Конституционно-правовая ответственность: понятие, признаки, особенности, санкции. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Конституционно-правовая ответственность: понятие, признаки, особенности, санкции.

2019-08-07 544
Конституционно-правовая ответственность: понятие, признаки, особенности, санкции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

           Признаки:

1. Связана с конституционно-правовым деликтом (Не все неблагоприятные последствия являются ответственностью)

2. Наличие вины (Презумпция компетентности – подразумевается, что все лица понимают наличие последствий)

3. Субъекты могут быть как одиночные так и коллективные

4. Привлечение к КП ответственности в судебном и квазисудебном порядке (отрешение Президента, отзыв депутата).

Основанием наступления ответственности является совершение субъектом виновного правонарушения. Состав:

1. Субъект (граждане, должностные лица и т.д.)

2. Субъективная сторона (обязательное наличие вины)

3. Объект (общественные отношения возникшие по поводу охраны конституционного строя, федеративного устройста и т.д.)

4. Объективная сторона (действие (бездействие) субъекта направленное на нарушение норм права в сфере конституционных отношений)

Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.

           Меры конституционно правовой ответственности:

- приостановление действия или принятие решения об отмене решения (Президент отменяет решение Губернатора);

- принятие решения об отмене регистрации (партий или общественных объединений);

- отмена решения о приобретении гражданства;

- отмена общественного результата (результата выборов). Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

4) граждане.

Особенности конституционно-правовой ответственности и соответственно ее обособление как самостоятельного вида юридической ответственности объясняются предметом и методом конституционно-правового регулирования общественных отношений; функциями, которые выполняет конституционное право в общей системе права; спецификой статуса субъектов конституционно-правовых отношений; особенностями юридической природы неправомерного поведения в конституционно-правовой сфере; характером конституционных предписаний, на базе которых возникает ответственность; особой процедурой ее реализации. Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой (в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов) не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Одной из основных функций конституционно-правовой ответственности является восстановительная. Наряду с этим она, как и всякая юридическая ответственность, осуществляет карательную (штрафную) функцию в отношении субъектов, допустивших недолжное поведение в сфере конституционно-правовых отношений. Разумеется, конституционно-правовая ответственность выполняет также стимулирующую (организационную) функцию, поскольку побуждает участников конституционно-правовых отношений к должному поведению. Способствуя предотвращению возможных в будущем конституционных деликтов, конституционно-правовая ответственность выполняет и предупредительно-воспитательную (превентивную) функцию.

Наиболее сложно отграничить конституционно-правовую ответственность от иных видов юридической ответственности в публично-правовой сфере - административной и уголовной. Вместе с тем, представляет интерес ее соотношение с гражданско-правовой ответственностью. Конституционно-правовая ответственность в нашей стране наступает на основе норм Конституции РФ и федеральных конституционных законов, также в качестве комплексного института конституционного права она устанавливается и другими его источниками, в том числе федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами. Заметим, что сейчас уголовная ответственность устанавливается только федеральным законом. Имеются и особенности в самом закреплении конституционно-правовой ответственности: например, в отличие от других видов юридической ответственности, возможны случаи, когда описана санкция, но не определено основание ответственности, и наоборот. Субъектами конституционно-правовой ответственности выступают как физические лица, так и коллективные образования; уголовной - только физические; административной - физические и юридические лица. Физические лица как субъекты конституционно-правовой ответственности представлены гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами и др. В качестве коллективных образований выступают государственные органы, негосударственные органы и объединения и др.

Основание конституционно-правовой ответственности (конституционный деликт) существенно отличается не только от основания уголовной ответственности (преступления), но и от других правонарушений (деликтов) - административных, дисциплинарных, гражданско-правовых. Вместе с тем, основанием конституционно-правовой ответственности может являться не только не соответствующее нормам конституционного права поведение, но и наступление иных обстоятельств, прямо предусмотренных конституционно-правовыми нормами. Так, конституционно-правовая ответственность может возлагаться за деяния других субъектов. Примером здесь служит ответственность кандидатов за действия их уполномоченных лиц. Конституционно-правовые санкции применяются широким кругом уполномоченных субъектов (инстанциями ответственности) - органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и др. - в отношении неподчиненных и неподотчетных им субъектов, тем самым отличаясь от дисциплинарных взысканий.

Проблема реализации конституционно-правовой ответственности решается непросто, и к важнейшим относится вопрос об инстанции (субъекте юрисдикции). Кто-то должен констатировать наступление конституционно-правовой ответственности в отношении соответствующего субъекта. В ином случае невозможно привлечь к конституционно-правовой ответственности. Если инстанция ответственности (субъект юрисдикции) не установлена - нет и самой ответственности. В связи с этим при закреплении конституционно-правовой ответственности должны быть четко указаны не только субъект ответственности, основание, меры воздействия, но и обязательно - инстанция.

Поскольку конституционное право главным образом регулирует политические отношения, постольку и конституционно-правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры - политический характер. Конституционно-правовая ответственность выполняет функцию политико-правового воздействия на субъекты, допустившие конституционные деликты, являясь одним из методов регулирования общественных отношений, что дает основание иногда не вполне точно отождествлять конституционно-правовую ответственность с политической. Но не всякую меру публично-принудительного воздействия (в том числе организационную), имеющую политическое содержание, можно рассматривать как меру конституционно-правовой ответственности. Применение мер конституционно-правовой ответственности всегда сопряжено с наступлением неблагоприятных (невыгодных) политических последствий для субъекта, допустившего недолжное поведение в конституционно-правовой сфере. Представляется обоснованным подход, согласно которому конституционно-правовая ответственность "есть политическая ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные формы. Действительно, конституционно-правовая ответственность имеет довольно четко выраженное политическое содержание и по основаниям, и по кругу субъектов, и по мерам воздействия на них. Вместе с тем, необходимо избегать превращения конституционно-правовой ответственности из правового института в инструмент политической борьбы. Осуществление мер конституционно-правовой ответственности должно ограничиваться конституционно-правовыми целями и, прежде всего, защитой Конституции.

3. Конституция: понятие, сущность. Свойства и функции Конституции. Конституция России 1993 года: концепция, структура, содержание.

Конституционное развитие России в период до Октябрьской социалистической революции 1917 г. проистекало по законам постепенного ограничения самодержавия, и было подвержено влиянию российских традиций в общественном и государственном строе.

Первым правовым шагом на пути перехода России от неограниченной к конституционной монархии стало принятие Манифеста от 6 августа 1905 г., учредившего Государственную Думу, – первый русский парламент с совещательными функциями. Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» упрочил институт парламентаризма в России, наделив Государственную Думу законодательными функциями.

Однако преобразование 20 февраля 1906 г. Государственного Совета в верховную законодательную палату, издание 8 марта 1906 г. правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906 г. сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной Думы. В перерывах между заседаниями Госдумы законодательные функции передавались императору с тем, чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Госдумы.

           В истории Российской Федерации насчитывается 5 конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает стабильность общественного строя.

           Юридическая (или формальная) конституция – это правовой документ, обладающий определенными особенностями формы и содержания, порядка принятия и изменения, а также особой юридической силой. Конституция стоит во главе системы источников отрасли конституционного права и содержит его исходные начала.

Фактическая конституция – это реально существующие основы общественного и государственного строя, правового положения личности, система социально-экономических и политико-правовых отношений, которые оказывают непосредственное воздействие на юридическую конституцию. Ее содержание во многом предопределяется этими отношениями, происходящими в обществе и государстве, экономическими, политическими и социальными процессами. В идеальном, эталонном правовом государстве юридическая и фактическая конституции должны полностью совпадать. В материальном смысле конституция представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования, т.е. моделирует конституционный строй конкретной страны. В формальном значении конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим правовым актам.

Признаки:

1. народность – принимается народом и выражает его интересы. 2. Учредительный характер – в Конституции учреждена власть народа, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ; регулирует наиболее важные общественные отношения, её предписания являются первичными. 3. Предмет конституционного регулирования – базовые общественные отношения, которые складываются во всех сферах жизни общества. 4. Реальность – выражает фактически сложившуюся структуру в обществе. 5. Стабильность – особый порядок ее изменения.

Конституция -  основной закон государства обладающий высшей юридической силой, выражающая интересы народа или отдельных социальных групп, регулирующих основы отношений между человеком, обществом и государством, а также наиболее значимые общественные отношения, формирующие конституционный строй конкретной страны.

Ее характерные черты: 1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, – народ; 2) учредительный характер конституционно-правовых норм; 3) расширенный предмет регулирования Конституции; 4) особые юридические свойства Конституции.

Ее юридические свойства: 1) верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ; 2) высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства; 3) особая охрана конституционных норм; 4) прямое действие конституционных норм; 5) особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Значение К в современном мире: определяет принципы отношения человек – общество – государство, закрепляет основы государственного строя, правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, определяет функции государства, структуру и взаимодействие его органов.

Наука конституционного права изначально выделяла формально-юридическую и социально-политическую сущность конституции. Ф ормально-юридическая сущность выражается в том, что конституция является актом или группой актов, обладающих высшей юридической силой, и занимающих верховное положение в системе законодательства. Другой аспект анализа заключается в выявлении социально-политической сущности конституции.  Сущность конституции предопределяет ее содержание.

Конституция как главный закон государства и общества имеет особые и свойства, которые можно подразделить на: 1) социально-политические; 2) юридические и 3) политико-правовые.

Основные социально-политические свойства конституции выражаются, в следующих признаках:

– особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию, или от имени которого она принимается;

–учредительный характер конституционных положений; Как учредительный документ действующая Конституция России играет роль политического акта, выражающего определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия.

– широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования. Действующая Конституция РФ относится к той группе конституций, которые достаточно широко и детально описывают не только государственный строй, но и модель общественного строя, взаимоотношения личности и государства.

Главные правовые свойства конституции представляют собой:

– верховенство и высшая юридическая сила конституции;

– прямое действие и применение на всей территории rocyдарства;

– ядро правовой системы или основной источник права;

– усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок в конституцию;

– особая правовая охрана конституции.

Можно выделить и так называемые политико-правовые черты конституции. К ним относятся, в частности, легитимность конституции и стабильность основного закона государства и общества.

Легитимность конституции определяется многими слагаемыми: а) легальностью принятия конституции; б) способами ее разработки; в) политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки и принятия конституции; г) уровнем политической и правовой культуры населения и др. Считается, что участие 54,8% зарегистрированных избирателей (58 млн. 187 тыс. 755 человек) в референдуме 12 декабря 1993 г., из числа которых 58,4% (или 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей) высказались за Конституцию РФ, дает основание считать действующую Конституцию РФ легитимной.

Структура Конституции РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав. Они называются: Основы конституционного строя;  Права и свободы человека и гражданина; Федеративное устройство;  Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание;  Правительство Российской Федерации; Судебная власть; Местное самоуправление; Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения».

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

К числу содержательных особенностей, Конституции относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями.

К технико-юридическим особенностям российской Конституции относятся: 1) Конституция принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Из этого обстоятельства вытекает, в частности, особенность в оформлении реквизитов этого вида актов; 2) неравенство по юридической силе положений внутри текста Конституции; 3) наличие разных процедур при внесении изменений в текст Конституции; 4) совпадают наименование вида акта и заголовок самого акта; 5) использование приема делегирования права на принятие каких-либо нормативных правовых актов для регулирования важнейших сфер общественных отношений; 6) использование в Конституции преимущественно абстрактного способа изложения правовых предписаний; 7) структурно Конституция РФ состоит из двух разделов; 8) раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» структурирован иначе, чем остальной текст Конституции и состоит из пунктов, а не из статей.

Несовершенства Конституции: - невнятно прописана форма правления; - наличие у президента РФ подразумевающих полномочий (с течением времени, изменением обстановки не соответствует Конституционно закрепленным Полномочиям Президента, так как они являются исчерпывающими). – написанные положения об основах конституционного строя не расшифрованы.- не соответствие реальному положению вещей (социальное государство – прогрессивная система налогообложения, светское государство – 7 января?). – в ст. 72 отсутствует положения о том как строятся отношения между РФ и субъектами.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.