Клермонский собор. Призыв к крестовому походу. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Клермонский собор. Призыв к крестовому походу.

2019-08-04 195
Клермонский собор. Призыв к крестовому походу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Клермонский собор. Призыв к крестовому походу.

 

В ноябре 1095 г. Римский папа Урбан II перешел через Альпы, чтобы созвать церковный собор во французском городе Клермоне. Однако самому собору предшествовало несколько важных событий.

Папа посетил многие клюнийские аббатства на юге Франции. Клюнийцы, обладающие опытом проповеди священных войн и паломничеств, могли предоставить Урбану II людей, добровольно готовых отправиться на Восток. Кроме того, папа осуществил две важные встречи. Еще в августе 1095 г. он встретился с епископом Адемаром Монтейльским в г. Пюи. Скорее всего, именно тогда епископ согласился принять звание папского легата в войске крестоносцев. Урбан II встретился также с графом Раймундом IV Тулузским и убедил его принять участие в походе. Поддержка одного из крупнейших сеньоров Франции была очень важна для такого трудного предприятия, как крестовый поход.

Клермонский собор проходил 18 – 25 ноября 1095 г. На нем присутствовало 14 архиепископов, от 200 до 300 епископов и около 400 аббатов, а также множество светских лиц. Здесь решались такие важные для римской курии вопросы, как преобразование французской церкви и «божий мир» (pax Dei). Кроме того, Урбан II осудил французского короля Филиппа за развод с женой.

26 ноября, после официального окончания собора, папа выступил перед присутствующими на равнине близ города. Смысл его речи заключался в следующем: «в пределы Романии вторглось…персидское племя турок»[1], которые захватили Иерусалим и всячески притесняют христианское население, не позволяя ему совершать паломничества к гробу господнему. Папа призывал всех отправиться на освобождение Иерусалима, обещая вечную награду победителям, а тем, кто падет в битве за веру – отпущение грехов. Толпа встретила слова папы восторженными криками: «Так хочет бог! Так хочет бог!».

Необходимо отметить, что речь Урбана II отнюдь не являлась божественным вдохновением. Это было заранее и тщательно подготовленное выступление, рассчитанное на рыцарей и крупных сеньоров. Крестьяне, а также «старцы или слабые люди, не владеющие оружием, и…женщины»[2] были бы в походе обузой.

Поход западноевропейских рыцарей. Крестоносцы в

Константинополе.

 

Первые отряды феодалов выступили в поход в конце лета – начале осени 1096 г. Сеньоры запаслись деньгами на время длинного пути через Европу, взяли с собой воинское и прочее снаряжение, некоторые взяли даже охотничьих собак и соколов. Кроме того, организация рыцарского ополчения была более правильной и эффективной, чем крестьянского. Однако и здесь были свои недостатки: отдельные отряды не были связаны между собой, не было ни точного маршрута, ни единого плана кампании, ни главнокомандующего.

В августе 1096 г. выступило в дорогу ополчение из Лотарингии и правобережья Рейна. Во главе стоял герцог Нижней Лотарингии Готфрид IV Бульонский.[9] Чтобы иметь средства для выступления в поход, герцог продал некоторые свои владения епископам Льежа и Вердена за 3000 серебряных марок, а также заставил евреев Кельна и Майнца уплатить ему 1000 серебряных марок Готфрида сопровождали его братья Евстафий и Балдуин, двоюродный брат Балдуин Ле Бург, а также множество вассалов. Под знаменами Готфрида было 70 тыс. пехотинцев и 10 тыс. всадников.[10] Переход через Болгарию, Венгрию и византийские земли произошел достаточно мирно, и к Рождеству 1096 г. немецкие крестоносцы прибыли в Константинополь.

Ополчение Южной Франции в 100 тыс. крестоносцев[11] возглавляли граф Раймунд IV Тулузский, прославившийся как полководец в войнах с арабами за Пиренейский полуостров, и папский легат Адемар де Пюи. Перейдя Альпы, Ломбардию, Фриуль, Далмацию, отряды Раймунда Сен-Жилльского[12] вступили на территорию Византии и вскоре достигли Константинополя.

В августе 1096 г. выступил в поход граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I. С небольшим отрядом он направился в Италию, по пути побывав в Риме, где получил от папы хоругвь св. Петра. Из Бари он отплыл в Константинополь, однако у восточных берегов Адриатики корабль Гуго Вермандуа попал в бурю и разбился, а сам граф был выброшен на византийский берег близ Драча. Тамошний наместник Иоанн Комнин[13] передал Гуго императору, который держал его у себя на положении почетного пленника.

Силы Северной Франции возглавили три крупных феодала. Крестоносцев Нормандии, а также отряды из Англии вел сын Вильгельма Завоевателя герцог Роберт Нормандский. Из-за недостатка средств герцогу пришлось заложить Нормандию своему брату Вильгельму II Рыжему, английскому королю, за 10000 марок серебром.

Пилигримов Фландрии возглавлял граф Роберт II Фландрский, имевший около 1 тыс. вассалов. В поход также выступил граф Этьен Блуаский и Шартрский, женатый на дочери Вильгельма Завоевателя Адели.

Отряды пилигримов из Нормандии, Фландрии, Шартра и Блуа преодолели Альпы и вступили в Италию в ноябре 1096 г. здесь у предводителей состоялась встреча с папой, от которого они получили благословение. Перезимовав в Италии, рыцари весной 1097 г. отплыли из Бриндизи в Византию.

В октябре 1096 г. отплыло из Барии войско князя Боэмунда Тарентского величиной в 10 тыс. всадников и 20 тыс. пехотинцев.[14] Оставив осаду взбунтовавшегося Амальфи, Боэмунд выступил в поход. С ним на Восток отправились двоюродные братья Ричард, князь Салернский, и Ранульф, а также племянник Боэмунда Танкред, которого европейские хронисты в один голос называют храбрейшим рыцарем. Отряд Боэмунда прибыл в Константинополь 9 апреля 1097 г.

Необходимо отметить, что еще в начале 80-х гг. XI в. Боэмунд Тарентский участвовал в кампании своего отца Роберта Гискара против греков и потерпел в 1083 г. поражение под Лариссой. Поэтому отношение Алексея Комнина к князю Тарентскому было особенным. Опасаясь интриг со стороны Боэмунда, император «торопился встретиться с ним раньше, чем прибудут остальные графы, хотел выслушать его и убедить переправиться через пролив до их прихода, ибо опасался, что Боэмунд…может обратить их мысли в дурную сторону».[15] В свою очередь Боэмунд, как сообщает Анна Комнина в «Алексиаде», осознавал все особенности своего положения при дворе византийского императора и поэтому согласился на все условия Алексея Комнина и принес ему клятву верности. В награду он получил обещание, что в его собственность будет предоставлена территория близ Антиохии.[16]

Как было сказано выше, первыми в Константинополь прибыли крестоносцы Готфрида Бульонского. Алексея Комнина не могли не беспокоить количество и сила лотарингского войска, однако еще большее опасение внушала ему перспектива прибытия в столицу новых крестоносных отрядов. Наличие иностранных войск (к тому же наличие среди них итало-норманнских отрядов) заставляла Алексея опасаться не только за безопасность столицы, но и всего государства. Поэтому императору приходилось проводить свою политику здесь в двух направлениях. С одной стороны, постоянно сдерживать грабежи и буйства крестоносцев, показать, что империя обладает достаточными силами для отпора в случае нападения на нее. С другой стороны, заручиться поддержкой лидеров, чтобы использовать поход в своих целях.

Сначала необходимо было привести к присяге на верность империи Готфрида. Однако тот, хоть и вел себя довольно мирно, от вассальной клятвы наотрез отказался.[17] Алексей вынужден был применить против герцога сначала такие меры, как прекращение подвоза в лагерь лотарингцев провизии и фуража, а потом даже и военную силу, задействовав при этом печенежских всадников и личную гвардию. Готфрид вынужден был уступить. После принесения клятвы, сообщает Анна Комнина, Готфрид «получил много денег и стал гостем и сотрапезником императора. После пышных пиров он переправился через пролив и разбил свой лагерь под Пелеканом».[18]

Принесение клятвы означало передачу всех городов и крепостей, которыми овладеют крестоносцы, под власть назначенных императором людей. Подобные клятвы принесли почти все предводители крестоносного войска. Этьена Блуасского, например, император склонил к этому своей щедростью и обходительностью. С Раймундом Тулузским, который, между прочим, упорно отказывался принести клятву (все, чего удалось добиться Алексею Комнину от графа, - это обещание не наносить вреда жизни и владениям императора), византийский самодержец сблизился на почве вражды с Боэмундом. Один только Танкред, с группой рыцарей переправившийся однажды ночью через пролив, сумел избежать вассальной клятвы.

Таким образом, в апреле-мае 1097 г. рыцарские ополчения были переброшены в Малую Азию, на территорию, подконтрольную сельджукам. Принесение клятвы императору имело для них как положительные, так и отрицательные моменты. Являясь вассалами Алексея, крестоносцы могли ожидать от него военной и экономической помощи в походе. Однако теперь Византия получила официальный повод претендовать на отвоеванные западноевропейскими рыцарями у сельджуков земли.


Эдесского.

 

26 июня 1097 г. отряды крестоносцев выступили из Никеи и направились на юго-восток Анатолии. Как только армия добралась до первых возвышенностей плато, добывать провиант стало гораздо труднее, поэтому решено было разделить ее на две части: в авангарде продвигались отряды Роберта Нормандского и Боэмунда Тарентского, за ними следовала остальная часть войска. Пользуясь разделением армии латинян, Кылыч-Арслан, заключивший союз с каппадокийскими эмирами, 30 июня 1097 г. приготовился дать крестоносцам бой в долине р. Порсук, близ города Дорилей.

На следующее утро сельджукские силы под командованием султана и эмира Гази ибн Данишменда напали на передовые части крестоносцев. Несмотря на внезапность атаки, Боэмунд и Роберт Нормандский смогли продержаться до полудня, когда на помощь им подоспели Готфрид Бульонский и Гуго Вермандуа. Вскоре прибыли провансальцы Раймунда Сен-Жилля. Разгром сельджуков довершил отряд папского легата Адемара де Пюи, зашедший в тыл турецкому войску. Потери мусульман составили около 23 тыс. человек, крестоносцы потеряли 4 тыс. воинов. Победа при Дорилее имела важное значение для похода. Крестоносцам открылась дорога в Сирию, кроме того надолго была обеспечена безопасность Византии.

Отдохнув несколько дней, крестоносцы продолжили поход, теперь уже не распыляя свое войско. Армия двигалась по направлению к Филомелиону (Аскшехиру) и Иконию (Конье), затем повернула на юг – к Ираклию. Положение воинов ухудшилось. К июльской жаре добавились партизанские действия сельджуков: по приказу Кылыч-Арслана они вывозили всех жителей из Фригии и Ликаонии, сжигали урожай на полях, отравляли воду в колодцах. Единственную, хотя и недостаточную в виду своей малочисленности, помощь оказывали крестоносцам местные христиане, уцелевшие во время сельджукских рейдов.

15 августа 1097 г. отряды крестоносцев подошли к Иконию, где остановились на некоторое время, чтобы отдохнуть. Последнюю попытку остановить продвижение латинян Кылыч-Арслан предпринял в битве при Гераклее Каппадокийской близ ущелья Киликийских Ворот, которое являлось одним из немногих проходов через горы Тавра, однако был разбит. Путь из Западной Анатолии в Северную Сирию был открыт, однако крестоносцы свернули от Ираклия на северо-восток Малой Азии, через Кесарею и Коману, чтобы, обойдя горы Тавра, выйти к Марашу. Данная дорога была менее трудной, чем через горные перевалы, однако более долгой. Следовать ею склонил крестоносцев Татикий, преследовавший цель вернуть под власть империи армянских князей, вассальная зависимость которых от императора была чисто номинальной.

В это время произошел первый серьезный конфликт между предводителями. При взятии Тарса поссорились Танкред и Балдуин Булонский, брат Готфрида Бульонского. Балдуин, обладавший более многочисленным отрядом, выгнал из города Танкреда и поставил во главе Тарса пирата Гинимера Булонского, принесшего ему вассальную присягу.

Ушедший из Тарса Танкред попытался захватить Адану, однако ее пришлось уступить бургундскому рыцарю Уэлфу. Наконец Танкред захватил крепость Мамистру. Вскоре к городу подошел отряд Балдуина. Нормандцы встретили его градом стрел со стен, после чего развернулось сражение. Остальным предводителям похода удалось помирить Балдуина и Танкреда и принудить их заключить перемирие.

Пройдя Кесарею, крестоносцы вступили в Коксон. Здесь распространились слухи, что сельджуки покинули Антиохию, и Раймунд Тулузский, поверив в это, выслал для захвата города 500 рыцарей с Пьером де Кастильоном во главе. Боэмунд Тарентский, также имевший виды на Антиохию, узнал о поступке Раймунда. Открытая вражда вспыхнула между еще двумя предводителями.

В октябре ополчения рыцарей достигли Мараша. Здесь Балдуин Булонский с незначительными силами, оставшимися у него, покинул крестовое воинство и направился к Евфрату. При поддержке некоторых армянских правителей он захватил крепости Телль-Башир и Равендан. 6 февраля 1098 г. Балдуин с 80 всадниками въехал в богатый армянский город Эдессу (Урху). Здесь он вошел в доверие к армянскому князю Торосу и даже был им усыновлен. Когда вскоре часть армянской знати составила заговор против Тороса, Балдуин принял в нем участие и после гибели князя сам занял трон.

Так было образовано графство Эдесское, первое государство крестоносцев на Востоке, важный форпост на пути из Месопотамии в Сирию. В декабре 1098 г. Балдуин подавил заговор с участием сельджуков и еще больше упрочил свое положение. На юго-западе он занял г. Сарудж, затем захватил районы западнее и восточнее Верхнего Евфрата.

Осада и взятие Антиохии.

 

16 октября 1097 г. армия крестоносцев выступила из Мараша на Антиохию. Дорога, по которой шли крестоносцы, пересекала р. Оронт в месте, называемом «Железный мост», самой важной точкой пути между Алеппо и Антиохией. 21 октября 1097 г., захватив Железный мост, основные силы крестоносцев подступили к Антиохии.

Антиохия пользовалась славой неприступного города. И византийцы, и арабы, попеременно владевшие городом, основательно укрепили его. Согласно летописям, на антиохийской стене могла уместиться четверка лошадей, а в саму стену было встроено около 400 полукруглых башен. Кроме того, город имел удачное местоположение. С севера его защищали болота, с юга и востока – отвесные склоны горы Сильпиус, с запада – р. Оронт. Внутри Антиохии была укрепленная цитадель. Город защищал эмир Яги-Сиан, правивший здесь с 1087 г.

Рыцари приступили к осаде города. Боэмунд Тарентский заблокировал ворота св. Павла, ведущие на Алеппо. Другие рыцари разместились от Собачьих ворот до Ворот Сада. Однако город был блокирован не полностью, и у его защитников оставалась возможность действовать со стороны Латтакии, гавани св. Симеона и цитадели, возведенной на вершине г. Сильпиус. Латинские хронисты отмечают, что в начале осады крестоносцы не предприняли ни одной решительной попытки штурма. Вскоре мусульманские войска оправились от замешательства и стали совершать из города вылазки, уничтожая отдельных крестоносцев и их фуражиров.

17 ноября 1097 г. в гавань св. Симеона прибыли генуэзские корабли с подкреплением и провиантом. Чтобы иметь прямую связь с ними, Готфрид Бульонский приказал возвести мост через Оронт. Примерно в это же время Боэмунд Тарентский построил напротив Железных ворот укрепление Мальрегар, чтобы отражать вражеские налеты с тыла. Несколько позже, в начале апреля 1098 г., напротив ворот св. Георгия на развалинах монастыря было построено другое укрепление, находившееся под командованием Танкреда.[22]

В общей сложности осада Антиохии длилась семь месяцев, но уже после трех месяцев осады провизия в войске крестоносцев подошла к концу. Катастрофически падала дисциплина, чему во многом способствовало дезертирство. Так в январе 1098 г. из лагеря бежали Петр Пустынник и виконт Гийом Плотник. В погоню за ними послали Танкреда, который и вернул беглецов.

Чтобы восполнить недостаток продовольствия, крестоносцы организовали в конце 1097 г. экспедицию в 20 тыс. человек под командованием Боэмунда Тарентского и Роберта Фландрского. Во время налета на сарацинскую территорию это войско столкнулось с отрядами эмира Дукака Дамасского, турецкого атабека Тугтекина и князя Хомса, которые спешили на выручку Антиохии.[23] 31 декабря 1097 г. крестоносцы разбили эти отряды близ Албары и вынудили мусульман отступить. В феврале 1098 г. Боэмунд Тарентский сумел отразить у Железного моста атаку войск эмира Рудвана Халебского, также спешившего на помощь Яги-Сиану.

Однако позиции крестоносцев стали ослабевать. Катастрофически не хватало продовольствия и фуража. Умирали боевые лошади, в лагере их осталось всего около 700. Сами крестоносцы страдали от зимних холодов. Падала дисциплина. Постоянные вылазки осажденных тревожили войско латинян.[24]

В это время князь Тарентский, имевший виды на Антиохию, приступил к осуществлению своего плана по овладению городом. Прежде всего, необходимо было удалить из лагеря представителя византийского императора, великого примикирия Татикия. Очевидно, что после захвата города последний требовал бы передачи Антиохии императору в соответствие с вассальной присягой, принесенной крестоносцами. Боэмунд сообщил Татикию о якобы готовящемся против него заговоре. И напуганный византийский военачальник, который к этому времени окончательно разуверился в благоприятном исходе крестоносного предприятия, в феврале 1098 г., испросив разрешения у Алексея Комнина, покину лагерь крестоносцев.[25] Перед отъездом он пожаловал Боэмунду от имени императора Киликию.

Возможно, еще ранее Боэмунд нашел в Антиохии коменданта трех башен на западной стороне города по имени Фируз, готового пойти на сделку с крестоносцами. За большую награду и обещание неприкосновенности Фируз согласился впустить рыцарей в город. В конце мая 1098 г., когда положение крестоносцев стало совсем плачевным, князь Тарентский изложил свой план на совете предводителей, потребовав при этом, чтобы после завоевания город был передан под его власть. Некоторые предводители были против, особенно протестовал Раймунд Тулузский, тоже имевший виды на Антиохию. В связи с тем, что отношения графа Тулузского с князем Тарентским окончательно испортились, Раймунд даже предлагал передать город в соответствие с вассальной присягой императору Алексею.

Тогда Боэмунду пришлось слегка надавить на предводителей крестоносного войска. Он объявил, что уезжает домой по семейным обстоятельствам, но пришлет крестоносцам подкрепление из Италии. Это, а также весть о том, что на помощь осажденным движется огромная армия турок под командование атабека Мосула Кербоги, возымело действие, и вожди войска согласились на условия Боэмунда.

В ночь со 2 на 3 июня Фируз помог Боэмунду овладеть Башней Двух Сестер, вскоре крестоносцы проникли в Антиохию и город был взят. Яги-Сиан бежал, но был убит во время бегства армянскими дровосеками, которые принесли его голову Боэмунду.[26] Сложилась интересная ситуация: город был взят, однако в цитадели засел гарнизон мусульман под командованием Шамс ад-Дина. Кроме того, Раймунд Сен-Жилль расположил свои гарнизоны во дворце Яги-Сиана и в баше у ворот Моста. Так что за обладание городом Боэмунду нужно было еще бороться.

Взятие Иерусалима.

 

На рассвете 7 июня 1099 г. крестоносцы впервые увидели Иерусалим с горы, названной ими Монжуа.[34] Началась осада города. На тот момент в войске крестоносцев было, как сообщает в «Истории франков, которые взяли Иерусалим» Раймунд Ажильский, не более 12 тыс. человек, а рыцарей – 1200-1300. Мужское население осажденного города составляло до 60 тыс.[35] Это возмещало небольшой гарнизон Иерусалима в 1 тыс. человек, которым командовал Ифтикар ад-Даула.

В то время как франки готовились к осаде, 2 генуэзские галеры и 4 корабля с провизией захватили порт Яффы, откуда бежало население. Вскоре египетский флот[36] блокировал Яффу с моря. Тогда моряки посадили суда на мель, а сами, забрав с них все, что можно было, присоединились к крестоносцам. Разобранные части судов употребили для постройки осадных приспособлений, среди которых было 2 осадных башни. Крестоносцы расположили свои тараны и орудия напротив восточной стены, где укрепления были не такими мощными. 8 июля 1099 г. церковники объявили пост и устроили крестный ход вокруг Иерусалима. Крестоносцы так спешили со штурмом (для сравнения, имея гораздо больше сил, они осаждали Антиохию целых семь месяцев), потому что из Египта выступило на выручку Иерусалима войско под командованием визиря аль-Афдала.

Приступ начался 13-14 июля 1099 г. Крестоносцы придвинули к стенам осадные башни под начальством герцога Бульонского и графа Тулузского, сарацины в ответ стали метать в них стрелы, камни, просмоленные, намазанные воском деревяшки, обернутые в горящие тряпки.[37] Штурм продолжался весь день, и латинянам удалось сломать предстенные укрепления и засыпать ров.

На следующий день штурм возобновился. Ближе к полудню крестоносцам удалось поджечь мешки с хлопком, закрывавшие бойницы. В рядах мусульман возникла паника, воспользовавшись ею, Готфрид Бульонский подвел вплотную к стенам свою башню и перекинул мост. Так крестоносцы вошли в Иерусалим 15 июля 1099 г.

Начались грабежи и жестокое избиение жителей. Ифтикар ад-Даула сдал город и открыл Яффские ворота в обмен на сохранение жизни. Наибольшее сопротивление мусульмане оказали в священном месте Харам аль-Шариф и в башне Давида. В мечети Аль-Акса Танкред и Гастон Беарнский отдали свои знамена мусульманам, сидевшим на крыше, в знак того, что они спаслись, однако на следующий день франки перебили всех мусульман. Вообще, как латинские, так и мусульманские источники отмечают необычайную жестокость победителей в Иерусалиме. Это было вызвано в первую очередь тем, что трудно было контролировать множество жителей Иерусалима при небольшой численности крестоносного войска.

Захватив Иерусалим, необходимо было решать вопрос с организацией управления во вновь созданном королевстве, т.е. выбрать короля. Перед крестоносцами было два варианта: избрать из среды клириков патриарха[38] и создать в Иерусалиме церковное княжество, или избрать правителя из среды баронов. В первом случае основным претендентом на трон был капеллан герцога Нормандского Арнульф де Роол, во втором – Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский (герцог Нормандский и граф Фландрский спешили вернуться в Европу). 22 июля 1099 г. королем был избран Готфрид, который отказался от титула короля и принял титул защитника Гроба Господня. 1 августа 1099 г. патриархом был избран Арнульф де Роол.[39]

12 августа 1099 г. на равнине к северу от Аскалона франки разбили египетское войско во главе с аль-Афдалом. Сам город они, однако, не взяли из-за распрей между Раймундом и Готфридом. После этого вожди сочли свою миссию выполненной и покинули Иерусалим. В только что созданном королевстве остались Готфрид и Танкред, а с ними около 2 тыс. пехоты и 300 рыцарей.


Клермонский собор. Призыв к крестовому походу.

 

В ноябре 1095 г. Римский папа Урбан II перешел через Альпы, чтобы созвать церковный собор во французском городе Клермоне. Однако самому собору предшествовало несколько важных событий.

Папа посетил многие клюнийские аббатства на юге Франции. Клюнийцы, обладающие опытом проповеди священных войн и паломничеств, могли предоставить Урбану II людей, добровольно готовых отправиться на Восток. Кроме того, папа осуществил две важные встречи. Еще в августе 1095 г. он встретился с епископом Адемаром Монтейльским в г. Пюи. Скорее всего, именно тогда епископ согласился принять звание папского легата в войске крестоносцев. Урбан II встретился также с графом Раймундом IV Тулузским и убедил его принять участие в походе. Поддержка одного из крупнейших сеньоров Франции была очень важна для такого трудного предприятия, как крестовый поход.

Клермонский собор проходил 18 – 25 ноября 1095 г. На нем присутствовало 14 архиепископов, от 200 до 300 епископов и около 400 аббатов, а также множество светских лиц. Здесь решались такие важные для римской курии вопросы, как преобразование французской церкви и «божий мир» (pax Dei). Кроме того, Урбан II осудил французского короля Филиппа за развод с женой.

26 ноября, после официального окончания собора, папа выступил перед присутствующими на равнине близ города. Смысл его речи заключался в следующем: «в пределы Романии вторглось…персидское племя турок»[1], которые захватили Иерусалим и всячески притесняют христианское население, не позволяя ему совершать паломничества к гробу господнему. Папа призывал всех отправиться на освобождение Иерусалима, обещая вечную награду победителям, а тем, кто падет в битве за веру – отпущение грехов. Толпа встретила слова папы восторженными криками: «Так хочет бог! Так хочет бог!».

Необходимо отметить, что речь Урбана II отнюдь не являлась божественным вдохновением. Это было заранее и тщательно подготовленное выступление, рассчитанное на рыцарей и крупных сеньоров. Крестьяне, а также «старцы или слабые люди, не владеющие оружием, и…женщины»[2] были бы в походе обузой.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.