Пособие для скаутов-разведчиков — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Пособие для скаутов-разведчиков

2019-08-07 137
Пособие для скаутов-разведчиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОДИНОВЕДЕНИЕ


ИСТОРИЯ РОССИИ

Славяне — самая большая семья родственных народов в Европе. Их численность — свыше 300 миллионов человек. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах — от Белого моря до Средиземного, от Эльбы до Тихого океана. Когда славяне жили вместе между реками Вислой и Днепром и продвигались к Дунаю, на Балканы, они говорили на одном языке, понятном для всех древних славян. Поэтому они называли себя «словяне», т. е. владеющие словом, речью, понятными всем. Древнее название славян сохранилось до сих пор в именах славянских народов, живущих на Дунае — словаков, словенцев и словинцев. Но по мере расслоения, славяне все больше отдалялись друг от друга по языку и культуре.

Так, словенцы в Словении, за Дунаем, ближе по языку и культуре соседним славянским народам — сербам, хорватам, черногорцам, боснийцам, македонцам и болгарам на Балканах. Их называют южными славянами.

Словаки относятся к западным славянам и являются ближайшими родственниками чехов, поляков, кашубов, словинцев и лужицких сорбов — славянского народа, живущего в Восточной Германии.

Третья ветвь славянских народов — восточные славяне — самая большая и расселившаяся как в Европе, так и в Азии. Это русские, украинцы, белорусы и закарпатские русины.

Восточнославянские племенные союзы

На территории Древней Руси жило несколько больших славянских племенных союзов. Нам известно о полянах, живших на Днепре возле Киева, их западных соседях древлянах, словенах ильменских у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра (главными городами их были Смоленск, Псков и Изборск), уличах и тиверцах по Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря, полочанах, селившихся на берегах реки Полоты (их стольный город — Полоцк), северянах — северных соседях полян — в поречье Десны, Сейма и Сулы (их главным городом был Чернигов), радимичах в бассейне реки Сож и вятичах в бассейне Оки, бужанах (волынянах) по Западному Бугу и др. Восточные славяне в основном занимались земледелием. Они были язычниками. Кроме главного бога Рода важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия и скотоводства: Ярило — бог плодородия, Даждьбог — бог солнца,Велес — «скотий бог» и Перун — бог грома и молнии, войны и оружия.

Начало Руси

В «Повести временных лет» (около 862 г.) рассказывается о восстании новгородских словен и кривичей, плативших дань варягам. Новгородцы изгнали варягов и добились независимости. Но когда они сами стали управлять своей землей, между ними начались усобицы. Чтобы прекратить распрю, они решили найти себе князя, который бы устроил всех. Послы поехали в соседние страны и у варягов (балтийских славян) нашли трех братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора, которых и пригласили к себе на княжение: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами».

Эта легенда о призвании варягов уже давно вызывает много споров у историков. Некоторые считают ее выдумкой, другие частично соглашаются, третьи безусловно признают. Но так или иначе принято считать, что первая великокняжеская династия на Руси ведет свое происхождение от князя-воина Рюрика.

Братья, прибыв в новгородские земли, должны были защищать свои новые владения от всех врагов, в том числе и от своих сородичей. Рюрик, согласно летописи, пережил братьев. Он принял их земли, чем расширил свое государство. Его посадники (наместники) правили в Белоозере, Изборске, Ростове, Полоцке. Он владел землями финского племени мурома на реке Оке и их стольным городом Муромом.

Рюрик умер или погиб на войне в 879 году в г. Кореле (ныне Приозерск), а три года спустя его шурин (брат жены) норвежец Олег (что по-скандинавски означает «Вещий»), которому Рюрик поручил управление Русской землей и воспитание своего малолетнего сына и наследника Игоря, отправляется из Новгорода на юг по реке Днепру. Он захватывает Смоленск, Любеч и подходит к Киеву, но сил, чтобы захватить город, у Олега было недостаточно. Он прибегает к хитрости. Если верить легенде, Олег наряжается купцом, а своих воинов прячет на дне судов. Правители Киева Аскольд и Дир, ничего не подозревая, вышли на торговую площадь и были убиты нападавшими.

Олег стал княжить, соединив Киевское государство с Новгородским. Так возникло единое древнерусское государство со столицей в Киеве — Киевская Русь. Это произошло в 882 г. Также он присоединил и обложил данью древлян, северян, радимичей, а с уличами и тиверцами воевал.

Но Олег Вещий больше известен своим походом на Константинополь (Царьград) в 907 г. Согласно летописи, он подошел к столице Византии на судах. Греки перекрыли вход в гавань Золотой Рог большой цепью. Хитроумный Олег приказал поставить ладьи на колеса и под парусами подошел к стенам Царьграда. Греки испугались и предложили Олегу дань. Чуть позже был заключены договоры между Русью и Византией, согласно которому русским купцам предоставлялись значительные торговые льготы. Летописи и саги донесли до нас поэму о смерти Олега, пытавшегося обмануть предсказание кудесников и все же погибшего от змеи, спрятавшейся в черепе его боевого коня. Это предание вдохновило А. С. Пушкина на создание «Песни о вещем Олеге».

Киевская Русь

После смерти Олега великим князем киевским стал Игорь. Игорь был не менее воинственным князем, чем его предшественники. Ему удалось привести к покорности ближайших соседей киевлян — древлян и уличей и наложить на них тяжелую дань, что впоследствии станет причиной конфликта между киевлянами и древлянами и приведет к гибели киевского князя. Покорив соседние племена, он с переменным успехом вел войны с Византией, которая перестала выплачивать Руси дань, наложенную на нее Олегом. Эти походы закончились заключением в 944 г. взаимовыгодного мира. Византийцы вновь начали платить дань Руси.

Однако дружинники князя Игоря были недовольны малостью добычи и требовали от князя новых войн. Чтобы успокоить своих воинов, Игорь решил взять с древлян повторную дань и расплатиться со своими дружинниками. Собрав дань, он отослал дружину домой, а сам остался у древлян с небольшим отрядом. Древляне просили не брать с них больше дани, но князь, обуреваемый жаждой наживы, решил собрать с них дань еще раз. Собравшиеся на совет старейшины древлян во главе со светлым князем Малом решили убить Игоря. Схватив его, древляне привязали князя к двум согнутым деревьям и, отпустив их, разорвали его на части.

Жена князя Игоря Ольга, согласно обычаям того времени, должна была отомстить за гибель мужа. Она похоронила заживо одних древлянских послов, приехавших уладить конфликт, и сожгла живьем других. Прибыв с войском в земли древлян, во время тризны на могиле мужа Ольга, опоив, велела зарубить 5 тысяч древлян. А потом подступила к их стольному городу Искоростеню и, не сумев взять его приступом, прибегла к хитрости. Она взяла с древлян дань по три голубя и три воробья от каждого двора. К лапам птиц Ольга велела привязать узелки с горящим трутом. Птицы вернулись под свою крышу, и город загорелся.

В развитие прежней системы разъездов княжеской дружины в полюдье княгиня Ольга установила погосты — пункты для сбора дани. Погосты были основаны по всей Руси от Киева до Новгорода. Дружина прибывала «гостить» на погост, и туда же местные жители сами привозили дань.

Проведя реформы, княгиня Ольга направилась в Константинополь, но, в отличие от своих предшественников, она посетила столицу Византии с мирной целью. Между ней и византийским императором были установлены союзнические отношения. По-видимому, именно в Константинополе или несколько ранее Ольга приняла христианство.

Сын и наследник Игоря и Ольги Святослав с детства воспитывался как воин в соответствии с языческими обычаями. Большую часть своей жизни он провел в походах. Отправляясь на войну, он не таился, а с вызовом предупреждал: «Иду на вы!». Византийский историк Лев Диакон писал, что князь Святослав был «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и голубыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, длинными усами. Голова у него была выбрита наголо, но с одной стороны ее свисал локон — знак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные… Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой». Его воины с равным успехом сражались как пешими, так и конными и, конечно же, использовали ладьи. С таким хорошо обученным войском Святослав смог сокрушить давнишнего врага Руси — Хазарский каганат.

Сначала в 964 году киевский князь совершил поход в земли вятичей, освободив их от власти хазар. Затем ему удалось завоевать ясов и касогов, эти племена (предки осетин и кабардинцев) жили на Северном Кавказе и были подвластны хазарам; победил князь также буртасов и волжских булгар, взяв их столицу Великий Булгар (недалеко от современной Казани). Тогда же под власть Руси попали город Тмутаракань на Таманском полуострове и Корчев (Керчь) в Крыму. После этого, оставшись без союзников, хазары в 965–969 гг. были наголову разбиты Святославом, взявшим штурмом и разрушившим их главные города — Саркел, Семендер и столицу Итиль.

Современники знали киевского князя как непобедимого воина. Поэтому в 968 г. греки, воевавшие с болгарами, призвали его на помощь. Поход на Дунайскую Болгарию был вершиной полководческого таланта князя Святослава. Летописец рассказывает, что Святослав без труда овладел 80 городами на Дунае и обосновался в Переяславце-на-Дунае. Византийцы испугались побед киевского князя и для того, чтобы вернуть Святослава на Русь, подговорили кочевников-печенегов напасть на Киев. Вернувшись, киевский князь отбил их натиск и вновь пришел на Дунай. В это время умерла княгиня Ольга, и Святослав оставил управление на Руси своим сыновьям. Он решил объединить все славянские племена и перенести свою столицу в Переяславец.

Но планам Святослава не суждено было сбыться. Византийский император Иоанн Цимисхий потребовал, чтобы киевский князь покинул Болгарию. Святослав требовал выкуп за захваченные им земли и, уже в союзе с венграми и болгарами, в 970 г. начал воевать с Византией. После победы Святослава в битве стен у Адрианополя над превосходящими силами византийцев они предложили Святославу крупную дань и перемирие, на которые он согласился. Получив дань, он отошел со своей дружиной в Болгарию. Там между византийцами и русскими произошло сражение за город Доростол. Перед битвой Святослав произнес слова: «Некуда нам деться, надо биться — волею или неволей. Не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — будет нам срам. Так не побежим же, но встанем крепко. Я буду впереди вас. Если паду я — сами о себе позаботьтесь». Несмотря на то, что византийцы имели численное и техническое превосходство, они не смогли разбить противника и взять Доростол. Войско русов стойко выдержало и штурм и трехмесячную осаду. Византийцы вынуждены были согласиться на предложенные Святославом условия мира. Святослав поклялся не воевать с Византией и покинуть Болгарию, а Цимисхий — беспрепятственно пропустить русов, выдать им продовольствия на дорогу и впредь относиться к ним «как к друзьям».

На Русь Святослав с малой частью своей дружины возвращался на судах. Печенежский хан Куря, предупрежденный византийцами о возвращении Святослава, устроил засаду на днепровских порогах. Ослабленное боями и тяжелой зимовкой войско Святослава полностью погибло в неравном сражении у острова Хортица. Из черепа убитого Святослава хан, в знак уважения к великому воину, приказал сделать ритуальную чашу.

После смерти Святослава три его сына правили Русью. Старший сын, Ярополк, княжил в Киеве, средний, Олег — в Искоростене, а младший, Владимир — в Новгороде. В 977 г. между братьями началась усобица, в ходе которой сначала погиб Олег, а затем был убит и Ярополк. Владимир провозгласил себя великим киевским князем (980 г.)

Подобно своему отцу — князю Святославу Владимир был воинственным князем. Он отвоевал захваченную поляками Червонную Русь с городами Червень и Перемышль, покорил вновь восставших вятичей, радимичей и литовские племена ятвягов.

Но Владимир оставил след в истории прежде всего как креститель Руси.

Летописец рассказывает, что в 986 г. к киевскому князю явились посольства от различных народов и стали склонять его принять их веру — ислам, иудаизм, латинский обряд. Владимиру понравились красота и величие православного богослужения. К тому же княгиня Ольга, бабка Владимира, была православной, православными были его сводные братья Ярополк и Олег, православными считаются еще Аскольд и Дир, православными были и многие киевляне. В стольном городе были православные церкви. Политически, экономически сильный сосед Киевской Руси — Византия также была православной страной. Киевские бояре побывали в разных странах и принесли положительный отклик о христианстве. Все это и стало причиной принятия христианской религии по греческому образцу.

Владимир крестился в 988 г. Вслед за князем крестились его бояре, воеводы, дружина, а затем и все остальные жители княжества. Всюду, где распространялось христианство, строились церкви, появлялись священники, создавались школы. Крещение Руси имело колоссальное значение для русской культуры — духовной музыки, иконописи, архитектуры и литературы. В глазах современников Русь уравнялась с другими государствами. Еще в IX в. братья Кирилл и Мефодий разработали для славян специальную азбуку, приспособленную к сложным звукам славянского языка. Единая вера способствовала складыванию единой нации. Племенные различия внутри русского народа постепенно исчезали.

Время княжения Владимира воспето в былинах, передававшихся в народе из уст в уста. Самого князя былины называют «Красным Солнышком». В 1229 г. православная церковь причислила князя Владимира к лику святых в чине равноапостольного.

В 1015 г. великий князь киевский Владимир скончался. И сразу же между его наследниками началась усобица. Каждый их них хотел стать великим князем киевским. Основная борьба развернулась между его старшим сыном Ярославом и сыном Ярополка Святополком. Ярослав, будучи новгородским князем, не признал старшинства Святополка, собрал войско из шведов и новгородцев и в 1016 г. выступил против него. Братья сошлись в битвах при Любече и на реке Альте. Святополк был побежден и бежал в Польшу, в пути погибнув от руки шведов при невыясненных обстоятельствах.

В этой усобице на стороне Ярослава и Святополка принимали участие и другие братья. Князь ростовский Борис и муромский князь Глеб были предательски убиты в этой борьбе. Такая же участь постигла и третьего брата — Святослава Древлянского. Принявшие мученическую смерть князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми.

После смерти Святополка Ярослав утвердился в Киеве и стал великим князем. Он был умным и дальновидным правителем. Им и его советниками были собраны законы и записаны в один сборник, получивший название «Русская Правда». Ярослав предпринял ряд военных походов против земель чудской (основав город Юрьев), ятвяжской и мазовейской; успешно воевал с Польшей, возвратив червенские города; нанес решительное поражение печенегам, положив конец их набегам на Русь; в 1043 г. организовал последний поход против Византии, закончившийся заключением договора, повторяющего договор 944 г.Он произвел существенную перестройку Киева — возвел новые крепостные стены, расширив старый город, построил Золотые Ворота. Ярослав заложил собор Святой Софии. Киевский князь любил книги и хранил свою библиотеку в этом храме. При Ярославе Мудром Русь достигла зенита славы и могущества. Породниться с киевском князем было почетно. Сам он был женат на дочери шведского короля. Его старший сын Изяслав был женат на польской принцессе, средний, Святослав — на немецкой, младший — Всеволод, женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Дочери: Елизавета стала женой норвежского короля (а после его гибели — датского), Анастасия вышла замуж за короля Венгрии, Анна — за французского короля Генриха I. Внучка Евпраксия была супругой императора Священной Римской империи Генриха IV.

Ярослав пытался предотвратить братские усобицы, поделив Русь на равные части между своими сыновьями. Но после его смерти сыновья киевского князя продолжали соперничать друг с другом.

Три князя Ярославича — Изяслав, Святослав и Всеволод — стали хозяевами Русской земли. Их союз был необходим для отражения новых внешних врагов Руси — половцев. В 1068 году на Русь обрушились полчища половцев во главе с ханом Шаруканом. Проиграв битву на реке Альте, Ярославичи бежали от половцев, оставив Киев без защиты. После этого киевляне освободили из темницы популярного в народе полоцкого князя Всеслава Брячиславича, и провозгласили его великим князем; княжил он в Киеве семь месяцев.

Но в 1073 году между братьями Ярославичами началась война. Святослав и Всеволод, забыв заповеди отца, выгнали Изяслава из Киева. Киевским князем стал Святослав, но он вскоре умер и Всеволод заключил мир с Изяславом, который вновь стал киевским великим князем. Но распри внутри княжеского дома продолжались. Сын Святослава Олег остался без наследства — вотчину его отца, Чернигов, захватил Всеволод. Олег, прозванный «Гориславичем», бежал в Тмутаракань и на Русь вернулся с ордами половцев. Изяслав и Всеволод сразились с Олегом и разбили его. Но Изяслав в бою погиб, и великое княжение досталось его брату Всеволоду. В это время на политической арене появляется сын Всеволода Владимир, прозванный «Мономахом» (поскольку он был внуком византийского императора Константина Мономаха по женской линии). Будучи князем черниговским, а затем пограничного Переяславля, Владимир Мономах совершил несколько походов на половцев, после чего набеги степняков временно прекратились. Авторитет победителя кочевников возрос. По смерти Всеволода Владимир Мономах пригласил в Киев Святополка Изяславича, как самого старшего из всех внуков Ярослава Мудрого. Он же стал инициатором княжеского съезда в Любече (1097 г.), где был установлен новый принцип организации власти на Руси — русская земля становилась совокупностью отдельных «отчин». Так юридически было закреплено уже начавшееся разделение Руси на отдельные княжества.

Когда в 1113 г. в Киеве скончался князь Святополк, киевские бояре пригласили на княжение шестидесятилетнего Владимира Мономаха. Чтобы успокоить горожан, начавших громить дворы князя и некоторых бояр, он издал новый свод законов — «Пространная Русская Правда», в котором существенно уменьшались поборы с зависимых людей. Мономах был выдающимся писателем. Он составил наказ своим детям, или «Поучение», в котором описал свои подвиги и ратные труды, завещал любить братьев, не ввязываться в распри и не обижать обездоленных. Годы правления Мономаха (1113–25 гг.) и его старшего сына Мстислава Великого (1125–32 гг.) в Киеве были временем восстановления единства Киевской Руси.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.