно дополняя и исключая друг друга. Геринг постулирует наличие трёх типов противоположных пар процессов реакции на чёрный и белый, жёлтый и синий, красный и зелёный цвета.

Теория Геринга выдвигает на первый план психологические аспекты цветового зрения. Модель Геринга хорошо объяснила например «отрицательные» последовательные образы, но оставались и вопросы. Во-первых: пять разных типов светоприёмников в глазу — многовато. К тому же, зачем жёлтый рецептор, если жёлтый цвет получается смешением сигналов «красного» и «зелёного»? Во-вторых, почему противоположные жёлтый и синий дают белый цвет, а противоположные красный и зелёный — жёлтый? В настоящий момент ни анатомических, ни физиологических доказательств этой гипотезы нет.

Теория Геринга, развитая Гуревичем и Джеймсоном, известна также как оппонентная теория. В ней сохраняется три системы рецепторов: красно-зеленые, желто-голубые и черно-белые. Предполагается, что каждая система рецепторов функционирует, как антагонистическая пара. Как и в теории Юнга — Гельмгольца, считается, что каждый из рецепторов (или пар рецепторов) чувствителен к свету волн разной длины, но максимально чувствителен к волнам определенной длины.

Теория Лэдд-Франклин

Теория Лэдда-Франклина 1892 г. базируется на учёте реакции колбочек на психологические основные цвета — красный, зелёный, жёлтый и синий.

Предполагается существование некой сложной фоточувствительной молекулы, которая по-разному реагирует на красный, зеленый, синий и желтый свет, высвобождая вещества, стимулирующие соответствующие нервные окончания. Теория эволюционно ориентирована: двухцветная система зрения объясняется существованием менее высоко развитой молекулы, а ахроматическое зрение — еще более примитивной. Эта теория в настоящее время имеет лишь историческое значение.

Зонная теория Крисса

В свое время между сторонниками трёхкомпонентной теории цвета, основанной на идеях Ломоносова и Ньютона, и сторонниками оппонентной теории, велись жаркие споры. К концу ХХ века эти теории стали считать взаимно дополняющими интерпретациями. В частности Крисс, в своей «зонной теории», предложенной им ещё в начале ХХ века, сделал попытку объединения конкурирующих концепций. Трехкомпонентная теория более была применена для описания функционирования уровня рецепторов, а оппонентная теория — для описания нейронных систем более высокого уровня зрительной системы. Однако эти теории взаимоисключают друг друга.

Теория Кёнинга

В теории Кёнинга 1903 г., постулируется, что ощущение яркости обусловлено срабатыванием специального рецепторного механизма, состоящего из групп колбочек, спектральная реакция которых совпадает с функцией нормальной световой эффективности. Восприятие цвета обеспечивается по меньшей мере двумя другими рецепторными механизмами, также образованными группами колбочек, но с очень узкими полосами спектральной чувствительности. Теории, исходящие из этих принципиальных положений, называются доминаторно-модуляторными теориями. Доминаторы ответственны за ощущение яркости; модуляторы, модулируя доминантную реакцию, вызывают ощущения цвета.

Гипотеза Г. Хартриджа

В 1947 году появилась «полихроматическая» гипотеза Г. Хартриджа. Он полагал, что помимо трёх основных, первичных рецепторов (оранжевого, зелёного и сине-зелёного) должно быть ещё четыре или пять других дополнительных, или вторичных, включая жёлтую и синюю пару, действующую как единое целое. Модель Г. Хартриджа охватывала практически всю гамму существующих цветов. Однако к этому времени морфология, структура сетчатки и колбочек были уже достаточно хорошо изучены. В сетчатке не обнаруживалось даже двух разных типов колбочек, не говоря уже о семи. В практике же полихроматическая модель давно используется, например в семицветной печати.

Концепция М.Смирнова

В 1955 году известный исследователь цветового зрения, советский ученый М. С. Смирнов выдвинул новое предположение: все три типа приёмников находятся в одной колбочке. Это уже соответствовало всем требованиям физики к глазу как физическому прибору. Учитывая нелинейность анализа сигналов, это видимо была первая физически обоснованная модель зрения.

Модель П. Уолравена

Интересную модель создал голландский ученый П. Уолравен (иначе его фамилию упоминают, как Валравен). Он предположил, что в сетчатке человека должны присутствовать три типа колбочек, причём сигналы «красной» и «зелёной» колбочек делятся на три, а «синей» — на две части. Одна часть сигналов трёхколбочек поступает на суммирующий узел, образуя яркостный сигнал. По одной части сигнала «красной» и «зелёной» колбочек подается на второй сумматор, на выходе которого получается жёлтый сигнал. Теперь имеются четыре сигнала: красный, зелёный, жёлтый и синий. Из них образуются два сигнала двух противоположных пар: красно-зелёной и жёлто-синей. Эту модель можно было бы назвать «телевизионной» — так как она в общих чертах копирует механизм формирования цветовых сигналов в телевидении. Модель П. Уолравена, в общих чертах увязала четырёх- и трёхкомпонентную гипотезы. Позже эту же модель цветовосприятия описали Давид Хьюбл (David H.Hubel) и Торстен Вайзел (Torsten N.Wiesel), (получившиеНобелевскую премию 1981 года за работы, касающиеся принципов переработки информации в нейронных структурах и механизмов деятельности головного мозга). Они предположили, что мозг возможно может получать информацию вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах (теория Юнга - Гельмгольца), а о разнице яркости белого (Yмах) и черного (Yмин), разнице зелёного и красного цветов (G-R), разнице и синего и жёлтого цветов (B-yellow), при этом, жёлтый цвет (yellow=R+G) есть сумма красного и зелёного цветов, а R, G и B — яркости цветовых составляющих — красного, зелёного, и синего.

Получаем систему уравнений — Кч-б=Yмах-Yмин; Кgr=G-R; Кbrg=B-R-G, где Кч-б, Кgr, Кbrg — функции коэффициентов баланса белого для любого освещения. При этом они не смогли описать: ни сам механизм работы клеток, ни принцип механизма работы цветовосприятия, они касались только возможного (по их мнению) способа передачи сигналов от рецепторов в мозг. В этой теории всю обработку информации авторы также относили исключительно к работе головного мозга.

Теория Лэнда

Эдвин Лэнд предложил новую теорию цветового зрения. Суть её сводилась к тому, что цвет не зависит от длины волны; цвет — это свойство глаза, результат действия «длинных волн против коротких». По выражению Лэнда, цвет, как его видит глаз, есть информация «о распределении коротких и длинных световых волн по полю зрения». Цветовую координатную систему Лэнд представил в виде квадрата; вдоль одной стороны он расположил «короткие» волны, вдоль другой — «длинные». Диагональ — «нейтральная» линия — разделила квадрат на два треугольника, в одном из которых находились «теплые» тона, в другом — «холодные».

Эффект Лэнда пытались объяснить (опять таки только с точки зрения трёхкомпонентной гипотезы) явлением одновременного цветового контраста. Не найдя объяснения, это явление исследователи решили считать следствием работы мозга. Это привело к тому, что разные условия проявления одного и того же физического свойства глаза считаются разными эффектами, особенностями деятельности мозга.

Теория С. Ременко

В 1975 году появилась нелинейная теория зрения советского ученого С. Ременко, предполагающая наличие в глазе человека только двух типов светочувствительных элементов — одного типа палочек и всего одного типа колбочек, содержащих в себе пигменты светочувствительные сразу к нескольким областям спектра (что подтверждено в работе «Visual Pigments of Single Primate Cones» W. B. Marks, W. H. Dobelle, E. F. Mak Nichol [15]), а также нелинейность процессов формирования сигналов цветности. В отличии от всех остальных существующих на сегодня теорий она единственная, которая объясняет механизмы обработки сигналов рецепторами, поддержание баланса белого цвета и моделирует работу глаза в целом. На основе принципов сформулированных нелинейной теорией цветового зрения построена простая фотоэлектрическаядействующая модель глаза (колориметр), способная однозначно распознавать любые цвета и оттенки. Однако пока нелинейная теория зрения ещё не получила широкого распространения.

Повреждения (травмы) глаз


Травмы в структуре патологии органов зрения составляют более 10%. Большинство повреждений глаз (до 90%) носит характер микротравм и тупых травм, 8% – ожогов и 2% – проникающих ранений.
Тупые травмы (контузии) глазного яблока в 60% случаев сопровождаются, как правило, поверхностной эрозией роговицы. Эрозии сопровождаются болями, слезотечением и повышенной чувствительностью к свету. Но главную опасность представляет последующее инфицирование и воспаление эрозированной роговицы. Поверхностные эрозии заживают без последствий в течение первых суток; более глубокие эрозии часто заканчиваются помутнением роговицы и стойким снижением зрения, а вторичные эрозии вирусно-бактериальной и грибковой природы, как правило, заживают рубцеванием, резко ухудшающим оптические свойства роговицы.
Кровоизлияния в оболочки и прозрачные структуры глаза встречаются в 80% тупых травм глаза. Если кровь попадает в переднюю камеру глаза, она может создавать препятствие для прохождения света, но, как правило, особенно у детей, быстро рассасывается. При массивном кровоизлиянии в стекловидное тело развивается почти полная слепота, частичный гемофмальм приводит к значительному снижению остроты зрения и наличию тёмных подвижных пятен перед глазами. При неполном рассасывании происходит организация кровяного сгустка с возникновением рубцовых изменений в стекловидном теле, что может привести к отслойке сетчатки, атрофии глазного яблока. Кровоизлияния в сетчатку сопровождаются резким ухудшением зрительных функций (остроты и поля зрения), вплоть до светоощущения. У детей кровоизлияния довольно быстро рассасываются, у взрослых могут приводить к дистрофическим и атрофическим изменениям сетчатки.
Травматическая дислокация хрусталика может проявляться в виде подвывиха или полного вывиха хрусталика в переднюю камеру глаза или стекловидное тело. Хрусталик смещается из своего нормального положения обычно вниз. Аномалия может быть врождённого или травматического характера. Обычно снижается острота зрения и нарушается аккомодация. Выраженность нарушения зрения зависит от степени смещения хрусталика. Частое осложнение – вторичная глаукома. Подвывих и вывих хрусталика нередко сопровождаются его помутнением вследствие нарушения питания.
Контузии сетчатки являются постоянным спутником тупых травм глаза. Характеризуются помутнениями сетчатки и другими нарушениями её офтальмоскопической картины, выпадениями полей зрения и сужением их границ на белый и другие цвета, понижением темновой адаптации, а иногда и резким снижением остроты зрения. Частым осложнением сотрясений сетчатки является дистрофическое поражение жёлтого пятна с резким падением остроты зрения. Кистовидные дистрофии сетчатки могут приводить к её отслойке.


Отрыв и разрыв зрительного нерва при тупой травме глаз сопровождаются мгновенной полной слепотой. Вследствие разрыва возникает атрофия зрительного нерва в области диска (слепого пятна), при отрыве – замещение области диска соединительной тканью. И те, и другие изменения необратимы.
Ранения глаз могут быть проникающими и непроникающими. Опасность ранения обусловлена, прежде всего, тем, что оно почти всегда является инфицированным, а, следовательно, возможен сопутствующий инфекционный процесс. Ранения, затрагивающие оптическую сферу глаза, всегда сопровождаются значительным снижением остроты зрения.
Осложнённые проникающие ранения глаз несут опасность рубцевания, различной величины и интенсивности помутнения и других осложнений оптических сред глаза, транзиторного, а затем и постоянного повышения внутричерепного давления с исходом в глаукому и последующую вторичную слепоту. Ожоги глаз, как правило, носят бытовой характер и встречаются у взрослых в 4 раза чаще, чем у детей. Тяжелее всего протекают ожоги от попадания в глаз щелочей, которые вызывают глубокий некроз тканей глаза. Эти ожоги в первые часы и дни создают иллюзию их незначительности, но затем выявляются во всё большей глубине и площади поражения. Самым тяжёлым исходом ожогов являются грубые васкуляризованные бельма роговицы, сращения роговицы с веками, радужкой, хрусталиком. Понятно, что при таких поражениях зрительная функция резко падает.
При лучевых ожогах роговицы ультрафиолетовыми лучами (например, при электросварке, «снежная болезнь» в горах) через 4-6 часов развивается покраснение глаз, перед глазами появляется туман, в них возникает и быстро нарастает боль, что сопровождается резко выраженным корнеальным синдромом (светобоязнь, слезотечение, смыкание глаз и др.). Зрение резко падает. При быстром и рациональном непрерывном лечении в течение 1-2 суток явления ожога исчезают и зрение восстанавливается.
Лучевые поражения глаз возникают при действии на них электромагнитных волн различной длины:
§ при длительной работе с интенсивными источниками инфракрасной радиации (плавка металла, стекла, кузнечные работы и пр.), возникает хроническое воспаление склеры и конъюнктивы глаз, постепенно развивается «тепловая» катаракта, а часть лучей проникает до глазного дна, где адсорбируется пигментным эпителием сетчатки и собственно сосудистой оболочкой. Происходит ожог сетчатки, проявляющийся светобоязнью, центральной скотомой, снижением остроты зрения, отёком жёлтого пятна;
§ лазерные лучи при попадании на сетчатку (при нарушении правил техники безопасности при работе с лазерами) вызывают её повреждение в силу вызываемого ожога, что сопровождается снижением зрительных функций. Длительная работа с отражённым лазерным излучением может приводить к помутнению хрусталика и дистрофическим изменениям сетчатки;
§ ионизирующая радиация обладает выраженным катарактогенным эффектом. При больших дозах облучения могут возникать эрозии и язвы роговицы, рубцовые изменения конъюнктивы; поражения сетчатки ионизирующей радиацией встречаются редко; Вибрация как этиологический фактор шумо-вибрационной болезни приводит к снижению остроты зрения в силу ослабления аккомодации. Отмечается сужение поля зрения на белый и цветные объекты, может быть снижение темновой адаптации.

Определение остроты зрения

Определение остроты зрения - численное выражение способности глаза воспринимать раздельно две точки, расположенные друг от друга на определенном расстоянии.

Условно принято считать, что глаз с нормальной остротой зрения способен увидеть раздельно две далёкие точки, если угловое расстояние между ними равно одной угловой минуте(1/60 градуса). При расстоянии 5 метров это соответствует 1,45 миллиметра.

Острота зрения выражается 2 способами:

Способ.

Острота зрения

Десятич. Футы Метры LogMAR 0.10 20/200 6/60 1.00 0.13 20/160 6/48 0.90 0.17 20/120 6/36 0.78 0.20 20/100 6/30 0.70 0.25 20/80 6/24 0.60 0.33 20/60 6/18 0.48 0.40 20/50 6/15 0.40 0.50 20/40 6/12 0.30 0.67 20/30 6/9 0.18 0.80 20/25 6/7.5 0.10 1.00 20/20 6/6 0.00 1.25 20/15 6/4.8 -0.10 1.67 20/12 6/3.6 -0.22 2.00 20/10 6/3 -0.30

 

·

· В странах СНГ — долями единицы: 1,0 — нормальное зрение, 0,9; 0,8, и т.д. до 0,1 — определяется количеством строк начиная с верхней, которые видит человек по таблице Сивцева или Головина с расстояния 5 метров. Исследования проводят для каждого глаза отдельно: сначала определяют остроту зрения одного, затем другого глаза.

При исследовании остроты зрения с другого расстояния (меньше 0,1 — если человек с 5 метров не распознает знаки верхнего ряда), проверяемого приближают к таблице и через каждые 0,5 метра спрашивают, пока он не назовёт правильно знаки верхнего ряда. Величина рассчитывается по формуле:

V = d / D, где

V — острота зрения;

d — расстояние, с которого проводится исследование;

D — расстояние, на котором нормальный глаз видит данный ряд.

Но лучше для определения остроты зрения меньше 0,1 с 5 метров использовать оптотипы Поляка.

Для определения остроты зрения у детей используется таблица Орловой.

Расстояние 5 метров выбрано по определенной причине: при эмметропии точка ясного видения находится как бы в бесконечности. Для человеческого глаза бесконечность начинается на расстоянии 5 метров: при расположении предмета не ближе 5 метров на сетчатке глаза с эмметропией собираются параллельные лучи.

· В англоязычных странах остроту зрения, как правило, определяют по таблице Снеллена и обычно обозначают простой дробью: в числителе стоит расстояние, с которого проводят исследование (обычно 20 футов ~ 6 метров), а в знаменателе — расстояние, с которого эмметропический глаз видит знак, правильно прочитанный исследуемым (20/20 — эквивалентно 1,0; 20/200 ~ 0,1).

Способ.

Величина коррекции в диоптриях, то есть Оптическая сила линзы (рассеивающей - для людей, страдающих близорукостью; собирающей лучи - для дальнозоркости), необходимая для того, чтобы человек:

· страдающий близорукостью (миопией), увидел десятую строку сверху (1,0) на таблице Сивцева или Головина с расстояния 5 метров (хотя могут быть отхождения от этого правила при высоких степенях миопии — указывается величина в диоптриях и величина откорректированного зрения в долях единицы, пример: -6,5D = 0,8). Так как для компенсации близорукости используются рассеивающие линзы, то значение отрицательное.

· страдающий дальнозоркостью (гиперметропией), лучше всего видел [тут чего-то не хватает]. При этом степень дальнозоркости определяется наиболее сильной из собирательных линз. Так как для компенсации дальнозоркости используются собирающие лучи линзы, то значение положительное.

 

ПРОВЕРКА ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ (НОВОРОЖДЕННЫХ, МЛАДЕНЦЕВ)

Смысл осмотра оптометристами детей при первичном приеме состоит в выявлении пациентов, развитие органа зрения которых отклоняется от нормы. Следует выявить детей, нуждающихся в очковой коррекции, или уже имеющих (или имеющих повышеннный риск их развития) амблиопию или косоглазие. Хотя очень важно выявить патологию или менее распространенные дефекты или аномалии органа зрения, но наиболее распространенными проблемами со зрением, поддающиеся лечению или коррекции, являются амблиопия, косоглазие и некорригированные ошибки рефракции. Наша цель состоит в том, чтобы дети не страдали из-за плохого зрения вследствие некорригированной ошибки рефракции и, если это необходимо, получали своевременное и эффективное лечение дефектов бинокулярного зрения и амблиопии. В результате дети должны вступить во взрослую жизнь с двумя нормальными глазами, смотрящими в одном направлении.

Для выявления детей, развитие органа зрения которых отличается от типичного нормального процесса, специалисты должны знать пределы нормы для функции, которую они оценивают, будь то острота зрения или состояние рефракции. Эти параметры очень быстро меняются в первые месяцы и годы жизни, и то, что нормально для 6-месячного младенца, сильно отличается от нормы для 2-х или 5-летнего ребенка. В последние десятилетия было выполнено много работ для понимания норм формирования функции зрения и влияния отклонений на развитие ребенка. Данные подобных исследований очень нужны специалистам для практической работы с пациентами. Их можно использовать не только для прогнозирования результатов, которые мы можем ожидать в работе с пациентами разных возрастов, но и для выбора теста, необходимого для получения требуемой информации. В этой статье рассматриваются тесты, которые могут использовать специалисты для оценки функции зрения и остроты зрения у дошкольников и младших школьников.

РАЗВИТИЕ И ОСТРОТА ЗРЕНИЯ

Говоря об остроте зрения у детей, мы должны помнить, что из-за «незрелости» физиологии и анатомии сетчатки и зрительной коры у новорожденных очень слабое зрение, но оно быстро улучшается с возрастом, особенно в первые 6 месяцев жизни. Хотя остроту зрения у детей можно уточнить и электрофизиологическими методами, применяемыми в кабинете оптометриста для взрослых, остроты зрения, свойственной взрослому, ребенок достигает лишь к 5-6 годам жизни. Отклонения от нормы довольно редки в раннем детстве и свидетельствуют о наличии аномалии формирования функции зрения.

Проблемы «глаза».

Синдром "красного глаза"

Зрение это од


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.