Перелом в отношениях Рады и Ивана IV. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Перелом в отношениях Рады и Ивана IV.

2019-08-04 183
Перелом в отношениях Рады и Ивана IV. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    В московском правительстве произошел перелом, в котором видную роль сыграли Захарьины, внушившие Анастасии вражду к Сильвестру, а Ивану мысли о рабской зависимости от Рады. Кроме того, царя убедили, что Сильвестр черный маг, и что он завладел его волей. Царь же был доверчив врагам рады, т.к. суеверен был. В 1559г зимой Иван с больной женой совершает снова паломничество по монастырям и в это время происходит какая-то крупная размолвка между ним и Сильвестром&Адашевым связанная опять таки с его путешествием и принесением там благочестивых обетов. Сильвестр, овдовев, уезжает по собственной воле в далекий монастырь, а Адашев возвращается на фронт. С уходом Сильвестра из политики время Рады было сочтено. Анастасия конечно оказала большое влияние на царя в их размолвке. Примирение осложнилось в 1560г смертью царицы, перепугавшейся пожара и без того тяжело болевшей, а после пошедшей на ухудшение. Он и Адашев попросили у царя суда над собой по этому делу, но царь испугавшись то ли правды, то ли колдовства, то ли просто желавший избавится от опекунов, ограничивавших его власть, и знавший о народной любви к ним, в Москву их не пустил. Противники Рады видя колебание царя объяснили ему, что де чувства внушенные ими, противниками, истинные, и что он только сейчас прозрел и обрел власть свою по закону. Противниками были не только бояре и шурья, но и священники думающие о личном достоянии, такими оказались Осифляне. Иван созвал собор для осуждения Сильвестра. Сильвестра сослали на Соловки, Адашева на фронт. Рада, официально несуществовавшая, прекратила свое таки существование в 1560г, являясь почти 13 лет правительством, правящим от имени царя. Ее преобразования совпадали с требованиями челобитных царю, составленных дворнянином Пересветовым, и были направлены в первую очередь на укрепление основ государственности, в лучшем смысле этого слова.

 

 

10. В ЧЕМ СУТЬ РАЗНОГЛАСИЙ ИОСИФИЛЯН И НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ? КТО ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ В СПОРЕ И ПОЧЕМУ?

 

 

При правлении Ивана 3 происходили важные изменения в структуре феодального землевладения. Много вотчин уходило в монастыри за «упокой души». Религиозное мировоззрение выше всего ставило спасение, обрести которое можно было праведным образом жизни, покаянием и молитвами. Лучше всего доходили молитвы нищих и монахов, но чтобы они молились до конца мира, лучше всего на помин передать вотчину. И даже законодательство не могло остановить рост монастырского землевладения. Насчитывается около 200 монастырей, сосредотачивающих около 1/3 всех земель.Церковь становится сильной политической силой, изначальна она не полностью зависела от князя, опираясь на Константинополь, а во время ордынского ига она не платила выхода; после падения Константинополя под натиском турков-османов русская православная церковь стала единственной, кто может отстаивать свою веру. Таким образом, церковь имеет все предпосылки освободиться от гос власти. НО возникает 1 важная проблема внутри церкви− ересь. (1370-е годы- стригольники; 1470-е – жидовствующие). Любая ересь неминуемо ведет к расколу, благодаря этому московскому князю удалось частично подчинить церковь. Итак, возникло 2 религиозных течения по вопросу отношения к еретикам. Лидером первого стал Иосиф Волоцкий, а само течение получило название ИОСИФИЛЯНЕ или СТЯЖАТЕЛИ; второе− Нил Сорский, течение− СОРИАНЕ или НЕСТЯЖАТЕЛИ

 

СРАВНЕНИЕ ПОЗИЦИЙ.

 Иосифиляне                                                                                   Нестяжатели

Отношение к ереси:

И. В. не вдавался в точности споров,           Н. С.считал, что идеи будут жить и после                                                                        

надо было уничтожить еретиков физи-        уничтожения еретиков, надо заставить их                                                                 

чески, а это привело бы к уничтожению      раскаяться; нужно бороться словом и убеж-                                                                          

ереси; являлся сторонником репрессив-        дением, добиваясь публичного раскаяния.                                                                          

ных мер.                                     

Отношение к монастырской собственности:

Считали, что собственность − это зло, ведет к развращению монашества.

Увеличение добра церкви− необходи-         Церковная собственность− зло, надо зани-                                                                    

мость− рост землевладения. Утверждали,   маться духовным самосовершенствованием.                                                                    

что лишь опираясь на собственность            Разве может монах прикоснуться к грехов-                                                                       

можно выполнить долг, где богатство          ной собственности? Это ведет к корысто-

источник благотворительности.                    любию и стяжательству, она пагубна для           

                                                                           духовентва.

Вопрос о личной воле:

Бороться с корыстолюбием поможет           Личная воля и свобода должны присутство-                                                                  

жестокая дисциплина, её основа− ус-          вать. Идеал можно искать, когда человек                                                                        

тановление иерархии и строгое подчи-        свободен душою, он ипирается на неё, т.е.                                                                       

нение ей. Личная воля существовать не       совершенствоваться, где единственный                                                                   

может, должна подчиняться авторитетам.    авторитет− Библия.

 

Отношение к библейским писаниям:

Каждый подчиняется Библии и тому, что    Т. к. человек сам ищет путь к совершенству,                                                                         

создали отцы церкви, это истина, выпол-    то должен сам всё читать, испытывать, изу-                                                                           

нять это следует не мысля, не рассуждая,     чать, подвергать критике, думать и это его                                                                           

т.к. это единственное руководство к дейст- обязанность. Лишь так можно приблизиться                                                                            

вию. Их нужно выучить, здесь всё истина,   к истине. При переписки книг он должен                                                                           

а собственное мнение − второе падение.    думать и высказывать своё мнение.

 

Спор разрешил великий князь Иван 3. Ему выгоднее поддержать теорию иосифилян, т. к. нужно централизовывать гос-во: идеи подчинения, иерархия, ликвидация личности. Хотя получение земель его тоже прельщало. Иосиф Волоцкий главная опора власти. Но он пошёл на уступки, сначала он утверждал, что церковь самостоятельна, а теперь у него новая концепция, к-рая стала определяющей− теократический абсолютизм. Где по-новому выстраивает взаимоотношения между церковью и властью. 1) обожествление гос-ря, личности правителя, он абсолютный монарх, подчинялись ему все сословия и удельные князья. 2) Компромисс между церковью и властью: гос-во в подчинении у церкви, а церковь подчинена гос-ву. Гос-во брало обязанности соблюдать все интересы церкви, в том числе и земельные. А церковь отрекается от полной свободы, становится послушным орудием в руках гос-ва, воспитывает верующих в духеп одчинения

 

11.

Иосиф Волоцкий создает концепцию теократического абсолютизма, где по-новому выстраиваются отношения между светской и духовной властью.

1) Обожествление государя. Царь – первый человек на земле после Бога, личность царя священна. Московский государь – абсолютный правитель на Руси, он один подобен Богу, и все должны подчиняться царю во всем.

2) Компромисс между светской и духовной властью. Государство подчиняется церкви, а церковь – государству. Государство брало на себя обязательство соблюдать все интересы церкви, в т.ч. и земельные, а церковь должна была отречься от своей полной свободы и брала на себя обязательства воспитывать верующих в духе подчинения государю. Но на деле компромисс оказался в пользу государства.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.