Виды и формы организации учебного процесса — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Виды и формы организации учебного процесса

2019-08-03 126
Виды и формы организации учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Окружающий природный мир »

Г» дополнительного класса

 

 

                                                   

                                                            Составитель: учитель Федоренкова С.В.

 

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка.

Актуальность

 Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии.

Ознакомление с окружающими явлениями и объектами природы предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, умение выделить их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов ребёнка с ОВЗ.

Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен). Закрепление образов восприятия в слове дает большие возможности для развития памяти ребенка. Такие образы могут быть произвольно вызваны, актуализированы в памяти ребенка по слову, произнесенному взрослым.

Учебный предмет Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» и рассчитан на 2 часа в неделю.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащихся дополнительного 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

1. Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними);

3. Программы «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011год;

4. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2017-2018 уч. год.

5. Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.

На основе рабочей программы может быть составлен СИПР (специальная индивидуальная программа развития).Срок реализации программы: 1 учебный год.

Цель и задачи программы.

Цель - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. 

Задачи:

- знакомить учащихся с различными природными материалами;

-учить выполнять обследовательские действия с природным материалом: песок, вода, камни и др. доступным способом;

- учить выполнять доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.;

- учить исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.);

- формировать у учащихся навыки бережно и осторожно действовать с природными материалами.

 

Инструментарий учителя:

· рабочая программа

· предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал)

Условия реализации программы

Содержание тем учебного курса

Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта. ( 24ч )

Исследование природных материалов доступным ребенку способом (ощупывание, рассматривание и т.д.):

• Песок.

• Вода. 

• Растения, части растений.

• Плоды (шишки, каштаны, желуди).

• Камни.

• Ракушки.

• Другие природные материалы.

Игры с природными материалами как средство развития ручных умений ( 26ч ).

• Действия с водой, песком, глиной, растениями и их частями, плодами (шишки, каштаны, желуди), камешками и др. природными материалами.

Варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.

Создание полисенсорного образа природного объекта ( 13ч ).

• Развитие интереса к природным объектам.

• Исследование природных объектов с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).

• Узнавание природного объекта.

Планируемые результаты освоения программы

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Выделяем следующие ожидаемые результаты:

- личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:

1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);

2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;

6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.

 

- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.

1. Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта.

Уметь выполнять обследовательские действия с природным материалом доступным способом.

2. Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.

Уметь совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.

3. Создание полисенсорного образа природного объекта.

Исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.);

Узнавать природный объект.

 

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение:объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; изображения сезонных изменений в природе; аудио- и видеоматериалы; В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи,, расположенные в здании образовательной организации, и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п Кол-во часов Дата Тема урока Стр. Ожидаемые предметные результаты (на год) Примечание

I четверть (17 часов)

 

Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта.

Уметь выполнять обследовательские действия с природным материалом доступным способом.

2. Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.

Уметь совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.

3. Создание полисенсорногообраза природного объекта.

Исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.);

Узнавать природный объект.

 

Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта.      

(7 часов)

   
1 1 01.09 «Мир вокруг нас».    
 2 1 05.09 Плоды у деревьев - шишки. (игра)    
3 1 08.09 Плоды у деревьев - каштаны. (игра)    
4 1 12.09 Плоды у деревьев - желуди. (игра)    
5 1 15.09 Игра «Что это за листья?» (береза)    
6   1 19.09 Игра «Что это за листья?» (дуб)    
7 1 22.09 Игры с ракушками.    

Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.(7 часов)

   
8 8 1 1 26.09 Д\и «Шишки - большие и маленькие»    
9 1 29.09  Д\и «Сортировка листья - шишки»    
10 1 03.10 Д\и «Сортировка желуди- каштаны.    
11 1 06.10 «Возьми из корзинки» (игра)    
12 1 10.10 «Переложи предмет» (игра)    
13 1 13.10 Д/и «Сортировка листьев» по цвету, размеру.    
14 1 17.10 Д\и «Ракушки- большие и маленькие».    

Создание полисенсорного образа природного объекта. (тактильный, зрительный, слуховой и др.).

(3 часа)

   
15115 1111 20.10 «Что у нас под ногами» (игра)    
16 1 24.10 Игры с песком.    

Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта. (1час)

   
18117 1   27.10 «Вода» (теплая-холодная, прозрачная) (игра)    

II четверть (14 часов)

   
18 1 10.11 «Песок сухой- мокрый» (игра)    

Создание полисенсорного образа природного объекта. (тактильный, зрительный, слуховой и др.).

(4 часа)

   
19 1 14.11 Игры с водой.    
20 1 17.11 Опыт-игра «Вода- чистая и грязная»    
21 1 21.11 «Как льется вода?»    
22 1 24.11 Игры с водой    

Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.

(4 часа)

   
23 1 28.11 Переливание воды. (игра)    
24 1 01.12 Наполни водой большой и маленький сосуд. (игра)    
25 1 05.12 Пересыпание песка. (игра)    
26 1 08.12 Наполни песком стаканчики.(игра)    

Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта.

(5 часов)

   
2827 1 12.12 Игра - наблюдение «Плавает и тонет»    
28 1 15.12 Игра - наблюдение «Плавающие шишки»    
29 1 19.12 Игра - наблюдение «Плавающие листья»    
30 1 22.12 Игра - опыт «Как из снега получить воду»    
31 1 26.12 «Снег» (игра)    

III четверть (18 часов)

   

Создание полисенсорного образа природного объекта. (тактильный, зрительный, слуховой и др.) (6 часов)

   
32 1 12.01 «Снег» (белый, холодный) (игра)    
33 1 16.01 «Покажи такой же» (песок, снег) (игра)    
34 1 19.01  «Покажи такой же» (снег, вода) (игра)    
35 1 23.01 Игра «Потрогай, покажи» (песок, снег)    
36 1 26.01 Игра «Потрогай, покажи» (вода, снег)    
37 1 30.01  Игра «Потрогай, покажи» (вода, песок)    

Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.

(5 часов)

   
38 1 02.02  «Следы на песке» (игра)    
39 1 13.02 «Что спрятано?» (игра)    
40 1 16.02 «Рыбалка» (игра)    
41 1 20.02 «Что спрятано?» (игра)    
42 1 27.02 «Слепи комочек» (игра)    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Окружающий природный мир »

Г» дополнительного класса

 

 

                                                   

                                                            Составитель: учитель Федоренкова С.В.

 

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка.

Актуальность

 Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии.

Ознакомление с окружающими явлениями и объектами природы предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, умение выделить их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов ребёнка с ОВЗ.

Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен). Закрепление образов восприятия в слове дает большие возможности для развития памяти ребенка. Такие образы могут быть произвольно вызваны, актуализированы в памяти ребенка по слову, произнесенному взрослым.

Учебный предмет Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» и рассчитан на 2 часа в неделю.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащихся дополнительного 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

1. Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними);

3. Программы «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011год;

4. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2017-2018 уч. год.

5. Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.

На основе рабочей программы может быть составлен СИПР (специальная индивидуальная программа развития).Срок реализации программы: 1 учебный год.

Цель и задачи программы.

Цель - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. 

Задачи:

- знакомить учащихся с различными природными материалами;

-учить выполнять обследовательские действия с природным материалом: песок, вода, камни и др. доступным способом;

- учить выполнять доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.;

- учить исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.);

- формировать у учащихся навыки бережно и осторожно действовать с природными материалами.

 

Инструментарий учителя:

· рабочая программа

· предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал)

Условия реализации программы

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и видыработ, а такжесредстваобучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), уроки-игры, уроки-наблюдения, уроки-опыты  и др.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная с индивидуальным и дифференцированным подходом.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Система оценки достижения планируемых результатов обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения рабочей программы (или СИПР). Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения рабочей программы (или СИПР).

Основой оценки достижений обучающегося слу­жит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Ре­зультаты анализа представлены в портфолио обучающегося и отражаются в СИПР.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование раздела и тем всего часов
1 Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта 24ч
2 Игры с природными материалами как средство развития ручных умений. 26ч
3 Создание полисенсорного образа природного объекта. 13ч
  Итого: 63 часа в год  

 

В связи с особенностями развития учащихся данного класса (недостаточное накопление сенсорного опыта и слабое развитие ручных умений) программный материал по данному учебному курсу был перераспределен в соответствии с потребностями и возможностями учащихся. На разделы «Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта» и «Игры с природными материалами как средство развития ручных умений» отведено наибольшее количество часов (24 и 26).

Содержание тем учебного курса

Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта. ( 24ч )

Исследование природных материалов доступным ребенку способом (ощупывание, рассматривание и т.д.):

• Песок.

• Вода. 

• Растения, части растений.

• Плоды (шишки, каштаны, желуди).

• Камни.

• Ракушки.

• Другие природные материалы.

Игры с природными материалами как средство развития ручных умений ( 26ч ).

• Действия с водой, песком, глиной, растениями и их частями, плодами (шишки, каштаны, желуди), камешками и др. природными материалами.

Варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.

Создание полисенсорного образа природного объекта ( 13ч ).

• Развитие интереса к природным объектам.

• Исследование природных объектов с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).

• Узнавание природного объекта.

Планируемые результаты освоения программы

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Выделяем следующие ожидаемые результаты:

- личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:

1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);

2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;

6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.

 

- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.

1. Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного опыта.

Уметь выполнять обследовательские действия с природным материалом доступным способом.

2. Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.

Уметь совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.

3. Создание полисенсорного образа природного объекта.

Исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.);

Узнавать природный объект.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.