Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под воздействием социальных факторов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под воздействием социальных факторов

2019-08-04 168
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под воздействием социальных факторов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

«НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Выполнил: студент 2-го курса

К. А. Стуклов

Проверил: зав. кафедрой философии,

профессор Е.А. Андриянова

 

Саратов, 2010

 


 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов

1.1 Структура направленности

1.2 Потребности и их социальная обусловленность

1.3 Интересы

1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность

Глава 2.Направленность и культура

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности

Заключение

Список литературы


Введение

Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане – для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, где важно поведение человека.

Проблема эта слишком широка для этой работы, поэтому необходимо для начала определиться с объектом и предметом исследования, а так же с тем, в каком контексте будет проходить исследование.

Условно, факторы, влияющие на деятельность, можно разделить на внешние и внутренние по отношению к субъекту. Внешними будут называться объективные факторы, предметы материальной действительности, а так же общественные отношения, которые влияют на деятельность субъекта вне зависимости от него самого. Внутренние факторы – это собственно личность, с ее потребностями, желаниями, мотивами, направленностью, характером и темпераментом[2]. Но нужно сразу указать, что влияние многих внешних факторов будет сильно зависеть от внутренних факторов из-за субъективного восприятия мира личностью. Несомненно, и внешние факторы влияют на реализацию личностного аспекта деятельности. Но как они влияют, вопрос открытый, и одной из задач этой работы будет частично ответить на него.

в этой работе наибольшее внимание будет уделяться именно личностному компоненту деятельности, а именно такой ее части как направленность, так как именно она, являясь совокупностью наиболее важных для личности мотивов и потребностей, во многом обуславливает деятельность личности.

Объект: Направленность.

Учитывая специфику науки социальная психология, рассматривать направленность необходимо как явление социальное, порожденное обществом и проявляющееся в общественных отношениях.

Предмет: Направленность как социальное явление

Так же важен контекст, в котором будет изучаться направленность и ее проявление.

Контекст, в котором будет рассматриваться направленность – деятельность, так как направленность обуславливает деятельность и, следовательно, в ней проявляется. Главной опорой в теоретической разработке будет деятельностный подход, как наиболее подходящий для изучения направленности в ее социальном аспекте.

Так же будут использованы: теория мотивации А. Маслоу, понятия интеро- и экстериоризации, а так же понятие знака из культурно-исторической теории Л. С. Выгодского. Эти теории и понятия будут использованы как вспомогательные для создания более целостной картины механизмов генезиса и воздействие направленности на деятельность.

Все вышеизложенное будет необходимо для достижения основной цели этой работы – изучить процесс развития направленности под воздействием социальных условий. В частности под влиянием различных источников потребляемой информации.

По ходу исследования будут решаться следующие задачи: проанализировать подходы к направленности, выделить основные факторы, прямо или косвенно влияющие на формирование направленности, вычленить из общей совокупности факторов социальные и культурные агенты, изучить влияние культурных агентов экспериментально.

Гипотезой для практического исследования станет предположение, что определенный вид источника информации будет формировать и определенную направленность, то есть имеется связь между источником потребляемой информации и направленностью личности. Более подробно это утверждение будет обоснованно в соответствующей главе.

 


 

Структура направленности

 

Прежде чем разбирать природу и структуру направленности необходимо дать этому явлению четкое определение

Направленность - трансситуативная устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий и, прежде всего, поступков человека, а так же комплекс определенных, ведущих мотивов личности[1].

На основании данного определения мы можем сделать вывод, что направленность относиться к психическим свойствам и является частью структуры личности. Это важно, так как говорит об определенной устойчивости и долговременности явления и об его отношении с другими психическими явлениями. То есть можно утверждать, что направленность в определенной степени будет определять протекание психических процессов и характеристики психических состояний.

Но перед тем, как начать разбирать взаимодействие направленности с другими психическими явлениями, нужно рассмотреть ее природу и структуру.

Не смотря на то, что направленность целостный компонент личности, она имеет сложную структуру, состоящую из элементов различной природы, происхождения, разной устойчивости. Их объединяет одна очень важная функция – все вместе они определяют общую динамическую тенденцию личности на ее жизненном пути.

С. Л. Рубинштейн предлагает следующую структуру направленности личности.

1. Установки личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

2. Потребность и ее формы – объективная нужда, отраженная в психике.

3. Интересы – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

4. Идеалы – образы, которые служат образцом[2]

Не смотря на достаточную очевидность существования явления направленности, в психологии эта структура личности почти не рассматривалась в целом. Но в современной психологии существуют теории, посвященные отдельным элементам этой структуры. Поэтому для того, чтобы понять природу направленности, придется проанализировать каждый элемент в отдельности и синтезировать все их свойства в единую картину.

 

Интересы

 

Единого и полноценного определения интересов в психологии нет, поэтому определение будет подобрано такое, какое максимально бы соответствовало тематике работы.

Интерес – Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности[2].

Если исходить из теории мотивации Маслоу, то интересы относятся к пятому уровню пирамиды потребностей – к когнитивным потребностям. Но у явления интереса есть свои особенности.

Потребность в познании порождают познавательную деятельность, часто не имеющую четкого вектора и цели. Классический пример такой деятельности – ребенок от года до трех лет[2]. Он изучает и познает решительно все, что его окружает, у него не возникает необходимости выбора между предметами своего познания, а всякая вещь для него одинаково интересна.

Интерес же всегда предметен и имеет цель. Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы – восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает[2].

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов – существеннейшая задача обучения[2].

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения.

Но, по мере взросления, интересы становятся все более устойчивыми, у человека появляется одна или несколько сфер, что интересны для него. У взрослого человека, наоборот, интересы определяют социальное окружение и характер взаимодействия с людьми. Интересы могут обуславливать содержание деятельности общения. Часто причиной неформального взаимодействия становится общность интересов.

Интерес, как и любая потребность, содержит в себе эмоциональный компонент в качестве мотивации. Но важность этого компонента не одинакова в разных ситуациях. У ребенка эмоции при появлении интересов играют ключевую роль. У взрослого большую значимость получает волевой компонент, так как именно он направляет и поддерживает деятельность, направленную на удовлетворение интереса. Но это утверждение относиться только к долговременным интересам. Появление кратковременной фиксации внимания на предмете по-прежнему во многом обусловлено эмоциями, если это не произвольная фиксация[2].

Итак, интерес – особый вид потребности, проявляющийся в желании познать что либо. Тесно связан с деятельностью. В деятельности формируется и ее же определяет.

Ход работы

Опрос проходил в общей группе, каждому из испытуемых был предложен свой бланк с вопросами и бланк для ответов.

Для контроля за скоростью работы испытуемых, вопросы МТЖЦ зачитывались вслух.

Результаты.

В процессе обработки результатов полученные данные были разделены на пять групп на основании наиболее приоритетного источника информации (транслятора культуры) 1)интернет; 2) телевиденье; 3) книги; 4) кино; 5) нет приоритетного источника.

На данном этапе были получены следующие результаты

 

Транслятор культуры Количество потребителей
Интернет 9
Телевиденье 7
Книги 5
Кино 6
Нет приоритетного источника 3

 

В результате анализа данных, полученных с помощью МТЖЦ в каждой группе, были выявлены такие тенденции

Во всех группах испытуемых наблюдаются высокие результаты по всем видам ценностей, что говорит о конфликте ценностей. Средний балл по шкалам в общей выборке таков

 

Шкала Развитие себя Духовное удовлетворение креативность Социальные контакты престиж достижения Высокое материальное положение Сохранение индивидуальности
Баллы(ср/макс отклон.) 51.3/3 56.7/5 49.1/5 49.7/4 52.7/3 47.9/7 55.4/2 42.3/6

 

В группе Интернет наблюдаются высокие показатели по следующим шкалам жизненных ценностей – саморазвитие (1), сохранение индивидуальности (8), активные социальные контакты (4). Наиболее приоритетной сферой самореализации является сфера образования

В группе Телевиденье наблюдается общая эгоистически престижная направленность. Наиболее высокие показатели получились по шкалам – материальное положение (7), достижения (6), престиж (6). Наиболее приоритетная сфера – сфера общественной жизни.

В группах Кино и Книги не наблюдается каких-либо общих тенденций, показатель корреляции не достоверен в обеих группах. Сильный разброс результатов. Хотя испытуемые из группы книги достоверно сходятся в высоких показателях шкал «духовное удовлетворение» и лжи. Возможно, сильный разброс результатов связан с недостаточным числом испытуемых в группе, что обуславливает низкую валидность выборки. Возможно, при большем количестве данных, можно было проследить какие либо общие ценности внутри каждой из этих двух групп. Высокие показатели по шкале лжи говорят о стремлении подражать общественно приемлемому образцу поведения. Трое в группе книги и четверо в группе кино перешагнули критический порог по шкале достоверности и их данные можно считать не достоверными. Но, при более углубленном изучении данного явления можно получить важные данные. Но это тема для отдельного исследования.

В группе Без приоритетного источника так же нет какого либо выделяющегося показателя, но общее количество баллов по шкалам низко, приоритетной жизненной сферы так же не наблюдается, везде значения на уровне «троечки».

Для большей наглядности необходимо сравнить показатели групп интернет и телевиденье, так как в этих группах средние показатели достоверны. Так же следует заметить, что для большей достоверности из группы интернет были убраны две анкеты, чтобы число исследуемых в обеих группах было одинаково. Анкеты убирались на основании основного предпочитаемого ресурса – социальные сети, так как данный вид интернет сервиса не имеет черт отдельного культурного явления, а транслирует ту же массовую культуру, что и телевиденье.

 

Шкалы. № шкалы в опроснике (ср балл) макс балл 60 группы 1 2 3 4 5 6 7 8
Интернет 56.3 49.2 50.3 52.3 50.2 47.6 51.5 53.4
телевиденье 51.2 48.5 46.4 53.6 54.7 55.7 57.1 47.6
Кино (не валиден) ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
Книги (не валиден) ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
Нет предпочтений (не валиден) ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

 

Комментарии: как видно из таблицы, все показатели находятся на высоком уровне, что можно объяснить возрастом испытуемых, - 18 лет, юношеский возраст, который характеризуется общей неопределенностью и высокой активностью поисков своего места в жизни и своего жизненного пути. Но, в то же время, 100% испытуемых в группе интернет показали высокие баллы в шкалах саморазвитие (1) и сохранение индивидуальности (8). А в группе телевиденье для 100% испытуемых наиважнейшей ценностью является их материальное положение (7). Это вполне себе четкие тенденции внутри групп и можно утверждать, что эти ценности были сформированы тем транслятором культуры, что в основном потребляли исследуемые в каждой группе.

Отсюда можно сделать вывод, что ценностные ориентации личности напрямую зависят от того, что ей навязывают извне, через трансляторы культуры. Есть смысл углубить исследование и попытаться изучить, что именно каждый из источников информации навязывает своим потребителям.

Возможно, что будут разрушены некоторые стереотипы. Они и были разрушены в данном исследовании. Например, бытует мнение, что активные пользователи интернета – асоциальные личности. Но, как показал данный опрос, одной из главных ценностей пользователя интернет – активные социальные контакты.

Так же в дальнейшем необходимо связать полученные данные с особенностями личности, чтобы понять принцип преображения транслируемой информации в ценностные ориентации.

Нельзя с уверенностью сказать, подтвердилась ли гипотеза, так как больше трети данных оказалась недостоверна. Хотя, если полагаться на статистические данные по оставшемуся материалу - зависимость между источником информации и ценностями вполне явная и тогда можно говорить, что гипотеза подтвердилась.

 


 

Заключение

В процессе работы над теоретическим исследованием направленности личности, анализируя различные источники информации, было показанно, что направленность всегда социально и культурно обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время от основной деятельности.

В ходе эмпирического исследования была доказана зависимость жизненных ценностей личности от наиболее приоритетного для нее источника информации. Так же было выяснено, что пользователи сети интернет характеризуются стремлением к саморазвитию и сожранению индивидуальности. Люди же, проводящие свободное время у телевизора, эгоистично направлены, для них наиболее важно получить как можно больше выгоды от своих действий. Люди, читающие книги, как и любители кино, не показали каких либо общих тенденций, кроме стремления походить на общественно одобряемый образ.

Практическая значимость этого исследования может заключаться в возможном применении его результатов в деятельности психолога и педагога, а так же стать опорой для дальнейших научных изысканий, посвященных развитию и становлению личности.

 


 

Список литературы

 

1. Большой психологический словарь / Сост и общ ред Б. Г. Мерящеков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 1997. – 672 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.- 705с

3. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. – 351с

4. Культура и личность http://www.countries.ru/library/terms/lc.htm (18.12.10)

5. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к понятию интериоризации http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10450.php (10.12.10)

6. В.Е. Лёвкин. Категории интериоризации, экстериоризации, отождествления, разотождествления, интроекции, проекции, переноса http://www.orgpsiholog.ru/kat.int.htm (29.11.10)

7. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.

8. В. Франкл. Человек в поисках смысла http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt (19.12.10)

КУРСОВАЯ РАБОТА

«НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Выполнил: студент 2-го курса

К. А. Стуклов

Проверил: зав. кафедрой философии,

профессор Е.А. Андриянова

 

Саратов, 2010

 


 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов

1.1 Структура направленности

1.2 Потребности и их социальная обусловленность

1.3 Интересы

1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность

Глава 2.Направленность и культура

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности

Заключение

Список литературы


Введение

Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане – для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, где важно поведение человека.

Проблема эта слишком широка для этой работы, поэтому необходимо для начала определиться с объектом и предметом исследования, а так же с тем, в каком контексте будет проходить исследование.

Условно, факторы, влияющие на деятельность, можно разделить на внешние и внутренние по отношению к субъекту. Внешними будут называться объективные факторы, предметы материальной действительности, а так же общественные отношения, которые влияют на деятельность субъекта вне зависимости от него самого. Внутренние факторы – это собственно личность, с ее потребностями, желаниями, мотивами, направленностью, характером и темпераментом[2]. Но нужно сразу указать, что влияние многих внешних факторов будет сильно зависеть от внутренних факторов из-за субъективного восприятия мира личностью. Несомненно, и внешние факторы влияют на реализацию личностного аспекта деятельности. Но как они влияют, вопрос открытый, и одной из задач этой работы будет частично ответить на него.

в этой работе наибольшее внимание будет уделяться именно личностному компоненту деятельности, а именно такой ее части как направленность, так как именно она, являясь совокупностью наиболее важных для личности мотивов и потребностей, во многом обуславливает деятельность личности.

Объект: Направленность.

Учитывая специфику науки социальная психология, рассматривать направленность необходимо как явление социальное, порожденное обществом и проявляющееся в общественных отношениях.

Предмет: Направленность как социальное явление

Так же важен контекст, в котором будет изучаться направленность и ее проявление.

Контекст, в котором будет рассматриваться направленность – деятельность, так как направленность обуславливает деятельность и, следовательно, в ней проявляется. Главной опорой в теоретической разработке будет деятельностный подход, как наиболее подходящий для изучения направленности в ее социальном аспекте.

Так же будут использованы: теория мотивации А. Маслоу, понятия интеро- и экстериоризации, а так же понятие знака из культурно-исторической теории Л. С. Выгодского. Эти теории и понятия будут использованы как вспомогательные для создания более целостной картины механизмов генезиса и воздействие направленности на деятельность.

Все вышеизложенное будет необходимо для достижения основной цели этой работы – изучить процесс развития направленности под воздействием социальных условий. В частности под влиянием различных источников потребляемой информации.

По ходу исследования будут решаться следующие задачи: проанализировать подходы к направленности, выделить основные факторы, прямо или косвенно влияющие на формирование направленности, вычленить из общей совокупности факторов социальные и культурные агенты, изучить влияние культурных агентов экспериментально.

Гипотезой для практического исследования станет предположение, что определенный вид источника информации будет формировать и определенную направленность, то есть имеется связь между источником потребляемой информации и направленностью личности. Более подробно это утверждение будет обоснованно в соответствующей главе.

 


 

Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под воздействием социальных факторов

Структура направленности

 

Прежде чем разбирать природу и структуру направленности необходимо дать этому явлению четкое определение

Направленность - трансситуативная устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий и, прежде всего, поступков человека, а так же комплекс определенных, ведущих мотивов личности[1].

На основании данного определения мы можем сделать вывод, что направленность относиться к психическим свойствам и является частью структуры личности. Это важно, так как говорит об определенной устойчивости и долговременности явления и об его отношении с другими психическими явлениями. То есть можно утверждать, что направленность в определенной степени будет определять протекание психических процессов и характеристики психических состояний.

Но перед тем, как начать разбирать взаимодействие направленности с другими психическими явлениями, нужно рассмотреть ее природу и структуру.

Не смотря на то, что направленность целостный компонент личности, она имеет сложную структуру, состоящую из элементов различной природы, происхождения, разной устойчивости. Их объединяет одна очень важная функция – все вместе они определяют общую динамическую тенденцию личности на ее жизненном пути.

С. Л. Рубинштейн предлагает следующую структуру направленности личности.

1. Установки личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

2. Потребность и ее формы – объективная нужда, отраженная в психике.

3. Интересы – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

4. Идеалы – образы, которые служат образцом[2]

Не смотря на достаточную очевидность существования явления направленности, в психологии эта структура личности почти не рассматривалась в целом. Но в современной психологии существуют теории, посвященные отдельным элементам этой структуры. Поэтому для того, чтобы понять природу направленности, придется проанализировать каждый элемент в отдельности и синтезировать все их свойства в единую картину.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.