Приемы анализа и истолкования текста — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Приемы анализа и истолкования текста

2019-08-04 327
Приемы анализа и истолкования текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРИЕМЫ АНАЛИЗА И ИСТОЛКОВАНИЯ ТЕКСТА

 

Примерный план анализа эпизода

Общая характеристика эпизода.

Установить границы эпизода (временные, пространственные и непосредственно текстовые).

2.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. Определить основной смысл эпизода, дать ему название.

3.Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора, персонажей (особенно если это эпизод-диалог).

4.Выявить и охарактеризовать противоречие (миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

5.Какие персонажи выступают носителями основного смысла эпизода?

Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить: кто они? каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

 

Охарактеризовать героев - участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

 

Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков

 

Какие композиционные средства использует автор для раскрытия содержания эпизода: пейзаж, портрет, описание действий и поступков героев, их мысли, взаимооценки, прямые авторские ха­рактеристики?

 

Какова логика развития эпизода?

Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

Раскрыть особенности начала эпизода и его финала.

 

Какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода?

 

Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

Выводы.

Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Какова роль эпизода в произведении, как он сцеплен с другими эпизодами?

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

 

 


Характеристика литературного героя (героев)

Алгоритм работы над характеристикой (индивидуальной, сопоставительной, групповой)

1. Общая характеристика литературного произведения. Тема, идея, замысел автора.

2. Система образов. Расстановка героев художественного про­изведения. Место анализируемого героя (героев, группы) в ряду других героев (групп) произведения (в русской и/ или мировой литературе).

3. Характеристика анализируемого героя (героев, группы):

4. Роль литературного героя (героев, группы) в реализации авторского замысла.

5. Место литературного героя (героев, группы) в ряду других литературных героев анализируемого периода.

Любая характеристика предполагает проведение в той или иной степени анализа системы персонажей,то есть взаимных связей и отношений между ними. Например, героев поэмы «Мертвые души» можно разделить на помещиков, чиновников, народ — крестьян и мастеровых (в основном не вовлеченных в действие, присутствую­щих в виде «мертвых душ»), — и несколько особняком стоит Чичиков. Это не формальное разделение: изображение помещиков и чиновни­ков у Гоголя подчиняется разным принци­пам: образы помещиков индивидуализированы, чиновники же, напротив, предельно обезличены. Чичиков обособлен как герой, порожденный этой же сре­дой, но получивший некоторое развитие, отличающийся от других действующих лиц (например, своей деловой активностью), потенциально готовый к дальнейшей эво­люции, по замыслу Гоголя.

Последовательность анализа системы персонажей:

1. Принципы группировки персонажей.

I. Главные, второстепенные и эпизодические герои.

II. В основе группировки персонажей лежит: 1) социальный признак; 2) идеология; 3) психологический тип личности; 4) жизненная позиция героев.

2. Особенности группировки персонажей:

1) количествен­ное соотношение групп (например, фамусовское общество многочисленно, люди типа Чацкого — одиноки в нем);

2) компо­зиционные параллели, сопоставления и противопоставле­ния (антитезы): один центральный герой, вокруг которого груп­пируются остальные; главных героев два или несколько.

3) внесюжетные (смысловые) связи. Например, в романе-эпопея «Война и мир», нельзя выделить единст­венного главного героя, поскольку внимание автора сконцентрировано преимущественно на общенацио­нальной проблематике, а не на частной жизни отдель­ных персонажей. Мы можем говорить о главных героях этого романа лишь относительно. Князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова выделяются на фоне остальных персонажей, но очевидно, что место этих образов в структуре всего произведения принципиально иное, чем, у образа Печорина, который тоже является главным героем романа.

Эпизодические или внесценические персонажи часто несут важную смысловую нагрузку. В «Горе от ума», например, внесценических персо­нажей гораздо больше, чем действующих на сцене. В «Грозе» эпизодическую героиню Феклушу считают, в каком-то смысле, главным идеологом «темного цар­ства». В романе Толстого «Война и мир» Платон Каратаев, персонаж исключительно значимый в свете толстовской философии, является эпизодическим.

План анализа образа литературного персонажа (героя)

1. Место, занимаемое данным героем в системе персо­нажей (главный, второстепенный, эпизодический, «двойник» главного героя и т. д.)

Участие героя в конфликте: сюжетные ходы, в которых он участвует; связанная с ним проблематика (нравственная, философская и т. д.); кто с ним спорит, с кем он сталкивается, чем заканчивается столкновение.

2. Имя (фонетический облик, семантика, стилистические оттенки). Имена с подтекстом; связанные с именем ассоциации, в том числе литературные и общекультурные.

3. Внешний облик героя, детали портрета. Какое впечатление производит внешний облик героя? Что прежде всего подчеркнуто в его портрете? Как это героя характеризует?

4.Социальный статус героя в контексте изобра­жаемой эпохи: образование, сфера интересов, род занятий.

5. История героя.

6.Характер, индивидуальные и типические черты.

7. Приемы и средства изо­бражения героя:

а) композиционные средства.

б) речевая характеристика:

– самохарактеристика, самоанализ, рефлексия героя, что он сам о себе «сообщает».

– формы речи: монологи; внутренние монологи, размышления; письменная речь (письмо, дневник).

– герой в диалоге с другими персонажами, в спорах с ними;

– индивидуализация речи;

языковой образ героя(каковы особенности речи и о чем они свидетельствуют?)

в) авторская характеристика героя;

г) характеристика со стороны других персонажей. Кто о нем говорит и что именно?

д) поступки и действия героя, характеризующие его. Как ведет себя с разными людьми? О чем говорит его поведение? Как в поступках проявляется характер и ум персонажа? Соответствуют ли дела словам?

8. Обобщение. Что можно сказать после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нем автор и что хотел сказать, изображая его? Каким герой представляется нам, что мы о нем думаем, на какие мысли о жизни и человеке нас наводит?

 

Работа над индивидуальной характеристикой литературного персонажа ведется в такой последовательности:

1.Установление основных черт характера.

2. Составление плана характеристики.

3.Подбор цитат для характеристики.

4.Составление связной устной характеристики.

Анализ диалога

1. Место диалога в сюжете произведения.

2. Речевая ситуация. Место и время диалога, обстановка, в которой проходит разговор.

3. Цели, стоящие перед участниками диалога, приемы, используемые для их достижения. Кому и почему удается или не удается достичь желаемого эффекта?

4. Содержание диалога. Идеологические, политические, философские, моральные, эстетические позиции беседующих.

5. Эмоциональное состояние собеседников и художественные средства его выражения. Ремарки, характеризующие речь персонажей, реакция на реплики другого, умение слушать собеседника, учитывать его психологическое со­стояние, соответствие внешней манеры поведения и внутреннего состояния собеседников, наличие барьеров, препятству­ющих диалогу  и др.

6. Особенности речи. Интонация, лексика, грамматика и синтаксис построения фраз.

7. Речевая стратегия. Способы ведения полемики, умение подбирать точные и убедительные аргументы в споре, оказывать на партнера эмоциональное воздействие, выбирать фор­мы обращений, средства привлечения внимания к своим сужде­ниям и др.

8. Композиционные особенности диалога. Последовательность в развитии мысли, взаи­мосвязь высказываний участников разговора, соразмерность речевых высказываний пер­сонажей, развернутость – краткость реплик беседующих, осложнение диалога внутренними монологами участников сцены.

9. Роль диалога в раскрытии характеров героев и идеи произведения.


ПРИЕМЫ АНАЛИЗА И ИСТОЛКОВАНИЯ ТЕКСТА

 

Примерный план анализа эпизода


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.