Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах

2019-08-04 329
Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У младших дошкольников наблюдается большая потребность и двигательной деятельности, но ребенок двух-трехлетнего возрас­та устает от длительного нахождения в одном положении или от однообразных движений. Детям трудно реагировать и на частую смену движений. Поэтому в младших группах необходимо чередо­вать движение с отдыхом. Для детей этого возраста характерно так­же отсутствие выдержки, устойчивого внимания, свойственно непроизвольное поведение.

В большинстве случаев малыши недостаточно развиты в двига­тельном отношении. У некоторых детей плохая осанка: они ходят переваливаясь, волоча ноги, голову держат опущенной, не коорди­нируют движения рук и ног, бегают и прыгают, тяжело опускаясь на всю ступню; при подъеме рук в стороны или вверх напрягают не только мышцы рук, но и шеи, поднимают плечи, отчего нарушается гибкость в суставах.

Музыкальное развитие большинства детей также недостаточно. Несмотря на это малыши относятся к музыке с интересом, слуша­ют ее внимательно, просят повторить. Как только появляется по­нимание, что музыка является главной на занятиях, начинают проявлять трогательное внимание к ней. Например, если педагог просит тихо хлопать в ладоши в такт музыке, дети хлопают предельно тихо.

На первых занятиях некоторым детям младших групп свойст­венна замедленная реакция на сигнал - и музыкальный, и словес­ный. Так, если дается указание начинать ходьбу одновременно с музыкой, дети несколько запаздывают. То же происходит, когда педагог просит остановиться с прекращением звучания музыки. Останавливаются немногие дети, большинство продолжают дви­жение и после окончания музыки. Сходным образом они реагиру­ют на словесные сигналы. Например, если договориться с детьми, что на слово «вниз» они быстро присядут на корточки, а на слово «вверх» - быстро встанут, то точно среагируют на сигналы только несколько детей.

В процессе занятий дети развиваются очень быстро. Уже в пер­вой половине/ода они легко различают контрастные части произ­ведения. Если в начале процесса обучения они с трудом справля­ются с задачей остановиться с окончанием музыки, то к моменту перехода в среднюю группу с легкостью выполняют двигательные задания, связанные с чередованием частей музыкального произве­дения. Заметно улучшается координация рук и ног, движения ста­новятся свободными. Дети обращают внимание на быстроту двига­тельной реакции, например, начинают интересоваться, кто первым упал на спину в упражнении «Жуки» (венгерская народная мело­дия в обработке Л. Вишкарева), кто первым остановился с оконча­нием звучания марша.

Основные программные требования по разделу музыкально-ритмических движений заключаются в следующем: через музы­кально-ритмические упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить их музыкальные способности, по­мочь им целостно, эмоционально воспринимать музыку. Дети долж­ны овладеть следующими умениями:

♦ начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой;

♦ согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный), регистровыми изменениями (высоко, низко), темпом (быстро, медленно), динамикой (громко, тихо), фор­мой музыкальных произведений (двухчастной); выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки); выполнять гимнастические упражнения (с флажками, пла­точками, погремушками и т. д.), перестроения;

♦ выполнять образные и танцевальные движения.

Этими умениями дети овладевают в упражнениях и сюжет­ных играх. Например, в игре «Воробушки и автомобиль», музыка М. Раухвергера и А. Руббаха, и упражнении «Птенчики и мама-пти­ца» отрабатывается различение звучаний по регистру высоко-низко. В «Игре с куклой», музыка В. Карасевой, дети должны на 1-ю часть произведения баюкать куклы, а на вторую, в связи со сменой характера музыки, весело плясать. На повторение I части дети сно­ва баюкают кукол. Образная форма игры, четкое задание помогают детям легко освоить музыкальную композицию произведения. В играх совершенствуются и основные движения. Например, дви­жения зайчиков помогают улучшить навыки прыжков. Ходьба высоким шагом помогает детям на занятиях по гимнастике пере­шагивать через предметы. Совершенствуются навыки ориентиров­ки в пространстве и в коллективных действиях.

Основное место в репертуаре данного раздела программы занима­ют музыкальные игры, разнообразные по тематике, музыке и построе­нию. Тематика музыкальных игр для детей младшего возраста отра­жает наиболее близкие и понятные им образы и действия - полет птички, езду автомобиля, прыжки зайчика, движения с куклой и т. д.

Музыкальные произведения, предназначенные для музыкаль­ных игр малышей, должны быть образными, с ясно выраженным характером и средствами выразительности. Чаще всего на протя­жении всей игры сохраняется один и тот же характер музыки. В некоторых играх, отдыхая после действий, дети слушают вокаль­ную и инструментальную музыку. Иногда дети слушают музыку, глядя, как действие выполняет воспитатель или ребенок старше их по возрасту. Ход игры, ее построение определяются тематикой, а также характером и формой музыкального произведения. Боль­шое место в репертуаре младших групп занимают игры с пением, так как они наиболее доступны детям. В них слова подсказывают детям последовательность выполнения движений. Помимо игр дети исполняют пляски, чаще под народные плясовые мелодии, для ко­торых характерно наличие запева и припева. Эти пляски особенно близки детям, хорошо ими запоминаются. Строятся пляски на про­стейших элементах плясовых движений, которые являются наибо­лее удобными для детей данного возраста (хлопки, притопывание ногами, вращение кистями рук и т. д.).

В младших группах используются три вида плясок: с участием взрослого, детский танец, хороводы с пением. Преимущественно все виды плясок исполняются с активным участием воспитателя. В отдельных случаях выполняются несложные упражнения, помо­гающие детям усвоить программные требования. Они отличаются игровым характером и чаще всего связаны с определенным обра­зом. Например, упражнение «Птички летают», музыка Г. Фрида.

  Своеобразие занятий с детьми младших групп заключается в их синтетическом характере. Пение, слушание и музыкально-рит­мические движения очень тесно связаны между собой. Движения иногда сами являются своеобразным методическим приемом при разучивании песни или слушании музыки. Например, дети поют песню М. Раухвергера «Птичка» и по очереди изображают птичек, которые сидят у окошка и улетают на последние слова.

При разучивании с детьми игр, плясок и упражнений широко применяются игровые приемы, образная подача материала, исполь­зуются игрушки. Например, обучая детей легким подпрыгивани­ям, педагог говорит им, что они должны прыгать, как мячики. Себе же он возьмет «мяч», который прыгает лучше всех. Приемы обуче­ния изменяются в зависимости от каждого программного требо­вания. Прежде всего педагог должен вызывать у детей желание от­зываться движением на музыку, затем привлекать их внимание к общему характеру музыки и передаче его в движении.                                                                                                                                                                                              

 Предлагая детям игры, построения, основанные на контрастных музыкальных произведениях, педагог обязательно подчеркивает изменения в характере музыки.

Для привлечения внимания детей к началу и окончанию звуча­ния музыки используется ряд игр в такой последовательности, что­бы каждая новая игра требовала от них более четкого согласован ия движения с гранями музыкальной формы.

Методически привлекательным приемом является показ движе­ний детьми, овладевшими способом их выполнения. При выполне­нии задания педагог не должен торопить детей, обучать умениям терпеливо, последовательно. Не следует добиваться точного усвое­ния умения в ходе одной игры, требовать немедленного включения в игру, пляску от стеснительных детей. Принуждение может огор­чить их, свести на нет желание деятельно участвовать в занятии. Только увлекая содержанием игры, создавая у детей веселое на­строение, педагог вызывает у них желание выполнить задание как можно лучше, выразительнее.

Взаимодействие слова педагога, исполнения музыки и показа движений бывает различным в зависимости от игры, программных требований. В одних случаях дети слушают рассказ к игре, музыку, а потом играют. В других сразу после ее названия вовлекаются в действие, в третьих - воспитатель берет на себя главную роль, в четвертых - использует различные варианты игры.

В течение всего года игры неоднократно повторяются, исполне­ние их совершенствуется.

Рассмотрим на нескольких примерах методику проведения игр и плясок с детьми младшего дошкольного возраста.

 

     Сюжетная игра с пением «Ходит Ваня»,

русская народная песня в обработке М. Раухвергера.

 

Программное содержание. Учить детей двигаться по кругу спокойным шагом, держась за руки, в соответствии с характером музыки и содержани­ем песни; на плясовую музыку исполнять простейшие плясовые движения.

Задачи. Воспитывать умение активно включаться в общую игру, действо­вать в коллективе.

 

Описание игры.

1. Ходит Ваня, Ходит Ваня Посреди кружочка, Посреди кружочка.   2. Ищет Ваня, Ищет Ваня Для себя дружочка, Для себя дружочка.   3. Нашёл Ваня, Нашёл Ваня Для себя дружочка, Для себя дружочка. Дети сидят или стоят по кругу. Поёт воспитатель. Названный в песне ребёнок ходит перед детьми.   Ребёнок выбирает кого-нибудь из детей и подходит к нему.     «Ваня» и его «дружочек», взявшись за руки, неторопливо кружатся. Остальные дети хлопают в ладоши. Затем игра повторяется с новым «Ваней».

 

Методика проведения игры. Песня к игре заранее не учится. Обычно дети ее запоминают в ходе игры. Малышам трудно петь и одновременно выполнять движения, при этом страдает либо то, либо другое. Дети в процес­се игры подпевают. Перед игрой дается образный рассказ: «Жил-был Ваня, веселый мальчик. Захотел он найти себе дружочка, с которым можно было бы весело плясать. Отправился он в путь и скоро дружочка нашел. Оба обрадовались и стали весело плясать».

Первый раз воспитатель берет роль Вани на себя. Он и дети идут по кругу. Воспитатель поет 1-й куплет. Перед вторым куплетом объясняет: «А теперь все дети остановятся, чтобы я всех видела, надо выбрать Ване дружочка» (Воспитатель ходит по кругу и поет 2-й куплет, разглядывая детей). После 2-го куплета говорит: «Вот я и выбрала себе дружочка» - и под пение 3-го куплета торжественно проводит его по кругу. Потом воспитатель с дружоч­ком пляшут, а дети хлопают. Воспитатель говорит: «Теперь "Ваней" будет Леночка, она будет искать себе дружочка». В текст песни не стоит подстав­лять настоящие имена, дабы не нарушать народный колорит игры. Игра по­вторяется без объяснений педагога. Можно предложить разные варианты этой игры, например, искать цветы или платочки.

 

  Игра «Прятки с платочками» (любая русская народная

  мелодия бодрого характера).

  Программное содержание. Учить детей выполнять плясовые движения, согласовывая их с характером и формой музыки.

Задачи. Вызвать чувство радости, воспитывать внимание, выдержку.

Описание игры и методика ее проведения. Воспитатель берет платочек и показывает несколько плясовых движений с ним: пружинки, притопы, кру­жения, хлопки. Потом раздает платочки, подходя к каждому ребенку. Гово­рит: «Вот тебе, Аня, синий платочек, а тебе, Вова, красный». Затем предлага­ет: «Теперь давайте с платочками плясать» (сначала пляшет вместе с детьми, а затем подсказывает движения словами). В момент окончания музыки пред­лагает всем спрятаться за платочки, быстро присаживается показывая, как спрятаться, а потом встает и начинает искать детей, приговаривая: «Где же ребятки, куда они убежали?» (Главное, чтобы дети при этом радовались - они здесь сидят, а их не находят.) Снова звучит музыка, и дети пляшут. Воспитатель: «А вот они, ребятки!» (если кто-либо из детей не встал, надо, называя его по имени, пригласить на пляску).

Варьируя игру, можно мальчиков и девочек поставить ларами, дав каж­дой паре одинаковые по цвету платочки. После пляски девочки прячутся за платочками, а мальчики их ищут и наоборот.

 

    Пляска «Стукалка», украинская народная мелодия в обработке Н. Метлова, автор движений Ф. Теплиикая.

Программное содержание. Учить детей изменять движения с измене­нием громкости звучания музыки. Исполнять легкий бег и энергичные при­топы одной ногой.

Задачи. Воспитывать пространственную ориентировку.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Описание пляски. На 1—8 такты дети двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На 9—16 такты, повернувшись лицом к воспитателю, энергично притопывают одной ногой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Методика разучивания. Дети слушают музыку к пляске, затем педагог объясняет им, что сначала музыка звучит не очень громко, легко и под нее очень хорошо бегать, а потом музыка звучит громко, энергично и под нее очень хорошо топать. Свое объяснение педагог подкрепляет показом пляски. После показа предлагает поплясать всем детям, и сам пляшет вместе с ними. В процессе исполнения пляски дает указания. При дальнейшем ее разучивании может использовать музыкальную загадку: «Отгадайте, дети, что я играю?»; показ движений пляски с двумя-тремя детьми; пояснения. При повторении пляски надо следить за тем, чтобы дети топали то правой, то левой ногой (меня­ли ногу). Когда пляска освоена, можно ввести в нее движение парами.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.