Элементы концертмейстерской работы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Элементы концертмейстерской работы

2019-08-04 134
Элементы концертмейстерской работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

По предмету

"КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"


1. Цель и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины – воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками.

Задачи дисциплины

– развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;

– формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху);

– развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы;

– накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми;

- формирование готовности к практической деятельности в школе.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов.

Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

При подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам:

– аккомпанирование солисту, ансамблю, хору;

– транспонирование, творческое обращение с нотным текстом;

– объединение аккомпанемента с партией солиста;

– подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним;

кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям:

– управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники;

– исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением;

– разучивание нового произведения с солистом, хором-классом;

- самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины 140 5
Аудиторные занятия 30 30
Лекции - -
Практические занятия 30 30
Семинары - -
Лабораторные работы - -
И (или) другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа 110 110
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
И (или другие виды самостоятельной работы) - -
Вид итогового контроля (экзамен, зачет) экзамен Э

 

 


4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной партитурой.

Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. Транспонирование

 

Тематический план дисциплины

№ п/п Разделы и темы дисциплины Практические, семинарские занятия (ч.) Самостоятельная работа (ч.)
1. Элементы концертмейстерской работы 4 12
2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним 6 14
3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент 4 14
4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений 3 14
5. Чтение с листа и транспонирование 3 14
6. Подбор по слуху 4 14
7. Навыки концертного исполнительства 4 14
8. Игра в ансамбле 2 14

ИТОГО

30 110

 

Содержание разделов дисциплины

Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент

Обучение пению под собственный аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и классических вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен уверенно исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом следя за классом, а также используя элементы дирижерской техники. показывать вступление и дыхание головой или рукой).

Подбор по слуху

В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На 2 м этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд, либо раскладывается на гармонические фигурации. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической деятельностью в школе (возможная неудобная для детей тесситура, интонационные трудности произведения) и методическими задачами обучения.

Игра в ансамбле

- Изучение четырехручных переложений и сочинений для двух фортепиано различных стилей и жанров. Игра в камерном инструментальном ансамбле (скрипка – фортепиано). Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов.

ПРОГРАММА

По предмету

"КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"


1. Цель и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины – воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками.

Задачи дисциплины

– развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;

– формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху);

– развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы;

– накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми;

- формирование готовности к практической деятельности в школе.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов.

Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

При подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам:

– аккомпанирование солисту, ансамблю, хору;

– транспонирование, творческое обращение с нотным текстом;

– объединение аккомпанемента с партией солиста;

– подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним;

кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям:

– управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники;

– исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением;

– разучивание нового произведения с солистом, хором-классом;

- самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины 140 5
Аудиторные занятия 30 30
Лекции - -
Практические занятия 30 30
Семинары - -
Лабораторные работы - -
И (или) другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа 110 110
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
И (или другие виды самостоятельной работы) - -
Вид итогового контроля (экзамен, зачет) экзамен Э

 

 


4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной партитурой.

Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. Транспонирование

 

Тематический план дисциплины

№ п/п Разделы и темы дисциплины Практические, семинарские занятия (ч.) Самостоятельная работа (ч.)
1. Элементы концертмейстерской работы 4 12
2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним 6 14
3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент 4 14
4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений 3 14
5. Чтение с листа и транспонирование 3 14
6. Подбор по слуху 4 14
7. Навыки концертного исполнительства 4 14
8. Игра в ансамбле 2 14

ИТОГО

30 110

 

Содержание разделов дисциплины

Элементы концертмейстерской работы

Партия сопровождения как равноценная часть произведения, способствующая раскрытию его содержания. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений. Особенности поэтического текста, связь слова и звука.

- 2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним

Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей мелодии, выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавать ритмическую пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с одновременным подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского умения аккомпанировать солисту-партнеру. Изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.