Индивидуальные и общественные потребности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и общественные потребности

2019-08-04 107
Индивидуальные и общественные потребности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические осо­бенности — состояние здоровья, особенности физиологических про­цессов в организме, различия в строении и функционировании нерв­ной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые че­ловек реализует в своей жизни. На формирование потребностей лич­ности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воз­действие социальной среды.

В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Так, в усло­виях кастового строя способности, не связанные с предписанным данной касте родом занятий, казались ненужными. Например, чело­век, родившийся в касте купцов, имел право заниматься только тор­говлей, в касте стиральщиков белья — только стиркой и т. п.

Одна из главных тенденций развития отношений между челове­ком и обществом — индивидуализация личности. Развитие, экономи­ки, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию ин­дивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвя занного с ним индивидуального стиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей.

В человеческих сообществах всегда существовали различия меж­ду потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Как уже отмечалось, для регуляции отношений между обществом и индивидом были выработаны особые механизмы — это в первую оче­редь мораль и право. Однако теперь необходимо уточнить характер этих отношений: каковы конкретные различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объе­диняет?

Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потреб­ностей отражают следующие закономерности.                    

1.В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оценить количественно путем простого сложения. Так, если одной семье тре­буется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется тысяча квартир. Если, например, окажется, что один человек пользуeтся услугами парикмахерской в среднем раз в два месяца, то лег­ко подсчитать, сколько человек будет приходить в парикмахерские города с миллионным населением. На этой простой зависимости основываются градостроительные нормативы, позволяющие оценить потребность отдельного города в магазинах, больницах, школах, предприятиях бытового обслуживания и т. п.   

2. В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Эту закономерность понимали создатели договорной теории государства. Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего на­рода в целом — в управлении обществом, обороне, поддержанииобщественного порядка и т. п. Ряд услуг вообще носит чисто общест­венный характер и не может быть индивидуализирован, направлен только на одного отдельного человека. Это деятельность средств мас­совой информации, общественных организаций, системы образова­ния и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей приобретают потребности особого рода, которые невозможно до кон­ца, без остатка разложить на индивидуальные потребности. В то же время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социаль­ную общность. Не существует какого-то «человека вообще», явля­ющегося монопольным носителем общественных потребностей.

Различие между общественными и индивидуальными потребно­стями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потреб­ности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осо­знается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и пред­принимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания по­требности в решении экологических проблем цивилизации или в ос­воении космоса, в России — ряд острых социальных проблем (необ­ходимость в заботе общества о бездомных детях, регуляции миграци­онных процессов и т. д.).

Нам представляется, что одни и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении и воспита­нии детей является насущной для общества в целом — понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В то же время для отдельного человека эта потребность не считается насущной — даже полный отказ от семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью и является обязательным требованием для мо­нахов различных церковных конфессий. Потребность в труде — тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероят­но, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе не­одинаковые функции.

3. Наконец, общественные потребности рассматривают как потреб­ности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является обще­ственной. Для противодействия людям, препятствующим их удовле­творению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступ­ки), возникли механизмы морального и правового принуждения.

Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и обще­ственных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие челове ческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.