Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-08-04 | 327 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРИЕМЫ АНАЛИЗА И ИСТОЛКОВАНИЯ ТЕКСТА
Примерный план анализа эпизода
Общая характеристика эпизода.
Установить границы эпизода (временные, пространственные и непосредственно текстовые).
2.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. Определить основной смысл эпизода, дать ему название.
3.Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора, персонажей (особенно если это эпизод-диалог).
4.Выявить и охарактеризовать противоречие (миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
5.Какие персонажи выступают носителями основного смысла эпизода?
Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить: кто они? каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Охарактеризовать героев - участников эпизода:
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
друг к другу;
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков
Какие композиционные средства использует автор для раскрытия содержания эпизода: пейзаж, портрет, описание действий и поступков героев, их мысли, взаимооценки, прямые авторские характеристики?
Какова логика развития эпизода?
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
|
Раскрыть особенности начала эпизода и его финала.
Какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода?
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Выводы.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Какова роль эпизода в произведении, как он сцеплен с другими эпизодами?
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Характеристика литературного героя (героев)
Алгоритм работы над характеристикой (индивидуальной, сопоставительной, групповой)
1. Общая характеристика литературного произведения. Тема, идея, замысел автора.
2. Система образов. Расстановка героев художественного произведения. Место анализируемого героя (героев, группы) в ряду других героев (групп) произведения (в русской и/ или мировой литературе).
3. Характеристика анализируемого героя (героев, группы):
4. Роль литературного героя (героев, группы) в реализации авторского замысла.
5. Место литературного героя (героев, группы) в ряду других литературных героев анализируемого периода.
Любая характеристика предполагает проведение в той или иной степени анализа системы персонажей,то есть взаимных связей и отношений между ними. Например, героев поэмы «Мертвые души» можно разделить на помещиков, чиновников, народ — крестьян и мастеровых (в основном не вовлеченных в действие, присутствующих в виде «мертвых душ»), — и несколько особняком стоит Чичиков. Это не формальное разделение: изображение помещиков и чиновников у Гоголя подчиняется разным принципам: образы помещиков индивидуализированы, чиновники же, напротив, предельно обезличены. Чичиков обособлен как герой, порожденный этой же средой, но получивший некоторое развитие, отличающийся от других действующих лиц (например, своей деловой активностью), потенциально готовый к дальнейшей эволюции, по замыслу Гоголя.
|
Последовательность анализа системы персонажей:
1. Принципы группировки персонажей.
I. Главные, второстепенные и эпизодические герои.
II. В основе группировки персонажей лежит: 1) социальный признак; 2) идеология; 3) психологический тип личности; 4) жизненная позиция героев.
2. Особенности группировки персонажей:
1) количественное соотношение групп (например, фамусовское общество многочисленно, люди типа Чацкого — одиноки в нем);
2) композиционные параллели, сопоставления и противопоставления (антитезы): один центральный герой, вокруг которого группируются остальные; главных героев два или несколько.
3) внесюжетные (смысловые) связи. Например, в романе-эпопея «Война и мир», нельзя выделить единственного главного героя, поскольку внимание автора сконцентрировано преимущественно на общенациональной проблематике, а не на частной жизни отдельных персонажей. Мы можем говорить о главных героях этого романа лишь относительно. Князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова выделяются на фоне остальных персонажей, но очевидно, что место этих образов в структуре всего произведения принципиально иное, чем, у образа Печорина, который тоже является главным героем романа.
Эпизодические или внесценические персонажи часто несут важную смысловую нагрузку. В «Горе от ума», например, внесценических персонажей гораздо больше, чем действующих на сцене. В «Грозе» эпизодическую героиню Феклушу считают, в каком-то смысле, главным идеологом «темного царства». В романе Толстого «Война и мир» Платон Каратаев, персонаж исключительно значимый в свете толстовской философии, является эпизодическим.
План анализа образа литературного персонажа (героя)
1. Место, занимаемое данным героем в системе персонажей (главный, второстепенный, эпизодический, «двойник» главного героя и т. д.)
|
Участие героя в конфликте: сюжетные ходы, в которых он участвует; связанная с ним проблематика (нравственная, философская и т. д.); кто с ним спорит, с кем он сталкивается, чем заканчивается столкновение.
2. Имя (фонетический облик, семантика, стилистические оттенки). Имена с подтекстом; связанные с именем ассоциации, в том числе литературные и общекультурные.
3. Внешний облик героя, детали портрета. Какое впечатление производит внешний облик героя? Что прежде всего подчеркнуто в его портрете? Как это героя характеризует?
4.Социальный статус героя в контексте изображаемой эпохи: образование, сфера интересов, род занятий.
5. История героя.
6.Характер, индивидуальные и типические черты.
7. Приемы и средства изображения героя:
а) композиционные средства.
б) речевая характеристика:
– самохарактеристика, самоанализ, рефлексия героя, что он сам о себе «сообщает».
– формы речи: монологи; внутренние монологи, размышления; письменная речь (письмо, дневник).
– герой в диалоге с другими персонажами, в спорах с ними;
– индивидуализация речи;
– языковой образ героя(каковы особенности речи и о чем они свидетельствуют?)
в) авторская характеристика героя;
г) характеристика со стороны других персонажей. Кто о нем говорит и что именно?
д) поступки и действия героя, характеризующие его. Как ведет себя с разными людьми? О чем говорит его поведение? Как в поступках проявляется характер и ум персонажа? Соответствуют ли дела словам?
8. Обобщение. Что можно сказать после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нем автор и что хотел сказать, изображая его? Каким герой представляется нам, что мы о нем думаем, на какие мысли о жизни и человеке нас наводит?
Работа над индивидуальной характеристикой литературного персонажа ведется в такой последовательности:
1.Установление основных черт характера.
2. Составление плана характеристики.
3.Подбор цитат для характеристики.
4.Составление связной устной характеристики.
Анализ диалога
1. Место диалога в сюжете произведения.
2. Речевая ситуация. Место и время диалога, обстановка, в которой проходит разговор.
|
3. Цели, стоящие перед участниками диалога, приемы, используемые для их достижения. Кому и почему удается или не удается достичь желаемого эффекта?
4. Содержание диалога. Идеологические, политические, философские, моральные, эстетические позиции беседующих.
5. Эмоциональное состояние собеседников и художественные средства его выражения. Ремарки, характеризующие речь персонажей, реакция на реплики другого, умение слушать собеседника, учитывать его психологическое состояние, соответствие внешней манеры поведения и внутреннего состояния собеседников, наличие барьеров, препятствующих диалогу и др.
6. Особенности речи. Интонация, лексика, грамматика и синтаксис построения фраз.
7. Речевая стратегия. Способы ведения полемики, умение подбирать точные и убедительные аргументы в споре, оказывать на партнера эмоциональное воздействие, выбирать формы обращений, средства привлечения внимания к своим суждениям и др.
8. Композиционные особенности диалога. Последовательность в развитии мысли, взаимосвязь высказываний участников разговора, соразмерность речевых высказываний персонажей, развернутость – краткость реплик беседующих, осложнение диалога внутренними монологами участников сцены.
9. Роль диалога в раскрытии характеров героев и идеи произведения.
ПРИЕМЫ АНАЛИЗА И ИСТОЛКОВАНИЯ ТЕКСТА
Примерный план анализа эпизода
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!