Ответственный редактор Т.Н.  Гусева — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ответственный редактор Т.Н.  Гусева

2019-08-07 192
Ответственный редактор Т.Н.  Гусева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выпуск 3

 

Семаго Н.Я

Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Методическое пособие

Ответственный редактор Т.Н.  Гусева

 

 

Центр «Школьная книга»

Москва

2010

Семаго Наталья Яковлевна - канд.псих.наук, доцент,  старший научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета

«Инклюзивное образование», выпуск 3 содержит методические материалы по технологии определения образовательного маршрута и определения условий включения (инклюзии) различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольных учреждении и школ, как общеобразовательного так и специального (коррекционного) вида. В пособии представлена организация деятельности ПМПК и консилиумов образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику. Автор пособия многие годы являлась научным руководителем городской экспериментальной площадки, в рамках деятельности которой была апробирована технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.

Особое внимание в пособии уделено психолого-педагогическим характеристикам различных вариантов отклоняющегося развития, определяющих стратегию включения ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение, условия необходимые для его адаптации в инклюзивной среде.

Пособие адресовано специалистам психолого-медико-педагогических комиссий различного уровня, в том числе, территориальных (окружных) ПМПК; специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику; организаторам, координаторам и специалистам психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, дефектологам, логопедам, социальным педагогам)  инклюзивных процессов в системе образования.

 

 

Рецензия…

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК ОКРУЖНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для детей дошкольного возраста

1. ТИП ДОУ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОУ (служба ранней помощи (СРП); Лекотека (с гибкой интеграцией в среду обычных детей); Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей); Инклюзивная группа (группа комбинированной направленности).

2. УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ (потребность в сопровождении (тьютор); Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК,  врач, и т.п.); рекомендуемый режим занятий и консультаций; дополнительная помощь специалистов вне ДОУ; дополнительное специальное оборудование; срок повторного обращения к специалистам ПМПК ОРЦ)

Технология деятельности ПМПК ОРЦ, как структурного подразделения ППМС Центра

Документы ПМПК ОРЦ

Комиссией (в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии утвержденным приказом Министерства и науки Российской федерации от 24 марта 2009 за № 95) ведется следующая документация:
а) журнал предварительной записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

г) протокол обследования ребенка (далее - протокол).

Документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения. Документы, указанные в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.

Дополнительными условиямиуспешной деятельности ПМПК ОРЦ для задач реализации инклюзивного образования  является наличие как формальной базы данных по учреждениям образования Округа, реализующим различные формы инклюзивного образования и/или помощи детям с ОВЗ, включая и учреждения дополнительного образования, так и неформальных связей со специалистами этих образовательных учреждений. Подобная информация, представленная в виде базы данных ОУ по Округу, значительно облегчает выбор конкретного ОУ для ребенка с ОВЗ и его семьи. Специалисты (координатор по инклюзии ОРЦ, секретарь ПМПК ОРЦ, члены ПМПК ОРЦ) осуществляют непосредственную связь с координаторами по инклюзивному образованию в ОУ и имеют представление о наличии мест в различных подразделениях и специфике комплектования инклюзивных групп и классов. Ответственность за комплектование групп и классов несет координатор деятельности в инклюзивном ОУ или руководитель структурного подразделения ОУ.

Помимо этого необходимо иметь представление об организациях здравоохранения, реализующих задачи диагностики, реабилитации и лечения детей с различными вариантами отклоняющегося развития. Безусловно, что у специалистов ПМПК ОРЦ должна быть полная информация об учреждениях системы социальной защиты населения, реализующих свои программы по работе с детьми-инвалидами.

Также важными могут стать данные о негосударственных, некоммерческих организациях и фондах, центрах в городе, реализующих различные программы работы с детьми с ОВЗ и их родителями.

Инициаторамиобращения на ПМПК ОРЦ являются родители ребенка или лица их заменяющие.

Причинами обращения, как правило, являются желание родителей (законных представителей) реализовать право инклюзивного образования для своего ребенка с ОВЗ. Нередко, уже в процессе посещения ребенком ДОУ или школы родителями (лицами их заменяющими) или специалистами образовательных учреждений или организаций (в частности здравоохранения) выявляются особенности в развитии ребенка, его поведения, адаптации и/или значительные трудности в обучении. В этих случаях для определения условий образования ребенка и его оптимальной социальной адаптации родители (законные представители) обращаются по рекомендации ПМПк образовательного учреждения или самостоятельно на ПМПК ОРЦ.

1.4. Этапы деятельности ПМПК ОРЦ в ситуации п ервичного обследования ребенка

Каждый этап деятельности ПМПК ОРЦ может быть технологично представлен в виде последовательности шагов. Для простоты в дальнейшем мы опустим аббревиатуру «ОРЦ», определяя характер комиссионного приема как определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и условия включения его в инклюзивную образовательную среду.

Шаг 1

Инициаторы обращения записываются на конкретную дату проведения ПМПК по телефону, или лично и получают информацию о необходимых для проведения комиссионного приема документах на ребенка и взрослых (лиц заменяющих родителей) – решение опекунского совета, доверенность от родителей на имя близкого родственника и т.п.

Если ребенок направляется специалистами ОУ, то в перечень документов в обязательном порядке должны быть включены заключения специалистов ПМПк ОУ, или специалистов, работающих с ребенком, включая воспитателя, учителя и др.

Шаг 2.

В назначенное время родители с ребенком приходят на консультацию. Специалисты знакомятся с родителями (лицами их замещающими), выясняют характер проблем ребенка или характер его трудностей или жалоб и трудностей со стороны родителей или специалистов ОУ, выясняют точку зрения родителей на возникшие проблемы или ситуацию. Родителям разъясняются задачи ПМПК и ответственности сторон.

В протокол ПМПК кратко записываются данные анамнеза (истории развития ребенка). Одновременно ведется наблюдение за поведением ребенка в свободной ситуации и ознакомление с имеющимися документами.

Шаг 3.

По мере освоения ребенка в помещении специалисты начинают взаимодействие с ребенком, целью которого является оценка особенностей развития ребенка. Специалист, который установил контакт с ребенком (это может быть любой из специалистов ПМПК), начинает его обследование. Сам процесс обследования представляет собой последовательное, гибкое «подключение» к работе с ребенком других специалистов в соответствии с диагностической гипотезой (см. далее), выстроенными стратегиями взаимодействия  с ребенком.

Одной из задач ПМПК является отнесение ребенка к той или иной категории отклоняющегося развития (Раздел 3.), поскольку это позволяет специалистам ПМПК не только определить ближайшие условия (в широком смысле), необходимые для включения ребенка в среду обычных сверстников, но и представлять вероятностный прогноз и условия для развития ребенка и его социальной адаптации на более длительный период, в частности, прогноз овладения той или иной образовательной программой.

Диагностическая гипотеза обследования опирается не только на субъективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослыми (родителями или педагогами). В первую очередь, она должна исходить из знания типичных и специфичных для различных вариантов дизонтогенеза особенностей психомоторного и, в дальнейшем, психоэмоционального развития ребенка, специфичных особенностях поведения. В этом случае полученные в ходе сбора анамнеза данные, об особенностях развития играют чрезвычайно важную роль, и в формировании самой диагностической гипотезы, и в проведении обследования ребенка различными специалистами.

Помимо этого, в построении диагностической гипотезы значительная роль принадлежит и непосредственному наблюдению за спецификой, как внешнего вида ребенка, так и его поведения, и до обследования, и непосредственно в ходе работы с ним, что определяет логику подбора соответствующих методических материалов и диагностических приемов при  проведении обследования.

Основная «рабочая» диагностическая гипотеза (или ее варианты при дифференциальной диагностике на ПМПК) обычно формируется уже в самом начале непосредственной работы с ребенком. Среди наблюдаемых особенностей поведения большую роль для возникновения диагностической гипотезы играют такие показатели, как критичность ребенка к самой ситуации взаимодействия, адекватность его поведения в условиях обследования и обучаемость (в широком смысле этого слова). Часто диагностическая гипотеза может измениться, если специалист видит, что ребенок не понимает инструкций, например, к рисуночным заданиям или не удерживает их, или рисует что-то совершенно не относящееся к самому заданию, в том числе и протестно.

Диагностическая гипотеза определяет для специалиста и подбор наиболее эффективных диагностических средств, тактику и технологии их использования в процессе обследования, приемы и порядок предъявления стимульных материалов, характер помощи, необходимой ребенку, построение мотивационного компонента обследования и многое другое.

При этом в соответствии с результатами, демонстрируемыми ребенком в ходе непосредственной работы с теми или иными методиками и материалами, первичная диагностическая гипотеза может изменяться (что определяет необходимую гибкость диагностической гипотезы). Особенно часто изменение диагностической гипотезы возникает при наличии у ребенка выраженных поведенческих особенностей, которые «ширмуют» реальную специфику развития.

 

Во время работы специалистов при необходимости уточняются данные истории развития и другие детали развития, важные, как для коррекции диагностической гипотезы, понимания причин и механизмов возникновения данного состояния (варианта дизонтогенеза или отклоняющегося развития), так и для минимизации ресурсных затрат ребенка и специалистов.

Шаг 4.

После того, как специалисты ПМПК в целом готовы к обсуждению результатов собственных обследований и квалификации состояния ребенка, родители и ребенок по просьбе секретаря выходят из кабинета.

После этого происходит междисциплинарное обсуждение и оценка особенностей и уровня развития ребенка, на основе которой делается общий вывод о варианте отклоняющегося развития в соответствии с типологией отклоняющегося развития (см. Раздел 3): недостаточное развитие (его выраженность), асинхронное (искаженное) развитие, поврежденное или дефицитарное развитие, либо сочетание нескольких вариантов и/или форм отклоняющегося развития. Верификация варианта отклоняющегося развития позволяет определить стратегические направления помощи ребенку и играет важную роль при выборе образовательного маршрута, позволяет более точно выбрать условия необходимые для адаптации ребенка в образовательном учреждении и оценить дальнейший прогноз его существования в ОУ.

Индивидуальные особенности развития ребенка — поведенческие, коммуникативные, учебно-познавательные, в том числе, ресурсные возможности ребенка позволяют оценить принципиальную возможность посещения ребенком образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование и его типе.

На основании этих данных принимается решение об условиях, необходимых как для развития ребенка, так и для успешной адаптации в детской среде – выбирается форма и объем включения в детскую среду; стратегия включения;  необходимость поддержки со стороны тьютора; необходимость занятий со специалистами (в рекомендациях прописываются какие специалисты и в каком режиме занятий будут сопровождать ребенка); потребность в специальном оборудовании и другие условия (см. пункт 1.2.).

Шаг 5.

Принимается решение (в соответствии с базой данных по ОУ) о том, в каком типе образовательного учреждения, может находиться данный ребенок. При этом в обязательном порядке должны учитываться местожительство ребенка, особенности ОУ, в которое он направляется и кадровое обеспечение выбранного учреждения. С учетом всех этих условий и на основании базы данных определяется номер образовательного учреждения, куда будет направлен ребенок[1].

Шаг 6.

В протоколе МПМК отражается рекомендательная часть (в части создания необходимых условий для адаптации ребенка, необходимости сопровождения (тьютора), занятий специалистов, их режима, сроков проведения МППк ОУ, динамического ПМПК и т.п.).

Шаг 7.

Приглашаются родители ребенка (лица их замещающие), которым в доступной форме разъясняется, в какое ОУ может быть направлен (и в какое конкретное учреждение направляется ребенок) необходимость посещения ребенком какого-либо подразделения ОУ, какие условия необходимы и должны соблюдаться (в том числе и временные параметры нахождения ребенка в ОУ) для успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде ОУ.

С родителями согласовывается тип образовательного учреждения, номер образовательного учреждения, группа (класс), программа обучения (коррекционные занятия специалистов), другие условия, необходимые для успешной адаптации ребенка и его социализации. Подбор ОУ осуществляется по принципу шаговой доступности при наличии мест в конкретном образовательном учреждении. Для этих задач служит как формальная база данных по инклюзивным образовательным учреждениям по Округу, так и знания специалистов ПМПК, в частности координатора ОРЦ специфики развития инклюзивных процессов и состав специалистов в различных ОУ округа.

Примерные варианты образовательных маршрутов

Здесь приведена общая структура образовательного маршрута – его организационная форма для детей разного возраста, соответственно для посещения дошкольных и школьных ОУ. Детальные условия, необходимые для успешной адаптации различных категорий детей с ОВЗ (дошкольного и младшего школьного возрастов) приведены в Приложениях 1,2.

Шаг 8.

После этого один из родителей (лицо его  заменяющее) ставит свою подпись в протоколе ПМПК (в специально предусмотренной строке) о том, что он ознакомлен и согласен (не согласен) с решением ПМПК и его рекомендациями.

Шаг 9.

Каждый специалист заполняет свою часть протокола ПМПК, ставит свою подпись. Если какой-либо из специалистов ПМПК имеет свое особое мнение по поводу особенностей ребенка, имеющих непосредственное отношение к его возможности быть включенным в среду обычных сверстников, квалификации состояния ребенка, специфики образовательного маршрута – он записывает его (особое мнение) в специально отведенном для этого месте Протокола ПМПК «Особое мнение».

Секретарь ПМПК вносит все данные по протоколу в специальный журнал. Родителям выдается справка о том, что  ребенок прошел ПМПК,  такого-то числа и направлен в соответствующее ОУ. Выписывается путевка (копия путевки может быть выдана на руки родителям или лицам их заменяющим), а оригинал протокола ПМПК остается в ПМПК, там же остаются копии всех документов, предоставленных родителями (лицами, их заменяющими). Все документы собираются в отдельный файл и хранятся в Архиве ПМПК. Копия протокола ПМПК после подписи протокола председателем и всеми членами ПМПК передается в ОУ, куда направляется ребенок, как и оригинал путевки.

Шаг 10.

Копия протокола и путевка (со всеми подписями и печатью) передается координатору по инклюзивному образованию в соответствующее ОУ, о чем свидетельствует подпись координатора по инклюзии в ОУ в отдельном журнале «Журнал движение документов МПМК»

В случае, если специалисты ПМПК считают, что на данный момент времени ребенок не может быть включен в среду обычных сверстников и/или для его адекватного развития необходимо посещение другого, в том числе специализированного учреждения образования и/или здравоохранения (социальной защиты) соответствующие данные заносятся в протокол ПМПК, а родителям в доступной форме сообщается о решении ПМПК и предлагается иная индивидуальная программа реабилитации. При наличии у ПМПК полномочий по комплектованию различных ОУ округа выдаются соответствующие рекомендации, которые записываются в протоколе и в соответствующей путевке. Родитель ставит свою подпись о согласии (несогласии) с решением и рекомендациями ПМПК.

Шаг 11.

В случае несогласия родителей с решением ПМПК и/или его рекомендациями, что регистрируется в протоколе, и настаивании родителями на своем желании, документы, принесенные на ребенка, возвращаются родителям или лицам их замещающих (о чем родители ставят подпись в журнале регистрации документов), а дело, в том числе копия протокола ПМПК, передается в ПМПК вышестоящего уровня для разбора данного конфликтного случая. Об этом делается соответствующая запись в журнале.

 

Шаг 1

Запись родителей (лиц их заменяющих) на прием;

Шаг 2.

Анализ запроса ОУ, документов предыдущих ПМПК, документов ПМПк ОУ, наблюдений и документов на ребенка специалистов ОРЦ, проводящих те или иные занятия. Анализ адаптации ребенка в ОУ, качества его включенности в среду обычных сверстников.

Шаг 3

Беседа с родителями ребенка (лицами их заменяющими), выявление запроса родителей и их видение проблем ребенка.

Шаг 4.

Собственно процедура динамической оценки развития и адаптации ребенка, с опорой на имеющиеся данные и проблемы ребенка или трудности его адаптации. (см. материалы раздела 1.4.).

Шаг 5

 Междисциплинарное обсуждение результатов проведенного обследования специалистами ПМПК, с учетом всех имеющихся данных.

 Коллегиальное принятие решения ПМПК относительно возможности продолжения обучения и/или воспитания ребенка в той или иной детской группе, (подразделении ДОУ), на той или иной форме обучения. Определение дополнительных условий или изменение ранее предписанных условий включения ребенка в среду обычных сверстников для совместного обучение и воспитания.

Если какой-либо из специалистов ПМПК имеет свое особое мнение по поводу особенностей ребенка, имеющих непосредственное отношение к его возможности быть включенным в среду обычных сверстников, квалификации состояния ребенка, специфики образовательного маршрута – он записывает его (особое мнение) в специально отведенном для этого месте Протокола ПМПК «Особое мнение».

Шаг 6

Обсуждение и согласование принятого решения с родителями (законными представителями) ребенка.

Шаг 7

 Оформление всех документов ПМПК, в том числе со стороны родителей (законных представителей).

В случае, если специалисты ПМПК считают, что на данный момент времени ребенок не может быть включен в среду обычных сверстников и/или для его адекватного развития необходимо посещение другого, в том числе специализированного учреждения образования и/или здравоохранения (социальной защиты) соответствующие данные заносятся в протокол ПМПК, а родителям в доступной форме сообщается о решении ПМПК и предлагается иная индивидуальная программа реабилитации. При наличии у ПМПК полномочий по комплектованию различных ОУ округа выдаются соответствующие рекомендации, которые записываются в протоколе и соответствующая путевка. Родитель ставит свою подпись о согласии (несогласии) с решением и рекомендациями ПМПК.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Общие положения

При реализации задач развития инклюзивного образования важнейшим условием этого развитие является сильная и развитая система психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего его нахождения в образовательном учреждении, которая может быть эффективно осуществлена только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в консилиум.

Для начала определим, что под «консилиумом» образовательного учреждения – детского сада или школы (центра образования) - мы понимаем работу не только в режиме обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ или сложившейся образовательной ситуации, в которой он находится, но

Постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту, или иную стратегию сопровождения ребенка, и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка.

Можно сказать, что если стратегию включения ребенка в определенной степени определяют специалисты ПМПК, «задающие» особые необходимые условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду обычных сверстников, то разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия в конкретном ОУ, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду обычных сверстников, является задачей именно ПМПк ОУ.

Следует отметить, что консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все необходимые моменты, режимы деятельности, необходимая документация.

Основным требованием к деятельности подобного образования является необходимость не только истинного понимания ценностных, организационных и содержательных аспектов инклюзивного образования, его приоритетов и принципов, но собственно задач и логики проведения развивающей и коррекционной работы, четкой согласованности действий всех специалистов по принципу: «в нужное время в нужном месте».

В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме координатора по инклюзии (завуча по инклюзии или старшего воспитателя, руководителя подразделения ППМС-Центра, психолога, логопеда и дефектолога могут входить специалисты, непосредственно работающие с ребенком – воспитатели или учителя, специалист сопровождения (тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач). Председателем ПМПк может быть назначен координатор по инклюзии в ОУ (старший воспитатель, завуч по инклюзии) или руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, завуч начальной школы и иной администратор, педагог-психолог, реально включенный в образовательную деятельность ОУ.

В тоже время необходимо четко определить задачи исключительно компетенции консилиума и задачи общепедагогические, не требующие (или, по крайней мере, минимизирующие) включенность такого «мощного» структурного образования школы как междисциплинарный консилиум.

 

2.2 Задачи деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

К задачам консилиума образовательного учреждения (решающего проблемы не только сопровождения детей, с ОВЗ, включенных в среду обычных сверстников, но и особенностей их социальной адаптации в детском сообществе, отношения в детской группе и ОУ в целом), следует отнести:

· Задачи по уточнению стратегии и определению тактики и технологий, включая режимные моменты оказания специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом;

· Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом;

· Экспертные задачи по изменению образовательной траектории ребенка с особыми образовательными потребностями в самом ОУ, (при согласии родителей) (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, время пребывания ребенка в среде обычных сверстников (для детей с ОВЗ из групп «Особый ребенок») и т.п.). Если эти решения являются прерогативой ПМПК, то ПМПк просит родителей (законных представителей) ребенка обратиться на ПМПК с соответствующими рекомендациями ПМПк образовательного учреждения.

· Задачи по выделению детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но, тем не менее, нуждающихся в дополнительной специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения. Речь идет о выделении детей, которых реально можно отнести к категории «ограниченные возможности здоровья», но не имеющих статуса включенного ребенка и об индивидуализации образовательного маршрута для этих детей. Данная задача включает и мониторинг образовательной и социальной адаптации всех детей инклюзивных групп или классов образовательного учреждения;

· Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. В то же время, к одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести координацию деятельности всех участников образовательного процесса (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности).

Действительно, ведь каждый специалист консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания, социальной адаптации и обучения, вносить собственное понимание, в целостную картину. Так,  в уточнении типа отклоняющегося развития, оценке причин и механизмов конкретного типа отклоняющегося развития, определении направлений психологической коррекционной работы, ее последовательности и тактике ведущая роль принадлежит психологу, в постановке нозологического диагноза решающая роль принадлежит, несомненно, врачу (психиатру, неврологу и др.). Квалификация такого наиважнейшего компонента как речевое развитие возлагается на логопеда, который совместно с учителем-дефектологом (педагогом класса) определяет адекватные возможностям ребенка условия и форму обучения, в рамках данного вида образовательного учреждения[2]. Сформированность образовательных навыков и умений и их соответствие образовательной программе данного учреждения также оценивается педагогом или учителем-дефектологом соответствующего профиля. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оцениваются социальным педагогом или социальным работником школы.

Все эти разнородные по своей сути деятельности отдельных специалистов должны быть сведены в единую картину индивидуализированного образовательного маршрута ребенка, где составление индивидуального учебного плана – лишь одна, пусть и крайне важная, его часть. Именно в этом состоит одна из его наиважнейших задач консилиумного обсуждения ребенка.

В то же время следует определить и ряд задач, которые выходят, на наш взгляд, за рамки компетенции ПМПк, и которые должны решаться непосредственно педагогами с привлечением других специалистов (по крайней мере, на первом этапе их решения). 

К таким задачам следует отнести:

· Сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом и психолога, в частности;

· Кратковременные проблемы поведения, связанные, в первую очередь, с временными ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием, «отклоняющимся» психическим статусом, которые, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами);

· Разработку программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса.

В практике «консилиумной» деятельности часто приходиться иметь дело с подобными запросами педагогов и администрации, касающихся, как правило, кратковременных, «сиюминутных» проблем с достаточно ясными причинами. Психолог или социальный педагог  или другой специалист ОУ должны, не отказываясь в целом, от консультации, понять уровень системности и сложности возникшей проблемы и определить необходимость ее консилиумного обсуждения или делегирования этой проблемы педагогическому совету школы или администрации ДОУ.

Одна из основных ролей в деятельности ПМПк ОУ, реализующем инклюзивную практику, принадлежит психологу. В целом деятельность психолога в рамках консилиума можно рассматривать как состоящую из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. В реальной практике психолога, безусловно, возможны некоторые расхождения с приводимой здесь стратегией работы, которые могут определяться региональными, этническими и социокультурными особенностями семей и т.п.

 

2.3. Этапы деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ

Совершенно очевидно, что работа консилиума по отношению к включенному  ребенку с ОВЗ, может начаться в соответствии с условиями и рекомендациями ПМПК, либо по запросу родителей (лиц их замещающих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения, с согласия родителей. При этом согласие родителей в любом случае должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении. Такое письменное согласие родителей или лиц их заменяющих, ставшее уже стандартной процедурой в большинстве учреждений специального образования и ППМС-Центров, позволяет предупредить ряд негативных моментов, связанных, в первую очередь, с конфликтными ситуациями.

Деятельность консилиума образовательного учреждения может также быть для удобства представления «разбита» на несколько этапов.

В первую очередь необходим анализ актуальных ресурсов специалистов в соответствии с рекомендациями ПМПК, которые, в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ в Москве становятся обязательными к исполнению в ОУ. Анализ рекомендаций и условий включения, представленный в рекомендациях ПМПК (потребность в сопровождении (тьютор), направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п., рекомендуемый режим занятий и консультаций, дополнительная помощь специалистов вне ДОУ, дополнительное специальное оборудование и т.п.) для успешного включения ребенка с ОВЗ в детское сообщество конкретного ОУ, группы или класса можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка.

Помимо этого в настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.п., в которых достаточно подробно и развернуто можно представить необходимые начальные сведения о ребенке и его семье (социальная часть) которые дополняются документами и рекомендациями ПМПК.

Важной проблемой является определение последовательности «прохождения» ребенком различных специалистов. Несомненно, многое зависит от состава специалистов консилиума или образовательного учреждения, принявшее ребенка. В то же время, следует отметить, что в реальном образовательной учреждении ребенок с самого начала знакомится в первую очередь, с педагогом группы или класса, который, естественно, уже имеет предварительные сведения о ребенке, встречался со специалистами ПМПК по этому поводу и знаком с родителями ребенка. Хорошо, если такое знакомство происходит до начала посещения ребенком ОУ.

Первичное обследование ребенка профильными по отношению к его особенностям и ограничениям специалистами (в том числе и психологом) является фактически следующим, первым этапом сопровождения.

Кто из специалистов должен проводить так называемый «первичный углубленный диагностический прием»? До сих пор этот вопрос не имеет однозначного решения. Существует два наиболее эффективных варианта. В том случае, когда в учреждении имеется психолог с большим практическим опытом работы, первичный прием имеет смысл проводить совместно с педагогом класса или группы, с которым ребенок уже знаком. Особенно это эффективно на самых начальных этапах включения ребенка. Когда же в силу тех или иных причин психолог не обладает недостаточным опытом работы, первичный прием имеет смысл проводить любому другому специалисту, в первую очередь, логопеду или дефектологу.

В ситуации, когда первичный прием проводит психолог, в своих рекомендациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и определить последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разного профиля. Несомненно, огромную роль в такого рода координационной работе играет собственный опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование включенного ребенка с ОВЗ, собирает и дополнительные анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез), и частично и социальный анамнез (состав семьи ребенка, кто занимается его развитием и воспитанием и т.п.). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные.

 Разумеется, психологический анамнез нисколько не компенсирует, не «снимает» необходимость сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская час


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.