ВОПРОС 1. Понятие и сущность менеджмента — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

ВОПРОС 1. Понятие и сущность менеджмента



ВОПРОС 1. Понятие и сущность менеджмента

 

Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от англ.слова « manade» - менедж – управлять.

Слово «менеджмент», своими корнями уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми.

Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить людьми и организациями и широко применяется в деловой и повседневной жизни.

В настоящее время существует огромное количество трактовок менеджмента. И это правильно, т.к. сейчас выделяют такие понятия как финансовый менеджмент, производственный менеджмент, стратегический менеджмент и другие.

Поэтому, в общем, мы можем сказать, что менеджмент – это наука управления современными организациями, которая сформировалась под воздействием научно-технического прогресса.

В более узком понятии менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления.

Хорошо, тогда как вы думаете, что такое управление и какое из этих понятий шире? Давайте с вами разберемся. И начнем мы с определений этих терминов.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Управление – это функция биологических, социальных, технических, организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Существует 3 класса управления:

- в неживой природе (технических системах);

- в организмах (биологических системах);

- в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов,относится к управлению биологическими системами.

Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Эта наиболее сложная отрасль управления.

Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление». Однако термин «управление» – намного шире, чем понятие менеджмент. Т.к. оно относится к различным сферам и видам деятельности, объектам и субъектам (управление автомобилем, управление организацией, государством). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами, на уровне фирмы (управление хозяйственной деятельностью, персоналом)



Субъект менеджмента – менеджер – специалист по управлению.

Объект менеджмента – предприятие или его отдельное подразделение, определенная сфера деятельности (производство, сбыт, финансы).

Кто же такой менеджер?

Менеджер- это человек, работающий в данной организации, профессиональный управляющий, представитель особой профессии.

Менеджер– это специалист, который прошел большую спец.подготовку и добился больших результатов посредством других людей. Это лидер любой организации.

Чтобы осуществлять управление менеджер должен обладать:

- наличие спец.образования;

- владение определенными знаниями и навыками для осуществления данной деятельностью;

- умение добиваться поставленных целей, используя имеющие ресурсы;

- самостоятельно принимать управленческие решения и решать различные проблемы;

- умение контактировать с людьми и эффективно влиять на их поведение.

ВОПРОС 2. Эволюция менеджмента

Вся история человечества – это и история управления. И сейчас мы посмотрим, как на разных этапах развития менеджмента происходил процесс накопления знаний в области управления.

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами. Даже в самых древних обществах требовались люди, которые направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья). Например, строительство египетских пирамид, где необходима была четкая организация работы множества людей и контроль за их деятельностью.

ВОПРОС 3. Школы управления

В начале 20 в США и странах Зап. Европы в науке управления были сформулированы и получили практическое применение 4 основные концепции менеджмента.



ПЕРИОД 1885 1920 1930 1940 1950 1960 Н/ВР

Школы в управлении:

Научного управления

Административная

Человеческих отношений

Поведенческих наук

Процессный подход

Системный подход

Ситуационный подход


1.Школа научного управления (1885-1920)– основателем которой является американский ученый – Фредерик Тейлор (1856-1915)

Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства. Свою деятельность они сосредотачивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции.

Заслуга Тейлора состоит в том, что он изучал производственные процессы, устанавливал рациональные приемы выполнения трудовых операций и нормы времени для них. (Для этого подбор, обучение и расстановка рабочих осуществлялась на те места, где от них была наибольшая польза, предусматривались перерывы в работе, оплата осуществлялась по результатам труда (большие результаты – больше оплата)). Тейлор приравнивал рабочих к средствам труда и видел увеличение производительности и объемов производства в систематическом стимулировании работников.

Кроме рациональной организации труда, он разделил труд на исполнительский и распорядительский. Основная функция рабочих – исполнительская. Непосредственно управление рабочими осуществляли мастера. Они обучали рабочих и осуществляли контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Это привело к появлению функциональных менеджеров, которые осуществляли контроль за специализированным направлением.

Т.обр. Тейлором была предложена функциональная организационная структура управления.

Он разработал теорию взаимодействий администрации и рабочих, считая, что между управляющим и рабочими должны устанавливаться отношения взаимопомощи. Инициатива должна поощряться.

К 1916 г. школа окончательно сформировалась и получила другое название «Классическая» или «Традиционная».

 

2. Школа административного управления (к1920-к1950) -является разновидностью классической школы. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджеров в организации.

Основоположником этой идеи был фр. экономист Анри Файоль (1841-1925)

Он первым перестал рассматривать управление как исключительную привилегию высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.

Тем самым он разделил весь процесс управления на 5 основных функций, которые и сейчас используются в управлении организацией:

- планирование - организация - подбор и расстановка кадров –мотивация – контроль.

Важнейшим достижением Файоля явилась и формулировка основных принципов управления, суть которых сводится к следующему:

1. разделение труда;

2. авторитет и ответственность власти;

3. централизация – решения принимаются на высших уровнях, а реализуются на более низших.

4. дисциплина;

5. единство руководства

6. скалярная цепь – цепь начальников от высшего до низшего, которых в случае необходимости можно сократить;

7. инициатива

8. порядок – каждый должен быть на своем месте;

9. вознаграждение за труд;

10. справедливость;

11. корпоративный дух (культура в организации);

12. подчинение частных интересов общим – свои интересы не должны ставиться выше интересов п/п

13. доброта и порядочность;

14. устойчивость персонала – излишняя текучесть причина плохого управления.

 

ВОПРОС 1. Понятие и сущность менеджмента

 

Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от англ.слова « manade» - менедж – управлять.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.